КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование и методы коммуникаций
Содержание коммуникационного процесса Факторы повышающие эффективность внутриорганизационных коммуникаций Внутриорганизационные коммуникации Формы и методы коммуникаций Содержание коммуникационного процесса ТЕМА 18. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ Вопросы для самопроверки. 1. Каковы цели управления персоналом. 2. Что является главной задачей управления персоналом. 3. Дайте характеристику авторитарной, демократичной и либеральной систем руководства. 4. Каковы условия и формы использования авторитарной, демократичной и либеральной систем руководства. 5. Какие методы используются руководителем при оценке персонала. 6. Как характеризуется нравственная культура руководителя. 7. Дайте определение этических принципов и этических норм служащего. 8. Какова роль морально – психологического климата в коллективе.
Коммуникации в организации обязательно присутствуют в деятельности, как руководителя, так и работника. Недостаточное владение техникой коммуникаций увеличивает затраты времени на решение производственных вопросов, затрудняет достижение результата, рождает обиды и конфликты. Коммуникации во время непосредственных контактов с сослуживцами, при переписке, телефонных разговорах, на совещаниях, заседаниях, во время деловых переговоров и т.д. обязательно присутствуют в деятельности любого руководителя. Руководитель вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать, получить обратную информацию от подчиненного о выполнении задания, дать оценку выполнения задания подчиненным. Следовательно, руководитель общается с персоналом, чтобы: · передать или получить информацию или указания; · побудить кого-либо к действию; · передать или получить информацию и побудить к действиям подчиненных; · подготовить совещание, собрание, презентацию, конференцию, семинар. По характеру взаимоотношений общение может быть формальным или неформальным, индивидуальным или групповым. Пример индивидуального общения: беседа, телефонный разговор, переговоры и т.д. Групповое общение: сообщение, собрание, презентация, конференция, семинар и т.д. Выдача распоряжения, проверка исполнения и оценка исполненного – эти цели по своей сути отражают этапы управленческого взаимодействия руководителя с подчиненными и представляют собой три функции коммуникаций: выдачу распорядительной информации, получение обратной информации и выдачу оценочной информации. Несмотря на то, что служебные обязанности подчиненных определяются соответствующими должностными инструкциями, их деятельность достаточно часто регулируется оперативной информацией, исходящей от руководителя. Распорядительная информация по форме бывает директивной и демократичной. К директивным формам относятся: приказ, распоряжение, указание, совет, просьба. Руководителю следует выполнять при распоряжениях: · единство профессионального языка; · учет уровня интеллекта; · полноту информации; · логичность изложения; · концентрированность внимания. Все многообразие видов коммуникаций определяется признаком их классификации, т.е. признаком, в соответствии с которым они приобретают свою дифференцированную окраску. Такими критериями могут быть: объективная сторона переговоров, субъективная сторона переговоров, характер коммуникации, территориальный статус, принцип принятия решений, условия взаимодействия, результат переговоров, тип совместных решений и др. В переговорах явно выделяется то, что может быть названо объективной или предметной стороной. Тогда переговоры могут быть финансовые, деловые, экономические, политические, военные, торговые, по решению трудовых споров, дипломатические и др. О чем бы переговоры не велись, их участниками выступают люди. В этом их субъективная сторона. В соответствии с этим переговоры могут быть межличностными (переговоры проходят между отдельными индивидами), межорганизационными (переговоры проходят между отдельными организациями), межнациональными (переговоры проходят между отдельными государствами), индивидуальными (два человека договариваются о реализации своих общих целей), индивидуальными с посредником (медиатором), коллективными (каждая из сторон представляет собой переговорную делегацию-команду), двусторонними (в переговорах участвуют две стороны, представленные индивидуально или коллективно), трехсторонними, многосторонними. С точки зрения характера коммуникации переговоры можно классифицировать следующим образом: - деловой разговор, это вербальная (словесная) форма ситуационного контакта для достижения некоторого соглашения; - беседа: предметный, упорядоченный диалог; - обсуждение и собеседование. Это разновидность беседы с постановкой дискуссионного вопроса; - заявление, это высказывание или несколько высказываний одного из участников переговоров, посвященные обоснованию или опровержению какого-либо утверждения; - сообщение. Это система заявлений, объединенных определенной темой; - спор, это словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая сторона отстаивает свое мнение, свою правоту; взаимное притязание на владение чем-либо; - полемика, это спор при обсуждении любых вопросов, непримиримость высказываемых оснований; - дискуссия, это свободное публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса по прояснению истинности каждого тезиса;
Задача руководителя – убеждать подчиненных. Поэтому в деловом общении руководитель должен быть приветливым, жизнерадостным, в меру веселым, бодрым, целеустремленным, уверенным в себе и начатом деле. Его не должны посещать уныние и гнев. Вспомните А.С. Пушкина: Если жизнь тебя обманет. Не печалься, не сердись! В день уныния смирись; День веселья, верь, настанет, Сердце будущим живет: Настоящее уныло Все мгновенно; все пройдет Что пройдет, то будет мило. От руководителя зависит успешность коммуникаций в организации. Для этого важно выбрать необходимые в сложившейся ситуации в организации формы и методы коммуникаций. Существуют следующие формы коммуникаций: · субъективные, в целях продления ранее достигнутых соглашений, переговоры с целью нормализации отношений; · для достижения перераспределительных соглашений; · для достижения нового соглашения, в целях получения косвенных результатов; · совместные решения; · позиции и результаты переговоров; · заключение джентльменских соглашений; · подписание протоколов о намерениях; · пакет, конвенция, декларация и т.д. С точки зрения результата переговоры бывают плодотворные и бесплодные, т.е. безрезультатные. Американский политолог и практик Ф.Чарльз Икле выделяет следующие методы коммуникации переговоров: - переговоры в целях продления ранее достигнутых соглашений. Важной характеристикой таких переговоров является наличие предыдущих договоренностей. Их результатом может быть подтверждение статус-кво, либо непринципиальные изменения в отношениях. Такие переговоры часто ведутся в сфере торговли для продления срока действия договора и для внесения некоторых уточнений и изменений в новый договор с учетом складывающейся конъюнктуры. - переговоры с целью достижения перераспределительных соглашений. Смысл таких переговоров состоит в том, что одна из сторон, занимая наступательную позицию, требует изменений в соглашениях в свою пользу за счет других сторон. Считается, что поводы ставить так вопрос могут быть разные, в том числе, вполне обоснованные. - переговоры в целях достижения нового соглашения. Они направлены на установление новых отношений и обязательств между участвующими в них сторонами. Это могут быть, например, переговоры с новым партнером. - переговоры в целях получения косвенных результатов. Косвенные результаты могут не отражаться в соглашениях и даже может не быть самих соглашений. В таком качестве могут быть выступать, например, беседы по установлению контактов, выявлению точек зрения партнеров, оказанию влияния на общественное мнение. В этом случае главные проблемы взаимодействия сторон могут оказаться вне поля зрения конкурентов, СМИ и др. Классификация по типу совместных решений различает следующие виды переговоров: компромиссные (взаимные уступки), качественного перехода (к новому состоянию), снятия противоречия (полное согласие), ассиметричного решения (выгоды сторон распределены неравномерно). По характеру взаимодействия сторон переговоры могут быть прямые и непрямые (косвенные). Прямые переговоры – это такие, при которых все стороны одновременно присутствуют за столом переговоров и способны разрешить предмет своего спора без внешней помощи. Непрямые (косвенные) переговоры – это такие, при которых прямого контакта сторон между собой не происходит. Они могут располагаться не только в разных помещениях одного здания, но даже в разных зданиях. взаимодействия между ними обеспечиваются исключительно через посредников. Косвенные переговоры необычайно сложны за счет значительного увеличения времени, отсутствия эффекта непосредственного общения сторон и доверия их друг другу. Косвенные переговоры используются в случаях, когда разногласия между сторонами чрезвычайно велики, а история их взаимоотношений носит враждебный характер. Иногда говорят об уровне переговоров. В понятие «уровень переговоров» включается социальный и политический статус участников переговоров. Статус самым непосредственным образом связан с объемом полномочий при принятии решений. В таком случае переговоры могут быть: на высшем уровне (ведутся между главами государств или правительств), на уровне первых лиц организаций, на уровне экспертов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |