Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

By Basic Books, Inc. 1 страница




ISBN 978-5-91066-012-4

AHO «Институт распространения

информации по социальным

и экономическим наукам», 2007



ОГЛАВЛЕНИЕ

От издателя................................................................................................. 9

Предисловие к русскому изданию............................................................... 11

История европейского консерватизма.............................................. 11

Три этапа карьеры............................................................................... 14

Правильный человек в правильное время............................................ 18

Прогресс: история идеи....................................................................... 21

Предисловие........................................................................................... 27

ЧАСТЫ ' '' "

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРОГРЕССА

Введение................................................................................................. 33

ГЛАВА 1

 

МИР АНТИЧНОСТИ

ГесиоЪ.................................................................................................... 47

Эсхил..................................................................................................... 55

Протагор............................................................................................. 59

Фукидид............................................................................................... 64

Платон................................................................................................. 67

Аристотель......................................................................................... 74

Эллинизм.............................................................................................. 77

Лукреций............................................................................................... 81

Сенека.................................................................................................. 90

ГЛАВА 2

 

РАННИЕ ХРИСТИАНЕ

Посюсторонность христианства................................................ 102

Дух социальной реформы................................................................... 110

Единство человечества.................................................................. 114

Течение времени.................................................................................. 117

Эпохил стадии......................................................................... 120

Необходимость......................................................... 127

Конфликт как движущая сила.......................................................... 132

Конец и начало................................................................................ 134

Заключение...................................................................................... 138

ГЛАВА 3

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТЕЧЕНИЯ................................. ■.................. 139

Прогресс и история........................................................................ 145

Карлики и гиганты............................................................................. 152


Оглавление


Реформа времени................................................................................ 155

Полнота и непрерывность............................................................ 158

Земные райские уголки....................................................................... 16 1

ГЛАВА4

ВОЗРОЖДЕНИЕ: ВСТРЕЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ................................. 173

Макиавелли.......................................................................................... 180

Эразм.................................................................................................. 183

Томас Мор.......................................................................................... 185

Фрэнсис Бэкон.................................................................................... 188

Рене Декарт........................................................................................ 193

ГЛАВА 5

ВЕЛИКОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ.................................................... 197

ЖанБоден.............................................................................................. 198

Пуританская революция..................................................................... 205

L'Envoi................................................................................................... 226

Всеобщая история Боссюэ.................................................................. 227

Освоение путешествий и открытий................................................. 234

Спор о древних и новых........................................................................ 242

Лейбниц................................................................................................ 24 9

Вико....................................................................................................... 254

ЧАСТЬ II ТРИУМФ ИДЕИ ПРОГРЕССА

Введение................................................................................................. 269

ГЛАВА 6

ПРОГРЕСС КАК СВОБОДА............................................................. 281

Тюрю................................................................................................ 281

Эдуард Гиббон.................................................................................... 290

Адам Смит......................................................................................... 291

Отцы-основатели США................................................................ 300

Кондорсе.......................................................................................... 319

Уильям Годвин................................................................................ 328

Томас Мальтус............................................................................... 333

Иммануил Кант................................................................................. 339

Генрих Гейне.................................................................................... 343

Джон Стюарт Миллъ.................................................................... 344

Герберт Спенсер................................................................................. 351

ГЛАВА 7

ПРОГРЕСС КАК ВЛАСТЬ................................................................ 363

Утописты....................................................................................... 365

Руссо................................................................................................. 366

6 Оглавление


Сен-Симон........................................................................................... 375

Огюст Конт................................................................................... 383

Карл Маркс...................................................................................... 392

Этатизм......................................................................................... 405

Иоганн Готфрид фон Гердер........................................................ 408

Иоганн Готлиб Фихте........................................................................ 412

Георг Вильгельм Фридрих Гегель........................................................ 417

Расизм.................................................................................................... 431

ГЛАВА 8

ЖИВУЧЕСТЬ ПРОГРЕССА...........................................................447

ГЛАВА 9

ПРОГРЕСС В ТУПИКЕ.................................................................... 475

Ранние пророки.................................................................................. 477

Отрекаясь от прошлого.................................................................. 484

Отставка Запада.............................................................................. 493

Наступление на экономический рост.............................................. 500

Деградация знания............................................................................. 509

Пелена скуки.................................................................................... 522

Библиография.......................................................................................... 537

Предметный указатель.......................................................................... 545


ОТ ИЗДАТЕЛЯ

Приступая к изданию новой серии «Социология» Редак­ционный совет столкнулся с непростой задачей. В отличие, например, от политической философии и теории права, за­рубежная социологическая литература на протяжении по­следних лет активно издавалась и продолжает издаваться в России. Можно сказать, что значительная часть западной социологической классики и господствующих современных направлений более или менее полно представлена на рус -ском языке. Тем не менее в этом корпусе литературы оста­ется ряд лакун, к числу которых относятся работы амери­канских авторов консервативного направления. Стремясь ее заполнить, мы открываем серию «Социология» книгой выдающегося американского социолога Роберта Нисбета «Прогресс: история идеи».

Было бы неверным сказать, что имя Р. Нисбета совсем неизвестно русскоязычному читателю — оно упоминается в различных курсах и монографиях по истории социоло­гии. Тем не менее, несмотря на широкое академическое признание на Западе и большое влияние, которое он ока­зал на развитие американской социологии и политической теории, до сих пор в русском переводе не вышло ни одной из тринадцати его книг. Изданием работы «Прогресс: ис­тория идеи» мы рассчитываем положить начало приходу Р. Нисбета к русскоязычному читателю.

Чем может быть важна и интересна для нас именно эта работа? В первую очередь тем, что она раскрывает одну из фундаментальных предпосылок, лежащих в основе всей со­временной цивилизации. Естественное и понятное стрем­ление «двигаться навстречу Западу», которое в той или иной степени провозглашают все господствующие поли­тические течения в постсоветских странах, не всегда со­провождается достаточным пониманием идейных корней и предпосылок западного общества. Данная книга позво­ляет взглянуть по - новому на проблему рецепции западных идей и институтов.

Кроме того, предлагаемая вниманию читателя кни­га Р. Нисбета позволяет увидеть, что многие кризисные

От издателя 9


явления, которыемы склонны приписывать «трудностям переходного периода», на самом деле присущи современ­ному этапу развития мировой цивилизации в целом, и простое заимствование «западных» идей, обычаев и ин­ститутов в данном случае приводит к «импорту» проблем, а не решений. В свете работы Р. Нисбета совсем по-дру­гому начинают выглядеть популярные в последнее время пророчества о «конце истории».

Все вышеописанное, а также значительный объем при­влекаемого автором фактического материала, содержа­щегося в книге, по мнению Редакционного совета, делает ее потенциально весьма интересной и полезной для всех специалистов в области общественных наук, а прозрачный и легкий стиль изложения — незаменимым пособием для студентов соответствующих специальностей.

В заключение отметим некоторые особенности данного русского издания. В тексте английского оригинала содер­жатся многочисленные цитаты из различных источников, не сопровождаемые ссылками на конкретные страницы со -ответствующих изданий. Мы сохранили эту особенность оригинала, однако в тех случаях, когда имеется русское из­дание цитируемой работы, мы, как правило, использова­ли соответствующую цитату из русского издания. В конце книги приведен список переводных работ на русском языке, использованных при подготовке настоящего перевода.

Книга дополнена также предисловием, специально на­писанным для русского издания учеником Р. Нисбета до­ктором Гэри Нортом, американским историком, эконо­мистом и христианским богословом. Мы выражаем ему свою глубокую признательность.

Валентин Завадников Председатель Редакционного совета. Май, 2007г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Роберт Нисбет (1913 —1996) — один из ведущих амери­канских интеллектуалов последней трети XX века. Он от­крыто придерживался консерватизма, т.е. был редкой пти­цей до 1965 года и членом «лояльной оппозиции» после. Чтобы оценить по достоинству всю важность его книги «Прогресс: история идеи», в первую очередь необходимо понять, каким образом она увидела свет. Книга представ­ляет собой защиту прогресса человеком, которого с полным правом можно назвать ведущим консервативным социо­логом XX столетия. В связи с этим возникают два важных вопроса. Во-первых, почему книга, столь явно встающая на сторону прогресса, была написана консерватором, при­том что люди таких убеждений обычно считаются против­никами перемен? Во-вторых, как получилось так, что она была опубликована в 1980 году —именно тогда, когда Ро - нальд Рейган был избран президентом?

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО КОНСЕРВАТИЗМА

В отличие от большинства исторических движений дату
рождения европейского консерватизма можно точно уста­
новить. Он был вызван к жизни в 1790 году членом бри­
танского парламента Эдмундом Бёрком — именно тог­
да вышла в свет его великая книга «Размышления о ре­
волюции во Франции». В своей книге он сделал две вещи.
Во-первых, проанализировал действия и идеи революци­
онеров в рамках одной темы: отвержения ими традиции и
всех социальных институтов, связанных с традицией, кро­
ме национального гражданского правительства, которое
революционеры стремились захватить и сделать еще более
централизованным. Во-вторых, предсказал, что по ходу
революции насилие будет нарастать. Точность его пред­
сказания вскоре подтвердила верность предположений его
социального анализа, по крайней мере в глазах противни­
ков революции.


 


История европейского консерватизма



Оглядываясь на Французскую революцию, все евро­пейские консерваторы XIX века содрогались от ужаса. По­этому воспоминание о Бёрке ободряло их. В 1980 году Нисбет писал: «По общему мнению, современный консер­ватизм как политическая философия берет начало от Эд­мунда Бёрка, от его "Размышлений о революции во Фран­ции", изданных в 1790 году. Эта книга, конечно, отнюдь не исчерпывается блестящим провидческим анализом хода революции и порожденных ею зловещих способов осущест -вления власти над жизнью людей; содержащиеся в ней от­ступления и obiter dicta* делают "Размышления" одним из серьезнейших исследований природы политической ле­гитимности. Современный политический консерватизм, каким мы находим его в европейской философской тра­диции примерно с 1800 года, ведет свое происхождение от упорной защиты Бёрком прав общества и его истори­чески сформировавшихся групп, таких как семья, сосед­ская община, гильдия и церковь, от "деспотической вла­сти" политического правительства. Индивидуальная сво­бода, убеждает Бёрк, — и это по сей день остается тезисом консерватизма — возможна только в условиях множест­венности социальных авторитетов, моральных кодексов и исторических традиций, вся совокупность которых в ор­ганической взаимосвязи служит одновременно "местом обитания и отдыха" человеческого духа и совокупностью промежуточных барьеров для власти государства над ин­дивидом. "Размышления" Бёрка сразу оказали большое влияние, и все ведущие работы консервативных европей­ских философов начала XIX столетия — в том числе Бо-нальда, де Местра, молодого Ламенне, Гегеля, Галлера, Доносо-и-Кортеса, Саути и Кольриджа — основываются на классическом сочинении Бёрка, как это признавали все без исключения авторы»**.

Начиная с 1790 года в центре внимания европейского консерватизма находятся две большие темы: враждеб­ное отношение к насилию, связанному с политической

Сказанное мимоходом {лат.).Прим. науч. ред.

Robert A. Nisbet, "Conservatives and Libertarians: Uneasy Cousins,"

Modern Age, XXIV (Winter 1980), p. 2.


революцией, и утверждение децентрализованных «опос­редствующих институтов» семьи, церкви, добровольных объединений. Нисбет был последовательным защитни­ком обеих позиций. После 1965 года он был, бесспор­но, самым красноречивым выразителем второй позиции в академических кругах Америки и, безусловно, самым известным.

К 1790 году в европейском Просвещении можно было четко выделить два крыла. Первое — континентальное Просвещение Французской революции: централизован­ная политическая власть, иерархия, построенная «свер­ху вниз», и политический контроль над теми социальны­ми институтами, которые раньше были независимыми или полунезависимыми. Типичным представителем этой традиции был Жан-Жак Руссо. В политике эта тради­ция воплотилась в несколько лет правления Максимили -ана Робеспьера и его преемника Наполеона. Бёрк видел приближение этого. Другим крылом было шотландское Просвещение и его американский аналог. Представители этого крыла отстаивали идеалы децентрализованной по­литической власти, частной собственности, рассредото­ченной среди широких масс населения, и экономической координации посредством свободного рынка. Два вид­нейших мыслителя, представляющих это крыло, — Адам Смит и Эдмунд Бёрк. В 1789 году воплощением этой тра­диции был Джордж Вашингтон, хотя престарелый Бенд­жамин Франклин мог бы претендовать на то, чтобы со­ставить ему компанию.

Отметим один факт, который в настоящее время мало кем осознается: два крыла Просвещения представляли со­бой светские версии двух вариантов западной экклезиоло-гии: доктрины иезуитов об иерархии, построенной «сверху вниз» и доктрины кальвинистов об иерархии, построенной «снизу вверх». Руссо и Французская революция подра­жали иезуитам. Шотландское Просвещение было создано либеральными пресвитерианами, обратившимися в деизм. По странной иронии, в 1528 году Игнатий Лойола, осно­вавший Орден иезуитов, и Жан Кальвин, духовный отец пресвитериан, учились в маленьком коллеже при Париж­ском университете — коллеже Монтегю. Лойола прибыл


 



Предисловие к русскому изданию


История европейского консерватизма



в феврале, а Кальвин уехал в марте. Эразм Роттердамский также учился в этом заведении.

Бёрк был защитником свободы, как политической, так и экономической. Он поддержал Американскую револю­цию, что в 1776 году стоило ему популярности. Бёрк и Адам Смит вели переписку, и каждый из них откровенно одобрял опубликованные работы другого. Бёрк не высту­пал против того, что с тех пор стало известно под названием органических изменений: постепенное развитие идей, инс­титутов и практических искусств. И он, и Смит выступали против идеи политического государства как главного аген­та социальных изменений. Никто из них не верил в то, что другим людям, наделенным монополией на насилие при­сущей гражданскому правительству, можно будет доверить власти сверх необходимого минимума. Нисбет твердо при­держивался традиции, заданной Бёрком и Смитом.

ТРИ ЭТАПА КАРЬЕРЫ

К моменту своей смерти в 1996 году Нисбет пользовался уважением среди широких кругов американских интел­лектуалов. Но еще в 1960 году он был никому не извест­ным, мало публиковавшимся администратором в крошеч­ном кампусе Калифорнийского университета, в городке Риверсайд.

Карьера Нисбета пошла в гору довольно поздно. Ее третий этап был частью растущего влияния политического консерватизма, которое было ознаменовано избранием Ро­нальда Рейгана президентом США в 1980 году. Нисбет был ключевой фигурой в процессе «размывания» основ­ного ядра американских левых, доминировавших в акаде­мических кругах в 1960 году.

После 1965 года левое движение раскололось на «ста­рых левых» эры Нового курса и «новых левых» антиво­енной контркультуры. Этот раскол создал благоприятную возможность для того, чтобы консерваторы, вроде Нисбета, и либертарианцы, вроде Мюррея Ротбарда, были услыша­ны разочарованными либералами и настроенными против истеблишмента выпускниками колледжей.

В 1960 году Нисбет был белой вороной — консерва­тивным университетским преподавателем. Что еще более


удивительно, он был социологом, т.е. принадлежал к на­именее консервативной из всех основных академических дисциплин. В 1960 году в США не насчитывалось и пол­дюжины публиковавшихся социологов, бывших одновре­менно политическими консерваторами. И написали они не слишком много.

Когда Нисбет обучался в аспирантуре Калифорнийского университета в Беркли в конце 30 -х годов XX века, вообще не существовало университетской дисциплины под назва­нием «социология». Это было всего лишь спустя несколь­ко лет после того, как русский эмигрант Питирим Сорокин создал кафедру социологии в Гарвардском университете.

Нисбет стал профессором социологии в Беркли вскоре после своего возвращения с военной службы в 1945 году. В 1953 году издательство Oxford University Press опубли­ковало книгу Нисбета «Поиски общности» (The Quest for Community). Книга не привлекла большого внимания, но регулярно допечатывалась, постоянно оставаясь в прода­же, — признак достаточно высокого интереса в академи­ческой среде. Основная мысль книги заключалась в том, что тоталитарные движения в XX столетии были продуктом всеобщего снижения авторитета опосредствующих (про­межуточных) институтов: семьи, церкви, гильдий и все­возможных добровольных объединений. По мере того, как люди становились все более и более одинокими, они стали искать смысла путем участия в массовой политике. Цент­рализация политической жизни не оставила ничего в про -межутке между почти полностью автономным граждани­ном и почти полностью автономным государством. Как доказывал Нисбет в 1942 году в журнальной статье, это соответствовало представлениям Руссо о легитимном пра­вительстве. Туже мысль высказала Ханна Арендт в книге «Истоки тоталитаризма» (1951). В то время сочинение Арендт встретило гораздо более шумный прием.

В 1954 году Нисбет занял должность декана коллед­жа в только что открывшемся университете в Риверсайде. Казалось, его профессиональная карьера подходит к кон­цу. В 1962 году тоже самое издательство Oxford Univer­sity Press выпустило его книгу «Поиски общности» в мяг­кой обложке, дав ей новое название «Общность и власть»


 


Предисловие к русскому изданию


Три этапа карьеры



{Community and Power). В 1962 году это полностью со­ответствовало настроениям в американской политике и в университетских кругах. Но сразу после первых призна­ков студенческой революции, начавшейся в Беркли осенью 1964 года, издательство в 1965 году благоразумно верну­лось к первоначальному названию.

Американский политический либерализм до убийства Кеннеди 22 ноября 1963 года и прихода ему на смену Линдона Джонсона в качестве президента можно охарак­теризовать как «энергичный и уверенный в себе либера­лизм» ("can-do" liberalism), для которого была характерна вера в способность гражданского правительства, и особенно правительства страны, осуществить положительные соци­альные изменения. Убийство Кеннеди поколебало амери­канцев в этой глубоко укоренившейся политической вере. Стало ясно, что пуля убийцы может сорвать реализацию любой программы улучшений, выдвинутую национальным лидером. Затем, в 1964 году, Линдон Джонсон — пре­емник Кеннеди на посту президента — начал эскалацию войны во Вьетнаме, что стало заметно к началу 1965 года. В 1964—1965 годах в обществе начался ряд социаль­ных и культурных изменений, усиливавшихся вплоть до 1970 года. Об этом мы поговорим в следующем разделе — «Правильный человек в правильное время».

Первоначально Джонсон был самым всемогущим пре­зидентом со времен Франклина Рузвельта (1933 — 1945). До того как стать вице-президентом в 1961 году, он был лидером большинства в Сенате. Его боялись бывшие кол­леги, потому что на многих из них у него имелась секретная компрометирующая информация. Начиная с 1964 года Сенат принимал большинство законов, вносимых Джон­соном. Это была грубая политическая сила, невиданная с 30-х годов.

Параллельно с укреплением централизованной поли­тической власти происходила «молодежная революция», также известная как «движение хиппи»: длинноволосые парни, босые девочки-подростки с распущенными волоса­ми, широкое употребление галлюциногенных наркотиков, лица, разукрашенные флуоресцентными красками, кон­церты рок-музыки с десятками тысяч зрителей, жизнь на


дороге в минивэнах «Фольксваген» или коммунами в не­больших деревенских поселениях.

В США это движение контркультуры было тем, что называется «хорошим информационным поводом». Ис­тории о нем увеличивали тиражи журналов и привлека­ли значительную телеаудиторию. Это было международ­ное движение, но в США его молодые приверженцы имели больше денег, а потому больше возможностей вести образ жизни, отвергающий зависимость от родителей и отрица­ющий культуру среднего класса. Молодежное движение за­вершилось в 1970 году — в разгар экономической рецес­сии. Деньги кончились. Молодые люди были вынуждены идти работать. На этом завершился их легко наблюдаемый со стороны поиск радикальных альтернативных общнос­тей. Но, став богаче, они продолжили поиск —- эта исто­рия рассказывается в умной и наблюдательной книге «Бобо в раю», написанной консерватором Дэвидом Бруксом (David Brooks, Bobos in Paradise, 2000). «Бобо» обозна­чает человека, являющегося наполовину богемным куль­турным революционером, а наполовину — буржуа.

Все это работало на повышение интеллектуальной репу­тации Нисбета. Третий этап его карьеры начался в 1966 го­ду с публикации книги «Социологическая традиция» (The Sociological Tradition), почти сразу ставшей классикой. Нисбет проанализировал работы пяти крупнейших фигур в истории социологии — Алексиса де Токвиля, Карла Мар­кса, Эмиля Дюркгейма, Георга Зиммеля и Макса Вебера, дополнив этот анализ также обсуждением некоторых менее влиятельных фигур. Он охарактеризовал их вклад в терми­нах пяти больших тем: общности, власти, авторитета, от­чуждения и священного. Ограничив свой список главных действующих лиц и рассматриваемых тем, Нисбет сделал свою книгу легкой для чтения и менее трудной для запо­минания. Интеллектуалы высоко ценят оба этих качества, хотя могут и не признавать этого публично.

«Легкость для чтения» — одно из важнейших преиму­ществ Нисбета в конкурентном мире научных дискуссий. В отличие от большинства профессоров-интеллектуалов и практически всех ученых-социологов, его стиль легок для чтения. В одной книге за другой появляются его основные


 



Предисловие к русскому изданию


Три этапа карьеры



темы и излагается на языке, который может понять и запомнить (что, вероятно, еще боле важно) любой сооб­разительный неспециалист.

В 1971 году Нисбет перешел в Университет штата Ари­зона. Затем через несколько лет его назначили на профес­сорскую должность, оплачиваемую из специального фонда (что является высочайшей из почестей, оказываемых в уче­ном мире Америки) в Колумбийском университете, одном из десяти лучших университетов США, входящем в «Лигу плюща» (Ivy League) *. В отличие от большинства старших профессоров, находящихся в таком возрасте, количество книг, выходящих из-под его пера, возрастает, причем все они выходят в крупных издательствах.

За много лет до того, как Нисбет вышел на пенсию в воз­расте 70 лет, он сказал мне: «Я не хочу превращаться в ста­рого зануду, читающего лекцию скучающим студентам». Ирония состоит в том, что как лектор он был бесподобен. Его даже можно было назвать оратором. (Публичные вы­ступления — один из способов, которым я зарабатываю себе на жизнь. Могу сказать, что Нисбет относился к числу тех лекторов, сразу после которых мало кто хотел бы ока­заться на трибуне. Гораздо лучше, если в промежутке на­значен обеденный перерыв.) Он остался верным своему слову. В 1983 году в возрасте 70 лет он ушел в отставку с должности преподавателя в Колумбийском университете и был незамедлительно принят на полную ставку в Аме­риканский институт предпринимательства (American En­terprise Institute) в качестве ученого-исследователя. И он продолжал публиковаться.

ПРАВИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК В ПРАВИЛЬНОЕ ВРЕМЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.