КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стиль руководства
Стиль руководства в контексте управления определяют как привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненному в целях побуждения их и достижению целей организации. В словаре Ожегова дается следующее толкование стилю – метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Стиль руководства персоналом можно рассматривать как совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей. Исследование типов руководства и степени их эффективности, проведенные социологами и психологами, позволило выявить три наиболее характерных стилей руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Они редко встречаются в чистом виде, но все же в каждом предприятии в действиях руководителей превалирует определенный подход, позволяющий говорить о направленности приемов руководства. Дадим характеристику стилей руководства.
Таблица 15 -Характеристика стилей руководства
Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представление о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения; распоряжается, приказывает их выполнить, принимает на себя основную ответственность; подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками; ориентируется на превосходство своих знаний и качеств; держит дистанцию с подчиненными; устанавливает жесткую формальную дисциплину, прибегает к наказаниям как к единственному методу стимулирования труда.
Таблица 16 - Условия и формы использования авторитарного стиля
Демократический стиль основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативе при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического типа перед принятием решений советуется с подчиненными; обращается к ним с предложениями и даже просьбами; распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями; поощряет инициативу и использует ее в интересах дела, подбирает способных работников; постоянно повышает свою квалификацию и учитывает критику, коммуникабелен и дружелюбен, устанавливает разумную дистанцию, осуществляет индивидуальный подход к работникам, использует систему различных стимулов.
Таблица 17 - Условия и формы использования демократического стиля
Либеральный стиль основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Способ доведения их до исполнителей выражается в форме просьбы. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Подбором кадров он не занимается. Руководитель с либеральным стилем постоянно накапливает свои знания и поощряет этот процесс у своих подчиненных, избегает общения и встречается с коллегами только по их инициативе, мягок в общении, покладист, доброжелателен. Часто либерал изменяет свои решения под воздействием мнения других людей и обстоятельств, важные решения могут быть приняты без его участия. Он восприимчив к критике, нетребователен к подчиненным, слабо контролирует их работу; щедр на поощрения, редко увольняет слабых работников. Либеральный стиль можно разделить либерально-попустительский и оправдано-свободный. Основные характеристики оправдано-свободного стиля, который дает положительные результаты в творческих коллективах. В Америке есть даже специальный институт, который финансирует в течении нескольких лет самые парадоксальные научные проекты он выдает крупные открытия, перекрывающие нерентабельные затраты на некоторые проекты. Авторитарный стиль руководства жестко делит служебные роли на тех, кто должен приказывать, навязывая свою волю исполнителям и тех, кто должен исполнять. Такой стиль освобождает руководителя от необходимости помнить о требованиях служебной морали и делового этикета. Приказная форма, жесткий стиль руководства, уместны лишь в экстремальных ситуациях, подавляют инициативу исполнителей и освобождают их от личной ответственности, исключая возможность доверительного сотрудничества. Демократизация всех сторон жизнедеятельности в России коснулась и госслужащих. Госслужащий должен быть ориентированным на человеке, строить взаимоотношения с подчиненными на основе взаимного уважения, доверия и взаимопомощи, избегать мелочной опеки. Чтобы эффективно руководить людьми, руководитель должен владеть искусством воспитания и обладать личным авторитетом. В процессе воспитания руководитель воздействует не только на личность подчиненного и на социальную сферу, обеспечивая качество трудовой жизни и здравую морально-психологическую атмосферу. Личный авторитет руководителя зависит от нравственной культуры. Нравственная культура состоит из 3-х компонентов:– культуры нравственного сознания (честность, порядочность, справедливость, гуманность, интеллигентность), - культуры нравственных чувств, определяющих характер отношения к обществу, окружающим, к самому себе; Культуры поведения. Непременными условиями формирования высокой нравственной культуры современного руководителя являются: - социальная востребованность тех нравственных качеств, которые необходимы лидеру во взаимоотношениях с подчиненными; - постоянное этическое образование как неотъемлемая составляющая профессионального образования и повышение квалификации кадров; - самообразование и самовоспитание как способ формирования социально востребованных нравственных качеств; - «прозрачность» и открытость руководителя в вопросах не только его, но и поступков и действий; - наличие четких критериев оценки и практическое использование их в процедурах отбора расстановки и карьерного продвижения. Во взаимоотношениях между сотрудниками госслужбы основными составляющими являются: профессиональная мораль, этика госслужащего, этические принципы и нормы. Профессиональная мораль отражает особенности нравственного сознания и поведения людей данного вида профессии. Профессиональная мораль включает: - требования, предъявляемые обществом к нравственным качествам служащего; - систему ценностей, относящихся непосредственно к его профессиональному труду; - поведение человека при исполнении его профессиональных обязанностей; - нравы профессиональной среды, т.е. сознание объективной оценки действий; - систему нравственных оценок, сложившихся в коллективе и обществе.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |