КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование – это процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неопределенность
В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Все управляющие, независимо от того на каком иерархическом уровне организации они находятся, занимаются планированием. Стратегическое планирование – это процесс отбора целей организации, определения стратегии, а также разработки программ и процедур для их выполнения. К видам управленческой деятельности, связанной со стратегическим планированием, относится распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационное стратегическое предвидение. Цели – это результаты, которых стремится достичь организация. Это - желаемое, возможное и необходимое состояние организации. Стратегия - это широкая программа действия по достижению целей организации. Стратегия создает направление развития и руководит использованием ресурсов для достижения целей организации. Долгосрочная стратегия является основой для принятия тактических решений. Тактика, занимая подчиненное положение по отношению к стратегии, представляет собой конкретные краткосрочные стратегии. Процедура – это установленный порядок (способ) выполнения задачи. Она включает подробное описание того, как выполнять определенный вид деятельности. Правила представляют собой совокупность требований к выполнению определенной работы. Правила могут быть составной частью процедуры, но в отличие от последней они не устанавливают какой-либо временной последовательности. Первым шагом в разработке стратегического плана является определение миссии организации. Миссия – это та единственная в своем роде цель, которая показывает различие между данной организацией и ей подобными. Это – чётко выраженная причина существования организации Миссия организации формулируется обладателями ключевых ресурсов в соответствии с их системой ценностей.
Основополагающей частью стратегического планирования является постановка целей. Каждая организация – многоцелевая система. При выборе целей важно не путать средство с целью. Задача менеджера состоит в том, чтобы установить систему приоритетов по целям, т.е. выделить наиболее важные и относительно менее важные цели. Миссия и цели организации, с одной стороны, отражают ту роль, которую она играет в обществе, с другой – ориентируют поведение персонала в желаемом направлении. Цели зависят от факторов внешней среды, а также от реальных возможностей организации.
Рис. 3.2 Процесс стратегического планирования
Анализ внешней среды заключается в определении направлений, в которых изменения в экономической, технологической, социально-культурной и политической сферах могут косвенно влиять на деятельность организ6ации. Анализ сильных и слабых сторон организации необходим для определения конкурентных преимуществ и недостатков фирмы. Важно сопоставить сильные и слабые стороны организации и организаций-конкурентов для выявления тех ресурсов и способностей организации, которые могут принести успех на рынке. Принятию стратегического решения предшествуют определение и оценка стратегических альтернатив. Оценка может производиться в соответствии со следующими критериями: § Стратегия должна соответствовать целям и не противоречить законам; § Ресурсы и усилия должны концентрироваться на наиболее важных проблемах; § Необходимо учитывать значение подпроблем, от которых зависит решение глобальных проблем; § Стратегия должна обеспечить ожидаемые результаты. Среди возможных стратегических альтернатив менеджер должен выбрать наиболее подходящую и соответствующую возможностям организации. Известно множество, более 2000 конкретных типов стратегий, реализуемых предприятием в процессе деятельности. Но с экономической точки зрения перед предприятием стоят четыре основные стратегические альтернативы:
- ограниченный рост – вынужденная временная стратегия, для которой характерен рост производства и реализации, темпы которого не превышают темпов экономического роста в мировом сообществе; - рост – реализуется в темпах роста, превышающих темпы роста мировой экономики (внутренний – расширение ассортимента товаров, внешний – вертикальный или горизонтальный); - стратегия сокращения – текущий объём производства устанавливается ниже достигнутого в прошлом (ликвидация – плановое прекращение деятельности, частичная ликвидация – отказ от некоторых видов деятельности или ликвидация дочерних предприятий, сокращение и переориентация – сокращение деятельности и увеличение объёма операций по остальным видам деятельности); - стратегия сочетания – объединение стратегий ограниченного роста, роста и сокращения. После того, как стратегия сформулирована и определена, она должна быть реализована. Для этого стратегический план должен быть выражен в тактических планах, программах и бюджетах. Стратегический план должен задействовать все подразделения организации, каждого работника. Планом называется официальный документ, в котором отражаются прогнозы развития организации в будущем; промежуточные и конечные задания и цели, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств. План организации доводится до каждого работника посредством управления по целям (УПЦ). Многочисленные исследования, проведенные в последние 15 – 20 лет, подтверждают тот факт, что в УПЦ заложены большие возможности повышения производительности индивидуального труда. Обусловлено это прежде всего тем, что цели позволяют сосредоточить внимание и усилия работника на определенных направлениях. Цели выступают в качестве норм для контроля и обоснования затрат ресурсов. В тех случаях, когда работники участвуют в разработке целей, последние служат важным мотивирующим фактором их деятельности за счет того, что действия работников становятся осознанными, возникает чувство личной заинтересованности в результатах.
УПЦ предъявляет определенные требования к формированию целей: § Цели должны быть конкретными по срокам и исполнителям; § Цели должны быть ясными и измеримыми; § Цели должны быть достижимыми; § Цели должны быть значимыми и контролируемыми; § Цели должны быть понятными персоналу и пользоваться его поддержкой. Цели могут задаваться качественно (повысить рентабельность производства) и количественно (увеличить рентабельность на 3%). Для того чтобы можно было установить, достигнута цель или нет, необходимо, чтобы она была задана в форме, поддающей измерению. Самый простой способ обеспечить выполнение данного условия – это представить цель в количественном выражении. На каждой стадии выполнения плана необходимо контролировать и анализировать, есть ли движение организации к своим целям. В процессе контроля стратегического плана важно установить: § Осуществляется ли выполнение стратегии согласно плану? § Позволяет ли выработанная стратегия достичь необходимых результатов? Главное преимущество стратегического планирования состоит в том, что оно является полным и компетентным руководством к действию. Стратегический план помогает менеджерам принимать верные решения, ставить цели своим подчиненным и осуществлять контроль над их достижением.
Организация Понятие организации предпринимательской деятельности и менеджмента в условиях рыночной экономики проявляются двояко, а именно как организация предпринимательской деятельности, бизнеса и как организация управления в предпринимательской фирме. Организация предпринимательской деятельности включает в себя ряд видов работ: формирование предпринимательской идеи, технико-экономическое обоснование создания предприятия и составление его бизнес-плана, выбор организационно-правовой формы предприятия, разработку учредительных документов, регистрацию предприятия и др. Организация предпринимательской деятельности и особенно ее организационно-правовые формы в значительной степени определяют собой организацию управления фирмой. В мировой практике бизнеса различают две его основные организационные формы - единоличное владение и товарищество (общество).
Организация – группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижение общих целей. В организации люди дополняют друг друга, складывая свои способности. Организация, в свою очередь, использует возможности объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Признаки организации: 1. Наличие цели 2. Обособленность 3. Саморегулирование 4. Внутриорганизационные центры 5. Организационная культура Наличие цели – главный признак организации. Цель объединяет и сплачивает членов организации, придаёт определённость и направленность её действиям. Обособленность организации выражается в замкнутости внутренних процессов организации, отделённых от внешнего мира её границами. Признак «саморегулирование» предполагает возможность в определённых рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему, с учётом конкретных обстоятельств, реализовывать внешние команды. Саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационного центра, который координирует деятельность членов организации и обеспечивает их единство. Организационная культура - это совокупность установившихся традиций, ценностей, верований, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура включает в себя субъективные и объективные элементы. К субъективным относятся традиции, мифы, связанные с историей организации, принятые нормы общения. К объективным - символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид здания. Все виды деятельности на предприятии должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить одни человек. Диапазон управления зависит от многих факторов. Наиболее существенными являются: сложность и индивидуальность; характер работы; подобие функций; квалификация и заинтересованность персонала; размещение рабочих мест подчиненных; необходимость координации их действий; наличие средств связи и помощников у руководителей и т.п. Делегирование означает передачу задач и прав на принятие решений лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование имеет фундаментальное значение для функционирования организации и роста эффективности управления. Процесс делегирования полномочий включает следующие действия: § Определение отдельных результатов § Определение обязанностей § Делегирование необходимых полномочий и возложение ответственности за достижение необходимых результатов.
Таблица 3.1
Преимущества и недостатки централизации и децентрализации в управлении
Управляющим присущи следующие личные качества, приводящие к успешному делегированию: § восприимчивость – желание принимать идеи других людей; § готовность к передаче – отсутствие боязни передать подчиненным полномочия принимать решение; § готовность позволять другим делать ошибки – он участливый консультант, а не парящий зоркий ястреб; § готовность использовать общий контроль, т.е. знать, как оставаться в контакте, не беря на себя выполнение порученной работы. Обязанности отражают то, что работник должен делать. Ответственность представляет собой обязательства выполнять порученную работу и давать отчет за разрешение поставленных задач. Полномочия представляют собой ограниченное право действовать официальным путем в рамках делегирования. Полномочия могут быть линейными и штабными. Линейные полномочия – передаются непосредственно от начальника к подчинённому и далее к другим подчинённым. Делегирование линейных полномочий создаёт иерархию управления в организации. Штабные полномочия – полномочия консультативного и обслуживающего аппарата, который создаётся для помощи линейным руководителям в принятии решений. Штабной аппарат стал необходим в связи с ускорением изменений и усложнением внешней среды, технологий, методов и моделей принятия управленческих решений, для чего и потребовались специально подготовленные работники. Делегирование полномочий тесно связано с децентрализацией. Концепции централизации и децентрализации различаются по тому, куда делегируются полномочия (см. Табл. 3.1). Если снизу вверх, то это централизация, а если сверху вниз, то децентрализация. Централизация – это концентрация прав на принятие решений на высшем уровне управления организацией. Децентрализация – передача прав нижестоящим уровням управления. Организационные структуры управления как форма разделения и кооперации управленческого труда представляют собой состав звеньев и уровней (или ступеней) управления, их соподчиненность и взаимосвязь. Звено управления – структурное подразделение или отдельный работник, выполняющие соответствующие функции управления. Уровень управления - это совокупность звеньев управления с однотипным правовым статусом. Структуре управления присущи связи двух типов: вертикальные (связи подчинения и руководства) и горизонтальные. В свою очередь вертикальные связи могут быть линейные (обязательное подчинение по всем вопросам) и функциональные (подчинение по определенной группе проблем). В менеджменте исторически сформировалось четыре типа структур правления: линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная.
Линейная структура управления (рис 3.3) может быть использована в небольших фирмах с однородной и несложной технологией. Для линейной структуры управления характерно сосредоточение всех функций управления в руках одного руководителя, прямое воздействие на объект управления. К преимуществам данной структуры управления относятся: обеспечение принципа единоначалия, ясность и четкость связей; невозможность получения подчиненными противоречивых заданий и распоряжений; оперативность управления; управление контролем деятельности подчиненных; персонифицированная ответственность. Наиболее существенным недостатком данного типа структур управления является необходимость для руководителя обладать разносторонними знаниями.
Р – руководитель;
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 919; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |