Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое оценивание как средство подготовки




Компьютеризация контроля и управления. В последние годы все шире используют для фиксации, для математической обработки (включая статистическую и графическую), для сопоставления результатов измерений персональные ЭВМ. Они просты в обращении, существенно экономят время, позволяют удобно хранить и легко воспроизводить информацию, по-разному группировать, перегруппировывать и отбирать данные и даже в некоторых отношениях оценивать тренировочный процесс. Компьютеры применяют и для совершенствования управления тренировочным процессом, для чего создают так называемые банки данных научного, методического и организационного характера, программы-«советчики» (от сравнительно простых, учитывающих 1–2 фактора, до экспертных программ, учитывающих много факторов и различных их сочетаний).

Персональные ЭВМ с каждым годом все совершеннее (возрастают быстродействие, оперативная и внешняя память, разрешающая способность монитора, повышаются возможности печатающих и графопостроительных устройств). Но еще важнее то, что все более совершенным и «широким по захвату» становится программное обеспечение. Это не только повышает и расширяет возможности применения ЭВМ, но и облегчает, упрощает пользование ими.

Тренировочный процесс — сложная система, в которой действует множество различных по характеру и силе факторов и еще неизмеримо большее число различных сочетаний этих факторов. Объять все это многообразие, учесть его, уверенно сделать разумные выводы и принять эффективные решения часто не может даже высококвалифицированный специалист — тем более за ограниченное время. В этом может помочь ЭВМ, оснащенная хорошими программами, опирающимися на системы принципов и правил, разработанных и сформулированных высококвалифицированными специалистами-экс­пертами. А в сравнительно недалекой перспективе разработка и внедрение самосовершенствующихся и самоадаптирующихся программ. Но никакой компьютер не может заменить тренера, поскольку у компьютера нет интуиции, и вообще всё в программу не заложишь.

1.2.4. Количественные и качественные характеристики. Характеристики состояния человека, его моторности как совокупности двигательных возможностей (термин «моторика» в этом значении некорректен — см. гл 3), систем движений, психических возможнос­тей, знаний и умений могут быть выражены числами (количественно) и содержательно, понятийно (качественно). Количественно можно выразить скорость бега, продолжительность выполнения отдельных движений или всего двигательного задания, дальность полета спортивного снаряда, размеры тела и его температуру, электрический потенциал рефлексогенной точки, время сенсомоторной («чувственно-двигательной») реакции и т.д. Количественно могут быть выражены и качественные по своей сути характеристики. Можно количественно выразить качество выполнения технически сложного действия, его трудность, красоту телосложения (в баллах), уровень эмоционального напряжения или память (в условных единицах) и др. (это осуществляют методами квалиметрии — см. гл. 7).

Но можно и качественно выразить не только качественные, но и количественные по своей сути характеристики. Например: «международный уровень» результата в беге, «близкий к мировому рекорду» результат штангиста, «быстрый» разбег, «идеальное» исполнение прыжка в 3 оборота, «недостаточное разнообразие» технического арсенала спортсмена, «высокий темп» бега и др. Качественное выражение характеристики может быть дано и описательно, более развернуто: одним или даже несколькими предложениями.

Но это о количественном и качественном выражении характеристик. Есть и другая сторона вопроса: количественная или качественная сущность самих характеристик. Продолжительность (временной интервал), расстояние (дальность, длина, высота), сила, скорость, ускорение, импульс силы, кинетический момент, энергия, повторность (количество повторов), надежность и т.п. — количественные характеристики, тогда как самочувствие, техническое мастерство, трудность, экспрессивность, легкость движений, законченность движений, травмоопасность и др. — качественные характеристики.

Оценивание качественных характеристик (признаков) в большей мере подвержено субъективным ошибкам и искажениям, чем оценивание количественных характеристик (признаков).

Другая классификация характеристик (признаков): они непрерывные (аналоговые) — если могут принимать любое значение в возможном для них диапазоне (время пробегания дистанции, длина прыжка, вес тела). Их можно измерить с любой доступной точнос­тью. Но характеристики бывают и прерывистыми (дискретными) — если они могут иметь лишь определенные разрешенные значения (промежуточные «запретны»: например, засчитываемый результат штангиста в двоеборье кратен 2,5 кг, количество повторов в подтягивании — только целое число и т.п.). Конечно, ограничения в доступной или принятой точности измерений делают измеренные количественные характеристики на каком-то уровне дискретными, т.е. точностные ограничения «дискретизируют» их. Однако при большинстве видов графической записи их непрерывность сохраняется.

1.2.5. Контрольные измерения и упражнения, тестирование. Если наша задача получить такие данные измерений или наблюдения, которые можно сравнивать с другими, полученными на том же или на других испытуемых, мы проводим тестирование.

Тестирование — основа современного контроля за состоянием и подготовкой физкультурников и спортсменов. Важно подобрать подходящие тесты и правильно организовать тестирование. Тестирование — это целенаправленный опыт, проба, испытание, измерения для получения нужных сведений об исследуемом объекте (его состоянии, функциональных проявлениях). В физическом воспитании и спорте объект, чаще всего, человек.

Тест задание, в достаточной мере регламентированная четкая схема, в соответствии с которой проводится тестирование (т.е. тест как схема реализуется тестированием).

В соответствии с потребностями и возможностями подбирают измерительную аппаратуру. Но существуют тесты, специальной аппаратуры не требующие, что сберегает силы и время. Это могут быть двигательные задания, обусловленные и регламентированные для нужд контроля. Их выполнение должно давать достаточно объективизированную и поддающуюся сравнительному анализу информацию об объекте (о состоянии спортсмена, его двигательной активности и подготовленности). Это могут быть и биологические процедуры, и умственные задания (психологические тесты, тесты для оценивания тактической или теоретической подготовленности).

Поэтому такое испытание должно отвечать некоторому набору критериев, требований, выполнение которых позволяет утверждать, что действительно имеет место тестирование. Требования предъявляют как к тестам, так и к тестированию. Объективизация полученных в результате пробы, измерения, испытания данных позволяет проводить обоснованный сравнительный анализ их результатов, разумно их оценивать, формировать достоверные педагогические выводы.

Тестирование требует затрат времени, внимания, специальных забот, подчас немалых. Однако это важнейшее средство объективизации контроля за подготовленностью и подготовкой занимающихся. Повышению эффективности тестирования способствует распространение компьютеров, которые позволяют легко и оперативно обрабатывать материалы тестирования, хранить их, быстро отыскивать нужные материалы, проводить сравнения между данными тестирования, а также между ними и модельными характеристиками.

В физическом воспитании и спорте тестирование широко применяется не только с целью повышения эффективности контроля за подготовленностью и подготовкой занимающихся. Тестирование используют как важное средство при проведении исследований в тех разделах различных наук, которые «работают» на теорию и практику физического воспитания и спорта, а также в рамках теории физического воспитания и спорта — для углубления понимания тех или иных процессов и факторов, влияющих на ход и результаты тренировки, физической реабилитации, для совершенствования методики подготовки спортсменов и физкультурников. Обобщая, можно назвать это исследованиями в области спортивной кинезиологии (науки, синтезирующей всё относящееся к спортивной двигательной активности человека или животных).

Есть все основания полагать, что в физической (телесной) культуре, физическом воспитании, в спорте тестирование со временем ляжет в основу контроля за процессом и результатами подготовки как источник информации обратной связи для участников процесса.

Педагогическое оценивание — процесс формирования («выведения», «присвоения») педагогических оценок, т.е. оценок, имеющих педагогические направленность и значимость.

Педагогическая оценка — унифицированная мера качества рассматриваемых сторон состояния человека, его особенностей, задатков и способностей, успеха в выполнении полученного задания (в физическом воспитании и подавляющем большинстве видов спорта подразумеваются двигательные свойства). Она результат педагогического оценивания.

Спортивное педагогическое оценивание — функция не только спортивного педагога (преподавателя, тренера, инструктора) но и самих занимающихся: они оценивают как свои свойства и двигательную активность (автооценивание), так и свойства и двигательную активность товарищей по тренировке. Кроме того, педагогическое оценивание — неотъемлемая функция зрителей на соревнованиях: не оценивая, они мало что поймут из происходящего. Но процессы оценивания и оценки у разных позиционеров ситуации (лиц, у которых та или иная роль в развитии ситуации) при этом различны.

Конечно, деятельностная (ролевая) позиция человека во многом направляет оценивание им себя и других позиционеров. Позиционером в деятельности, тем более в совместной деятельности той или иной совокупности людей, является каждый человек. Его позиция (в рассматриваемом нами смысле, если говорить об абстрактной схеме распределения ролей в анализируемом процессе) во многом определяется той ролью, в которой он выступает в данном фрагменте деятельности. Но при таком рассмотрении не принимаются во внимание индивидуальные особенности и не заложенные в данной схеме интересы человека. Это, как теперь принято выражаться, как бы виртуальная, не настоящая, а воображаемая действительность. В ряде случаев такая усредненная картина достаточна.

Однако необходимо иметь в виду, что реальность часто вносит существенные коррекции. Позиционер деятельности может не владеть эффективной методикой оценивания, может иметь свои пристрастия и предубеждения. Отсюда различного рода ошибки в оценивании. Уровень организации процесса оценивания (а значит и качество формируемых оценок) может быть разным. Так, простое, специально не регламентированное визуальное наблюдение и тщательное тестирование дают различные по качеству (точности, глубине, достоверности, количестве отображенных факторов) материалы для формирования деятельностных оценок. Различны процессы оценивания количественных и качественных характеристик, различны и подходы к оцениванию на их основе. Оценивание субъектом производится, к тому же, всегда с учетом цели задачи и особенностей ее решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.