Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа антиконкурентных соглашений




Антиконкурентные соглашения

Вопросы для обсуждения

Основные понятия

 

Доминирующее положение

«Коллективное» доминирующее положение

Злоупотребление доминирующим положением

Ценовые и неценовые нарушения

Договорные, внедоговорные, смешанные нарушения

Критерии допустимости

Доктрина необходимого оборудования

 

 

1. Каковы критерии власти на рынке? Являются ли понятия «власть на рынке» и «доминирующее положение» синонимичными?

2. В чем отличие российского и зарубежного подходов к определению доминирующего положения?

3. Возможно ли единоличное злоупотребление коллективным доминирующим положением? Поясните Вашу точку зрения.

4. Приведите типологию нарушений, составляющих злоупотребление доминирующим положением.

5. Каковы возможные последствия и субъекты использования монопольно высоких и монопольно низких цен?

6. Может ли патентодержатель быть обвинен в злоупотреблении доминирующим положением?

7. Каково соотношение критериев допустимости по российскому праву и «доктрины необходимого оборудования»?

 

 

Глава 6

 

 

Монополизация товарного рынка и устранение конкуренции может быть не только следствием одностороннего поведения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, но и результатом соглашения двух и более участников одного рынка. С экономической точки зрения ограничение конкуренции посредством соглашения может достигать тех же результатов, к которым приводит монополизация товарного рынка одной компанией, поскольку для участников соглашения оно может быть выгодной стратегией, позволяющей им совместно:

– стабилизировать цены (т. е. не допускать их снижения в результате колебания спроса);

– обеспечить каждого участника гарантированным рынком сбыта;

– защитить рынок от конкуренции со стороны потенциальных (новых) участников.

Соглашение участников рынка может ограничивать конкуренцию двояким образом: во‑первых, отказываясь от конкуренции друг с другом, участники соглашения снижают степень конкуренции на рынке в целом; во‑вторых, соглашение с достаточно большим количеством участников может привести к тому, что:

– общие условия обращения товара на рынке будут устанавливаться не в результате стихийного взаимодействия его участников, а в результате применения такого соглашения;

– на товарном рынке будут установлены непреодолимые барьеры входа (выхода), которые устранят конкуренцию с потенциальными (новыми) участниками;

– товарный рынок будет сегментирован и на каждом из его сегментов возникнет основанная на соглашении монополия одной компании;

– товарный рынок прекратит свое существование (конкуренция будет устранена) либо соглашение станет непреодолимым препятствием для возникновения товарного рынка (произойдет недопущение конкуренции).

Современная экономическая теория дает точное представление о предрасположенности товарного рынка и его участников к эффективному (т. е. учитывающему цели каждого из участников и позволяющему реализовать эти цели) антиконкурентному соглашению[216]. Например, соглашение конкурентов о единой цене тем вероятнее:

– чем меньше число конкурентов на рынке, поскольку это снижает издержки координации их деятельности по исполнению соглашения;

– однороднее товар, поскольку на рынке однородного товара затруднена (или неосуществима) конкуренция участников соглашения по качеству товара;

– менее эластичен спрос на товар по его цене, поскольку на рынках с неэластичным спросом монопольное ценообразование приводит к большей прибыли;

– выше входные барьеры на рынок для новых конкурентов, поскольку на рынках с высокими входными барьерами монопольное ценообразование также приводит к большей прибыли;

– меньше на товарном рынке распространена неценовая конкуренция, поскольку распространенность неценовой конкуренции (например, агрессивной рекламы, конкуренции по набору дополнительно предоставляемых услуг) уменьшает прибыльность монопольного ценообразования;

– ближе рынок к сокращению и стагнации, поскольку ценовая конкуренция на таком рынке особенно деструктивна, а вход на рынок новых участников маловероятен.

Антимонопольное законодательство чрезвычайно широко трактует понятие «соглашение». Круг соглашений по российскому конкурентному праву включает в себя все виды хозяйственных договоров, решения объединений (союзов, ассоциаций) юридических лиц и любые иные формы фиксации договоренностей хозяйствующих субъектов.

Российская трактовка понятия «соглашение» совпадает с практикой, закрепленной в решениях Еврокомиссии и Европейского суда. В соответствии с прошедшими судебную проверку решениями Еврокомиссии к соглашениям по праву ЕС в целях применения запрета на ограничение конкуренции относятся «любые соглашения, независимо от того, являются ли они договорами по праву страны их заключения, намеревались ли стороны сделать такие соглашения юридически обязательными, письменные они или устные. Понятие «соглашение» включает в себя и так называемые джентльменские договоренности, стандартные условия продажи, правила профессиональных ассоциаций (которые свидетельствуют о соглашении их членов придерживаться таких правил), соглашения об урегулировании споров, например, такие как соглашение о разделе торговой марки. Соглашение существует, даже если стороны договорились только о “правилах добрососедства”, “об установлении добросовестной практики и этики” или “определенных правил игры, которые нам всем выгодно соблюдать”. Соглашение существует там, где есть совпадение намерений; форма соглашения не важна, главное, чтобы оно являлось достоверным выражением намерений сторон. Не важно, что за нарушение соглашения не предусмотрены санкции. Более того, соглашение, срок действия которого уже завершился, может рассматриваться [как антиконкурентное] в отношении временного периода после его завершения, если эффект от соглашения продолжает сказываться. Соглашения могут рассматриваться [как антиконкурентные], даже если они предусмотрены национальным законодательством [законодательством страны – члена Евросоюза] или заключаются после консультаций с национальными властями. Защита участника соглашения не может быть основана на доводах о том, что участник никогда не намеревался применять соглашение или придерживаться его условий»[217].

В целях дальнейшего анализа выделим разновидности соглашений с точки зрения их потенциального влияния на состояние конкуренции:

– горизонтальные соглашения, т. е. соглашения конкурирующих на одном товарном рынке хозяйствующих субъектов, в том числе и потенциальных конкурентов;

– вертикальные соглашения, легальное определение которых содержится в Законе о защите конкуренции: вертикальное соглашениесоглашение между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар;

– иные соглашения, например, соглашения продавцов различных, не связанных между собой товаров о проведении совместной маркетинговой акции (к примеру, соглашение об использовании образа автомобиля конкретной марки в рекламе сигарет).

Антимонопольное законодательство устанавливает запрет на антиконкурентные соглашения. По отношению к различным видам соглашений такой запрет применяется дифференцированно. В содержательном аспекте запреты и особенности их применения рассматриваются в параграфах, структурированных по видам соглашений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.