Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двигательная подготовка как управляемый процесс




Контроль за подготовкой — компонент управления ею (9). 1.2.1. Планирование подготовки и контроль за нею (9). 1.2.2. Инструментальный и неинструментальный контроль (15). 1.2.3. Компьютеризация контроля и управления (18). 1.2.4. Количественные и качественные характеристики (18). 1.2.5. Контрольные измерения и упражнения, тестирование (20). 1.2.6. Педагогическое оценивание (21).

1.3. Спортивная метрология как теоретическая, прикладная и учебная дисциплина (22). 1.6.1. Метод, предмет, объект, основные задачи спортивной метрологии, ее роль (22). 1.6.2. Использование средств, методов, данных спортивной метрологии в практике (24).

1.4. Приложения (26).

Физическое воспитание и спортивная подготовка — процессы управления двигательными возможностями занимающихся. Двигательная подготовка физкультурника или спортсмена — активный, обычно многокомпонентный процесс, направленный на реализацию в той или иной мере четко обозначенной цели в области физкультурной или, соответственно, спортивной подготовки — двигательной подготовленности (ДП). Главный, целевой компонент двигательной подготовки — двигательная тренировка.

Цель двигательной подготовки — это представление о желательном для человека уровне, характере, особенностях его ДП.

Ситуация ДП сложившееся у физкультурника, спортсмена, тренера субъективное схематическое, модельное представлениео некотором рассматриваемом моменте (отрезке) своей или ученика физкультурной или спортивной ДП — мысленная модель момента всего комплекса ДП или одной из 5 ее сторон: 1) телесной («физической», «функциональной»), 2) технической, 3) тактической, 4) теоретической, 5) психологической ДП.

Понятие «модель» требует пояснения: 1) невозможно разобраться ни в каком явлении, предмете или явлении, не сформировав его модель; 2) мы всегда и всё моделируем, живем в мире моделей.

Модель — схема объекта (материального, процессуального, информационного),отражающая, соответственно нашим намерениям ее использовать, существенные для этого свойства объекта: по отношению к интересующим нас функциям модель должна быть эквивалентна (равнозначна)моделируемому объекту. Желательно избежатьотражений в ней несущественнх для нас свойств объекта, «засоряющих» модель, снижая эффективность ее использования. Модели бывают вещественные субстратной, вещественные процессуальные, информационные знаковой (статичной и процессуальной), информационной мысленной — логической, эйдетической (образной), комбинированной.

Цель двигательной подготовки можно заранее сформировать и либо практически не менять на всем протяжении тренировочной активности человека или большого ее отрезка, либо значительно (и даже неоднократно) менять. Но можно и только наметить ее в общих чертах в начале того или иного этапа подготовки с расчетом более полно формировать, уточнять «по ходу дела», поскольку цель ДП нужно адаптировать (приспосабливать) к реально развивающимся условиям, которые в своем развитии неизбежно в той или иной степени отклоняются от намеченного пути. Конечно, опыт и предви­дение развития ситуации позволяют точнее намечать цель сразу.

Цель — это (в современной психологии) не то, чего хочется достигнуь, а мысленная модель этого, представление об этом, конструируемая желательная ситуация как модель реальности. Следует говорить не о достижении цели, а об ее реализации.

Цель отдельного тренировочного занятия подчинена общей цели подготовки, поэтому план каждого занятия строится в соответствии с этой общей (более высокого уровня) целью. План может быть только мысленным — в воображении тренера (спортсмена) или оформленным в виде текста: на бумаге, в памяти компьютера. Он может быть кратким или развернутым (обстоятельным, подробным).

Процесс тренировки всегда управляется: это целенаправленный процесс, его нельзя «пускать на самотек». Это процессуальная система (совокупность функционально взаимосвязанных процессов). Тренировкой управляет не только тренер, как обычно считают: значительную долю управления осуществляет сам занимающийся (физкультурник, спортсмен). Доля эта может быть большей или меньшей в зависимости от стиля работы тренера и от уровня знаний, степени самостоятельности и инициативности занимающегося.

Управление системой — процесс перевода ее посредством управляющих воздействий, руководствуясь некоторой (не всегда явной) программой, из исходного состояния в заданное другое — конечное, целевое.

Если программа достаточно полна и хорошо соответствует (адекватна) с одной стороны общей и текущей целям тренировочного процесса, с другой стороны — текущей реальности, цель удается реа­лизовать. И тем легче и лучше реализовать, чем лучше программа.

Программа тренировочного процесса алгоритмически организованное представление или описание состава, ритма, частоты, объема, интенсивности тренировочных занятий и включенных в них двигательных заданий.

Это программа задает такое тренировочное поведение физкультурника или спортсмена, которое в основном определяет эффект трени­ровочных упражнений: срочный (до отдыха), отставленный (во время и после отдыха), кумулятивный (накопленный). Дальняя, долговременная цель управления тренировочным процессом — представление о некотором желаемом кумулятивном эффекте, выраженном целевой (т.е. такой, какая намечена целью) ДП. Для достижения этой цели необходимо правильно планировать и срочный, и отставленный эффекты отдельных упражнений, серий упражнений, тренировочных занятий, поскольку и срочный, и отставленный, и кумулятивный эффекты, конечно же, зависят и от оперативного, и от текущего состояний человека. Причем формирование этих состояний, в свою очередь, зависит от кумулятивного эффекта тренировочного процесса. Такая вот «круговая» зависимость.

Целенаправленный перевод системы «спортсмен» из одного состояния в другое (т.е. управление его состоянием) осуществляется целенаправленными воздействиями на него (их называемыми тренирующими), но зависит и от особенностей «ответов» на них организма, что связанно как с индивидуальными качествами, так и со случайными воздействиями. Поэтому тренирующие воздействия программируют с учетом вероятных реакций состояния спортсмена на управляющие воздействия и на внешние условия. Меняем воздействия — меняем изменения состояния спортсмена. Управляют процессом спортивной подготовки путем подбора системы воздействий. Подбирать надо как состав, так и структуру этой системы.

 

Тренировочные воздействия — 1) всестороннее воздействие на занимающегося выполнения применяемых на тренировке упражнений, их совокупностей и других факторов тренировки; 2) результат этих воздействий.

Тренирующее воздействие — это воздействие выбранных факторов (в основном определенным образом организованной двигательной либо психической активности), направленное на намеченное изменение возможностей занимающегося.

Состав системы — «перечень», «список» входящих в нее компонентов: элементарных частей (элементов) и ½ или их связных объединений (подсистем).

Структура системы — это схема существенных связей («закон связи») между ее элементами и между подсистемами.

Подсистема — часть системы, осуществляющая одну из ее функций или функцию, которую можно хоть мысленно выделить, вычленить из общей функции системы, как бы обособить.

Элементыподсистемы связаны между собой теснее, чем с элементами других подсистем и чем подсистемы между собой. Подсистемы — более «свя'зные» образования в составе системы, это как бы обособленные, отдельные (в функциональном плане) относительные целостности. В подсистемах часто можно выделить подсистемы более низкого иерархического уровня, а в их составе — подсистемы еще более низкого уровня. Чем ниже уровень подсистемы, тем, как правило, теснее связи между ее элементами. Связь между подсистемами более, входящими в состав подсистем более высокого уровня, как правило, теснее связи между подсистемами этого более высокого уровня, в состав которых они входят. Подсистемы нижележащего уровня по мере надобности можно рассматривать и как элементы системы более высокого уровня, и как ее подсистемы. Любую систему можно рассматривать как подсистему другой, более сложной, — той, что включает ее в себя наряду с другими.

Нужно особо отметить: с формированием системы появляются новые (системные) свойства, которых не было у элементов, составивших систему. При объединении нескольких систем в одну, т.е. при образовании системы более высокого уровня, тоже появляются новые (системные) свойства. (Если появление новых свойств не очевидно, не есть естественное продолжение свойств объединяемых элементов или систем, эти свойства называют эмерджентными).

Управление процессом подготовки спортсмена включает, конечно, прямые организацию и методическое обеспечение тренировочного процесса, но помимо этих очевидных компонентов спортивной подготовки и для их разумного осуществления сбор и анализ информации о спортсмене, о состоянии его здоровья, об оперативном физическом и психологическом состоянии, об условиях, в которых он живет, тренируется, отдыхает, о процессе тренировки — его ходе и результатах: текущих и отставленных во времени (формирующихся в течение некоторого времени после завершения самого процесса).

Активное «добывание» этой информации — фундамент контроля за физическим воспитанием и спортивной подготовкой. Основываясь на данных контроля и знаниях, решают задачи стратегического и тактического планирования и программирования подготовки.

Следующая стадия — реализация программ подготовки, обычно с их ситуационной (зависящей от ситуации) коррекцией или заменой (сохраняя соответствие с планами, конечной целью, изменяющимися условиями). За ходом и результатами реализации программ должен быть контроль (сбор нужной информации, ее анализ, оценивание), на его основе вносят целесообразные адаптивные (приспособительные) изменения в программы (планы) — управление должно быть гибким и динамичным, согласующимся с реальными условиями.

В физическом воспитании и спорте различают 5 сторон подготовленности и подготовки. Это: физическая (функциональная), техническая, тактическая, психологическая, теоретическая подготовленность и, соответственно, подготовка. Каждая сторона подготовки имеет свои особенности, вообще говоря, различающиеся объемно и содержательно в разных формах физического воспитания (в зависимости от контингента) и в разных видах спорта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.