Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проверь себя




Структура управления – совокупность взаимосвязанных элементов системы управления, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие организации.

Выводы:

1. К основным переменным внутренней среды организации относятся люди, материальная база, технологии, менеджмент (цели, задачи, структура). Целями называются конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть члены организации, работая вместе. Формулирование и сообщение целей – это важное средство координации работы специализированных групп, при условии, что цели подразделения увязаны с целями организации в целом. Задача – это работа или ее часть, которая должна быть выполнена определенным способом в определенный период.

2. Персонал – центральный фактор предприятия, которое существует только благодаря деятельности людей. Руководители занимаются вопросами поведения людей, как отдельных личностей, как групп, и как людей, выступающих в качестве лидера. Наибольшее значение для руководителя имеют способности, одаренность, отношения, потребности, ценности, ожидания и восприятие. Среда, которую создает руководство, часто имеет большое значение и влияние на поведение работника. Руководители должны стараться сделать эту среду способствующей достижению целей организации.

3. Технология - есть любое средство, с помощью которого входящие в производство элементы преобразуются в выходящие.

4. Материальная база включает в себя финансовые и материальные ресурсы (изделия, материалы) и инфраструктуру предприятия (сооружения, здания, транспорт, оборудование, энергообеспечение, коммуникации).

5. Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Но совершенствование одной переменной не обязательно может вести к улучшению, если эти изменения отрицательно сказываются на другой переменной.

 

Принципы менеджмента

Принцип – это основное правило деятельности. Объективной основой принципов являются экономические законы и система ценностей, действующих в обществе, таких, как отношение к человеку, понимание социальной справедливости и т.д.

Принципы менеджмента включают в себя широкий спектр внутрифирменных отношений и отношений фирмы с окружающей средой.

Классификация принципов может быть разнообразной. Различают общие принципы менеджмента и частные или специфические принципы деятельности отдельных фирм.

Известны принципы, сформулированные основоположниками науки управления У.Тейлором, А.Файолем, Г.Фордом. В России одними из первых разработчиков принципов управления были А.А.Богданов, А.К.Гастев, П.М.Керженцев.

В условиях командно-административного управления использовались следующие принципы: единства хозяйственного и политического руководства, демократического централизма, единоначалия, планового ведения хозяйства, хозяйственного расчета, учета и контроля над ходом выполнения плана, научности управления, материального и морального стимулирования труда, подбора и расстановки кадров по их политическим и деловым качествам. Ряд этих принципов используется в условиях рыночной экономики.

Наиболее удобной в настоящее время считается классификация принципов по признаку выделения отдельных функций и видов управленческих работ. Такая классификация позволяет сформулировать общие принципы менеджмента и специальные принципы реализации его отдельных функций.

Общими являются следующие принципы менеджмента:

ü Принцип эффективности;

ü Принцип социальной ответственности;

ü Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного управления;

ü Принцип ориентации на потребителя (маркетинг);

ü Принцип системности.

Принцип эффективности характеризует степень достижения целей фирмы и соотношение между полезным эффектом ее деятельности и затратами.

Принцип социальной ответственности дополняет принцип эффективности и взаимодействует с ним. Социальная ответственность свидетельствует, что получение прибыли – это внутреннее дело фирмы. Но продолжительность жизни фирмы зависит не только от ее прибыльности. Она включает в себя справедливое отношение к работникам, безопасность труда, качество продукции и услуг, выполнение экологических требований.

Принцип разграничения функций политического, государственного и хозяйственного управления означает, что в условиях рыночных отношений экономика автономна по отношению к государственной и политической власти. Но связь политики и экономики очевидна – экономика определяет собой политику, которая является концентрированным выражением экономики. Воздействие политики на экономику - косвенное: фирмы самостоятельно принимают экономические решения под влиянием тех или иных политических событий.

Принцип ориентации на потребителя (маркетинг) означает, что производить нужно то, что умеешь продать, а не наоборот.

Принцип системности в менеджменте включает совокупность методологических положений об управлении как едином целом с учетом его структуры, взаимоотношений, взаимосвязей и взаимодействия составных частей, выявление роли и места каждой из них в процессе управления. В менеджменте системный подход применяется для выявления и четкого формулирования проблем, определения иерархии (соподчинения) целей, разработки стратегии, организационных структур, анализа внутренних и внешних факторов, сильных и слабых сторон деятельности фирмы, принятия управленческих решений.

Специальные принципы раскрывают основополагающие правила реализации функций менеджмента и выполнения управленческих работ; планирования, организации, мотивации, контроля, коммуникации и принятия решений. К ним относятся:

1. Принципы плановости деятельности фирмы:

­ Целеполагание;

­ Диверсификация;

­ Приоритетность;

­ Вариантность;

­ Выполнение контрактов;

2. Принципы организации управления:

­ Принцип разделения и кооперации труда;

­ Сочетание централизации и децентрализации;

­ Сочетание горизонтальных и вертикальных связей;

­ Принцип делегирования полномочий;

­ Соответствие полномочий и ответственности;

­ Абсолютная ответственность руководителя;

­ Принцип единоначалия;

3. Принципы мотивации;

4. Принцип коммуникаций;

5. Принцип принятия решений;

6. Принципы контроля.

Принцип плановости деятельности фирмы в условиях рыночных отношений носит прогнозный, ориентирующий характер. План составляется тем, кто его выполняет, и проверяется рынком.

При разработке и реализации планов используются принципы целеполагания, диверсификации, приоритетности, вариантности.

Целеполагание – формулирование цели, является исходным пунктом планирования.

Диверсификация – это многообразие деятельности фирмы, которое широко используется при разработке рыночной стратегии. Смысл диверсификации состоит в том, чтобы вкладывать средства в различные сферы деятельности. Это обеспечивает более устойчивое финансовое положение фирмы, поскольку возможные убытки в одних сферах деятельности могут быть компенсированы получением прибыли в других.

Приоритетность – это ранжирование целей и задач по их важности. Приоритеты могут быть различными. Наиболее общими приоритетами в условиях рыночной экономики являются: человек – финансы – технология.

Вариантность планирования – разработка альтернативных решений, их сравнение, оценка и выбор наилучшего варианта. Правило вариантности гласит: в ситуации, для которой известен только один вариант решения, не принимать и не отклонять его, а найти другие варианты. Положительное решение принимается лишь в случае полной уверенности в его правильности.

Выполнение контрактов обеспечивает реализацию планов, соблюдение производительной, плановой и трудовой дисциплины, поддержание пропорциональности развития рыночной экономики, сбалансированность спроса и предложения. Контракт в условиях рыночной экономики – это договор. Контракт может быть заключен как в письменной, так и в устной форме.

Принципы организации управления включают разделение труда, сочетание централизации и децентрализации, горизонтальных и вертикальных связей, делегирование полномочий и ответственности, простоту и гибкость структур управления и т.п.

Разделение и кооперация труда в менеджменте характеризует специализацию управленческих функций и видов работ, их закрепление за отдельными структурными подразделениями и исполнителями, а также взаимосвязь и координацию их деятельности.

Сочетание централизации и децентрализации определяет собой организационную структуру фирмы и ее менеджмента. С этой целью различают ядро фирмы и ее периферию. В качестве ядра выступают материнская компания и ее управленческий штаб. К периферии относятся дочерние компании, отделения, филиалы фирмы и аппарат их управления. Центр и периферия распределяют между собой полномочия и ответственность. Центр оставляет за собой разработку политики и контроль ценообразования капиталовложений, научных исследований, подготовку и переподготовку кадров, назначение высших руководящих кадров. Периферийные структурные подразделения фирмы действуют на основе оперативно-хозяйственной самостоятельности, самоокупаемости и самофинансирования.

Сочетание горизонтальных и вертикальных связей при ведущей роли горизонтальных связей. Этот принцип определяет характер отношений между фирмами и внутри фирмы, означает свободу действий и жесткость в управлении одновременно. Горизонтальные связи означают равноправные отношения, вертикальные связи – это отношения соподчинения.

Делегирование полномочий означает передачу одним субъектом управления другому части своих задач и прав. Благодаря использованию делегирования управление иногда определяется, как умение добиться выполнения своей работы другими. Делегирование осуществляется в двух формах – по горизонтали и по вертикали. Делегирование по горизонтали применяется при добровольном создании самостоятельными хозяйствующими субъектами или работниками своих объединений, союзов и органов управления ими. Делегирование по вертикали означает передачу менеджером своим подчиненным части его задач и прав, относящихся, как правило, к частным, специальным вопросам управления.

С принципом делегирования полномочий тесно связаны принцип соответствия полномочий и ответственности, а также абсолютная ответственность руководителя. Первый принцип означает, что обязательства, вытекающие из ответственности, не могут быть больше или меньше прав. Второй – что делегирование полномочий не освобождает делегирующего их от ответственности.

Принцип единоначалия предусматривает единство распорядительства и персональную ответственность. Каждый работник должен иметь только одного непосредственного начальника. Менеджер несет персональную ответственность за свои решения, независимо от того, принимает ли он их индивидуально или с участием трудового коллектива.

Принципы мотивации в менеджменте означают использование активных движущих сил, ведущих к достижению целей фирмы и ее работников. К основным движущим силам деятельности работников относятся потребности, справедливость, вознаграждение и удовлетворенность трудом, его результатом и вознаграждением.

Принцип коммуникаций – состоит в поддержании связанности всех его элементов, которая обеспечивается путем обмена информацией между ними. Коммуникации реализуются в форме переговоров, докладов, сообщений, отчетов, совещаний, бесед, приказов, распоряжений, указаний, жестов, поз, мимики и т.д.

Принцип принятия решений – это требования, регламентирующие процесс разработки и выбора решений. К ним относятся обоснованность решений, оптимальность и эффективность, своевременность, сбалансированность, простота, сочетание коллективных и единоличных решений.

Принцип контроля – это правила его эффективного осуществления, имеющие характер практических рекомендаций. Контроль представляет заключительную функцию в цикле управления, обеспечивающем достижение фирмой своих целей. Контроль позволяет внести коррективы в деятельность фирмы. Принципы контроля включают стратегическую направленность контроля, ориентацию контроля на результаты, своевременность, гибкость, простоту и открытость.

Основу данной классификации принципов менеджмента составляют его функции. Принципы также можно классифицировать по отраслям и сферам деятельности. Все эти классификации дополняют друг друга.

 

1. Что такое управление?

2. Что такое организация?

3. Что такое менеджмент?

4. Общность и различия понятий «менеджмент» и «управление».

5. Внешняя среда, её факторы.

6. Характеристика факторов прямого воздействия.

7. Характеристика факторов косвенного воздействия.

8. Внутренняя среда организации, её элементы.

9. Характеристика элементов внутренней среды организации.

10. Цель и миссия организации.

11. Общие принципы менеджмента: понятие, характеристика.

12. Специальные принципы менеджмента: понятие, характеристика.

 

 


ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

 

Становление и развитие теории и практики управления. Школы менеджмента: научного управления, классическая, неоклассическая. Современные концепции менеджмента.

 

Становление и развитие теории и практики управления

Менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, в науку, только в конце XIX века. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленные за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным и эффективным.

Менеджмент относится к управлению бизнесом, предпринимательской фирмой, а не обществом в целом. В основе возникновения менеджмента лежит отделение капитала – собственности от капитала – функции. Появление самостоятельного менеджмента связано со следующими условиями:

v Органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться с все возрастающими трудностями управления;

v Возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей;

v Развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению;

v Появлением крупных корпораций;

v Рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления.

Современный менеджмент рассматривается одновременно как наука и как искусство управления.

Развитие менеджмента как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. С точки зрения методологии менеджмента различают четыре основных подхода в развитии теории и практики менеджмента:

v Выделение различных научных школ;

v Процессный подход;

v Системный подход;

v Ситуационный подход.

 

Временной период   Подходы к управлению     1885 1920 1930 1940 1950 1960 Настоящее время
Подход к позиции различных школ: ­ Школа научного управления ­ Классическая школа ­ Школа человеческих отношений ­ Школа поведенческих наук ­ Количественная школа Процессный подход Системный подход Ситуационный подход    

Рис. 2.1. Эволюция менеджмента




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.