Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

За рубежом




При системном подходе, воздействуя на какой-то параметр, элемент или часть организации в процессе управления, необходимо учитывать их связи с другими параметрами, элементами и частями, которые тоже будут реагировать на это воздействие.

Ситуационный подход состоит в том, чтобы увязывать приемы управления и решения с конкретными ситуациями. Для этого ситуации изучаются, систематизируются и для каждой из них вырабатываются свои рекомендации. Например, ситуационный подход исходит из цикличности развития рыночной экономики – подъем, депрессия, кризис. Для каждой ситуации имеется свой сценарий управления. Так, во время кризиса усиливается централизация управления. Выход фирмы из кризиса предполагает смену лидера и т.п.

Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организацию. Поскольку в соответствии с этим подходом методика и концепции должны быть применимы к конкретным ситуациям, ситуационный подход часто называют ситуационным мышлением. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

 

Современная система взглядов на управление за рубежом и в России

Современная концепция менеджмента

 

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом и общественном развитии. Первая половина XX века была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине XX века страны-лидеры констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс, концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реконструкция мировой экономики. Производство все более ориентировалось не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, а также к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.

Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы. В таблице 2.1 приведены главные положения новой и старой парадигм1 управления. Старая парадигма характеризует взгляды на управление в период индустриального развития, а новая - взгляды на управление, сформировавшиеся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации.

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления. В 90-е годы главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект.

 

Таблица 2.1

 

Основные положения старой и новой парадигм управления2

Старая (Ф.Тейлор, А.Файоль, Э.Мэйо, А.Маслоу) Новая (Э.Уотерман, Т.Питерс, И.Ансофф, П.Друкер и др.)
1.Предприятие – закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны. 2. Рост масштабов производства, продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности. 3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента.   4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда.   5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы. 1. 1. Предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды. 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей. 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана. 4. Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала. 5. Система управления ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства.

Принципы управления (90-е годы XX век

1. Лояльность к работающим.

2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.

5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы.

9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие к людям.

12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

13. Видение организации (четкое представление о том, какой она должна быть).

14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.

Новая система взглядов на управление известна как «тихая управленческая революция». Ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента.

В Российской Федерации

Глобальный и крупный поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал необходимость разработки новой парадигмы управления.

 

Таблица 2.2

 

 

Старая и новая система взглядов на управление предприятиями и организациями Российской Федерации1

  Старая (сформировавшаяся в дореформенный период)   Новая (на период перехода на рыночные рельсы хозяйствования)
1. Централизация управления единым народнохозяйственным комплексом   1. Децентрализация на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов
2. Моноцентрическая система хозяйствования 2. Переход к полицентрической системе хозяйствования
3. Прямое государственное управление предприятиями 3. Управление предприятиями государственного сектора на основе сочетания рыночных и административных методов
4. Ограниченная хозяйственная самостоятельность предприятий, жесткая система распределения и связей между ними   4. Самоуправление организаций негосударственного сектора как открытых, социально-ориентированных систем

Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в мировом экономическом обществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, национальные культура и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и др. факторы.

Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воздействием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности.

Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства.

В соответствии с этим управленческая наука развивала фундаментальные положения, обосновывающие необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разработках и практике управления соц. производством. Отсюда – колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управления.

 

 

Таблица 2.3

Признаки современного менеджмента

1. Непрерывность обновления Предотвращение застоя, отставания; непрерывное обновление производства, технологии выпускаемой продукции, партнеров, рынков, методов управления, кадров или их постоянная переподготовка.
2. Информация и использование благоприятных возможностей Полная информированность и ее непрестанное обновление. Непрерывный анализ, изучение состояния внутренней и внешней ситуации и использование малейшей благоприятной возможности для повышения устойчивости предприятий.
3. Прокладка курса и наделение полномочиями исполнителя Разработка наиболее оптимального направления, обновление и повышение эффективности, распределение обязанностей и наделение полномочиями каждого участника процесса (внутреннее чувство ответственности)
4. Дружелюбие к участникам, ведение благожелательного контроля Внедрение в стиль менеджмента атмосферы дружелюбия, участия, простоты вместе с введением благожелательного контроля, реализуемого в форме пожеланий, рекомендаций, советов.
5. Способность к прогнозированию, принятию нетрадиционных решений, «всмотреться в другое зеркало» Предвосхищение возникшей ситуации; упреждение действий конкурентов, поведения потребителей; принятие неожиданных решений.
6. Усиление коллективизма в управлении Увеличение привлечения опытных групп к принимаемым решениям вместе с увеличением доверия к объективности их рекомендаций. Использование методов коллективизма в менеджменте при борьбе с аппаратной политикой, разрушение барьеров «мы» и «они».
7. Культура управления Повышение значимости каждого работника в решении поставленной цели. Личные устремления как результат общей работы. Отсутствие нервозности, беготни, крика, задержки на работе. Высокая человечность и гражданская культура.
8. Установка на внимание Выработка стиля, связанная с отдачей четких установок и распоряжений. Повышение внимания к исполнителю, внедрение в его сознание задач его действий, умение выслушать доводы, возражения, предложения и их реализация при малейшей возможности.
9. Мотивация и приверженность Умение нацелить энергию работника на наиболее качественное и производительное выполнение заданной работы.
10. Обеспечение стабильного движения Поощрение и регулирование стабильности, обновление кадров, их текучести на рабочем месте, перемещение по горизонтали и вертикали, в т.ч. вниз, но без намеков на увольнение; обновление руководящих кадров специалистами извне.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.