КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советский государственный аппарат и номенклатура. Феномен советской бюрократии 5 страница
Судьбы реформ и реформаторов в России: учеб. пособие. М., 1999. С. 302. Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 391 сения в среде партаппарата. Начало перестройки партийной работы было положено принятием нового Устава КПСС на проходившем в октябре 1961 г. XXII съезде партии. В Устав впервые вводились положения о возможности внутрипартийных дискуссий, расширении прав местных партийных органов, недопустимости подмены партийными организациями государственных органов и общественных объединений. Больше всего опасений у партаппарата вызвало сформулированное в Уставе требование систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичных партийных организаций (на половину должны были обновляться на каждых выборах выборные партийные органы на нижнем уровне, на одну треть — республиканские и областные, на одну четверть — ЦК КПСС и Президиум ЦК)1. Запрещалось занимать одну и ту же должность более двух раз. Однако самой непопулярной и непродуманной оказалась партийная реформа, проведенная Хрущевым в 1962 г. по решению ноябрьского Пленума ЦК КПСС. Смысл ее заключался в перестройке партийного руководства народным хозяйством на основе производственного принципа. Все партийные организации на местах были разделены на промышленные и сельские. В соответствии с этим перестраивалась система советских органов: вместо единых Советов и их исполкомов создавались сельские и промышленные Советы и исполкомы, что еще больше усиливало неразбериху в управлении. Все это вместе с ошибками в области сельского хозяйства, сопровождавшей реформы перетряской номенклатурных кадров, значительным ослаблением влияния партии в различных отраслях народного хозяйства, равно как и очевидными просчетами во внешней политике (кубинский кризис 1962 г.) решило участь Хрущева. В октябре 1964 г. он был отстранен от управления партией и страной и отправлен на пенсию «по состоянию здоровья» в связи с «преклонным возрастом». Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г. Генеральным секретарем) был избран Л. И. Брежнев, пост Председателя Совета Министров СССР занял А. Н. Косыгин. В качестве официальных обвинений Хрущеву были выдвинуты волюнтаризм, субъективизм и увлечение администрированием, покушение на ленинские принципы руководящей роли партии, союза рабочего класса и крестьянства. Призванная, по замыслу Хрущева, заложить механизм обновления и омоложения партийных кадров, эта реформа на практике привела к усилению власти высшего партийного звена (что объяснялось быстрой ротацией кадров в нижних звеньях при относительной стабильности высших, особенно ЦК партии), способствовала укреплению отношений личной преданности в верхах партаппарата.
392 Раздел V. Особенности советской государственности Власть и управление в «эпоху Брежнева»: от стагнации общества к системному кризису Отставка Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. и, как следствие, смена партийно-государственного руководства открыли новый этап в развитии советского общества, который традиционно принято называть «годами застоя» (в официальной пропаганде он именовался эпохой «развитого социализма»). Главной особенностью этого периода был отказ нового руководства от политики глубокого реформирования общества и связанная с этим консервация политического режима, обусловившая, в конечном счете, после короткой хрущевской «оттепели» наступление застоя во всех сферах жизни. Вместе с тем после проведенных в середине 50-х гг. преобразований новая власть уже не могла без риска потерять доверие населения вернуться в полном объеме к прежней системе директивного управления и отказаться от проводимой Хрущевым линии на повышение уровня жизни. Логика развития страны требовала проведения назревших экономических реформ. Именно эта попытка сочетания политического и идеологического консерватизма, последовательно проводившегося пришедшей к власти группой руководителей, с экономическими реформами, сопровождавшимися неизбежным укреплением технократических ценностей, составляла одну из характерных черт первых лет брежневского правления. Смена руководства страной в середине 60-х гг., означавшая победу консервативных сил в верхних эшелонах власти, привела к дальнейшему усилению позиций партийно-государственной номенклатуры. Реформы Хрущева, как уже говорилось, вольно или невольно вели к значительному ослаблению руководящей роли партии в различных сферах управления, что вызывало раздражение и законный протест партноменклатуры. Поэтому партаппарат энергично настаивал на прекращении экспериментов, в том числе (и в первую очередь) на отмене задевавших его интересы хрущевских реорганизаций в области партийно-государственного управления. Его основными требованиями стали устойчивость и «стабильность кадров», возвращение к коллективному руководству. Оригинальность ситуации состояла в том, что именно реформы Хрущева, сопровождавшиеся десталинизацией и некоторой демократизацией общества, во многом способствовали, если быть объективными, превращению партаппарата из слепого орудия личной власти, каким он был при Сталине, в самостоятельный субъект политики, уже не боявшийся повторения репрессий 30—40-х гг. Как бы то ни было, уже первые решения нового руководства свидетельствовали о его намерении восстановить в полном объеме руководящую роль партии, усилить влияние партаппарата во
Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 393 всех сферах жизни общества. Первым шагом в этом направлении стала отмена новаций Хрущева, которые были приняты им в области партийно-государственного строительства. Через месяц после смещения Хрущева на состоявшемся в ноябре 1964 г. Пленуме ЦК КПСС было принято решение о ликвидации деления партийных организаций на «сельские» и «промышленные» и перестройке их работы на основе прежнего территориально-производственного принципа. Тем самым восстанавливалась в полном объеме вертикаль партийного руководства — ЦК, обком, райком. Позже, на XXVI съезде КПСС (1966 г.) был отменен введенный Хрущевым принцип ротации партийной номенклатуры, столь ненавистный партаппарату. Одновременно с перестройкой партийных органов были реорганизованы на привычных для аппарата организационных основах советские, комсомольские и профсоюзные организации и учреждения. Вместе с усилением роли «партийной вертикали» восстанавливался контроль партии над экономикой. В сентябре 1965 г. решением Пленума ЦК были упразднены совнархозы и восстановлены отраслевые министерства. Наконец, был преобразован созданный в конце 1962 г. Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Он был превращен в Комитет народного контроля, фактически лишенный властных полномочий. Параллельно с реорганизацией партийного и советского аппарата брежневское руководство попыталось провести экономические реформы, в известном смысле позволяющие говорить о наличии в этот период в руководстве страны временного консенсуса между консерваторами и технократами. Он был продиктован кризисным положением экономики страны, которое обнаружилось еще в начале 60-х гг. и требовало перехода к новым методам управления народным хозяйством. В его основе лежало осознание частью политического руководства назревшей необходимости ограничения административного диктата в сфере экономических отношений и усиления экономического стимулирования производства, что предполагало внедрение механизмов внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителя в результатах труда. Все это не означало отказа от директивной модели экономики и лежащего в ее основе централизованного планирования. Более того, с упразднением совнархозов и восстановлением центральных отраслевых министерств усилился процесс административной централизации. Был создан целый ряд центральных органов и комитетов: Госкомцен, Госснаб, Государственный комитет по науке и технике и др. В марте 1965 г. было объявлено о начале реформы в сельском хозяйстве. В докладе Л. И. Брежнева «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства в СССР» на мартов-
394 Раздел V. Особенности советской государственности ском Пленуме ЦК КПСС в качестве основных причин отставания сельского хозяйства назывались волюнтаристские методы управления на селе, игнорирование экономического стимулирования развития отрасли, отсутствие необходимой ценовой политики, низкий уровень культуры земледелия. В связи с этим в целях облегчения условий хозяйствования устанавливался твердый план (на шесть лет) государственных закупок зерна, были значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, вводилась 50%-ная надбавка за сверхплановую продажу продуктов. Одновременно с этим снимались ограничения для развития личных подсобных хозяйств колхозников, рабочих и служащих. Впервые за всю историю советской деревни вводились стабильные денежные оклады для колхозников. Однако, несмотря на ряд принятых правительством мер, призванных оживить хозяйственную деятельность колхозов, методы управления сельским хозяйством в целом не претерпели серьезных изменений. Экономическая реформа на селе проводилась с помощью традиционных средств, опиралась исключительно на административные рычаги. Основной акцент власти делали на повышение роли Министерства сельского хозяйства, списание долгов колхозов, увеличение капиталовложений в аграрный сектор экономики, сумма которых только за 15 лет после начала реформы составила около 400 млрд руб. В сентябре 1965 г. очередной Пленум ЦК КПСС объявил о начале реформы в промышленности, которую по праву считают наиболее радикальной из всех реформ, проводимых в советский период. Основные ее положения были сформулированы в докладе Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и экономического стимулирования промышленных предприятий». В нем наряду с необходимостью сохранения централизованного планирования, восстановления управления промышленностью через отраслевые министерства, которые должны были заменить прежние совнархозы, делался акцент на расширение оперативно-хозяйственной самостоятельности промышленных предприятий. С этой целью сокращалось до минимума число директивно устанавливаемых плановых показателей. Основными показателями в деятельности промышленных предприятий должны были стать объем выпускаемой продукции, ее качественные характеристики и стоимость. Впервые вводилось понятие прибыли, делался акцент на эффективности капитальных вложений, самоокупаемости и самофинансирования предприятий (хозрасчет). Для экономического стимулирования производителей разрешалось оставлять в распоряжении предприятий часть полученных доходов, из которых на каждом предприятии создавались три фонда: фонд материального поощрения (для поощрения работни- Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 395 ков предприятия), расходование которого должно было контролироваться общим собранием трудового коллектива, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и т. д.), фонд развития производства (самофинансирование предприятий). Предусматривалось также сочетание единого государственного планирования с правом предприятий корректировать устанавливаемые сверху планы. В отличие от происходивших в те годы аналогичных преобразований в странах Восточной Европы, принадлежавших к «социалистическому лагерю», косыгинская экономическая реформа, предусматривавшая перевод промышленных предприятий на условия хозрасчета, отнюдь не означала реабилитацию рыночных отношений или перехода к «социалистическому рынку», который отстаивали в то время чешские и венгерские экономисты. По-прежнему устанавливались жесткие нормативы по валовому объему продукции, за государством сохранялась монополия в установлении цен на произведенную продукцию. Расширение прав министерств также не способствовало провозглашенному курсу на развитие «самостоятельности» предприятий. Большую проблему, сохранявшую свое значение вплоть до середины 80-х гг., составляла возникшая еще в 30-е гг. «ведомственность» как результат утверждения принципа вертикального подчинения и связанное с ней отсутствие горизонтальных связей в системе управления экономикой. Несмотря на это, экономическая реформа 1965 г. дала заметный экономический результат, сдвинув народное хозяйство с мертвой точки. Только за годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) объем промышленного производства вырос в полтора раза, построено около 1900 крупных предприятий, темпы роста товаров народного потребления впервые сравнялись с темпами роста средств производства. Значительные успехи были достигнуты и в сельском хозяйстве, где также давала о себе знать установка на стимулирование производства. Однако уже к концу 60-х гг. наиболее дальновидным политикам стало ясно, что дальше этого экономические реформы не пойдут. Наметившиеся в ходе проведения реформ технократические тенденции в управлении экономикой и государством, во-первых, с самого начала были ограничены логикой планового хозяйства, во-вторых, они неизбежно должны были столкнуться с господствующей в верхах идеологической доктриной «партийности» государственного управления. Это явилось главной причиной того, что экономические реформы так и не были доведены до конца. Л. И. Брежнев и его консервативное окружение, опасавшиеся серьезных перемен, не были заинтересованы в развитии хозяйственной реформы. С самого начала реформаторские процессы тормозились бюрократическими, консервативными силами, усматривавшими в экономических реформах угрозу политической 396 Раздел V. Особенности советской государственности стабильности. События в Чехословакии, вошедшие в историю под названием «пражской весны» 1968 г., а также набиравшие размах реформаторские тенденции в других социалистических странах (Польше, Румынии, Венгрии) усилили консервативные настроения в верхнем эшелоне советского руководства, заставили отказаться даже от тех робких и непоследовательных шагов по демократизации управления, которые предпринимались до этого. К середине 70-х гг. экономические реформы были окончательно свернуты. Консервативные тенденции взяли верх над «реформаторским либерализмом». Представленный в середине 60-х гг. небольшой группой объединившихся вокруг Косыгина экономистов-технократов, он оказался, что называется, «не ко двору» набиравшей силу власти партократии. Результаты такой политики не замедлили сказаться во всех сферах жизни общества. Среднегодовые темпы прироста национального дохода с 7,7% в годы восьмой пятилетки упали до 3,5% в годы одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.), темпы роста производительности труда за этот же период снизились с 6,8% до 3%. Другим следствием отказа от преимущественно экономических методов управления народным хозяйством и возврата к командно-административной системе стал стремительный рост управленческого аппарата. Только за 1976—1983 гг. его численность увеличилась на 3 млн и достигла 18 млн человек. На содержание такой армии чиновников ежегодно затрачивалось до 40 млрд рублей. Но даже в этих условиях партийное руководство продолжало развивать и совершенствовать созданную еще в 30-е гг. систему льгот и привилегий, призванную обеспечить материальное благосостояние партийно-государственного аппарата. На этом фоне наблюдается процесс вырождения правящей элиты. Развенчание хрущевской партийной реформы, ставившей целью обновление и омоложение руководящего состава партии, и замена ее лозунгом «стабильности кадров», в действительности означавшем пожизненность номенклатурных постов, в итоге обернулись старением кадров. Достаточно сказать, что средний возраст членов Политбюро в 1980 г. составлял 71 год, а средний возраст местных руководящих партийных кадров в том же году достиг 59 лет по сравнению с 49 годами в 1971 г.1 Справедливости ради следует сказать, что уровень образования властной элиты в рассматриваемый период был достаточно высоким. Высшее образование имели практически 100% секретарей обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик. Большая часть партийных руководителей имела техническое образование. Высший состав руководителей проходил подготовку и переподготовку в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, Высшей партийной школе при ЦК КПСС, в республиканских и межобластных ВПШ. Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 397 Параллельно с отказом от экономических реформ усиливался идеологический контроль в политической жизни страны, набирала обороты политика преследования инакомыслия, значительно усилилась роль Комитета государственной безопасности. На фоне укрепления позиций партийно-государственной бюрократии происходит постепенный отказ от критики культа личности, становившейся опасной для властвующей элиты, что позволяет ряду ученых говорить о начавшемся периоде «неосталинизма». В официальной пропаганде, литературе и искусстве начинается незаметная реабилитация имени Сталина. Из учебников по истории убираются разделы, содержавшие критику культа личности Сталина и его преступлений. Одновременно с этим наблюдается тенденция персонификации власти правящей элиты, что отразилось в начавшейся уже с конца 60-х гг. кампании по возвеличиванию самого Брежнева. Насаждаются отношения личной преданности, семейственность и клановость в подборе и расстановке кадров, в результате чего на все важные посты в государстве назначались не наиболее способные, а наиболее удобные брежневскому окружению люди или родственники (сын и зять Брежнева были введены в состав ЦК КПСС). В 1977 г. была принята новая, четвертая по счету Конституция СССР. Идея быстрого перехода к коммунизму была заменена в ней новыми формулировками, которые обосновывали построение в СССР «развитого социалистического общества» и «общенародного государства». Эти новые понятия были призваны уменьшить разрыв между теорией и жизнью, в известном смысле девальвируя идею об отмирании государства. Одновременно делался акцент на идее достижения социальной и национальной однородности общества, декларировалось положение о том, что в СССР сформирована «новая социальная и интернациональная общность» — советский народ. В Конституции были закреплены новые формы «непосредственной демократии: всенародные обсуждения и референдумы. Вводился ряд новых гражданских прав, в том числе право на обжалование действия должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство личности. Впервые закреплялись права на охрану здоровья, жилище, бесплатное образование, пенсионное обеспечение, свободу творчества. Ряд положений Конституции был посвящен расширению прав общественных организаций (в частности, права на законодательную инициативу, выдвижения кандидатов в депутаты и др.). В то же время в новой Конституции, больше чем во всех предыдущих, подчеркивалась ведущая роль Коммунистической партии в советском обществе. Статья 6 Конституции официально узаконивала особое положение КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, 398 Раздел V. Особенности советской государственности что уже само по себе свидетельствовало о намерении руководства сохранить в неизменном виде практику дублирования системы государственного управления партийным аппаратом. Законодательно закреплялось прямое вмешательство партийного аппарата в деятельность всех органов и ветвей государственной власти. Государственное устройство СССР по новой Конституции осталось без каких-либо изменений. Существенным образом расширялись права Верховного Совета СССР, который наделялся правом высшего контроля за деятельностью государственного аппарата. В 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР на основе новой Конституции, который в апреле 1979 г. был дополнен новым Законом «О порядке отзыва депутатов Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов СССР». В 70-е гг. значительно возросла роль Президиума Верховного Совета СССР. С 1977 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев стал одновременно Председателем Президиума Верховного Совета, сменив находившегося на этой должности с 1965 г. Н. В. Подгорного. Пост Председателя Совмина СССР продолжал занимать А. Н. Косыгин, пост председателя КГБ с 1967 по 1982 г. занимал Ю. В. Андропов. В конце 70-х — начале 80-х гг., несмотря на громкие заявление правительства и новые лозунги («Пятилетке эффективности и качества — ударный труд», «Экономика должна быть экономной»), ставшие вскоре предметом насмешек, экономика продолжала топтаться на месте. Ухудшалось международное положение страны. В декабре 1979 г. советские войска были введены в Афганистан (решение принималось на даче Брежнева узким кругом высокопоставленных лиц), что привело к нарастанию кризисных явлений в советском обществе. Не удалось изменить ситуацию и пришедшему на смену Брежневу после его смерти в конце 1982 г. бывшему шефу КГБ Ю. В. Андропову, который пытался найти выход в сочетании жесткой борьбы против коррумпированности бюрократического аппарата и наведения порядка в трудовых коллективах с рядом мер экономического характера, предполагавших некоторое ослабление централизованного управления и распределения. В конце 70-х — начале 80-х гг. усилилась консервация политических и государственных структур. Это сделало очевидной неспособность руководства страны вывести общество из кризиса, который приобретал системный характер. Негативные явления во всех сферах жизни общества сопровождались нарастанием равнодушия, социальной апатии граждан. Одной из главных причин растущего политического отчуждения был утвердившийся в эпоху Сталина и реанимированный в годы застоя командно-административный стиль руководства. В этой ситуации становилась неизбежной смена отжившего свой век хозяйственного механизма, Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 399 самих методов управления страной и обществом. В то же время все меньше людей верили в истинность декларируемых властью коммунистических ценностей. Таким образом, налицо был идейно-политический кризис советского коммунизма. О кризисном состоянии общества свидетельствовало зарождение и развитие диссидентского движения во всех регионах СССР, по сути своей представлявшего начало формирования элементов «антисистемы» в рамках существующей политической системы. Режим «перестройки» второй половины 80-х гг.: причины неудачи модернизации советской системы управления Как было сказано выше, к середине 80-х гг. советская система управления оказалась в состоянии острейшего системного кризиса. Одной из основных причин кризиса было окончательное превращение партийно-государственной номенклатуры в замкнутый привилегированный слой общества, принадлежность к которому стала чуть ли не наследственной. Советская номенклатура вследствие своего правящего положения окончательно обуржуазилась, она уже не воспринимала прежние требования аскетической коммунистической морали. В среде правящей элиты господствующее положение приобрела двойная мораль. Масса примеров, получивших освещение в эти годы в средствах массовой информации, наглядно говорили о начавшемся процессе сращивания коррумпированной части партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой». Все это вело к дискредитации правящего класса. Основные массы народа утрачивали веру как к личностям, так и к самой политической системе, которую они представляли. Откровенной демагогией, обманом и самообманом выглядели провозглашаемые с высоких трибун призывы к развитию «советской демократии». В условиях однопартийной системы выборы в органы власти носили чисто формальный характер, являлись безальтернативными и в конечном счете служили только прикрытием для сохранения номенклатурного принципа подбора и расстановки кадров. Те же процессы происходили в партии, численность которой к середине 80-х гг. выросла до 20 млн человек. Здесь выборы проходили только на уровне первичных организаций. Выборы в члены районных, областных (краевых), республиканских комитетов партии и на съезды КПСС происходили путем выборов делегатов от первичных организаций по спущенному сверху, заранее утвержденному списку. Бесконтрольность, отсутствие гласности усиливали процесс разложения партийно-государственного аппарата. Замкнутость властной элиты, ее фактическая несменяемость вели к безнаказанности руководи- 400 Раздел V. Особенности советской государственности телей, расцвету коррупции, разрыву между словом и делом, что вызывало растущее общественное недовольство. 9 февраля 1984 г. умер Ю. В. Андропов, руководивший страной неполных 15 месяцев. Несмотря на то что меры, предпринимавшиеся Андроповым по наведению порядка в стране, с большим воодушевлением были встречены большинством народа, уставшего от чиновничьего произвола и ожидавшего перемен, в целом ситуация не менялась к лучшему. После смерти Андропова главой КПСС, а затем и государства стал 73-летний К. У. Черненко, с назначением которого стареющая номенклатура связывала надежды на спасение существующей системы и сохранение своих позиций во властных структурах. Однако, как показали дальнейшие события, старый и больной руководитель партии и государства не годился для этой роли. Не только в обществе, но и в самом партийном руководстве росло осознание необходимости радикальной перестройки управления государством и обществом. В марте 1985 г. Черненко умер. На состоявшемся 11 марта Пленуме ЦК КПСС новым Генеральным секретарем ЦК был избран М. С. Горбачев, быстро выдвинувшийся на вершину партийной пирамиды и занимавший к этому времени положение второго человека в партии. Его непродолжительное по историческим меркам руководство страной (менее семи лет) не только отличалось невероятным по своему драматизму развитием событий, но и знаменовало собой последний, завершающий этап советской государственности. Начавшись весьма скромно с критики накопившихся в обществе негативных явлений, тщательно скрывавшихся прежним партийным руководством, расширения гласности и освобождения исторической памяти от идеологических наслоений прежних лет, «революция» Горбачева, призванная реформировать систему сверху, вопреки намерениям ее инициатора привела к ее разрушению. История повторялась. Так же как в середине XIX в., реформы вышли из-под контроля реформаторов. «Гласность» привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Возобновившаяся по инициативе нового руководства под флагом восстановления ленинских положений о социализме критика сталинизма переросла в критику порожденной им командно-административной системы и социализма в целом. Обнаружились и усиливались кризисы модернизации страны «вдогонку», через которые уже не раз проходила Россия: кризис легитимности, кризис идентичности, кризис участия и др. Развернувшиеся в стране дискуссии по различным вопросам обновления общества вели к политизации и идеологической поляризации все более широких слоев населения. Обострились межнациональные противоречия, увеличилось число межэтнических конфликтов, основу которых по большей части составляла борь- Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 401 ба за власть, сопровождавшаяся непомерными амбициями региональных элит и нагнетанием национальных страстей. Взяв курс на проведение реформ, новое партийное руководство не выходило в своих преобразовательских планах за рамки официальной доктрины. Реформы были начаты под лозунгом выправления «отдельных деформаций» социализма, критического переосмысления «застывшего образа социалистических производственных отношений» и возвращения к ленинским принципам строительства социалистического общества. Их основной целью, по замыслу реформаторов, должна была стать демократизация социализма, обеспечение гармоничного соединения социалистических и демократических ценностей и достижение на этой основе качественно нового состояния советской политической системы. Были названы причины застойных явлений, обнаружившихся в предшествующий период, и определены направления преобразований. В качестве основной причины кризисных явлений называлась неспособность прежнего руководства страны и партии, прежде всего в силу субъективных причин, своевременно и в полной мере оценить необходимость перемен. Благодушие и самоуспокоенность, равно как и отсутствие гласности, критики и самокритики не способствовали осознанию опасности нарастания кризисных явлений в обществе. В связи с этим формировалась идеология реформ Горбачева, в основу которых были положены три основных лозунга: «гласность», «ускорение», «перестройка». В качестве первоочередной меры ставилась задача ускорения социально-экономического развития страны. Для решения этой задачи необходимо было: а) сломать механизм торможения; б) создать надежный механизм ускорения. Главный замысел — соединить НТР с плановой экономикой и привести в действие весь потенциал социализма. Цель ускорения виделась в том, чтобы обеспечить материально и духовно богатую, социально динамичную жизнь советских людей, еще полнее и ярче раскрыть возможности и преимущества цивилизации исторически нового типа. Основная ставка делалась на человеческий фактор, живое творчество масс, развитие демократии, социалистическое самоуправление, новые принципы выдвижения руководителей, расширение гласности, новое политическое мышление. Предполагалось на этой основе быстро переломить неблагоприятные тенденции в экономике и, опираясь, как утверждалось в официальных документах, на возможности и преимущества социализма, ускорить социально-экономическое развитие страны, придать экономике должный динамизм, открыть простор заложенным в самом характере советского строя инициативе и творчеству. По расчетам реформаторов к 2000 г. Советский Союз должен был догнать США по уровню промышленного производства. Ставилась задача к концу столетия увеличить национальный доход почти в 2 раза при уд-
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |