КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эргономика АСОиУ
По мере перехода комплексной автоматизации производства возрастает роль человека как субъекта труда и управления. Человек несет ответственность за эффективную работу всей технической системы, за правило эксплуатации системы, за качество результатов, а также, за показатели надежности, которые определены для этой системы. Поэтому возникло понятие эргономика. Эргономика – занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельностью с целью оптимизации орудий, условий и процессов труда, а также, профессионального мастерства. Предметом эргономики является трудовая деятельность. Эргономика состоит из двух слов: ergon – работа и nomus – закон. Предмет эргономика появился в 1949 году в Англии. Эргономика связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек. Эргономика связана с профилактикой охраны труда, которая подразумевает комплекс организационных, технических, экономических мероприятий, направленных на обеспечение безотказности труда. Комплексный подход, характерный для эргономики позволяет получить всесторонне представление о трудовом процессе. Эргономические исследования представляют набор мероприятий, необходимых для улучшения условий производства продукции и эксплуатации систем. Внедрение результатов эргономических исследований позволяет достичь социально-экономического эффекта. Трудовая деятельность рассматривается как процесс преобразования информации и энергии, происходящей в системе «Человек – Предмет труда – Окружающая среда». Поэтому эргономические исследования должны основываться на выяснении закономерностей психологических и физиологических процессов, лежащих в основе определенных видов трудовой деятельности с предметом труда и окружающей физико-химической и психологической средой. 1)
2) подсхема труда: 3)если при работе внедрены эргономические мероприятия: В зависимости от профессии, набор эргономических мероприятий и условий является различным. Также различия проявляются при использовании автоматизированных систем. При выполнении эргономических мероприятий, производительность труда на предприятиях повышается. Факторы, на которые влияет эргономика: 1. безопасность выполнения работ. Понятие безопасности зависит от сферы производства, в которые внедряются мероприятия. Любое эргономическое мероприятие может влиять на безопасность прямым образом или косвенным. 2. производительность труда; 3. состояние здоровья; 4. способность человека к обучению. Основным фактором, на который влияет эргономика, является деятельность персонала. Под деятельностью персонала понимается реализация личных свойств человека. Эти свойства имеют определенную структуру, и значения этих свойств зависит от каждого конкретного субъекта. Деятельность человека влияет на состояние человека и приводит к его изменению. Также влияет окружающая среда. Процесс длительной деятельности регулируется внутренними и внешними факторами, к которым относится коллектив и предмет труда. Каждый объект имеет трудовую цель или субъективную модель состояния предметов труда, которые необходимо перенести этот объект из исходного состояния в финальное по средствам трудовых, информационных и энергетических воздействий. При этом человек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда, промежуточного устройства и среды. Цель труда у человека формируется на основании потребности и установок. Установки бывают собственные и полученные из вне. Существенное влияние на характер протекания процессов, воспроизведения, мышления, энграмм (восприятие сведений) в памяти оказывает активационное воздействие, обусловленное уровнем бодрствования, эмоциональным и волевым напряжением, а также, функцией внимания. В целом, функциональная структура описывает систему «Человек – Предмет труда – Окружающая среда». Указанные факторы должны быть подобраны таким образом, чтобы обеспечивалось надлежавшее качество, безотказность и работоспособность труда. Все системы при оценке этих параметров можно разделить на 2 группы: · человек – инструмент; · человек – машина.
Человек – инструмент делится на 4 класса, в зависимости от того, какую функцию человека организует предмет труда: 1) С эффективными инструментами. Психофизиологическая особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия на предмет труда в сравнении с естественными реакциями человека. 2) С афферентными инструментами. С помощью таких инструментов, предмет труда превращается в измененный образ, который рассматривается как информационная модель предмета. Эта модель показывает особенности объекта и учитывает их при реализации. В результате процесса обучения у человека вырабатывается специальный набор энграмм или эталонов, необходимых для восприятия. 3) С инструментами памяти. В этом случае в качестве объекта используется искусственный код (фотографии, чертежи, записи). Для человека становится важным фактор – перекодирование информации. 4) С инструментами преобразования памяти. В результате использования таких инструментов происходит изменение психологической структуры принятия решений. Ряд операций продуктивного мышления может превратить в простые операции прямого замыкания. Например, логарифмические линейки, счеты.
Человек-машина делится на три класса: 1) С простой машиной. Совершается преобразование информации по элементарной линейной программе. Обратная информация от предметов труда полностью поступает к человеку. Человек на основании этого выносит решение о необходимом наборе операций. 2) С репродуктивно преобразующей машиной. В этом классе характерным является существенное отчуждение человека от предмета труда. Если необходимо включиться в рабочий процесс, то надо по искусственному коду реконструировать состояние предметов труда и процесс управления. 3) С продуктивно преобразующей машиной. Взаимодействие человека с машиной носит характер информационного обмена между замкнутыми системами
Эргономика влияет на информационную модель системы, то есть вносит изменения, позволяющие улучшить качество систем (снижается утомляемость, повышается безопасность и надежность результатов производства).
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |