КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Российского общества
Государственной думы в политической системе Думская монархия в 1907—1917 гг. Место и практика Как видно из сказанного выше, становление новой системы власти в форме думской монархии, возникшей в условиях первой русской революции, происходило крайне противоречиво. I Государственная дума, торжественно открывшаяся 27 апреля 1906 г. в присутствии императора, с самого начала оказалась в остром противостоянии с правительством. Не оправдались надежды верховной власти на политический консерватизм крестьянства. Аграрный вопрос занял центральное место в работе I Государственной думы. Крестьянские депутаты (фракция трудовиков), которые представляли вторую по численности парламентскую фракцию в Думе (102 депутата), требовали передела земли, выступив с законопроектом об отчуждении помещичьих и других частновладельческих земель, так как они превышали «трудовые нормы». Предлагалось создание «общенародного земельного фонда» и введение уравнительного землепользования. Значительная часть парламента, в первую очередь де- 294 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. путаты от конституционно-демократической партии, завоевавшей большинство мест в Государственной думе (153 депутатских места), настаивали на создании правительства, ответственного перед Думой, и не желали договариваться с действующим правительством на взаимовыгодных условиях. С первых дней работы Думы обнаружилось противостояние ветвей власти. Во многом оно было связано с упорным нежеланием власти признать состоявшимся фактом новую политическую ситуацию и найти общий язык с ею же созданным парламентом. Вопреки здравому смыслу царская власть предпочитала видеть в Думе не своего помощника, а скорее политического противника и стремилась действовать в обход или даже вопреки воле народных избранников. В качестве наглядного примера бесправия Думы в исторической литературе приводится «парламентский кризис» 1911 г., возникший в связи с предложенным правительством П. А. Столыпина (1906—1911 гг.) законопроектом о введении земства в шести западных губерниях. Законопроект был провален Государственным советом. В этой ситуации власть пошла на беспрецедентный шаг, который был невозможен в любом другом парламентском государстве: царь прервал на три дня заседание обеих палат и провел важный для правительства проект по статье 87, показав тем самым, что так называемая «конституция» может без особых проблем нарушаться монархом. Положение осложнялось деструктивной позицией, занимаемой по отношению к правительству левым большинством Государственной думы и первого, и особенно второго созыва. Для левых социалистических партий, бойкотировавших выборы в I Государственную думу и вошедших в состав II Государственной думы, парламент был скорее ареной борьбы с царской властью, а не органом власти, созданным для конструктивной законотворческой работы, к которой левые депутаты по большей части не были подготовлены. В свою очередь, депутаты от крестьянства, пришедшие в Думу не как поборники идей парламентаризма и политических свобод (в своем большинстве они были к ним равнодушны), а с целью решения насущного для них вопроса о земле, склонны были поддерживать всех тех, кто обещал им быстро достичь заветной цели. Из всех политических сил, представленных в I Государственной думе, только партия кадетов, основной костяк которой составляла цензовая интеллигенция, юристы, адвокаты, профессура университетов, была в должной мере подготовлена к законотворческой деятельности. В начале XX в. кадеты являлись ведущей либеральной партией в России, выступавшей за последовательное обновление страны на принципах парламентаризма и демократии. Однако в условиях России, где отсутствовал широкий средний класс, а идеи правового государства и социального реформа- Глава 12. Кризис политической системы и эволюция государственной власти 295 торства гасились традиционным радикализмом масс, дополнявшимся и усиливавшимся радикальными устремлениями большей части российской интеллигенции, шансы на успех у либералов были невелики, что уже само по себе обусловливало многие противоречия в поведении кадетов. В поисках социальной базы они вынуждены были идти на ряд программных и тактических уступок радикального характера, пытаясь соединить несоединимое — конституционный путь и путь революционный. Кадетский либерализм существенно отличался от «классического либерализма», представленного именами Б. Н. Чичерина, К. Д. Кавелина, С. М. Соловьева. Ранний либерализм в своих конечных устремлениях представлял ту здоровую традицию в духовном развитии России, которая искала и находила выход в разумном сочетании идей либерализма и консерватизма, была сориентирована на последовательное эволюционное преобразование существующих структур, на продолжение либеральных реформ 1860-х гг. Когда же в обстановке нарастания революционного кризиса русский либерализм сложился в партию, объединение произошло на более левых и более радикальных позициях по сравнению с воззрениями ранних либералов. Идеи постепенного политического и гражданского раскрепощения России во многом оказались чужды кадетам. В отличие от старого, земского либерализма, желавшего эволюции, а не переворота, новый, «кадетский», либерализм, ядро которого составила политическая интеллигенция, находился в непримиримой конфронтации с властью, требовал форсированного перевода России на путь западного парламентаризма и конституционной демократии. В своих требованиях левые либералы редко считались с тем, о чем предупреждали их оппоненты справа: в условиях страны, где массы населения в большинстве своем были неграмотны и некультурны, призывы к «народовластию» часто не только неосуществимы, но и могли оказаться политическим обманом и просто демагогией. Хорошо подготовившись к предвыборной кампании и одержав внушительную победу над другими партиями в ходе выборов в Государственную думу, кадетская партия надеялась превратить ее в полноправный парламент. Лидеры кадетской партии не допускали мысли, что власть посмеет тронуть «народных представителей». Уже спустя неделю после открытия I Государственной думы ее депутатами было составлено обращение (адрес) к правительству. Принятое в ответ на тронную речь императора обращение содержало основные требования либералов, по сути дела, бросавшие вызов власти: введение всеобщего избирательного права, создание ответственного перед Думой министерства, наделение Думы правом пересмотра законов, ликвидация Государственного совета и установление личной ответственности министров, разработка аграрной реформы, равномерное распределение 296 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. налогов, введение всеобщего бесплатного обучения, отмена смертной казни, удовлетворение требований национальных меньшинств. После категорического отказа правительства, возглавляемого И. Л. Горемыкиным, удовлетворить эти требования Дума приняла большинством голосов вотум полного недоверия правительству и потребовала его отставки. Эта позиция кадетов во многом определила судьбу I Государственной думы, которая была распущена царским манифестом 8 июля 1906 г., проработав в общей сложности 72 дня. Та же участь ожидала II Государственную думу, начавшую свою работу 20 февраля 1907 г. По своему составу она оказалась значительно левее первой в связи с участием в выборах революционных партий социал-демократов и эсеров. В новой Думе партия кадетов, подвергшаяся судебным преследованиям за подготовку после роспуска первой Думы антиправительственного «Выборгского воззвания», получила только 100 депутатских мест. Несколько усилили свои позиции правительственные и правые партии, получившие в Думе 52 места (19 мест получили октябристы и 33 — монархисты). В то же время в Думу вошли более 100 депутатов-социалистов (37 эсеров и 66 социал-демократов), около 100 трудовиков, 80 депутатов от национальных меньшинств. Хотя в отличие от прежней Думы значительная часть депутатов (прежде всего кадеты и октябристы, между которыми наметилось сближение на почве общего стремления сохранить Думу), старалась избегать конфликтов с властью и пыталась работать в рамках законности, правительство не собиралось больше терпеть непокорную Думу и готовилось к ее роспуску. Так же как и в I Государственной думе, в центре конфликта между правительством и новой Думой оказался аграрный вопрос. В перерыве между первыми двумя думами П. А. Столыпиным, назначенным председателем Совета министров в день роспуска I Государственной думы, была опубликована правительственная программа и подготовлен ряд законопроектов, центральное место среди которых занимал указ от 9 ноября 1906 г. Он разрешал свободный выход крестьян из общины с последующим закреплением за ними их земельных участков на правах частной собственности. Поощряя образование отрубного и хуторского крестьянского хозяйства, новый земельный закон был призван отвлечь крестьянские массы от идеи принудительного отчуждения помещичьих земель. Однако, оставляя в неприкосновенности помещичье землевладение, власть еще больше способствовала усилению борьбы крестьян за землю. Исследователи обращают внимание на ряд подготовленных правительством П. А. Столыпина для обсуждения в новой Думе законопроектов, реализация которых могла реально продвинуть Россию в сторону правового государства: о гражданском равноправии, о свободе вероиспове- Глава 12. Кризис политической системы и эволюция государственной власти 297 дания, об улучшении быта рабочих, о реформе местного самоуправления, о введении всеобщего начального обучения и реформе высшей и средней школы, о подоходном налоге и полицейской реформе. Дума отказалась обсуждать и тем более утверждать указ от 9 ноября 1906 г., несмотря на то, что аграрная реформа уже активно претворялась в жизнь правительством. Одновременно с этим депутаты Думы решительно отвергли требование правительства осудить революционный терроризм, на чем особенно настаивал П. А. Столыпин. В противовес этому требованию 17 мая Дума проголосовала против «незаконных действий» полиции и резко выступила против практики военно-полевых судов. 