Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие




 

Менеджмент: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений

 

 

Учебное пособие адресовано студентам, будущая профессия которых связана с предприятиями торговли или общественного питания.

В учебном пособии с позиции современных требований освещаются актуальные вопросы управления. Учебный материал изложен с позиций требований к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения. Пособие, помимо учебного материала, содержит вопросы для повторения, задачи и тестовый материал.

 

Автор: Пудовкина Е.Н., преподаватель Саратовского торгово-экономического техникума

 

 

Рецензент: Белькевич Л.Ю., кандидат экономических наук, доцент Поволжского кооперативного института

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент в переводе с английского (management) означает управление. В словаре иностранных слов менеджмент определяется как управление производством, система принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

В русском языке существует термин «управление». И с первого взгляда понятия «менеджмент» и «управление» кажутся идентичными, а проблемы управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе. Однако в силу исторических, политических и других причин их сущность далеко не одинакова.

Менеджмент – особый тип управления, формирующегося в России по мере развития в ее экономике рыночных отношений. Механизм управления реализуется в четырех вариантах управления: командно-административном, социальном, социально-экономическом и технократическом. В чистом виде ни один вариант управления не существует. Обычно – это несколько вариантов, но какой-либо все равно преобладает. В бывшем СССР преобладало командно-административное управление. Оно было основано на государственной собственности практически на все материальные ресурсы, а также на директивном централизованном планировании. В таких условиях свобода хозяйственного выбора и маневрирования ограничена. Поставщики продукции закреплены за конкретными потребителями, а работники – за определенными профессиями и видами работ. Потребитель ограничен не только в выборе поставщика, но и конкретных видов товаров. Опыт командно-административного управления в нашей стране свидетельствует о том, что оно позволяет добиться быстрых результатов в режиме экстенсивного развития экономики (в условиях чрезвычайных ситуаций) за счет концентрации ресурсов на решающих участках. Но одновременно данный вариант управления сковывает предприимчивость работников, не создает стимулов к высокопроизводительному труду, не обеспечивает должного развития технического прогресса, повышения качества продукции и экономической эффективности.

Мировая хозяйственная практика показала, что эти задачи решаются в условиях рыночной экономики, в которой сосуществуют различные формы собственности, хозяйствования и управления, то есть менеджмента.

Переход к рыночной экономике выявил неприемлемость действующей системы управления для новых условий хозяйствования, фактически застав отечественных руководителей врасплох. Возникла необходимость принципиально нового подхода к управлению, что и заставило обратиться к богатому зарубежному опыту в этой области, иными словами – к менеджменту.

Таким образом, менеджмент и управление различаются как управление с целью достижения наивысшей эффективности и получения максимальной прибыли и управление с целью выполнения каких-либо заданных показателей, определенных рамками плана. Однако, ошибочным будет отрицание планирования, но оно должно быть инструментом адаптации производства к непрерывно меняющимся условиям.

В настоящее время в России еще не созданы все условия для рыночной экономики. Не осуществлена демонополизация государственной собственности, не создана конкурентная среда, не обеспечивается открытость и доступность рынка для всех, не найдено рациональное сочетание рыночного самоуправления и государственного регулирования. Это свидетельствует о незавершенности перехода к рынку. Наряду с общими для всех стран условиями перехода к рынку существуют особенности такого перехода в каждой стране. В России переход к рынку затрудняют условия, связанные с отсутствием аналога перехода от централизованно планируемой экономики к рыночной; с большой территорией страны, отдельные регионы которой характеризуются различным уровнем развития; с психологической неподготовленностью населения, которому длительное время прививалась коллективистская идеология, отрицательное отношение к частной собственности и предпринимательству. Однако, высокий уровень образования, терпеливость и выносливость народа России облегчает рыночные преобразования.

Общая задача дисциплины «Менеджмент» - дать основополагающее представление о формальных организациях, коммерческих и некоммерческих, малых и крупных, и об эффективности управления ими. Эффективный руководитель учитывает в своей работе ситуационные различия и действует с опережением – предвидя будущее и готовясь к нему, а не реагируя задним числом.

