Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды коммуникационных сетей




 

Связь между источником и получателем, оформлен­ная в виде определенных фиксированных связей, носит на­звание коммуникационной сети. Коммуникационные сети предполагают наличие разнообразных способов связей между участниками информационного процесса и характеризуются определенным техническим и структурным взаимодействием.

Складывающаяся система коммуникационных сетей зави­сит от:

• размеров организации;

• сложности производственного процесса;

• географического расположения структурных под­разделений организации;

• квалификации руководителя и того вни­мания, которое он уделяет созданию и успешному функцио­нированию коммуникационных сетей.

Основными для коммуникационных сетей являются[157]:

• верти­кальные связи-коммуникации:

○ нисходящие (движение информа­ции от руководителей к подчиненным);

○ восходящие (отчет подчиненных перед руководством);

• горизонтальные связи-коммуникации (используются для обмена информацией между участниками производства, находящи­мися на одном уровне иерархии, и выступают обычно в форме консультативной информации);

• диагональные связи-коммуникации (возникают, как правило, между участниками процесса производства, не находящимися в фиксированных формальных отношениях, и потому в большинстве случаев носят неформальный характер).

Виды коммуника­ционных сетей (по классификации В. Р. Веснина)[158]:

открытые (движение информации может быть остановлено, попа­дая в тупик, т. е. к элементу структуры управления, находяще­муся в конце канала, или натыкаясь на «посредника» (промежуточное звено в сети, которое нельзя ми­новать), и он имеет возможность воспрепятствовать это­му движению – останавливать, искажать, направлять в другую сторону):

○ сети типа змея;

○ сети типа звезда;

○ сети типа шпора;

○ сети типа тент;

○ сети типа палатка;

○ сети типа дом;

замкнутые (тупики и «посредники» либо отсут­ствуют, либо могут быть обойдены, сети основа­ны преимущественно на неформальных или полуформальных внутренних связях, «посредники» играют роль связников, облегчающих взаимодейст­вие между участниками этих структур):

○ сети типа круг;

○ сети типа колесо;

комбинированные (сочетают оба принципа построения и присущи в основном крупным, многоуровневым организациям):

○ сети типа соты.

Наиболее простой вид открытой коммуникационной сети – линейная – типа змея (рис. 17.8).

 

 


Рис. 17.8. Принципиальная схема сети типа змея

 

Она характеризуется тем, что элементы структуры управления А и Б, которые она соединяет, находятся в тупиках, а элемент В не только выполняет роль по­средника коммуникаций, но и может контролировать их. Та­кая сеть соединяет работников одного уровня или является элементом более сложной сети и чаще всего имеет нефор­мальный характер.

Двух- и более уровневые сети присущи прежде всего фор­мальным иерархическим структурам и имеют центральное звено, служащее исходным пунктом вертикальных коммуни­кационных каналов.

Если число звеньев, принадлежащих к нижнему уровню управленческой структуры, не выходит за пределы нормы уп­равляемости, наиболее подходящей для нее является комму­никационная сеть типа звезда (рис. 17.9).

 

 


Рис. 17.9. Принципиальная схема сети типа звезда

Она позволяет оперативно по­лучать информацию, концентрировать ее в центральном звене А и в кратчайшие сроки направлять исполнителям Б, В, Г. Звену А здесь легко поддерживать порядок в управлении, по­скольку при коммуникациях отсутствуют посредники и не­формальные каналы, что делает невозможным появление раз­личного рода «возмущений».

Однако для крупных управленческих структур такая ком­муни-кационная сеть непригодна, наиболее подходящей для нее является комму­никационная сеть типа шпора (рис. 17.10).

 

 

 


Рис. 17.10. Принципиальная схема сети типа шпора

 

Центральное звено А уже не в состоянии вырабатывать самостоятельно все решения и до­водить их до исполнителей, поэтому появляется посредник Б, конкретизирующий команды и распределяющий информацию между исполнителями В, Г, Д. Выступая представителем среднего уровня управления и играя де-юре второстепенные роли, де-факто он получает огромную власть, так как контро­лирует информацию и может навязывать свою волю первому лицу.

В сетях типа звезда и шпора число коммуникационных ка­налов, сходящихся к центральному элементу, на практике мо­жет бесконечно расти и в конце концов превысить возможно­сти одного человека их контролировать. Это обстоятельство ставит естественный предел развитию управленческих струк­тур, а следовательно, препятствует расширению самих органи­заций, обусловленному ростом масштабов производства.

Поэтому для крупных, многопрофильных функциональных структур свойственны иные коммуникационные сети, напри­мер, тент и его модификации (рис. 17.11).

 

 

   
Д
Г
В
Б
А

   
Д
Г
В
Б
А

   
Д
Г
В
Б
А

 

Принципиальная схема сети типа тент Принципиальная схема сети типа палатка Принципиальная схема сети типа дом

 

Рис. 17.11

 

Суть этих вариантов со­стоит в официальном допущении, наряду с вертикальными ка­налами, горизонтальных коммуникационных каналов, посред­ством которых подчиненные могут напрямую самостоятельно решать многие второстепенные проблемы, что позволяет руко­водству не отвлекаться на них, а сосредоточиться на главном. В сети палатка допускается один уровень горизонтальной ком­муникации – между вторыми лицами; в сети дом такие кана­лы возможны на всех уровнях управленческой структуры, что придает этому типу сети замкнутый характер.

Основой замкнутых сетей является сеть типа круг (рис. 17.12). В крупной организации этот тип сетей может быть сложным, включающим дополнительные коммуникационные каналы, связывающие всех со всеми (вариант II). Он характерен для структур с благоприятным морально-психологическим климатом, помо­гает объединять людей, облегчать обмен информацией и иде­ями, стимулирует творческие процессы.

 

       
   

 

 


Вариант I Вариант II

 

Рис. 17.12. Принципиальная схема сети типа круг

Координация может быть обеспечена с помощью коммуникационной сети типа колесо, в которой имеется цен­тральный субъект, облегчающий и ускоряющий процесс коммуникаций (рис. 17.13).

 

 


Рис. 17.13. Принципиальная схема сети типа колесо

 

В крупных организациях возможно создание коммуникационной структуры типа coты (рис. 17.14). Это комбинированная сеть, в сущности представляющая собой единство открытой змеи и замкнутого колеса или круга.

 

 

 


Рис. 17.14. Принципиальная схема сети типа соты

 

Б. З. Мильнер сравнил эффективность неко­торых видов сетей по трем принципиально важным показателям (табл. 17.4)[159]:

Таблица 17.4

Критерий оценки Коммуникационная сеть
Цепь Шпора Колесо Круг Соты
Скорость Средняя Средняя Высокая Низкая Высокая
Точность Высокая Высокая Высокая Низкая Средняя
Удовлетво-ренность Средняя Средняя Низкая Высокая Высокая

Коммуникационные сети не являются раз и навсегда дан­ными и могут меняться в зависимости от изменения задач, стоящих перед организацией, объема выпускаемой продукции и внутренней управленческой структуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.