3 июня 1907 г. на основе сфабрикованного дела о подготовке военного переворота 55 членами социал-демократической фракции указом императора II Государственная дума была распущена и назначен созыв новой, III Государственной думы на 1 декабря 1907 г. Одновременно был опубликован царский манифест об изменении Положения о выборах, имевший целью ограничить доступ к депутатским мандатам нежелательных для власти элементов. Эта мера явно противоречила Основным государственным законам, в соответствии с которыми царь не мог без предварительного согласия обеих палат парламента изменять избирательный закон. По сути, решение царя единолично изменить Положение о выборах означало государственный переворот. Новый избирательный закон принципиально менял характер представительства основных слоев населения в российском парламенте в пользу дворянства и буржуазии. Значительно сокращалось представительство крестьян и национальных меньшинств. Теперь голос одного помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. События 3 июня 1907 г. вошли в историю под названием третъеиюньского государственного переворота и во многом восстановили прежние прерогативы самодержавной власти («третье-июньская монархия»), в перспективе обеспечив создание лояльной, покорной правительству Думы. В III Государственной думе, проработавшей в отличие от первых двух Дум весь пятилетний срок (с 1 ноября 1907 г. по 9 июня 1912 г.), наибольшее представительство имели октябристы (154 места) и монархисты различных оттенков (147 мест). Кадеты получили 54 мандата, социал-демократы — 19. Благодаря новому избирательному закону правительству удалось не только получить удовлетворительный состав Думы, но и образовать в ней два большинства (правоок-тябристское, состоявшее из 283 членов, и октябристско-кадет-ское, включавшее 225 членов), опираясь на которые власть могла маневрировать и достигать поставленных целей. 298 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. Практически ничем не отличалась по своему составу IV Государственная дума, которая начала свою работу 15 ноября 1912 г. Однако в условиях обострившегося военно-политического кризиса в стране, оказавшейся втянутой в Первую мировую войну, вновь усилились противоречия между народными представителями и верховной властью. Думцы стали выражать открытое недовольство безответственными действиями правительства, слышалась критика в адрес императора, окружившего себя людьми бездарными, в том числе лицами с сомнительной репутацией (распутинщина). С целью оказания парламентского давления на правительство по инициативе лидера кадетской партии П. Н. Милюкова в Думе было образовано оппозиционное большинство под названием «Прогрессивный блок», в который вошли 236 депутатов из 442. В качестве первоочередной политической задачи в условиях нараставшего революционного кризиса выдвигалось требование создания «министерства общественного доверия», т. е. ответственного и компетентного правительства. Оппозиция призывала императора обновить власть, прислушаться к голосу разума и, пока еще не поздно, призвать к власти лиц, сильных доверием страны. Верховная власть осталась глухой к этим призывам. Более того, был усилен режим личной власти монарха, принимались меры, направленные на ограничение влияния представительных органов власти. 26 февраля 1917 г., когда все уже говорило о начавшейся революции, был издан императорский указ об отсрочке думской сессии, которому Дума вынуждена была подчиниться. Тем самым Николай II в очередной раз продемонстрировал редкую политическую близорукость и полное непонимание сложившейся к этому времени взрывоопасной ситуации в стране, приведшей в конечном счете к Февральской революции и свержению монархии. Впоследствии, уже после прихода к власти большевистской партии оказавшиеся в эмиграции представители русской интеллектуальной элиты пытались разобраться в причинах провала политического обновления страны, приведшего к крушению российской государственности. По мнению большинства эмигрантских авторов, одна из основных причин кризиса заключалась в политической недальновидности и связанной с ней неуступчивости верховной власти, обрекавших страну на насильственную революцию. Главная особенность России — неограниченная власть самодержавия, упорно не желавшего поступиться своими автократическими прерогативами, не сумевшего вовремя интегрировать основные слои, социальные элиты и политических лидеров в систему государственной власти и управления. Не сделав этого, царизм воспитал в массах и социальных элитах невосприимчивость к реформаторским идеям, равнодушие к идеям нации и государства. В этих Глава 12. Кризис политической системы и эволюция государственной власти 299 условиях реформистская альтернатива имела в России мало шансов на успех. Но не только недальновидность царской монархии, до конца не понимавшей, насколько угрожающим было положение, предопределила неизбежность революционного взрыва весной 1917 г. Определенную долю ответственности за катастрофическое развитие событий несли образованные слои русского общества, в первую очередь большая часть интеллигенции, для которой особенно были свойственны оторванность от почвы, утопизм, догматизм, максимализм программ и радикализм тактики. Западническое происхождение идеалов при некритическом отношении к европейским ценностям, из которых интеллигенция воспринимала преимущественно отрицательные, нигилистические влияния (позитивизм, атеизм, материализм, политический радикализм), вело к болезни «антинационализма», недооценке традиций и национальных особенностей развития России. Как писал П. Б. Струве, не только власть должна была тогда понять, что всякая борьба с умеренными элементами, которым она сама (переворотом 3 июня 1907 г.) предоставила решающую роль в народном представительстве, «есть нелепое поощрение революционных течений». Образованный класс также должен был понимать, что после введения народного представительства и осуществления (хотя бы частично) гражданских свобод опасность политической свободе и социальному миру угрожает со стороны не столько исторической власти, сколько тех элементов «общественности», «которые во имя более радикальных требований желают продолжать борьбу с исторической властью»1. Значительная доля вины за неудачу конституционного опыта в России лежала на российском либерализме и его главной политической партии — партии кадетов. Как считал уже в эмиграции один из ведущих лидеров кадетской партии В. А. Маклаков, глубоко ошибочной была позиция кадетов в I Государственной думе, вылившаяся в острый конфликт Думы с правительственной властью. Для этого конфликта, по мнению Маклакова, не было достаточных оснований. Партия же кадетов, встав не на конституционный, а на революционный путь, резко оттолкнула «протянутую ей правительством руку» и проиграла дело. В немалой степени этому способствовало и отношение к кадетам самой власти, для которой либерал, говорящий о конституции, казался не менее (если не более) опасным, чем анархист, ибо в отличие от анархиста-мечтателя он говорил о конкретной, позитивной программе преобразований. Напротив, во II Думе в связи с отходом части кадетов от революционной идеологии и продвижением правых к центру намечался «здоровый процесс образования либерального Струве П. Б. Размышления о русской революции. София, 1921. С. 29—30. 300 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. рабочего центра», были созданы условия для серьезной конструктивной работы. С этой точки зрения роспуск II Думы был, как считал Маклаков, большим политическим несчастьем для России и ошибкой правительства1. Тактические просчеты и идейные ошибки кадетской партии, о чем говорилось выше, дополнялись трагическим противостоянием кадетов, оказавшихся перегруженными «соседями слева», с другой либеральной партией — партией октябристов. Сближение этих партий, чье сходство, по словам В. А. Маклакова, «было сильнее вражды», в IV Думе уже не могло исправить положения, тем более что сам «Прогрессивный блок», в рамках которого произошло это объединение, больше всего был занят борьбой с правительством, истощая силы и свои, и правительства. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы, на ваш взгляд, причины утраты самодержавием ини 2. Почему общественность России негативно отнеслась к проек 3. Какие изменения в системе исполнительной власти произошли 4. В чем состоял смысл преобразования Государственного совета 5. Какое место занимала Государственная дума в политической 6. Почему были распущены I и II Государственные думы? Како 7. Какой смысл вкладывают современные авторы в понятие 8. Почему не реализовалась реформистская альтернатива в России? Рекомендуемая литература 1. История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. 2. История государственного управления в России (X—XXI вв.): хрестома 3. История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна 4. Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформы в России. М, 1991. 5. Ганелин Р. Ш. Российское самодержавие в 1905 г.: реформы и революция. Маклаков В. А. Вторая Государственная дума (воспоминания современника). Париж, 1946. С. 249-259.
Глава 12. Кризис политической системы и эволюция государственной власти 301 6. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной 7. Демин В. А. Государственная дума России (1906—1917): механизм функ 8. Леонтович В. История либерализма в России. 1762—1914. М., 1994. 9. Островский И. В. П. А. Столыпин и его время. Новосибирск, 1992.
10. Самсонова Т. Н., Татарникова С. Н. Столыпинская концепция движения 11. Смирнов А. Ф. Государственная дума Российской империи. М., 1998. 12.Совет министров Российской империи. 1905—1906: документы и мате 13.Судьбы реформ и реформаторов в России: учеб. пособие. М., 1999. 14. Шелохаев В. В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996. Глава 13. РОССИЯ МЕЖДУ ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЯМИ 1917 г.: КРУШЕНИЕ МОНАРХИИ И СУДЬБЫ ДЕМОКРАТИИ ♦ Февральская демократическая революция 1917 г. и проблема ♦ Реформы Временного правительства как попытка структури ♦ Провал буржуазно-либеральной альтернативы развития Рос Февральская демократическая революция 1917 г. и проблема альтернатив развития России в новых условиях. Сущность
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |