КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советский государственный аппарат и номенклатура. Феномен советской бюрократии 2 страница
Конституция 1936 г. внесла существенные изменения в систему высших органов власти. Прекратила существование прежняя система съездов Советов. Высшим органом государственной власти стал Верховный Совет СССР, первые выборы в который были проведены в декабре 1937 г. В круг его полномочий входили: принятие и внесение изменений в Конституцию СССР, утверждение государственного бюджета и государственных планов экономического и социального развития, принятие в состав СССР новых союзных республик, образование новых автономных республик и автономных областей. Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 357 По аналогии с прежним Союзным ЦИКом Верховный Совет СССР состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей, в равной мере наделенных правом законодательной инициативы. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам, члены Совета Национальностей — по устанавливаемой норме: 32 депутата от каждой ССР, 11 депутатов — от автономной республики, пять — от автономной области, один — от автономного округа. Основной формой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созываемые согласно Конституции два раза в год. Верховный Совет СССР на совместном заседании обеих палат избирал Президиум Верховного Совета СССР в составе 37 человек (председателя, 11 заместителей в соответствии с числом союзных республик, секретаря и 24 членов Президиума). В его функции входили: созыв сессий Верховного Совета, толкование законов, издание указов, роспуск палат и назначение новых выборов. В новой Конституции предусматривались процедуры, обеспечивающие согласованное взаимодействие палат Верховного Совета СССР. При возникавших разногласиях между палатами создавалась согласительная комиссия на паритетной основе. В случае если палаты и после этого не приходили к единому мнению, Президиум Верховного Совета СССР мог распустить Верховный Совет и назначить новые выборы (однако таких прецедентов ни разу не было). В отличие от Верховного Совета СССР Верховные советы союзных республик не были двухпалатными, поэтому национальные меньшинства этих республик могли отстаивать свои интересы только через Совет Национальностей Верховного Совета СССР. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти и управления оставался Совет Народных Комиссаров СССР, осуществлявший управление отраслями народного хозяйства через наркоматы, комитеты и комиссии. К полномочиям правительства относились: контроль за выполнением народнохозяйственных планов и государственным бюджетом, обеспечение общественного порядка и др. СНК образовывался Верховным Советом СССР и в своей деятельности был подотчетен Верховному Совету и его Президиуму.В соответствии с Конституцией 1936 г. была изменена также система местных Советов. Прежние Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящихся. Упразднялись съезды Советов. Распорядительными органами на местах, как и прежде, являлись исполкомы Советов, в руках которых находилась реальная власть.Конституция 1936 г. по сравнению с первой союзной конституцией существенно расширила полномочия общесоюзных органов. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, равно как и право решения вопросов трудово- 358 Раздел V. Особенности советской государственности го законодательства, законодательства о суде и административно-территориального устройства. Верховный Совет СССР благодаря наделению его правом назначать следственные и ревизионные комиссии получал возможность контроля над всем государственным аппаратом. Однако главным отличием новой Конституции было законодательное закрепление в ней положения о руководящей роли в политической системе советского общества Коммунистической партии (ст. 126 Конституции), обладавшей теперь государственной властью не только де-факто, но и де-юре. Хотя властные полномочия партии не были прямо зафиксированы в статьях Конституции, были умело замаскированы изобретенным сталинским руководством тезисом о ее «руководящей роли», осуществляемой через коммунистов и партийные комитеты общественных и государственных организаций и учреждений, это не могло скрыть происходящих в действительности процессов. Государственная власть в стране к середине 30-х гг. находилась полностью в руках узкого круга партийной элиты. Показательно, что даже правом выдвижения кандидатов на выборах в Советы различных уровней Конституция наделяла исключительно партийные и руководимые ими общественные организации. Все принимаемые высшими органами государственной власти нормативные правовые акты, будь то решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума или постановления Совнаркома СССР, подлежали предварительному рассмотрению и санкционировались Политбюро ЦК партии. Этой же цели закрепления монопольного положения коммунистической партии в системе власти и управления должно было служить придание нового статуса идеологии марксизма-ленинизма, которая объявлялась в новой Конституции не только партийной, но и одновременно официальной, государственной идеологией. В 30-е гг. завершается процесс сращивания партийного и государственного аппарата. Это выражалось не только в окончательно утвердившемся в это время номенклатурном принципе подбора и расстановки кадров на руководящие посты в государстве, который обеспечивал личную зависимость назначаемых от тех, кто находился наверху управленческой пирамиды. Партийным инстанциям исподволь передавались многие чисто государственные функции. Так, вопросы планирования и организации производства решались не в наркоматах или Госплане, а в отраслевых отделах ЦК и Политбюро партии. С другой стороны, получила дальнейшей развитие практика совмещения партийных и государственных должностей. Подавляющее большинство партийной элиты и практически все члены Политбюро находились во главе различных государственных структур, занимали руководящие должности в правительстве. Активно использовалась также Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 359 такая форма партийного влияния на управление государством, как создание совместных партийно-государственных органов (таких как ЦКК—РКИ, политотделы в МТС, на предприятиях, в совхозах и т. д.). Специфику советского строя составляло принятие совместных партийно-государственных нормативных актов — постановлений ЦК ВКП(б) и Правительства СССР, имевших силу закона. Наконец, приметой времени стало превращение партийной символики — красного флага и партийного гимна «Интернационал» — в официальные государственные символы. Усиление роли партии не ограничивалось ее стремлением подчинить своему влиянию государственный аппарат («овладеть госаппаратом», как в то время говорили). С самого начала партия стремилась поставить под свою опеку массовые общественные организации, с помощью которых, как мы уже говорили, обеспечивался всеобъемлющий контроль над обществом. Прежде всего это касалось таких массовых организаций, как профсоюзы и комсомол, постепенно утративших добровольный характер и попавших в прямое подчинение партии. Так, уже в начале 30-х гг. ВЦСПС были переданы государственные функции упраздненного наркомата труда, следствием чего стало фактическое подчинение профсоюзных организаций соответствующим наркоматам и ведомствам по профилю их деятельности. С начала 30-х гг. вплоть до 1949 г. ни разу не проводились съезды профсоюзов и всесоюзные профсоюзные конференции. Что касается комсомола, являвшегося крупнейшей в СССР молодежной организацией, то его идейно-воспитательная работа была полностью подчинена в 30-е гг. идеологическому обоснованию проводившегося в стране политического курса и возвеличиванию Сталина. В то же время 30-е гг. были отмечены рядом новых явлений в системе управления обществом, на которые часто не обращают внимания. Объявленный партией курс на ускоренную индустриализацию и осуществленная в начале 30-х гг. коллективизация сельского хозяйства, которая привела к окончательной ликвидации рыночных отношений и замене их внерыночными механизмами изъятия хлеба у крестьян (колхозы), сопровождались стремительным ростом административно-управленческого аппарата. По данным переписи населения 1939 г. за 10 лет он вырос в шесть раз. В связи с тем, что деятельность государства все больше приобретала принудительный характер, была сведена к органам насилия, особенно быстро разрастался исполнительный аппарат, непосредственно связанный с административными мерами принуждения. Это создало условия для эмансипации бюрократического аппарата, обособления его, в том числе от партии, при сохранении видимости ее «руководящей роли». Раньше других это понял Сталин, что во многом объясняет причины его победы над своими политическими оппонентами, 360 Раздел V. Особенности советской государственности. продолжавшими верить в партию и ее идеалы. Нет ничего случайного в том, что Сталин, долгое время не занимавший государственных должностей, «изменяет» своей привычке и в мае 1941 г. занимает пост председателя СНК СССР (заменив на этом посту В. М. Молотова) как более важный с точки зрения обладания реальной властью. Известно высказывание Сталина о том, что «властвуют не те, кто выбирают и голосуют, а те, кто правит», «те, которые овладели на деле исполнительным аппаратом государства, которые руководят этим аппаратом». Впервые на эти особенности развития административно-командной системы управления в 30-е гг. указала известный исследователь советского государственного аппарата Т. П. Коржихина. Прежде всего, автор обратила внимание на не очень заметное, на первый взгляд, дополнение, которое было внесено Конституцией 1936 г. в определение места правительства в государственном механизме. В Конституции СНК СССР определялся как высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. По мнению ученого, это определение было предложено Сталиным в процессе разработки Конституции с целью принизить значение Верховного Совета СССР как органа государственной власти и упрочить автономность правительства по отношению к высшему представительному органу. Дальнейшее усиление роли СНК СССР подтверждает это предположение. То же самое можно сказать и об изменении роли Президиума Верховного Совета СССР в системе государственной власти и управления. Формально он не являлся законодательным органом, так как вся полнота законодательной власти согласно Конституции 1936 г. должна была принадлежать Верховному Совету СССР. Однако на практике указы Президиума Верховного Совета СССР имели силу закона. В дальнейшем среди законов, принимавшихся Верховным Советом СССР, как правило, преобладали законы об утверждении указов Президиума Верховного Совета. В 1938 г. Президиум Верховного Совета СССР был наделен правом объявления военного положения, принимать в гражданство СССР и разрешать выход из него. Позже, в 1948 г., согласно внесенному в Конституцию дополнению Президиум получил право денонсировать международные договоры, учреждать ордена и медали, почетные и воинские звания. В условиях складывания административно-командной системы управления изменения происходили и в самой партии. К концу 30-х гг. она окончательно утратила остатки демократизма и постепенно превращалась в полувоенную по своему устройству и принципам организацию (в «орден меченосцев», по определению Сталина), в которой все дела вершились узким кругом партийной элиты, а рядовые члены партии полностью были отрешены от выработки партийной политики. Под воздействием Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 361 происходивших трансформационных процессов в советском государственном строе менялся и политический облик партии коммунистов. Из политической организации она постепенно превращалась в личную гвардию Сталина, в источник формирования нового служилого класса, заинтересованного в сохранении существующего строя не столько идейно, сколько лично. Коммунистические идеалы вытеснялись сугубо прикладными целями прагматического интереса, связанного с карьерой, приобщением к власти ради власти. Тяжелым испытанием для партии стали организованные сталинским руководством в 1936—1938 гг. политические процессы над лидерами внутрипартийной оппозиции, закончившиеся физическим уничтожением крупных партийных и государственных деятелей, многие из которых были ближайшими соратниками Ленина. С началом репрессий исчезают дискуссии в партии, затухает политическая жизнь и устанавливается под видом партийного «единства» единомыслие партийных рядов. В ходе «великих чисток» 30-х гг. была уничтожена и большая часть партийных руководителей всех уровней в национальных республиках. Эта карательная мера понадобилась центру для того, чтобы лишить республики национальной элиты и открыть дорогу новому поколению руководителей, более уступчивых по отношению к центральному руководству. Государственное управление в 30-е гг. функционировало на основе пятилетних планов, имевших силу закона. Система государственного управления строилась в это время, так же как и позднее, на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭРЛО, ГПУ и др.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руководства с преобладанием одного из них. Для 30-х гг. характерно было усиление отраслевого принципа управления. Формально отказ от преобладавшего до этого функционального принципа построения партийного и государственного аппарата был объявлен на XVII съезде ВКП(б) (январь — февраль 1934 г.). Тогда же (в марте 1934 г.), исходя из указаний съезда, было принято специальное постановление ЦИК и СНК СССР, согласно которому органы государственного управления должны были быть перестроены на основе производственно-отраслевого и территориального принципов. Установка на переход к производственно-отраслевому принципу обосновывалась неэффективностью функциональной системы управления (раздутый управленческий аппарат, волокита, обезличенность и отсутствие прямой ответственности) в условиях расширения масштабов строительства, увеличения числа промышленных предприятий и их размеров. В то же время потребности планового управления не позволяли полностью отказаться от функциональных подразделений государственного аппарата. Планирование народного хозяйства, равно как 362 Раздел V. Особенности советской государственности и финансирование отраслей промышленности и сельского хозяйства, продолжали осуществляться из одного центра. Переход к производственно-отраслевому и территориальному принципам управления сопровождался дроблением, разукрупнением практически всех наркоматов. Как полагают исследователи, помимо решения основной задачи усиления эффективности управленческого труда целью разукрупнения наркоматов было превращение крупных отраслевых центров в под отраслевые, узкоспециализированные ведомства, деятельность которых легче контролировать. Одновременно открывались широкие возможности для «перетряхивания» аппарата, проведения чисток органов управления, являвшихся неотъемлемой чертой административно-командной системы. постановлением ЦИК СССР о перестройке управления промышленностью. На основании этого постановления был упразднен единый промышленный наркомат — ВСНХ. Вместо него созданы три отраслевых наркомата: Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяж), Наркомат легкой промышленности СССР (Наркомлегпром) и Наркомат лесной промышленности СССР (Наркомлеспром). В 1934 г. к ним добавился четвертый — Наркомат пищевой промышленности, в 1939 г. их было уже 21 (из НКТП в 1936 г. выделились Наркомат оборонной промышленности, Наркомат машиностроения). Увеличивалось число главков в самих наркоматах. Наиболее наглядно этот процесс можно проиллюстрировать на примере самого крупного в то время наркомата, ведавшего всем, оборонным комплексом — Наркомата тяжелой промышленности, возглавляемого Г К. Орджоникидзе (ранее он руководил ВСНХ). Если при его создании в 1932 г. он состоял из 10 главков и секторов, непосредственно руководивших заводами (главк — завод), то к 1937 г. их число достигло 33. Разукрупнение наркоматов и их дробление способствовало возникновению и развитию ведомственности, со временем составившей специфику советской хозяйственной системы. В рамках данной системы управления отраслевые наркоматы превращались в замкнутые административно-хозяйственные единицы (ведомства), выступавшие одновременно в роли центральных органов государственного управления и органов хозяйствования. С целью установления контроля над вновь создаваемыми наркоматами и координации их деятельности власть вынуждена была создавать новые бюрократические надстройки. Так, в ноябре 1937 г. для оперативного руководства народным хозяйством при СНК СССР на правах постоянной комиссии был образован Экономический совет (ЭКОСО). СТО прекратил свою деятельность. Основной функцией ЭКОСО СССР, разделившегося веко- Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 363 ре на многочисленные отделы и подотделы, являлась проверка выполнений решений правительства по хозяйственным вопросам. Особенностью проводимой в 30-е гг. перестройки органов управления являлось то, что большинство из вновь создаваемых наркоматов были общесоюзными. Это свидетельствовало о дальнейшем процессе централизации государственного управления, и не только в областях народного хозяйства. Та же тенденция наблюдалась и в социально-культурной сфере. Если в начале 20-х гг. в союзно-республиканском подчинении находился только один Наркомат труда, а тремя другими (просвещения, здравоохранения, социального обеспечения) республики управляли самостоятельно, то к концу 30-х гг. картина кардинально меняется. В 1933 г. союзно-республиканский Наркомат труда был упразднен и его функции переданы ВЦСПС. Создаются общесоюзные органы управления научными учреждениями (1932 г.), высшей школой (1932 г.), здравоохранением (1936 г.), лишь вопросы просвещения и социального обеспечения остаются в ведении республик. Концентрация власти в руках общесоюзных государственных и партийных органов вела к еще большему росту управленческого аппарата, сопровождалась бюрократизацией государственной жизни. В неменьшей мере этому способствовала также нехватка образованных, квалифицированных специалистов-управленцев, обусловливавшая низкий уровень качества и эффективности управления, который правящая элита пыталась компенсировать приданием государственному управлению жестко бюрократического, командно-административного характера. В этих условиях значительно возрастала роль контрольных и карательных органов в системе власти и управления. Помимо созданного в 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР), осуществлявшего всеобщий административный надзор (к НКВД перешли от ОГПУ функции политической полиции), действовали различные узковедомственные органы контроля (финансового, планового и т. д.). Все они были строго централизованы и действовали в масштабах СССР, независимо от Советов. В конце 30-х гг. с целью снижения отрицательного эффекта растущей бюрократизации и в связи с усилившейся внешней опасностью и угрозой военного нападения на СССР получает развитие практика создания чрезвычайных органов, не предусмотренных Конституцией и наделяемых особыми полномочиями. Как правило, эти органы формировались самой партией преимущественно из коммунистов. К числу таких органов относились, в частности, политические отделы и институт парторгов ЦК, получившие широкое распространение после принятия в 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) нового Устава партии. Устав предоставлял первичным партийным организациям производственных предприятий право контроля работы администрации, 364 Раздел V. Особенности советской государственности а ЦК согласно Уставу получал право создавать политотделы и выделять специальных уполномоченных партийных организаторов ЦК ВКП(б) на тех участках, которые признавались наиболее важными для народного хозяйства. Парторги ЦК назначались непосредственно Центральным Комитетом партии, были ответственны только перед ним, что давало им большие полномочия на местах. Как правило, они назначались на оборонные предприятия либо направлялись на наиболее трудные участки народного хозяйства. По некоторым данным перед войной насчитывалось более тысячи парторгов ЦК. Одновременно с этим ряд новых явлений наблюдался в работе Советов. С 1940 