Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление качеством. Подтверждение качества




Подтверждение качества

Подтверждение или обеспечение качества состоит в

а) выполнении плановых регулярных оценок и процедур поддержания и повышения качества

б) регистрации состояния системы качества методом аудита на предмет соответствия принятым стандартам качества.

Процесс подтверждения качества направлен на фиксацию состояния системы качества проекта и отделен от следующего процесса управления качеством, в котором непосредственно производится мониторинг результатов проекта. Именно следование принятой системе качества проекта и принятым стандартам качества должно гарантировать качество управления и качество конечного продукта проекта.

Повторим, что управление качеством направлено как на качество управления проектом, так и на качество конечного продукта. Следование стандартам качества управления приводит к исполнению стоимости и сроков проекта. А в совокупности с соблюдением стандартов качества продукта, приводит к выполнению третьего ограничения – выполнению объема работ проекта с заявленным качеством. Управление качеством (или контроль качества) призвано предотвращать дефекты в процессах и не допускать получение заказчиком дефектного конечного продукта.

Оно состоит в:

• мониторинге (наблюдении) определенных результатов проекта и их соотнесение с принятыми в проекте стандартами качества;

• нахождении путей устранения причин неудовлетворительных результатов и самих неудовлетворительных результатов.

На входе процесса управления качеством уже известны мероприятия, которые следует исполнять, и стандарты качества проекта, которым необходимо соответствовать, а именно:

• результаты работ (процессов управления и результаты продукта);

• План управления качеством;

• описание процедур измерения;

• Контрольные списки.

На выходе процесса имеем:

• рекомендации по улучшению качества и адаптации процессов;

• решение о приемке промежуточных результатов;

• действия по доработке и устранению дефектов;

• заполненные контрольные списки (для архива).

Основными инструментами и методами контроля качества являются:

1. Инспекции.

2. Выборочные проверки.

3. Контрольные диаграммы.

4. Диаграммы Парето.

Инспекции

Как было сказано выше, предупреждение ошибок имеет приоритет над инспекцией. Предупреждение исключает ошибки в процессах, в то время как инспекция предпринимается с целью недопущения дефектов и брака непосредственно до рук заказчика.

Инспекция бывает двух видов:

• контроль свойств (качественных признаков) продукта, когда результатом проверки являются два значения Да или Нет (Годен -Не годен). Да означает годность по проверяемому качественному признаку, например, цвет. Иногда, для ускорения и удешевления процесса, применяют выборочный контроль свойств;

• контроль количественных параметров с помощью измерений. Параметры задаются числовыми значениями и для удовлетворения стандартам качества должны находиться в некотором контрольном диапазоне. Например, длина некоторой заготовки должна равняться 15см..0.1см. Все заготовки, выходящие за размер 14.9-15.1см, считаются негодными.

Выборочные проверки

Выявление абсолютно каждого дефекта в некоторой партии образцов может стать дорогостоящей и затратной по времени процедурой. Поэтому, для сокращения затрат денег и времени, применяют выборочную проверку, которая основывается на том, что:

• заказчик согласен с приемкой некоторого количества дефектных деталей;

• есть уверенность в том, что деталей в партии немного;

• проверка может быть разрушительна или повреждает образцы;

• нет чрезвычайных требований к качеству – дефект не может привести к смерти;

• если в партии образцов имеется определенный процент дефектов, то вероятность их обнаружения может быть определена статистическим путем.

На сегодняшний день существует фундаментальные статистические методы выборочных проверок качества, когда сплошная проверка неразумна или невозможна. Из партии выбирают определенное количество образцов и в этой выборке регистрируют число дефектных. Распределение вероятности появления числа дефектов в партии считают подчиняющимся нормальному закону распределения (рис.).

Если вероятность дефекта в выборке ниже допустимой вероятности, то можно гарантировать достаточное качество всей партии. Допустимый уровень качества задают с помощью стандартного отклонения (разброса). -сигма (или вероятности дефекта в %). Согласно рис.,σ.=4 (вероятность дефекта 0.9999 или 99.99%) означает, что в выборке из 10000 образцов большой партии, 9999 должны быть без дефекта, и лишь один образец выборки может не соответствовать стандартам качества. Если σ=3, то вероятность дефекта 0.9973 (99.73%) и выборке из 10000 образцов большой партии допустимо 27 образцов с дефектами.

Пока допустимый уровень качества поддерживается, партия, из которой сделана выборка, будет считаться годной для заказчика. Отметим, что выборочная проверка содержит как риски для заказчика, когда партия плохая, а выборка показывает, что партия хорошая, так и риски для исполнителя, когда, партия хорошая, а выборка показывает, что партия плохая.

Контрольные диаграммы

Контрольные диаграммы – отражают развитие процесса или параметра во времени:

Пока процесс (параметр) находится в допустимых пределах, т.е. под контролем, его не следует регулировать и искать причины флуктуаций. Корректировка и поиск причин выполняется только при выходе процесса (параметра) за допустимые границы.

Контрольные диаграммы могут использоваться для мониторинга (наблюдения) как повторяющихся событий и результатов работ, так и для слежения за отклонениями расписания, стоимости, объемов и других результатов управления.

Применительно к контрольным диаграммам часто применяют правило семи. Оно гласит, если имеется семь подряд идущих точек сверху или снизу среднего значения, то можно заключить, что процесс (параметр) не функционирует правильно!.. т.к. вероятность нахождения подряд семи значений на одной стороне крайне мала.

Диаграммы Парето.

Парето (Vilfredo Pareto) обосновал правило 80/20, которое может применяться к множеству экономических явлений. Например, 80% прибыли достигается за счет 20% клиентов (товаров) ит.д. Аналогично, 80% проблем возникает вследствие 20% причин.

Выявление этих 20% причин дефектов позволит эффективно организовать мероприятия по устранению 80% дефектов. Для построения диаграммы Парето необходимо получить список дефектов, факторов и расположить их в порядке важности, например, так:

По этим данным строим диаграмму Парето. Согласно правилу Парето нам необходимо сосредоточиться на устранении причин 3-х дефектов А, В и С – они составляют 20% от общего числа причин дефектов 15. И это должно привести к устранению 80% общего числа появлений дефектов – в нашем случае 76,5%:

Причинно-следственные диаграммы могут быть полезны для выявления и ранжирования факторов и причин, влияющих на успешное завершение процессов или всего проекта.

Среди наиболее эффективных инструментов и методов управления качеством проекта так же:

Анализ прибыли и затрат — основная выгода от выполнения требований к качеству заключается в уменьшении числа доработок, что означает большую производительность, меньшие затраты, и повышение удовлетворения участников проекта. Основные затраты на выполнение требований к качеству — это затраты, связанные с деятельностью по управлению качеством проекта.

Планирование экспериментов — анализ экспериментальных данных должен способствовать разработке оптимальных условий для продукта или процесса, обнаружению факторов, оказывающих влияние на результат, и выявлению взаимодействий и синергизма этих факторов.

Бенчмаркинг — сопоставление действующего или планируемого проекта с другими проектами с целью выработать идеи для усовершенствования и критерии оценки исполнения.

Бенчмаркинг (англ, bench mark — начало отсчета) — метод использования чужого опыта, передовых достижений лучших компаний, подразделений собственной компании, отдельных специалистов для повышения эффективности работы, производства, совершенствования бизнес–процессов; основан на анализе конкретных результатов и их использовании в собственной деятельности.

Выделяют:

конкурентный бенчмаркинг — сравнение своей продукции, бизнес–процессов с аналогами прямых конкурентов;

функциональный бенчмаркинг — сравнение эффективности отдельных функций (например, логистики, управления персоналом) компаний одной отрасли, не обязательно прямых конкурентов;

общий бенчмаркинг — анализ и восприятие передового опыта компаний, действующих в других отраслях;

внутренний бенчмаркинг — сравнение эффективности работы разных подразделений одной организации и восприятие, внедрение лучших приемов работы, бизнес–процессов.

Ниже приведена краткая характеристика видов документации по качеству.

Руководство по качеству охватывает все применяемые элементы стан­дарта на систему качества, необходимые для предприятия. Примерное содержание руководства по качеству приведено ниже:

· общие положения;

· заявление руководства предприятия/компании;

· характеристика предприятия/компании;

· элементы системы качества;

· приложения.

Важнейшим элементом Руководства является регламентация ответст­венности по системе качества — аналог матрицы ответственности.

Методологические инструкции по элементам качества. Стандарты ISO 9001 и EN 29001 призваны обеспечить качество при проектировании, разработке, производстве, монтаже, обслуживании и состоят из следую­щих элементов:

1. ответственность руководителей;

2. система качества;

3. анализ контрактов;

4. управление проектированием;

5. управление документацией и данными;

6. закупки (материально-техническое обеспечение проектов);

7. управление продукцией, поставляемой потребителем;

8. идентификация изделия;

9. управление процессом создания продукции;

10. контроль и испытания;

11. управление оборудованием для контроля, измерений и испытаний;

12. статус контроля и испытаний;

13. управление несоответствующей продукцией;

14. корректирующие и предупреждающие действия;

15. погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация
и поставка;

16. управление регистрацией данных о качестве;

17. внутренние проверки качества;

18. подготовка кадров;

19. обслуживание;

20. статистические методы.

Стандарты ISO 9002 и EN 29002 призваны обеспечить качество при производстве и монтаже.

Стандарты ISO 9003 и EN 29003 призваны обеспечить качество при контроле конечной продукции и ее испытании.

Указанные стандарты предполагают разработку, внедрение и актуали­зацию в рамках системы менеджмента качества так называемых методоло­гических инструкций по каждому из 20 вышеперечисленных элементов системы качества. Состав инструкций регламентирован вышеупомянутыми стандартами.

Рабочие инструкции, в число которых входят:

· технологические карты;

· специальные разделы проектов производства работ;

· схемы операционного контроля.

Управление этим видом документации не регламентируется стандарта­ми ISO 9000.

Контрольные инструкции, в число которых входят:

· входной контроль проектной документации, материалов, деталей, оборудования;

· контроль качества производственных процессов;

· проведение авторского надзора.

Так, в строительстве различают следующие виды нормативных докумен­тов: организационно-методические; общие технические нормативные; по градостроительству, зданиям, сооружениям; на инженерное оборудование зданий, сооружений и внешние сети; на строительные конструкции и изделия; мобильные здания и сооружения, инвентарь и оснастку; по эконо­мике; справочники, учебники, методики для описания признанных норматив­ных положений.

Концептуальным моментом отечественных норм нового поколения яв­ляется изменение их структуры и статуса:

· нормы предписывают конечные требования к качеству продукции, а не методы их осуществления;

· обязательными для исполнения являются нормы, регламентирующие безопасность, охрану окружающей среды, а также надежность и долговеч­ность продукции предприятия;

· в технических разделах контрактов должны быть приведены норма­тивы, соблюдение которых является обязательным условием приемки продукции проектов.

Нормативная документация и техническая литература. Данный обширный раздел документации по качеству может быть представлен несколькими подразделами, в том числе:

Отраслевые/общетехнические нормы и стандарты.

Стандарты, регламентирующие общие требования к качеству. Все работы по обеспечению качества основаны на использовании стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), признанных в 1988 г. в бывшем СССР в качестве национальных стандартов. В рамках систем управления качеством используют серию стандартов ISO 9000 и эквивалентную ей серию EN 29000.

Для полноценного функционирования системы менеджмента качества необходимо ее соответствующее организационное обеспечение, т.е. напол­нение ее необходимыми организационными ресурсами:

· сотрудниками, имеющими необходимую компетенцию, обязанности и ответственность;

· системой взаимодействия сотрудников;

· материально-техническими ресурсами: материалами, оборудованием, приборами;

· финансовыми ресурсами.

Основным системообразующим ресурсом здесь выступает организаци­онная структура. Обязательные требования к организационной структуре управления качеством следующие:

· наличие ответственного от высшего руководства по системе качества;

· наличие постоянного структурного подразделения, ответственного за выполнение функций по управлению качеством и постоянное совершенст­вование системы менеджмента качества;

· наличие сотрудников, ответственных за качество отдельного проекта. Ответственный от высшего руководства по системе качества должен занимать пост не ниже заместителя руководителя всей организации (или проекта). В его обязанности входят следующие функции:

· организация работы всей системы;

· распределение обязанностей и полномочий в рамках системы менедж­мента качества;

· разработка программы качества проекта (предприятия);

· разработка политики в области качества;

· проведение аудитов системы менеджмента качества.

Постоянный структурный орган по управлению качеством может пред­ставлять собой отдел из нескольких человек или же отдельного сотрудни­ка. Такой отдел или сотрудник обычно подчиняется непосредственно уполномоченному от высшего руководства по системе качества. Отдел качества выполняет всю рутинную работу, связанную с планированием, обеспечением и контролем качества.

Присутствие сотрудника, ответственного за качество отдельного проек­та, обязательно в случае, если организация занимается реализацией не­скольких проектов или управляет проектом параллельно со своей основной деятельностью, имеющей самостоятельное значение. В такой структуре необходимы не только уполномоченный от высшего руководства и отдел качества, но и человек, организующий выполнение всех функций по управлению качеством в рамках своего проекта. В его обязанности также должны входить следующие работы:

· разработка программы качества проекта;

· корректировка документации по системе качества для нужд проекта;

· организация выполнения контрольных мероприятий в рамках проекта и прочее.

 


Тема 6. Планирование управления человеческими ресурсами (командой проекта)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.