Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эргономика АСОиУ




По мере перехода комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы, за правило эксплуатации системы, за качество результатов, а также, за показатели надежности, которые определены для этой системы. Поэтому возникло понятие эргономика.

Эргономика – занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельностью с целью оптимизации орудий, условий и процессов труда, а также, профессионального мастерства.

Предметом эргономики является трудовая деятельность.

Эргономика состоит из двух слов: ergon – работа и nomus – закон.

Предмет эргономика появился в 1949 году в Англии.

Эргономика связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек.

Эргономика связана с профилактикой охраны труда, которая подразумевает комплекс организационных, технических, экономических мероприятий, направленных на обеспечение безотказности труда.

Комплексный подход, характерный для эргономики позволяет получить всесторонне представление о трудовом процессе.

Эргономические исследования представляют набор мероприятий, необходимых для улучшения условий производства продукции и эксплуатации систем.

Внедрение результатов эргономических исследований позволяет достичь социально-экономического эффекта.

Трудовая деятельность рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в системе «Человек – Предмет труда – Окружающая среда». Поэтому эргономические исследования должны основываться на выяснении закономерностей психологических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности с предметом труда и окружающей физико-химической и психологической средой.

1)

 

2) подсхема труда:

3)если при работе внедрены эргономические мероприятия:

В зависимости от профессии, набор эргономических мероприятий и условий является различным. Также различия проявляются при использовании автоматизированных систем.

При выполнении эргономических мероприятий, производительность труда на предприятиях повышается.

Факторы, на которые влияет эргономика:

1. безопасность выполнения работ. Понятие безопасности зависит от сферы производства, в которые внедряются мероприятия. Любое эргономическое мероприятие может влиять на безопасность прямым образом или косвенным.

2. производительность труда;

3. состояние здоровья;

4. способность человека к обучению.

Основным фактором, на который влияет эргономика, является деятельность персонала.

Под деятельностью персонала понимается реализация личных свойств человека. Эти свойства имеют определенную структуру, и значения этих свойств зависит от каждого конкретного субъекта.

Деятельность человека влияет на состояние человека и приводит к его изменению. Также влияет окружающая среда.

Процесс длительной деятельности регулируется внутренними и внешними факторами, к которым относится коллектив и предмет труда.

Каждый объект имеет трудовую цель или субъективную модель состояния предметов труда, которые необходимо перенести этот объект из исходного состояния в финальное по средствам трудовых, информационных и энергетических воздействий. При этом человек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда, промежуточного устройства и среды.

Цель труда у человека формируется на основании потребности и установок.

Установки бывают собственные и полученные из вне.

Существенное влияние на характер протекания процессов, воспроизведения, мышления, энграмм (восприятие сведений) в памяти оказывает активационное воздействие, обусловленное уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым напряжением, а также, функцией внимания.

В целом, функциональная структура описывает систему «Человек – Предмет труда – Окружающая среда».

Указанные факторы должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечивалось надлежавшее качество, безотказность и работоспособность труда.

Все системы при оценке этих параметров можно разделить на 2 группы:

· человек – инструмент;

· человек – машина.

 

Человек – инструмент делится на 4 класса, в зависимости от того, какую функцию человека организует предмет труда:

1) С эффективными инструментами. Психофизиологическая особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия на предмет труда в сравнении с естественными реакциями человека.

2) С афферентными инструментами. С помощью таких инструментов, предмет труда превращается в измененный образ, который рассматривается как информационная модель предмета. Эта модель показывает особенности объекта и учитывает их при реализации. В результате процесса обучения у человека вырабатывается специальный набор энграмм или эталонов, необходимых для восприятия.

3) С инструментами памяти. В этом случае в качестве объекта используется искусственный код (фотографии, чертежи, записи). Для человека становится важным фактор – перекодирование информации.

4) С инструментами преобразования памяти. В результате использования таких инструментов происходит изменение психологической структуры принятия решений. Ряд операций продуктивного мышления может превратить в простые операции прямого замыкания. Например, логарифмические линейки, счеты.

 

Человек-машина делится на три класса:

1) С простой машиной. Совершается преобразование информации по элементарной линейной программе. Обратная информация от предметов труда полностью поступает к человеку. Человек на основании этого выносит решение о необходимом наборе операций.

2) С репродуктивно преобразующей машиной. В этом классе характерным является существенное отчуждение человека от предмета труда. Если необходимо включиться в рабочий процесс, то надо по искусственному коду реконструировать состояние предметов труда и процесс управления.

3) С продуктивно преобразующей машиной. Взаимодействие человека с машиной носит характер информационного обмена между замкнутыми системами

 

Эргономика влияет на информационную модель системы, то есть вносит изменения, позволяющие улучшить качество систем (снижается утомляемость, повышается безопасность и надежность результатов производства).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.