г. возникает новая форма практической работы депутатов Советов — постоянные комиссии Советов (бюджетные, местной промышленности, просвещения, обороны, коммунального хозяйства, здравоохранения, сельского хозяйства, торговли), задачей которых являлся контроль за выполнением решений партии и правительства. Серьезные изменения накануне войны произошли в организации управления и комплектовании армии. Была расширена сеть военных учебных заведений, принимались меры по оснащению войск новой военной техникой, в первую очередь танками и авиацией. Укреплялись единоначалие и дисциплина в армии. В мае 1940 г. произошла смена руководства Наркомата обороны. В связи с неудачами советско-финляндской войны за очевидные «промахи» в работе был снят с поста многие годы возглавлявший НКО СССР К. Е. Ворошилов. Новым наркомом обороны стал маршал С. К. Тимошенко. В июле того же года был утвержден новый состав Главного военного совета под председательством С. К. Тимошенко. В январе 1941 г. начальником Генерального штаба и заместителем наркома обороны был назначен Г. К. Жуков. Потребность в укреплении единоначалия в армии особенно остро обозначилась с началом Великой Отечественной войны, что неизбежно ставило под вопрос необходимость сохранения института военных комиссаров в армии и на флоте. Он был упразднен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. Функции идеологического и политического воспитания личного состава армии были возложены на введенный тогда же институт заместителей командиров по политической части (замполитов). Характер власти и управленческих структур в годы Великой Отечественной войны Вопреки господствовавшим долгое время в советской историографии упрощенно-поверхностным объяснениям особенностей государственного управления в период с конца 30-х гг. до нача- Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 365 ла 50-х гг. на характер власти и управления в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период оказали влияние многие причины и факторы. К числу таких факторов, нуждающихся в осмыслении, прежде всего следует отнести происходившие в предвоенный период существенные изменения в характере советского политического режима. Эти изменения были связаны с предпринятой в этот период сталинским руководством попыткой пересмотреть прежние приоритеты в государственном строительстве и сделать ставку на традиционные ценности и институты, которые ассоциировались в сознании сталинской партократии с государственной мощью и имперским величием старой России. Первые симптомы смены приоритетов во внутренней политике советского режима дали о себе знать уже в середине 30-х гг. сразу после расправы Сталина над старыми большевиками и завершения продолжавшегося с 1929 г. периода «наступления социализма по всему фронту». Основной смысл начавшегося по аналогии с нэпом нового «великого отступления» заключался в постепенном установлении компромисса между ортодоксальной коммунистической доктриной и элементами традиционной русской культуры и исторического прошлого. Оказавшись в международной изоляции в условиях, когда европейский пролетариат «не спешил» с осуществлением социалистических революций, советский режим должен был приспосабливаться к меняющейся обстановке. Необходимы были новые идеологические установки, способные успокоить расколотое классовой борьбой советское общество и обеспечить поддержку правящей коммунистической олигархии. Отказавшись от идеи мировой революции, верить в которую после 20-летнего нахождения у власти большевиков могли только неисправимые идеалисты, сталинский режим в силу обстоятельств вынужден был рядиться в русские национальные одежды. Так или иначе, жизнь оказалась сильнее деклараций и призывов, провозглашенных большевиками в начале своего правления. Во всяком случае, на протяжении всего последующего периода советский коммунизм значительно отличался от того, чем он был до середины 30-х гг. Уже для того чтобы поднять молодое поколение на гигантское индустриальное строительство, пришлось апеллировать к его национальной гордости. Чтобы иметь морально боеспособную армию, пришлось возвеличивать славу старой России, мощь ее государственности. Была развернута широкая кампания по реабилитации русской истории, призванная поднять патриотические чувства советских граждан. Знамением времени становится прославление в кино и официальной пропаганде национальных героев, государственных деятелей прошлого, способствовавших развитию и укреплению страны — Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, А. Суворова, М. Кутузова. В 1937 г. была торжественно отпразднована 125-я годовщина Бородинского сражения. 366 Раздел V. Особенности советской государственности Наметившийся с середины 30-х гг. поворот в идеологии и практике советского режима свидетельствовал о сохранявшейся, несмотря на усиление авторитарных тенденций в обществе, потенциальной возможности внутренней демократизации советского строя. Когда страна оказалась в конце 30-х — начале 40-х гг. перед реальной угрозой быть втянутой в войну, он получил дополнительный импульс. Напряженная международная обстановка и начавшаяся осенью 1939 г. Вторая мировая война внесли ряд корректив во внутреннюю политику сталинского руководства, оказав влияние на характер власти и методы управления обществом в новых условиях. Это влияние было двояким. С одной стороны, осознавая опасность военного нападения извне и пытаясь найти новые возможности для укрепления социального консенсуса в обществе, правящая элита вынуждена была пойти на известное смягчение режима, отодвигая на второй план установки идеологического характера. Смертельная опасность, нависшая над страной в связи с нападением 22 июня 1941 г. гитлеровской Германии на Советский Союз, заставила руководителей СССР искать опору в национальных и патриотических ценностях русского народа, призывать к национальному единению. В выступлениях руководителей государства (в обращении Сталина к народу, переданном по радио 3 июля 1941 г.), средствах массовой информации прочное место занимают ссылки на героические страницы русской истории, вдохновляющие на подвиги мужественные образы наших великих предков. В интересах сплочения многонационального советского общества активно пропагандировалась идея равенства всех наций и народностей, объединившихся в рамках Советского государства в «добровольную» федерацию. Параллельно с этим предпринимались шаги по демократизации отношений союзного центра с республиками, что нашло выражение в продвижении в советские и партийные органы республик национальных кадров. Показателем идеологической эволюции режима стала объявленная властью с началом войны новая политика по отношению к православной церкви как к институту, неразрывно связанному с национальными ценностями и традицией. В сентябре 1941 г. по указанию Сталина были закрыты антирелигиозные периодические издания, распущен радикальный «Союз воинствующих безбожников». В 1942 г. митрополиты Алексий и Николай были включены в Комиссию по расследованию фашистских преступлений. В свою очередь, Церковь оказывала моральную и материальную помощь в деле борьбы советского народа с фашистской агрессией. В сентябре 1943 г. в Кремле состоялась встреча Сталина с тремя высшими иерархами Русской православной церкви, во время которой лидер Советского государства дал согласие на Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 367 восстановление института патриаршества в структуре управления Церковью. Состоявшийся 7 сентября Поместный собор избрал патриархом митрополита Сергия, занимавшего пост местоблюстителя пустовавшего с 1924 г. патриаршего престола и фактически являвшегося в течение последних 17 лет главой Церкви. Тогда же был создан Совет по делам Русской православной церкви под председательством Г. Карпова. В августе 1945 г., уже при патриархе Алексии, Церковь получила право приобретать здания и культовые предметы для отправления богослужения. Исследователи обращают внимание и на другие примеры наблюдавшейся в годы войны эволюции в идеологической и политической сфере, связанной со стремлением власти пересмотреть некоторые аспекты проводимой прежде политики по отношению к различным слоям населения и обеспечить национальное согласие в обществе. В области сельского хозяйства это выразилось в предоставлении большей свободы реализации крестьянами продукции их подсобных хозяйств, приведшей к активизации колхозного рынка, что не только являлось крупной уступкой крестьянству, но и свидетельствовало о слабости колхозного строя, не способного удовлетворить растущие в условиях войны потребности страны в продуктах сельского хозяйства. Из тех же соображений экономической эффективности исходило правительство, идя на смягчение политического и идеологического контроля на промышленных предприятиях. На большинстве из них было прекращено практиковавшееся до этого времени проведение в рабочее время различного рода «политических собраний», определяющую роль в решении организационных и кадровых вопросов стали играть технические руководители. Аналогичные процессы происходили и в действующей армии после упразднения института политических комиссаров. Некоторое ослабление идеологического контроля наблюдалось и в отношениях партии к творческой интеллигенции — писателям, поэтам, композиторам, чей талант был также поставлен на службу патриотической и национальной пропаганде. Говоря об этом, не следует в то же время преувеличивать значение новых явлений, которые наметились в годы войны в идеологической и политической сфере развития советского общества. Некоторое ослабление политического и идеологического контроля, породившее большие надежды в различных слоях общества на возможность эволюции советской политической системы, совсем не означало, что советский режим способен был отказаться от своих доктринальных установок. Сделать это он не мог уже из соображений личной безопасности, так как отказ от коммунизма ставил бы под вопрос само существование коммунистической власти. Как показали дальнейшие события, «национализация большевизма», предпринятая сталинским руководством
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |