Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия




Адекватный Моторность Подсистема
Аналоговый Неинструментальный Программа трениро­
Вероятность контроль вочного процесса
Вероятностный подход Обстановочная инфор- Ситуация двигатель­
Двигательная обратная мация (афферентация) ной подготовки
связь Оперативное состояние Состав системы
Двигательная подготовка Оперативный контроль Спортивная метрология
Детерминистский подход Отставленный эффект Срочный эффект
Дискретный Педагогическая оценка Структура системы
Инструментальный Педагогическое Текущее состояние
контроль оценивание спортсмена
Информация Планирование подго­ Текущий контроль
обратной связи товки (тренировки) Тест
Кумулятивный эффект Подготовка, ее стороны Тестирование
Модель Подготовленность Тренировка
Тренировочное воз- Управление системой Элементы системы
действие Фоновая информация Этапный контроль
Тренирующее воз- Цель двигательной Этап тренировки (под-
действие подготовки готовки)

Контрольные вопросы

1. Что такое спортивная подготовка, ее стороны, цель и ситуация?

2. Что такое модель? Что такое управление? Тренировочные воздействия? Тренирующие воздействия? Что такое тренировка?

3. Что такое срочный, отставленный и кумулятивный эффект тренировочных упражнений, тренировочной нагрузки?

4. Что такое система, ее состав и структура, подсистемы, системные («новые») свойства?

5. Какая связь сильнее: между элементами одной или разных подсистем? Между подсистемами или элементами одной подсистемы?

6. Что такое план и программа тренировочного занятия, цикла?

7. Что такое система, ее состав и структура, подсистемы?

8. Что такое обстановочная информация? Что такое обратная связь и информация обратной связи? Что такое фоновая информация?

9. Что такое ситуация? Всё ли понятно в схемах на рис.1–4?

10. Что такое срочный, отставленный, кумулятивный эффекты нагрузки?

11. Каковы виды и разновидности контроля, 5 сторон подготовки?

12. Что такое количественные и качественные характеристики?

13. Что представляют собой инструментальный и неинструментальный

виды измерений и контроля? В чем их достоинства и недостатки?

14. Что такое количественные и качественные характеристики и оценки?

15. Что такое аналоговые (непрерывные) и дискретные характеристики?

16. Что такое тесты и тестирование, их место в контроле за подготовкой?

17. Что такое педагогические оценки и оценивание?

18. Каково содержание спортивной метрологии, почему эта дисциплина так называется? Зачем нужны знания из области этой дисциплины?

Рекомендуемая литература

1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии.–М.: ФиС, 1979.

2. Спортивная метрология: Учебн. для институтов физ. культ. / Под общ. ред. В.М. Зациорского.–М.: ФиС, 1982.

3. Годик М.А. Спортивная метрология.–М.: ФиС, 1988.

4. Коренберг В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии. – Малаховка: МГАФК, 1996.

5. Смирнов Ю.И., Полевщиков М.М. Спортивная метрология.–М.: ACADEMA, 2000.

6. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной метрологии: Лекции 1 и 2. –Малаховка: МГАФК, 2001.

7. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник. – М.: Советский спорт, 2004.

8. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии. – М.: Сов. спорт, 2005.

9. Губа В.П. и др. Измерения и вычисления в спортивно-педагогической практике /Губа В.П., Шестаков М.П., Бубнов Н.Б., Борисенков М.П.– М.: ФиС, 2006.

Глава 2

Технические средства, оценочные подходы, измерения в физическом воспитании и спорте

2.1. Технические средства в двигательной подготовке (28). 2.1.1. Оборудование, инвентарь, аппаратура (28). 2.1.2. Метрологическое обеспечение измерений, обработки и оцениванияих данных (29).

2.2. Оценочные подходы в спортивной метрологии (31). 2.2.1. Количественный и качественный подходы в анализе. Квалиметрия (31). 2.2.2. Вероятность явлений, процессов, значений параметров(33). 2.2.3. Применение статистики в двигательной подготовке (36).

2.3. Основы теории измерений (37). 2.3.1. Методы и методики измерений (37). 2.3.2. Шкалы измерений (38).2.3.3. Погрешности измерений Прямые и косвенные измерения (40). 2.3.4. Целесообразная точность измерений. Сохранение данных измерений и наблюдений (42).

2.4. Приложения (43).

2.1. Технические средства в двигательной подготовке

2.1.1. Оборудование, инвентарь, аппаратура. М атериально-техни­ческое обеспечение — важный фактор физического воспитания и спортивной подготовки, во многом определяющий ее эффективность, а также безопасность занимающихся. Состояние оборудования, инвентаря и аппаратуры необходимо периодически проверять и поддерживать — это задача их метрологического обеспечения.

Метрологическое обеспечение в физическом воспитании и спорте должно способствовать совершенствованию подготовки занимающихся, оно, в частности, направлено на контроль за адекватностью и качеством оборудования мест занятий и используемого инвентаря. В метрологическом аспекте это значит, что они должны соответствовать требованиям ГОСТа, правилам соревнований и другим нормативным документам, быть успешно применимыми и применяться в соответствии со своим назначением, отвечать требованиям безопасности. Нужно стараться сохранить такое их состояние.

Ответственные конструктивные детали спортивного оборудования и инвентаря проверяют на прочность, эластичность, упругость, износоустойчивость, проверяют их реагирование на определенную граничную величину силового воздействия.

Все шире применяют в тренировочном процессе видео- и компьютерную технику. Можно надеяться, для нужд физического воспитания и спорта будут выпускать недорогие видеокамеры и видеомагнитофоны с достаточно высокой и регулируемой частотой кадров: 25 кадров ½ с — слишком мало для фиксации быстрых движений, нужна частота 100 ¸ 200 кадров ½ с, чтобы не «пропадали» важные для анализа системы движений ее детали. Более доступной становится цифровая видеотехника, позволяющая непосредственно выводить видеоряд на компьютер, где его можно анализировать, преобразовывать, вообще манипулировать им. Существуют компьютерные платы, позволяющие отцифровывать видеоматериалы (прослеживать координаты референтных точек, отмеченных на теле), производя затем автоматические вычисления по специальным программам. Такие системы скоро станут много доступнее по и, в связи с возрастающим быстродействием компьютеров, будут более оперативно работать.

Применяемая сегодня в исследованиях измерительная аппаратура в подавляющем большинстве случаев не приспособлена к использованию ее в тренировочном процессе для нужд повседневного контроля. Она должна быть серьезно модернизирована, миниатюризована и удешевлена — и только в таком случае может найти широкое применение в практике физического воспитания и спорта. Однако можно не сомневаться, что в обозримом будущем этого рода техника станет совершеннее и «процесс пойдет».

Информационная аппаратура очень нужна на соревнованиях, но весьма полезна и на тренировке. Помимо звуковых (аудио-) систем (микрофонов с усилителями, динамиков, магнитофонов) нужны видео- и аудиовизуальные системы: телевизионные системы, световые табло (экраны), проекторы, позволяющие создавать изображения на достаточно большом экране и др. Наверное, еще рано отказываться и от диапроекторов и киноаппаратуры. На больших соревнованиях и на тренировках, проходящих со значительным удаление участников, нужны радиотелефонная связь и телеметрические системы (информация с датчиков и сенсорных устройств передается на расстояние, воспринимается и обрабатывается приемной установкой.

Информационные технологии должны внедряться повсюду.

2.1.2. Метрологическое обеспечение измерений, обработки и оценивания их данных. Метрологическое обеспечение исследований в физическом воспитании и спорте существенно отличается от метрологического обеспечения в других областях науки и в промышленной технике, поскольку принципиально различны решаемые с ее помощью задачи и требования к ней.

Подготовка занимающихся в системе физического воспитания и спорта, а также получение результатов научных исследований в этой области рассматриваются как производство некоторого продукта, и метрологическое обеспечение этих процессов преследует цель повысить их качество и тем самым качество продукта. Для этого: 1) устанавливают требования к свойствам мест занятий, инвентаря, оборудования, экипировки занимающихся; к технологии подготовки; к технологии планирования подготовленности и подготовки занимающихся и контроля над ними, а в связи с этим — к свойствам измерительной аппаратуры и технологии ее применения; 2) проводится контроль над соответствием всего перечисленного предъявляемым требованиям; 3) осуществляется контроль за обработкой и оцениванием полученных данных.

Метрологическое обеспечение научных исследований заключается: 1) в проверке измерительной аппаратуры на ее адекватность (хорошее соответствие) решаемой задаче исследования и на точность и стабильность ее функционирования, 2) в контроле за соблюдением правил ее хранения и использования, 3) в контроле за подбором изучаемых объектов, 4) в обеспечении адекватной организации исследований, 5) в адекватности подбора тестов и процедуры тестирования, 6) в контроле за технологией обработки полученных материалов измерений и наблюдений и формированием соответствующих оценок и выводов. Из этих разделов лишь первый опирается на существующие ГОСТы, инструкции государственных метрологических организаций.

Метрологическое обеспечение процесса тренировки состоит: 1) в таком же, как упомянуто выше, контроле за измерительной аппаратурой, 2) в контроле за соответствием мест занятий, оборудования, инвентаря действующим нормативам, 3) в организации тестового контроля за всеми сторонами (функциональной, технической, тактической, психологической, теоретической) подготовленности занимающихся, 4) в контроле за соответствием методики тренировки современным научным представлениям, 5) в составлении спортивного календаря, 6) в контроле за проведением отбора занимающихся.

Метрологический контроль за обработкой данных измерений, наблюдений, экспертизы должен обеспечить соответствие методов обработки материала его содержательной и формальной сторонам. Так, следует применять те статистические процедуры и квалиметрические методы, которые соответствуют характеру собранного или собираемого материала, иначе можно прийти к неверным выводам.

Нужен метрологический контроль и за процедурами оценивания: нужны обоснованные критерии, нормы, шкалы оценивания.

Метрологическое обеспечения подготовки и переподготовки преподавателей физического воспитания и тренеров, а также судей по спорту проявляется в форме государственной системы специального образования и переподготовки кадров, учебно-методических объединений, семинаров и совещаний, посвященных профессиональным вопросам, в том числе вопросам метрологического обеспечения подготовки, разработке и изданию ГОСТов, образовательных стандартов, норм, нормативных указаний, инструкций и методических рекомендаций, специальной научной и методической литературы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.