КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советский государственный аппарат и номенклатура. Феномен советской бюрократии 1 страница
В предыдущих параграфах, рассматривая особенности становления и эволюции советской государственности, мы указывали на ряд факторов, свидетельствующих о все более усиливавшемся процессе бюрократизации советского государственного аппарата. Проблема эта занимала многих: как случилось, что большевики, шедшие к власти под лозунгом «антибюрократической революции», оказавшись у власти, породили еще более разветвленную, никем и ничем не контролируемую советскую бюрократию. Известно, что в своей критике старого строя Ленин и его партия одним из главных пороков старых общественных порядков считали господство бюрократических методов управления обществом, отчуждение основных масс населения от участия во власти и обещали преодолеть ненавистный им бюрократизм. В качестве средства преодоления господства бюрократии предлагался переход власти к народу, установление непосредственной демократии, прямого правления трудящихся, соединяющего в одних руках законодательные, исполнительные и контрольные функции. Понимая, что государство не может обойтись без чиновников, Ленин, тем не менее, считал, что социализм как новый общественный строй позволит победить бюрократизм. Для этого необходимо было, по его мысли, провести в жизнь четыре основных принципа: 1) выборность всех должностных лиц, а не назначение их сверху; 2) сменяемость и возможность отзыва любого чиновника из органа власти; 3) строго ограниченное время нахождения на выборной должности («управление всех по очереди»); 4) установление заработной платы чиновникам не выше, чем у хорошего рабочего. Однако реальная жизнь оказалась сложнее теоретических установок. На практике бюрократизация государственного управления не только не уменьшилась при новой власти, но, напротив, еще больше усилилась. За первые три года численность совет- 346 Раздел V. Особенности советской государственности ского управленческого аппарата увеличилась в пять раз. За 1918 г. только численность Наркомата земледелия выросла в 53 раза, а в системе Моссовета работало в это время 200 тыс. служащих (для сравнения во всей дореволюционной России в 1897 г. было 436 тыс. чиновников). Одной из причин такого положения вещей, по мнению вождя большевистской партии, являлся низкий уровень культуры народа и его революционного авангарда — российского пролетариата. В своем подавляющем большинстве народные массы не были готовы к управлению государством и контролю над бюрократией. Большевики вынуждены были уже вскоре после взятия власти признать этот факт. Ленин делает вывод о том, что Советы, не став вопреки ожиданиям «властью трудящихся», еще продолжительное время будут оставаться «властью для трудящихся» через передовой слой пролетариата. В этом Ленин видел опасность бюрократизации аппарата Советской власти, угрозу ее отрыва от трудящихся. В условиях отсутствия собственных управленческих кадров новая власть вынуждена была обратиться за помощью к «старым» специалистам, бывшим служащим прежнего государственного аппарата. Весной 1918 г. Ленин публично призвал партию создать все необходимые условия для привлечения к сотрудничеству с новой властью буржуазных специалистов, старых «спецов». Было пересмотрено одно из главных положений «Апрельских тезисов» о равной оплате труда рабочего и чиновника: высокое жалование, выплачиваемое привлекаемым старым специалистам, рассматривалось Лениным как своеобразная дань «за нашу собственную отсталость»1. По подсчетам специалистов в первые годы советской власти чиновники прежних министерств и ведомств составляли значительную часть советского государственного аппарата: в 1918 г. в Наркомземе работало 58,8% «старых» служащих; в Наркомздра-ве — 60,9%; в Наркомате по морским делам — 72,4%. Даже в таком серьезном учреждении, как НКВД, штат был укомплектован почти наполовину из «старых» специалистов, а в ревтрибунале ВЦИК их было 36,8%2. В то же время руководители наркоматов и ведомств подбирались преимущественно из числа партийных и профсоюзных кадров. Широкое привлечение старых специалистов и служащих ставило в повестку дня установление строгого «классового» контроля за их деятельностью. Служащие проходили предварительное собеседование и проверку на лояльность советской власти. 1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 181. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пихои. С. 251. Глава 14. Становление советской государственности 347 В действующей Красной Армии, где на 1 января 1919 г. служило примерно 165 тыс. бывших офицеров царской армии, для надзора за командными кадрами был учрежден институт военных комиссаров. Одновременно принимались меры по подготовке собственных специалистов-управленцев (так называемых «красных спецов»), что в свою очередь требовало повышения общего культурного уровня и грамотности населения. Эту задачу взяла на себя созданная декретом Совнаркома РСФСР от 19 июня 1920 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, в работе которой принимали участие представители ЦК партии, ЦК комсомола, ВЦСПС, Политуправления Красной Армии и др. Создавались местные губернские, уездные и волостные чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности, носившие название «грамчека». Другим источником пополнения советского аппарата управления служила Красная Армия, традиционно отличавшаяся более просвещенным и грамотным по отношению к основной массе населения составом. Однако все это не только не решало, но еще больше осложняло проблему борьбы с бюрократизацией советского государственного аппарата. Новые кадры управленцев не обладали глубокими профессиональными знаниями и опытом управленческой работы. В этой ситуации власти пытались, как справедливо отмечают авторы учебника «История государственного управления в России», компенсировать недостаточную квалификацию государственного управленческого аппарата его численностью. В итоге уже к концу 1927 г. советский государственный аппарат разросся до 3,7 млн человек, из них только в системе административного управления работали 2 млн служащих1. В своих последних работах («Как нам реорганизовать Раб-крин», «Лучше меньше, да лучше» и др.) Ленин придавал большое значение борьбе с разраставшимся государственным аппаратом, бюрократизмом и волокитой в советских органах власти, равно как и с произволом советских и партийных чиновников. Предлагаются самые жесткие меры, включая крупномасштабные чистки партии. «Я очень надеюсь, — пишет Ленин, — что мы выгоним из нашей партии от 100 до 200 тысяч коммунистов, которые примазались к партии и которые не только не умеют бороться с волокитою и взяткой, но мешают с ними бороться»2. В письме к председателю ВСНХ П. А. Богданову Ленин высказывается еще резче, предлагая впредь за волокиту и попустительство бюрократизму «сажать за это профсоюзную и коммуниста - История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пихои. С. 268. 2 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 171. 348 Раздел V. Особенности советской государственности ческую сволочь в тюрьму беспощадно»1. Выход из создавшегося положения лидер правящей партии видит в усилении органов государственного и партийного контроля. В 1923 г. по его предложению путем объединения Наркомата РКИ с Центральной контрольной комиссией (ЦКК) партии был создан объединенный орган партийного и государственного контроля ЦКК—НК РКИ, одной из задач которого стало совершенствование государственного аппарата. Проблема, однако, заключалась не только в отсутствии надлежащего контроля за бюрократическим аппаратом и культурной отсталости масс. Основную причину роста бюрократизма и произвола власти следует искать в другом: в методах управления обществом и, шире, в самом характере нового общественно-политического строя с его жестко централизованным хозяйством на базе огосударствленной собственности, что изначально ставило общество в тотальную зависимость от государства, создавая благоприятные условия для всевластия бюрократии. Проводившаяся в годы Гражданской войны политика «военного коммунизма», построенная на господстве командно-административных методов управления, привела к еще большему росту управленческого аппарата, так как упразднение механизма рыночных отношений потребовало введения всеобщего учета и контроля за производством и распределением продуктов и товаров. Положение могло быть исправлено в период нэпа, с характерным для него преобладанием экономических методов над административными. Однако нэп оказался неудобным для правящей коммунистической партии, поскольку ставил под сомнение необходимость ее существования. Как показали дальнейшие события, нэп вопреки надеждам Ленина был введен не «всерьез» и не «надолго» и в конце 20-х гг. был успешно отправлен Сталиным в корзину истории. Особенностью советского государственного строя была нераз-деленность партийной и советской власти, приведшая к постепенному сращиванию государственного и партийного аппарата, что позволяет говорить о формировании в рассматриваемый период особого класса партийно-политической бюрократии, превращавшегося в силу его особой роли в управлении обществом в замкнутый привилегированный слой, получивший название советской номенклатуры. Его основу составляла коммунистическая партия, совершившая революцию, и даже не она в целом, а узкий круг профессиональной партийной бюрократии. Именно он, в конечном счете, контролировал работу всего государственного аппарата управления, обладал монопольным правом распределения номенклатурных должностей от руководителей центральных ведомств до директоров предприятий и их заместителей. 1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 44. С. 88—89. Глава 14. Становление советской государственности 349 Сам термин «номенклатура», буквально означавший перечень имен или наименований, приобретал сугубо политическое значение и использовался для обозначения перечня наиболее важных должностей в государственном аппарате и в общественных организациях, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались и отзывались вышестоящими партийными или государственными органами. Первоначально существовало два списка номенклатурных должностей. Первый из них (номенклатура № 1) включал ответственных работников, утверждавшихся только Политбюро или Оргбюро ЦК партии. В нем числились 3500 человек. Номенклатурные работники второго списка (номенклатура № 2) находились в ведении Учетно-распредели-тельного отдела ЦК и утверждались на должность с санкции одного из секретарей ЦК. В этом списке было 1500 человек. Названные списки были впервые составлены в ноябре 1923 г. в соответствии с постановлением Оргбюро ЦК РКП(б) о порядке подбора и расстановки кадров на ответственные государственные и партийные посты. В 1925 г. к ним добавился третий список ведомственной номенклатуры (номенклатура № 3), которая формировалась самими центральными учреждениями и ведомствами и согласовывалась с Орграспредотделом ЦК партии. Контрольные вопросы и задания 1. Почему, на ваш взгляд, В. И. Ленин и большевики предпочли 2. Опишите структуру власти и управления, закрепленную пер 3. Каковы, на ваш взгляд, причины и последствия складывания 4. Можно ли считать новую экономическую политику большевиков (нэп) реальной альтернативой складывавшейся администра 5. В чем, по вашему мнению, заключались основные причины 6. Дайте характеристику основных особенностей «советского 7. В чем состояли особенности формирования советского государственного аппарата и номенклатурного принципа в подборе Рекомендуемая литература 1. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пихои. М, 2003. 350 Раздел V. Особенности советской государственности 2. История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестома 3. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна 4. Верт Н. История советского государства. 1900—1991. М., 1992. 5. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза. 6. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их 7. Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994. 8. Карр Э. История Советской России: большевистская револю 9. Коржихина Н. П. Советское государство и его институты. М., 1994.
10. Леонов С. Б. Рождение советской империи. Государство и идеология. 11. Новиков М. Н. Исторический опыт НЭПа: идеи и реальности. М., 1997. 12. Омельченко Н. А. В поисках России: общественно-политическая мысль 13. Павлюченков С. А. Крестьянский Брест, или предыстория большевистско 14. Протасов Л. Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рожде 15.Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал/под 16. Такер Р. Сталин: путь к власти. 1879—1929. История и личность/пер, Глава 15. ЭВОЛЮЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО -КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СССР (1929 - НАЧАЛО 1950-х it.) ♦ Политический переворот 1929 г. Переход от авторитарной ♦ Конституция 1936 г. и реорганизация системы государствен ♦ Характер власти и управленческих структур в годы Великой ♦ Особенности и противоречия государственного управления Политический переворот 1929 г. Переход от авторитарной (нэповской) к тоталитарной модели управления обществом Как и большинство реформ, проводимых в России, предпринятая большевистской властью в начале 1920-х гг. в рамках нэпа экономическая реформа оказалась незавершенной. В конце 920-х гг. в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров победила линия на свертывание нэпа, который оказался ненужным в условиях крепнувшей административно-командной системы управления. Эту линию отстаивал Сталин, сумевший благодаря умелой аппаратной игре укрепить свои позиции в высших эшелонах партийной элиты и потеснить других не менее известных «наследников» Ленина, боровшихся за власть. Сталину удалось использовать в своих целях нараставшее в широких массах недовольство нэпом, вызванное ростом частнособственнической стихии в условиях перехода к рынку, укреплением позиций новой советской буржуазии («нэпманов» или «совбуров»), господством частника в торговле. В ходе развернувшихся в партии дискуссий по вопросу об источниках накопления для решения вставшей по окончании восстановительного периода проблемы развития промышленности и проведения модернизации была отвергнута позиция Н. И. Бухарина, который отстаивал необходимость продолжения нэпа в целях сохранения союза с крестьянством. Этой позиции Сталин противопоставил находившую поддержку в массах и в партии установку на быстрое построение социализма в одной стране, которое должно было сопровождаться вытеснением частного капитала из всех отраслей народного хозяйства и переходом к уравнительному распределению. В связи с отсутствием необходимых средств для проведения 352 Раздел V. Особенности советской государственности модернизации предлагалось сконцентрировать все финансовые и материальные ресурсы в руках государства, провести с его помощью ускоренную индустриализацию, одновременно перестраивая для ее нужд сельское хозяйство в сторону создания высокотоварных коллективных хозяйств (коллективизация). Осенью 1927 г. для ликвидации возникшего хлебозагототови-тельного кризиса впервые после длительного перерыва были использованы чрезвычайные меры по отношению к крестьянству: в деревню для изъятия хлеба у крестьян были отправлены 30 тыс. членов партии, местным партийным работникам разрешалось применять к крестьянам, не сдающим хлеб, меры уголовного воздействия. Несмотря на заявления Сталина о временном характере принятых мер, эта акция повторилась в следующем году, что свидетельствовало о победе политики отказа от нэпа. Состоявшийся в апреле 1929 г. пленум ЦК ВКП(б) поддержал сталинскую популистскую программу «наступления социализма по всему фронту» и ускоренного превращения страны в передовую промышленную державу. Анализируя отмеченные изменения в политике высшего партийного руководства, некоторые исследователи справедливо считают, что в конце 20-х гг. Сталиным по существу был произведен политический переворот. По крайней мере, можно назвать три важных фактора, подтверждающие этот вывод: 1) отказ сталинской верхушки от проводимой до этого времени 2) смена руководства страны и последовавшее затем уничтожение Сталиным старых партийных кадров (в 1927 г. по обвинениюв организации контрдемонстрации в связи с празднованием 10-летия Октябрьской революции из партии были исключены Л. Д. Троцкий, Л. Б. Каменев и Г. Е. Зиновьев, в 1929 г. был снят 3) поворот к практике репрессий, который был начат уже Одной из основных причин неудачи нэповской альтернативы было то, что экономическая реформа в годы нэпа не сопровождалась глубоким реформированием, демократизацией советской политической системы. Экономический плюрализм не был дополнен политическим плюрализмом и вопреки логике сопровож- Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 353 дался ужесточением политического и экономического режима, усилением власти правящей партии, продолжавшей занимать монопольное положение в политической системе общества. Иначе и не могло быть в условиях нового общественно-политического строя, особенностью которого было изначальное преобладание политики над экономикой. В этом смысле возможности и перспективы нэпа в рамках большевистской доктрины с самого начала были ограничены. Можно сказать, что нововведения нэпа с частичным допущением частных предприятий и свободы торговли являлись в конечном счете лишь средством сохранения власти коммунистической партии. Введение нэпа скорее было вынужденной уступкой, нежели результатом пересмотра партией политико-иделогических основ учения: они оставались прежними — диктатура пролетариата, руководящая роль партии и т. п. Из-за боязни своего, «почвенного» капитализма в отличие от иностранного власть сохранила незыблемым основной принцип своей политики — национализацию земли, крупной промышленности и внешней торговли. И Ленин, временно одержавший победу «над собственной партией и ее глупостью» и повернувший ее от радикального штурма капитализма к реформам, и Бухарин, фанатично защищавший нэп сначала в полемике с «левыми» в партии, а затем в борьбе со Сталиным, в любом случае оставались последовательными революционерами и «ортодоксальными» марксистами. Конечной целью их программы была ликвидация частной собственности и установление безрыночного социализма (споры шли только о темпах и методах этого перехода), что позволяет говорить о доктриналь-ных истоках бесперспективности нэпа. По утвердившейся в литературе последних лет точке зрения политический режим, сложившийся в период нэпа, носил авторитарный характер со всеми присущими авторитаризму чертами: централизацией власти, ограничением роли представительных органов власти, командными методами руководства, усилением режима личной власти, эволюционировавшего к концу 1920-х гг. в режим личной диктатуры Сталина. В годы нэпа практически ничего не изменилось во взаимоотношениях партии и государства: Советы по-прежнему являлись простыми исполнителями партийных решений. В условиях полного господства правящей партии в стране отсутствовала политическая оппозиция, что ставило партийное и советское руководство вне критики и лишало власть возможности выработки и принятия эффективных политико-управленческих решений, основанных на учете различных, в том числе альтернативных точек зрения и интересов. Параллельно с допущением экономического плюрализма активно насаждалось идеологическое единомыслие, не признававшее возможности сосуществования различных мировоззренческих 354 Раздел V. Особенности советской государственности установок и придававшее коммунистической идеологии, выражаясь словами Н. А. Бердяева, «эксклюзивный» характер. Упразднялась свобода слова и печати. В июне 1922 г. был образован специальный цензурный орган — Главлит (Главное управление по делам литературы и издательств), получивший право предварительного просмотра всех предназначенных для печати материалов и запрета на выпуск неугодной властям печатной продукции. В том же году была подготовлена и осуществлена беспрецедентная акция по высылке из страны 160 «инакомыслящих» российских ученых и философов, среди которых были Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, Н. О. Лосский, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер, Б. П. Вышеславцев, П. А. Сорокин и др. Была усилена роль репрессивных органов (ГПУ, ОГПУ), становившихся послушными орудиями сталинских массовых расправ с неугодными, что на долгие годы воспитало у советских людей страх перед Лубянкой. Летом 1922 г. состоялся «показательный» процесс над партией эсеров. Суд приговорил в разное время арестованных ВЧК и обвиненных в контрреволюционной деятельности и пособничестве белогвардейцам 12 видных деятелей партии социалистов-революционеров к смертной казни. Приведение приговора в исполнение было отложено, а затем заменено ссылкой в связи с протестами мировой общественности. Одновременно в ЦК РКП(б) была разработана секретная директива «О мерах борьбы с меньшевиками», положившая начало широкой кампании по дискредитации меньшевистской партии и устранения ее с политической арены. Расправа над эсерами и начавшийся после проведенной большевиками кампании по «разоблачению» меньшевизма распад меньшевистской партии привели к окончательному утверждению в стране однопартийной политической системы. В самой большевистской партии наблюдался процесс централизации власти, постепенно превращавший ее в олигархическую организацию. Во многом этому способствовало принятие в 1921 г. X съездом РКП (б) одновременно с резолюцией о замене продразверстки продналогом секретной резолюции «О единстве партии». Она запрещала создание в партии фракций и групп, отстаивавших свои точки зрения, которые отличались от генеральной линии партийного руководства. Независимо от мотивов, которыми руководствовался Ленин, предлагая эту резолюцию, она позволяла партийной верхушке пресекать всякие попытки критики проводимой ею политики, чем не преминул впоследствии воспользоваться Сталин в борьбе со своими политическими оппонентами. Опасность выхода из-под контроля партийного аппарата в результате им же инициированного запрещения фракций Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 355 в партии осознавал в конце жизни и сам Ленин, настаивавший в своих последних письмах на создании особой системы контроля в партии, реорганизации РКИ в орган партийно-государственного контроля, расширении внутрипартийной демократии и даже замене Сталина на посту Генерального секретаря ЦК РКП (б). Однако эти меры не решали проблему при отсутствии подлинного демократического контроля в стране, многопартийности, свободы печати. Таким образом, в конце 1920-х гг. в результате отказа верхов правящей партии от нэпа советское общество вступило в новый период политического и экономического развития, итогом которого явились командно-бюрократическая система и тоталитарный политический режим 1930—40-х гг. Говоря о тоталитарном характере сталинского политического режима и признавая условность этого понятия, мы исходим здесь из представления, согласно которому тоталитарным государство считается отнюдь не тогда, когда ликвидируется частная собственность и упраздняется рынок, как это принято было считать. Такой строй правильнее называть деспотизмом. Тоталитарным государство становится тогда, когда устанавливается господство идеологии, когда доктрина господствует над жизнью и беспощадно подавляет все ее проявления. Деспотизм сам по себе банален, его методы — примитивная диктатура во имя сохранения власти. Когда же деспотизм осуществляется во имя идеологии, это придает ему тоталитарный характер. Здесь власть использует репрессии не только и даже не столько как самоцель, сколько для того, чтобы создать новую модель общества, переделать саму природу человека. Именно в тоталитарной направленности теории и практики большевизма, в его стремлении насильственными методами создать новое общество необходимо искать одну из главных причин установления тоталитарного режима в СССР. К этому следует добавить описанные нами ранее особенности российской политической культуры, связанные с определяющей ролью государства в жизни общества, низкой общей и правовой культурой народных масс, стихийным монархизмом и склонностью к подчинению властям и «силе вещей», веками воспитываемых историей и государством. Не меньшее значение имели традиции самой большевистской партии, ее идеология и структура, равно как и догматизм большевиков, выразившийся в идеализации революции и абсолютизации марксистской теории («диктатура теории», по характеристике М. А. Спиридоновой). К основным признакам тоталитарного режима обычно относят: — политический монизм (насильственное установление однопартийной системы при одновременном уничтожении оппозиции внутри самой правящей партии); 356 Раздел V. Особенности советской государственностиунификацию всей общественной жизни и насаждение авторитарного способа мышления; полное сращивание партийного и государственного аппа
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |