Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладная и учебная дисциплины




Спортивная метрология как теоретическая,

1.3.1. Метод, предмет, объект, основные задачи спортивной метрологии, ее роль. Спортивная метрология — молодая дисциплина, она переживает период быстрого становления и развития. Следует различать спортивную метрологию как теоретическую дисциплину, как методический компонент спортивной педагогики и как учебную дисциплину. В рамках каждой из этих областей нужно рассматривать свойственный ей круг вопросов, решать соответствующие задачи, использовать адекватные методы и приемы.

Круг вопросов, подлежащих рассмотрению в спортивной метрологии как научной дисциплине, очень широк, поскольку физическое воспитание и спортивная подготовка опираются на ряд других научных и прикладных дисциплин: на теорию физического воспитания, теорию спорта, теории и методики видов спорта, педагогику, психологию, логику, эвристику, кибернетику, медицину, физиологию, психологию, биомеханику, теорию спортивных сооружений, математическую статистику. Помимо системной интеграции положений разных дисциплин, всегда связанной с появлением новых научных знаний и проблем, возникают и свои особые научные задачи, которые нужно решать специфическими методами спортивной метрологии.

Спортивная метрология как прикладная дисциплина (методический компонент спортивной педагогики) формируется в соответствии с теми требованиями практики физического (телесного) воспитания и спорта, которые насущны для настоящего их состояния, для состояния теории и методики видов спорта, материально-техниче­ской обеспеченности и материальных возможностей, подготовленности преподавателей, тренеров, вспомогательного персонала. Задачи, решаемые в спортивно-метрологической практике: 1) обеспечение качества измерений, 2) обеспечение адекватного тестирования и педагогически целесообразного оценивания, 3) формирование адекватных различным ситуациям норм, 4) научное и методическое обеспечение контроля за подготовкой занимающихся и их отбора.

Учебная дисциплина «Спортивная метрология» должна: 1) отра­жать современное состояние, а значит достижения, спортивной метрологии как науки; 2) отражать потребности и реальные возможности физкультурно-спортивной практики в использовании тех или иных метрологических средств; 3) учитывать профессиональные (а также, в некоторой степени, и другие, непрофессиональные) интересы занимающихся и их особенности применительно к освоению материала курса; 4) ориентироваться на объем в часах, выделенный в учебном плане на преподавание этой дисциплины, и материально-техническую обеспеченность процесса преподавания.

В настоящее время в физкультурных вузах преподаются лишь общие основы спортивной метрологии как теоретической и как прикладной дисциплин, а на многих факультетах физического воспитания университетов и педагогических вузов дисциплина «Спортивная метрология» в учебных планах вообще не представлена. Количество выделяемых на прохождение материала аудиторных занятий невелико, что заставляет ограничиваться преподаванием лишь самых общих основ этой дисциплины, притом, чаще, без подкрепления формированием практических умений в области контроля за различными сторонами подготовки занимающихся. Тем более важно овладеть теми основными теоретическими положениями и подходами, которые студент может в вузе получить.

Профессиональная и общеобразовательная (в том числе мировоззренческая) важность преподаваемого материала требуют от студентов серьезного отношения к работе по освоению курса и их сосредоточенной самостоятельной работы. Все большая доступность видеотехники и компьютеров требует приобретения необходимых умений. При этом не следует забывать про обязательную для студентов самостоятельную работу с книгой.

В завершение следует сделать важное замечание: в подавляющем большинстве специалисты, работающие в сфере физического (двигательного) воспитания и спорта совершенно недостаточно осведомлены в области теории (да и практики) спортивной метрологии. В результате знания из этой области непопулярны, и большинству представляются несущественными для физкультурно-спортивной практики и, соответственно, для профессиональной и общей подготовки специалистов по физическому воспитанию и спорту. Порочный круг замыкается. От этого практика немало теряет.

Освоение теоретической базы спортивной метрологии не только значительно повышает профессиональные возможности специалиста в названной области, но и существенно повышает уровень профессионального мировоззрения. И общего мировоззрения тоже, что для любого специалиста немаловажно. Так что для работы в других областях освоение материала дисциплины «Спортивная метрология» далеко не бесполезно. Конечно, освоение предлагаемого в настоящем курсе обширного нового для студентов понятийного аппарата требует серьезного отношения и усилий.

1.3.2. Использование средств, методов и данных спортивной метрологии в практике. Современные физическое воспитание и, тем более, спорт нуждаются в квалифицированном контроле над процессом подготовки с использованием современных научных подходов, представлений и средств получения нужной информации. Поэтому предлагаемые спортивной метрологией средства, методы, методики и имеющиеся данные о характеристиках занимающихся, их функций и двигательных возможностей и способностей должны быть внедрены в практику и постепенно внедряются: длительный период застоя в нашей стране, можно считать, закончился и начался период внедрения науки в практику.

Конечно, научные методы и средства контроля применяются, в первую очередь, в сборных командах России так называемыми комплексными научными группами (КНГ). В 90-у годы они почти во всех федерациях прекратили свое существование, но в 2003–2004 гг. были воссозданы. За последние 2 десятка лет технические возмож-ности исследований в спорте значительно выросли, мы отстали и выступаем в роли догоняющих. Современное исследовательское оборудование приходится закупать за рубом, и стоит оно очень дорого. Однако постепенно оснащение КНГ улучшается, что позволит в ближайшие годы не только обследовать членов сборных команд, но и проводить фундаментальные исследования, а значит — резко поднять уровень контроля над подготовкой спортсменов. Как говорится, не следует наливать молодое вино в старые меха: они порвутся и вино не сохранится. Так и новые («молодые») научные методы и методики неприменимы на базе старого, примитивного оборудования.

Поскольку КНГ работают с членами сборных команд лишь периодически, необходимо постепенно вооружить современными методиками контроля и тренерский состав сборных команд России, а затем и юношеское звено подготовки в спорте высших достижений. Только затем современные методы и методики станут доступны массовому спорту и физическому воспитанию и будут востребованы ими. А в этот переходный период следует использовать сравнительно легко доступные методики.

Наиболее доступны психологические, психофизиологические и физиологические методики обследования и психологической тренировки: тестирование психических черт и функций, сенсорики, разных видов работоспособности, а также определение спортивных двигательных возможностей специально отобранными двигательными заданиями, достаточно регламентированными, чтобы можно было применять их в как тесты. Значительно большие требования к аппаратуре и познаниям специалистов предъявляет обследование. а тем более исследование технической и тактической подготовленности и подготовки — тем более, что фундаментальные представления в этих областях требую серьезного обновления. Можно полагать, серьезные шаги в нужном направлении поможет сделать становление новой научной дисциплины «спортивная кинезиология», представляющая собой сегодня пока лишь некий симбиоз ряда разделов разных наук, так или иначе относящихся к пониманию двигательной активности, но в дальнейшем должна органично интегрировать эти разделы.

1.4. Приложения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.