КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные системы: принципы построения и типы
Вся разнородная и разновидовая информация должна быть упорядочена по определенным классификационным принципам для того, чтобы облегчить ее использование в управленческой деятельности. Упорядоченность информации предполагает создание в организации информационной системы, которая позволит удовлетворять потребности пользователей любого уровня путем обращения к банку данных или поиску и выдачи информации, обеспечивая достоверность информации и защиту ее от постороннего вмешательства. Информационные системы, собирая и накапливая информацию, позволяют улучшать качество всех функций менеджмента за счет полноты накопленной информации и быстрого доступа к данным. При этом системы обеспечивают поиск и аналитическую обработку нужных сведений, формируют опорные решения и подсказки, а также предоставляют консультации по различным областям знаний. Информационные системы могут быть построены: ○ по функциональному принципу, который предусматривает сбор и обработку информации каждым функциональным подразделением, исходя из существующих форм документов и своих потребностей; результатом такого подхода зачастую является невозможность использования первичной информации, поскольку она охватывает разный круг объектов, составлена на разных методических основах, а придание ей формы, пригодной для использования, требует дополнительного времени, что в условиях эволюционного развития организации будет резко снижать ценность информации; ○ по системному принципу, который предусматривает сбор и обработку информации под определенный круг вопросов (рубрику) по единой системе, что устраняет дублирование, присущее функциональному принципу, и значительно повышает качество информации. Любые информационные системы управления должны: • повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации; • обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики; • добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда; • согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях; • за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производи-тельности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д. Возможны несколько вариантов классификации информационных систем. Первая классификация предложена Н. Н. Треневым[146] (рис. 17.2). Она основывается на том основании, что информационные системы обеспечивают автоматизацию учета многочисленных внутриорганизационных потоков (административно-управленческих, информационно-аналитических, материально-финансовых), что оборачивается автоматическим сбором и накоплением сведений о текущем состоянии организации. В простейшем случае такая система превращается в базу данных – автоматическую систему учета.
Рис. 17.2. Типы информационных систем
База данных обеспечивает накопление информации. При этом информация может классифицироваться по признакам (ключам), что обеспечивает быстрый поиск и подборку требуемых данных. Например, при занесении в базу данных специалисты организации могут классифицироваться по признакам: • пола; • зарплаты; • выполняемых функций; • функций, которые они могут выполнять; • полномочий; • ответственности; • возраста; • семейного положения; • наличия детей. База данных позволяет делать выборку специалистов, которые могут выполнять требуемые для конкретной работы функции. Если накопление информации происходит в автоматическом режиме, то база данных переходит в систему автоматического учета внутриорганизационных потоков. Преимущества автоматического учета внутриорганизационных потоков: ○ накопление и аналитическая обработка информации; ○ владение оперативной информацией; ○ повышение качества принимаемых решений; ○ получение новых знаний; ○ обеспечение прозрачности текущего состояния организации, что затрудняет хищения; ○ оперативная ориентация организации на производство востребованных и завершенных товаров и услуг; ○ введение внутренних цен для взаиморасчетов между подразделениями. На базе информации о текущем состоянии организации может производиться оптимизация ее деятельности. При этом система автоматического учета потоков переходит в систему поддержки формирования решений. Система поддержки формирования решений обеспечивает аналитическую обработку информации и формирование опорных решений. Экспертная система при помощи вопросов, задаваемых пользователю, раскладывает сложную картину реальности на простейшие описания (аспекты проблемы). По каждому аспекту проблемы пользователю предлагается вариант или набор вариантов решения. Затем при помощи правил композиции простейшие решения объединяются в решение интегрирующее. Накопление и структуризация знаний приводят к переходу экспертных систем в новое качество – базы знаний. В этом случае пользователь может получать консультации по предметной области и не только повышать качество принимаемых решений, но и приобретать новые знания. Вторая классификация основывается на том основании, что информационные системы обслуживают информационные потребности разных уровней управления (табл. 17.1)[147]. При этом необходимо иметь в виду, что системы одного уровня могут быть ориентированы на обеспечение информационных потребностей разных функциональных областей (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом). Системы поддержки решений высшего звена руководства обслуживают стратегический уровень организации: • предназначены для работы с неструктурированными решениями и подготовку концептуальных решений; • предполагают использование данных о внешней среде (новые налоговые законы, информацию о конкурентах); • аккумулируют сведения из различных информационных систем организации; • обладают развитыми телекоммуникациями и графическими средствами.
