Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стиль руководства




 

Стиль руководства в контексте управления определяют как привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненному в целях побуждения их и достижению целей организации.

В словаре Ожегова дается следующее толкование стилю – метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Стиль руководства персоналом можно рассматривать как совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Исследование типов руководства и степени их эффективности, проведенные социоло­гами и психологами, позволило выявить три наиболее характерных стилей руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Они редко встречаются в чистом виде, но все же в каждом предприятии в действиях руководителей превалирует определенный подход, позволяющий говорить о направлен­ности приемов руководства. Дадим характеристику стилей руководства.

 

Таблица 15 -Характеристика стилей руководства

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный (директивный) стиль Демократический стиль Либеральный стиль
Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы Принимая решение, советуется с коллективом Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных
Способ доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных Просит, упрашивает
Приемы принятия решений Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
Отношение к недостатку собственных знаний Все знает и умеет, гипертрофированное самосознание Постоянно повышает квалификацию Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
Стиль общения Жестко формальный, необщительный Дружески настроен, любит общаться Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускает фамильярное обращение
Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль Мягок, покладист, иногда легковерен
Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать
Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам Постоянно использует разные стимулы Использует поощрение чаще, чем наказание

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представление о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель придерживающийся авторитарного стиля, еди­нолично принимает решения; распоряжается, приказывает их выполнить, принимает на себя основную ответственность; подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками; ориентируется на превосходство своих знаний и качеств; держит дистанцию с подчиненными; устанавливает жесткую формальную дисциплину, прибегает к наказаниям как к единственному методу стимулирования труда.

 

Таблица 16 - Условия и формы использования авторитарного стиля

Функция управления Условия и формы
Принятие решения единолично руководителем При срочных или требующих оперативного решения задачах; в случае повторяющихся, традиционных решений
Определение и формулирование общих целей руководителем На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; при низкой квалификации работников; в случае категорических разногласий в коллективе по поводу определения главных целей
Распределение обязанностей руководителем На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; в ситуации, когда необходимо срочно провести перестановку сил
Установление рабочего времени В сложных или экстремальных ситуациях, а также на начальном этапе формирования трудового коллектива
Стимулирование и мотивация, исходящие от руководителя На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива, построения команды; в случае попытки участников команды удовлетворять личные потребности за счет коллективных; в случаях явных отклонений в производительности и качестве труда, демонстрируемых работниками  
Жесткий, централизованный контроль На начальном этапе работы коллектива, пока не действует правило «каждый контролирует и контролируется»; в случае отступления работников от установленных стандартов качества
Подбор кадров Постоянная функция руководителя
Распределение инвестиций руководителем На начальном этапе формирования организации, трудового коллектива; в случае, если коллектив принимает решение в пользу личных интересов в ущерб коллективным

Демократический стиль основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, раз­витии их творческого потенциала и инициативе при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения.

Руководитель демократического типа перед принятием решений советуется с подчиненными; обращается к ним с предложениями и даже просьбами; распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями; поощряет инициативу и использует ее в интересах дела, подбирает способных работников; постоянно повышает свою квалификацию и учитывает критику, коммуникабелен и дружелюбен, устанавливает разумную дистанцию, осуществляет индивидуальный подход к работникам, использует систему различных стимулов.

 

Таблица 17 - Условия и формы использования демократического стиля

Функции управления Условия и формы
Принятие решения Коллегиальное (консенсус), детальное рассмотрение всех предложенных альтернатив за исключением простых и рутинных решений
Определение и формулирование целей Вовлечение всех участников коллектива в обсуждение целей с задачей добиться их уяснения и понимания
Распределение обязанностей Руководитель совместно с работниками определяет их роли в общей работе, намечает личные цели
Рабочее время Руководитель согласовывает дополнительные объемы работы, сверхурочную занятость, время и величину отпусков
Стимулирование и мотивация Руководитель использует все формы материального и морального вознаграждения, поддерживает и поощряет сотрудников; обеспечивает справедливую оценку личного и коллективного труда; стремится определить личные потребности и мотивационные предпочтения подчиненных для их коррекции; выясняет потребности повышения квалификации
Контроль Руководитель согласовывает с подчиненными стандарты качества, добивается понимания необходимости следования им работников; способствует укоренению в работу правила «каждый контролирует и контролируется»
Подбор и работа с кадрами Обсуждает с коллективом увольнение или вывод из него; поощряет развитие наставничества, совместно планирует и поддерживает ротацию кадров
Распределение инвестиций Консультируется с подчиненными и формирует единое мнение по поводу инвестиций

 

Либеральный стиль основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения.

Руководитель, придерживающийся этого стиля принимает решения по указанию вы­шестоящих работников или на основании решения коллектива. Способ доведения их до исполнителей выражается в форме просьбы. Он снимает с себя ответственность за ход ра­бот и передает инициативу в руки подчиненных. Подбором кадров он не занимается. Ру­ководитель с либеральным стилем постоянно накапливает свои знания и поощряет этот процесс у своих подчиненных, избегает общения и встречается с коллегами только по их инициативе, мягок в общении, покладист, доброжелателен. Часто либерал изменяет свои решения под воздействием мнения других людей и обстоятельств, важные решения могут быть приняты без его участия. Он восприимчив к критике, нетребователен к подчиненным, слабо контролирует их работу; щедр на поощрения, редко увольняет слабых работников.

Либеральный стиль можно разделить либерально-попустительский и оправдано-свободный.

Основные характеристики оправдано-свободного стиля, который дает положительные результаты в творческих коллективах.

В Америке есть даже специальный институт, который финансирует в течении нескольких лет самые парадоксальные научные проекты он выдает крупные открытия, перекрывающие нерентабельные затраты на некоторые проекты.

Авторитарный стиль руководства жестко делит служебные роли на тех, кто должен приказывать, навязывая свою волю исполнителям и тех, кто должен исполнять.

Такой стиль освобождает руководителя от необходимости помнить о требованиях служебной морали и делового этикета.

Приказная форма, жесткий стиль руководства, уместны лишь в экстремальных ситуациях, подавляют инициативу исполнителей и освобождают их от личной ответственности, исключая возможность доверительного сотрудничества.

Демократизация всех сторон жизнедеятельности в России коснулась и госслужащих.

Госслужащий должен быть ориентированным на человеке, строить взаимоотношения с подчиненными на основе взаимного уважения, доверия и взаимопомощи, избегать мелочной опеки.

Чтобы эффективно руководить людьми, руководитель должен владеть искусством воспитания и обладать личным авторитетом.

В процессе воспитания руководитель воздействует не только на личность подчиненного и на социальную сферу, обеспечивая качество трудовой жизни и здравую морально-психологическую атмосферу.

Личный авторитет руководителя зависит от нравственной культуры.

Нравственная культура состоит из 3-х компонентов:– культуры нравственного сознания (честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность), - культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, окружающим, к самому себе;

Культуры поведения.

Непременными условиями формирования высокой нравственной культуры современного руководителя являются:

- социальная востребованность тех нравственных качеств, которые необходимы лидеру во взаимоотношениях с подчиненными;

- постоянное этическое образование как неотъемлемая составляющая профессионального образования и повышение квалификации кадров;

- самообразование и самовоспитание как способ формирования социально востребованных нравственных качеств;

- «прозрачность» и открытость руководителя в вопросах не только его, но и поступков и действий;

- наличие четких критериев оценки и практическое использование их в процедурах отбора расстановки и карьерного продвижения.

Во взаимоотношениях между сотрудниками госслужбы основными составляющими являются: профессиональная мораль, этика госслужащего, этические принципы и нормы.

Профессиональная мораль отражает особенности нравственного сознания и поведения людей данного вида профессии.

Профессиональная мораль включает:

- требования, предъявляемые обществом к нравственным качествам служащего;

- систему ценностей, относящихся непосредственно к его профессиональному труду;

- поведение человека при исполнении его профессиональных обязанностей;

- нравы профессиональной среды, т.е. сознание объективной оценки действий;

- систему нравственных оценок, сложившихся в коллективе и обществе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.