 


 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ И КАТЕГОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Основные понятия: менеджмент, управление, организация. Внешнее окружение, внутренняя среда организации. Принципы менеджмента.

Основные понятия: менеджмент, управление, организация

Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости множества вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Для лучшего понимания мы рассмотрим основные понятия: организация, управление и менеджмент.

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Организации преобразуют ресурсы в виде материалов, технологий, людей и информации. Организации должны взаимодействовать с внешней средой для того, чтобы получать ресурсы и находить потребителей для своей продукции. Внешняя среда постоянно меняется и находится вне контроля руководства. Это является основной причиной того, почему в управлении нет абсолютных правил.

Все организации осуществляют горизонтальное разделение труда, разбивая всю работу на составляющие ее задачи. Более крупные организации осуществляют такое разделение, создавая отделы или подразделения, которые далее подразделяются на более мелкие единицы. Управление необходимо для координирования всех задач организации.

Управление – это процесс планирования, мотивации и контроля для того, чтобы сформировать и достичь цели организации через других людей.

Управление - это осознанная, целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: живой и неживой природы, общества, техники.

Ключевой фигурой рыночной экономики является предприниматель, ориентирующийся не на распоряжения из центра, а на взаимовыгодные отношения с собственником, потребителями своей продукции, услуг, трудовым коллективом и другими предпринимателями. В своей деятельности предприниматель ориентируется на принципы и функции менеджмента.

Менеджмент включает осуществление функций планирования, организации, мотивации, контроля, а также связующих процессов в деятельности фирмы, а именно коммуникаций и принятия и реализации управленческих решений. Профессиональный менеджмент требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариативного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости.

Из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что менеджмент – особый вид профессиональной деятельности, наука и искусство управления бизнесом. Менеджмент – это искусство ведения дел управления тем или иным объектом, это владение профессиональным мастерством с помощью эффективных принципов управления, это чувство хозяина, сочетающееся с чутким, бережным отношением к людям и с использованием их потенциала без жесткого администрирования, добиваясь при этом выполнения поставленных целей.

 

Внешняя среда в бизнесе

В управленческой мысли представление о значении внешнего окружения и необходимости учитывать силы, внешние по отношению к организации, появилось в конце 50-х гг. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку подчеркивалась необходимость для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, состоящую из взаимосвязанных частей, в свою очередь опутанных связями с внешним миром. Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду еще большее внимание, чем когда-либо. Как пишет Элвар Элбинг: «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействиях на внутреннее строение организации». Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организаций, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших.

Внешняя среда бывает прямого и косвенного воздействия.

Среда прямого воздействия.

При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами.

Поставщики. Организации – это открытые системы, которые получают ресурсы от поставщиков (входы) и перерабатывают их в продукцию и услуги (выходы). Основные разновидности входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, - один из наиболее ярких примеров прямого воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. В некоторых случаях все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Поэтому все они попадают в равную зависимость от действий поставщика.

Законы и государственные органы. Законы обеспечивают определённое правовое поле для деятельности организаций, а государственные органы устанавливают эти законы, контролируют их соблюдение, и, в случае необходимости, обеспечивают их принудительное выполнение организациями.

Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте, о защите окружающей среды и т.п.

Организации обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона.

Дополнительно усложняют дело регулирующие постановления федеральных и местных органов власти, число которых также множится. Почти все местные сообщества требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, а если речь идет об энергетике, системах телефонной связи внутри области и страховании, то и устанавливают цены.

Потребители. Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса – создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.

Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого предприятия четко понимает, что если не удовлетворить нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, предприятию долго не продержаться на плаву. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить.

Среда косвенного воздействия.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать возможные последствия для организации.

Технология - является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

Состояние экономики. Руководство должно также уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Организации, ведущие дела во многих странах, зачастую считают состояние экономики особо сложным и важным для себя аспектом.

Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. Эти факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности компании.

Политические факторы влияют на работу предприятия через законодательство, правила найма работников, налоговую политику, а также путём установления стандартов безопасности для окружающей среды и человека, предоставления льгот по пошлинам и т. д. Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. Еще, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.

Отношения с местным населением - почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор среды косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Поэтому многие организации прилагают целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с общинами, в которых они функционируют.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.