Таблица 17.1
Системы поддержки принятия решений обслуживают управленческий уровень организации: • аккумулируют информацию из внутренних (офисных, профессиональных, трансакционных систем и АСУ) и внешних источников (текущие цены акций, цены на продукты у конкурентов и т. п.); • обладают большими аналитическими возможностями по сравнению с системами других уровней; • помогают аналитически обосновывать варианты решений, которые не очень хорошо структурированы, носят ситуационный характер и не предусматриваются заранее; • интерактивны, и лицо, принимающее решение, может менять условия задач и включать в них новые данные, используя дружественный пользовательский интерфейс. Автоматизированные системы управления (АСУ) обслуживают, прежде всего, управленческий уровень организации: • обеспечивают организацию информацией о текущей деятельности и отчетами о деятельности в прошлом; • отвечают на фиксированные, заранее известные вопросы; • не являются гибкими и обладают ограниченными аналитическими возможностями. Профессиональные и офисные системы обслуживают информационные потребности специалистов в различных областях знаний и потребности обслуживающего персонала, который производит обработку данных: • обеспечивают содействие созданию новых знаний и способствуют интеграции этих знаний и опыта практической деятельности организации; • повышают эффективность работы с данными; • обеспечивают связи с внешними организациями. Системы обработки трансакций обслуживают текущие операции организации: • выполняют и регистрируют рутинные регулярные трансакции (банковский перевод, резервирование мест в гостинице, выплата заработной платы, отгрузка продукции и т. п.). Третья классификация основывается на соответствии типа информационных систем уровням принятия решений в организации (табл. 17.2)[148]. Таблица 17.2
Четвертая классификация основывается на интегральном эффекте от использования информационных систем, обеспечивающих беспрепятственное прохождение информационных потоков между различными подразделениями организации (табл. 17.3)[149]. Таблица 17.3
Наиболее широкое применение при формировании корпоративных информационных систем получили крупные интегрированные системы. Дополнительными классификационными признаками информационных систем являются (рис. 17.3)[150]: • уровень в системе государственного управления: ○ информационные системы федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны; ○ информационные системы территориального (регионального) значения предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории; ○ информационные системы муниципального значения функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.; • область функционирования экономического объекта: ○ информационные системы промышленности; ○ информационные системы сельского хозяйства; ○ информационные системы транспорта; ○ информационные системы связи и т. д.; • виды процессов управления: ○ информационные системы управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов; ○ информационные системы управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе системы управления технологическими процессами и системы управления предприятиями; ○ информационные системы организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала; • степень автоматизации информационных процессов: ○ ручные информационные системы, которые характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам; ○ автоматизированные информационные системы, которые представляют собой человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа; ○ автоматические информационные системы, которые характеризуются выполнением всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные функции.
Рис. 17.3. Типы информационных систем
Рис. 17.4. Требования к информационным системам[151]
Основные составляющие информационных систем: ○ информационные ресурсы; ○ каналы циркуляции; ○ носители; ○ кадры. Для того чтобы получить информацию, необходимую для успешного функционирования организации, требуется собрать данные, передать их на обработку, привести их в форму, удобную для последующего использования, и передать пользователям полученные результаты. Пользователи могут уточнить, какие данные нужно собирать, а также скорректировать методы их обработки с точки зрения полноты, достоверности и формы представления получаемых результатов. Информационную систему функционально можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают ввод данных, их обработку, а также хранение и распределение полученной информации, используемой в управлении предприятием (рис. 17.5)[152].
Рис. 17.5. Общая схема информационной системы § 4. Коммуникации в управлении организацией: понятие,
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |