Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль за подготовкой — компонент управления ею




1.2.1. Планирование подготовки и контроль за нею. Контроль за тренировкой необходим, чтобы осуществлять управление ею в соответствии с планом и реалиями: чтобы управлять не «вслепую», нужно получать информацию не только о выполнении тренировочных и соревновательных упражнений, но и о состоянии спортсмена, об окружающих условиях, о темпе и характере их изменений. Это информация обратной связи, без которой невозможно управлять сколько-нибудь сложным процессом, функциями системы. Ее должен получать каждый занимающийся и, тем более, руководитель подготовки.

Двигательная информация обратной связи это информация о ходе и ре зультатах (внешних и внутренних) двигательной активности субъекта (здесь субъект активности — че-

ловек или группа людей), реально получаемая им по ходу осуществления активности. Блоки этой реальной («живой») информации «сличают» (сравнивают) с «должной» (запланированной, ожидаемой)информацией — т.е. с той информацией, которая, согласно имеющемуся у субъекта двигательному опыту (по его мнению) должна поступать при «правильном», желаемом им ходе и результатах активности. Как только между блоками реально поступающей и должной информации обнаружены сколько-нибудь существенные расхождения («рассогласование»), а это происходит очень часто, в осуществляемую активность немедленно вносятся необходимые поправки (коррекции).

Заметим: информация обратной связи может поступать без усилий на то субъекта, пассивно, но может и активно «добываться» им, т.е. благодаря приложению им определенных усилий, благодаря специальным действиям, совершаемым им с этой целью. Поэтому можно (допуская некоторую смысловую неточность, «натяжку») говорить о пассивной и активной информации обратной связи.

Второе замечание: наряду с двигательной информацией обратной связи субъект получает и совсем другую — обстановочную. В ней можно (несколько условно, так как их бывает трудно разграничить и они могут по мере изменения ситуации «перетекать» друг в друга) различить содержательный и фоновый компоненты. Содержательная обстановочная информация, позволяя субъекту составить представление о внешних и внутренних (относительно него) явлениях и условиях, тем самым позволяет сформировать ситуацию — модель оперативной или текущей реальности. Фоновая обстановочная информация иногда влияет на эмоциональную сферу субъекта и потому, на уровне подсознания, оказывая известное влияние на формирование восприятий и психологической установки. Часть фоновой обстановочной информации может (по обстоятельствам) стать содержательной обстановочной информацией — и наоборот.

Двигательная обратная связь — механизм, обеспечивающий информацией обратной связи органы и механизмы управления двигательной активностью.

Помимо двигательной обратной связи, позволяющей человеку управлять своими движениями и действиями, существуют обратные связи другого рода. Например, контрольное тестирование, текущий опрос, контрольная работа, экзамены — способы получения информации обратной связи о том, как повлияли те или иные процессы на состояние человека, как идет освоение или как освоен материал курса соответствующей учебной дисциплины. Для управления тренировочным процессом необходима информация об оперативном и текущем состояниях занимающихся, о выполненной и выполняемой трени­ровочной работе: об ее величине (объеме, интенсивности, психической сложности), характере, направленности, качестве выполнения. Необходима информация и об отношении занимающихся к своей подготовке, о динамике их подготовленности и др. Это информация обратной связи, ее нужно «добывать», хранить, преобразовывать.

При управлении процессом тренировки нужно учитывать разного рода связи: между участниками, между существенными факторами, между составными частями тренировочного процесса. Несколько примерных схем иллюстрируют систему таких связей.

 

  Оперативное и текущее состояние спортсмена    
         
  Спортсмен   Его поведение   Результаты поведения  
         
Ситуация   Восприятия   Реальные условия(внешн., внутр.)  
                                     

 

Рис.1.1. Действует 1 спортсмен. Жирными стрелками отображены пути информации прямой связи, тонкими — обратной.

 

На рис.1.1. под «поведением» спортсмена подразумевается часть его активности (двигательной, недвигательной), направленная на решение задач тренировки. Оперативное состояние спортсмена — физическое и психическое состояние, самочувствие в данный момент времени или в небольшом временном интервале, например, в одном тренировочном занятии, его части, спортивная подготовленность в данный конкретный момент. Текущее состояние спортсмена его устойчивое состояние на протяжении более длительного периода (день, неделя, месяц). Ситуация — здесь модельное представление субъекта о внешних условиях, своих возможностях и состоянии, формируемое для той задачи, которую собирается решать субъект.

Спортсмен формирует и адаптивно (приспособительно на основе информации) трансформирует (прямая связь) ситуацию как модель реальности, все время в своей активности ориентируясь на нее (на основе информации прямой и обратной связи). Другие линии обратной связи проходят через восприятия, позволяя спортсмену управлять своим поведением с учетом его результатов и других факторов благодаря своевременно получаемой информации (восприятия, образы).

Гораздо более сложна система обратных связей при взаимодействии двух спортсменов (рис.1.2). Как это видно на схеме, появляется блок «Общие результаты поведения». Общие результаты поведения представляют собой не просто сумму поведений каждого из спортсменов, а некоторое системное целое (с неизбежным появлением новых свойств). Например, одновременные действия нападающего и блокирующего волейболистов создают сложную картину взаимосвязи этих действий; совместные действия фигуристов в паре дают совсем иной результат, чем такие же их действия без связи друг с другом; в групповой акробатике действия каждого акробата четверки зависят от действий остальных.

  Оперативное и текущее состояние спортсмена 1    
           
  Спортсмен 1   Поведение 1   Результаты поведения 1  
           
Ситуация сп. 1     Общие  
    Реальные внешние условия   результаты поведения  
  Ситуация сп. 2      
           
  Спортсмен 2   Поведение 2   Результаты поведения 2  
         
    Оперативное и текущее состояние спортсмена 2    
                                                                             

 

Рис. 1.2. Взаимодействуют 2 спортсмена — сп.1 и сп.2 (партнеры, противники). Тонкие стрелки — пути информации обратной связи, жирные — прямой.

 

Поведение тренера   Оперативное и текущее состояние спортсмена
           
Тренер   Спортсмен   Поведение   Результаты поведения сп-на  
      спортсмена    
Ситуация сп-на          
Ситуация тренера       Реальные внешние условия  
           
                                               

 

Рис.1.3. Управление поведением в системе «спортсмен — тренер». Жирными стрелки показана прямая связь, тонкими — обратная.

Рис.1.3 иллюстрирует систему прямых и обратных связей при управлении тренером активностью спортсмена в ходе тренировочного процесса, а рис.1.4 — систему прямых и обратных связей в процессе управления тренировочным эффектом (срочным называют эффект, наблюдаемый сразу после нагрузки, отставленным — во время и после отдыха, кумулятивным — накопленный рядом тренировок).

 

 
 


Тренер   Спортсмен   Поведение спортсмена  
         
Кумулятивный эффект   Отставленный эффект   Срочный эффект
                             

 

Рис.1.4. Управление тренировочным эффектом. Жирные стрелками показаны пути информации прямой связи, тонкими — обратной.

 

Приведенные на рис. 1.1–1.4 схемы поначалу могут показаться чрезмерно сложными, но если внимательно в них разобраться, слово «чрезмерно» окажется лишним. Тщательно продумав их содержание и структуру, можно правильно понять структуру тренировочного процесса, лучше, чем если обойтись словесным объяснением.

Следует заметить: в состав информации обратной связи, приходящей к тренеру, может входить также и информация о получении спортсменом информации (обстановочной, обратной связи), если он пытается управлять этим процессом, косвенно воздействовать на него. Двигательное поведение как спортсмена, так и тренера строится с непременным учетом сформированных ими ситуаций, субъективно отражающих оперативное функциональное состояние спортсмена, его оперативные двигательные возможности, реальные условия, в которых проходит тренировочный процесс, весь ход жизни спортсмена. Естественно, в общем случае чем лучше сформированная ситуация моделирует реальные условия, тем более целесообразным могут быть поведение тренера и спортсмена. Конечно, ситуации, формируемые спортсменом и тренером, существенно различаются, поскольку различны их деятельностные позиции и получаемая информация, знания, подходы, логика, психическое состояние.

Информация обратной связи — не вся информация, собираемая человеком, а ее часть, отражающая ход и результаты его действий. Не относится к ней «обстановочная афферентация» (по П.К. Анохину) — информация об условиях, в которых производятся (должны производиться) действия, о не зависящем от активности субъекта развитии этих условий, об исходном состоянии субъекта активности: человека, группы людей.

Принцип управления с обратной связью — один из основных в кибернетике. Только полноценное функционирование каналов обратной связи, обеспечивающих прием, прохождение и нужное преобразование этой информации, позволяет осуществлять эффективное управление сколько-нибудь сложными системами.

Полезные сведения дают информативные показатели действия, среды, состояния. Наряду с ними существуют и неинформативные, которые нет надобности выявлять в процессе контроля. Конечно, не следует использовать недостоверную информацию, «принимать ее к руководству» — за исключением особых случаев.

В общее понятие контроль за спортивной подготовкой входят различные его частные разновидности. По охвату временны¢х промежутков различают: 1) оперативный контроль (контроль над выполнением того или иного двигательного задания, над отдельной тренировкой, над целым тренировочным днем); 2) текущий контроль (контроль за частью тренировочного процесса, охватывающий значительный период, в котором решается определенная стратегическая задача или некоторая заметная ее часть); 3) этапный контроль (контроль за результатами этапа тренировочного процесса — подготовительного, соревновательного, годичного и т.п.). Эти разновидности контроля соответствуют разновидностям планов.

Различают контроль: 1) за соревновательной активностью, 2) за тренировочной активностью, 3) за нагрузкой, 4) за самочувствием и реабилитационными (восстановительными) компонентами спортивной подготовки, 5) за режимом жизнедеятельности, 6) за динамикой разных сторон подготовленности и др. Можно классифицировать контроль и по сторонам подготовленности: контроль за физической (телесной), технической, тактической, психологической, теоретической подготовленностью. Соответственно: контроль за физической (телесной), технической, тактической, психологической и теоретической подготовкой. Возможны и другие классификации (не нужно думать, что какая-либо классификация бывает единственно возможной, единственно правильной: различных классификаций, и полноправных и полезных, может быть по крайней мере столько же, сколько может быть различных признаков, положенных в их основу.

Существует противоречие между потребностью в получении возможно более полной информации и допустимыми затратами времени и усилий для ее получения. Практически всегда приходится оптимизировать планируемые объем и точность информации с учетом затрат времени и усилий, принимать компромиссные решения.

1.2.2. Инструментальный и неинструментальный контроль. Деление контроля на инструментальный и неинструментальный в некоторой степени условно: 1) не всегда можно провести четкую границу между инструментальными и неинструментальными изме­рениями; 2) чаще всего, в контроле неразрывно переплетаются инструментальные и неинструментальные методы и подходы; 3) завершение контроля — педагогически осмысленные выводы, без которых контроль теряет смысл, — формируются чаще неинструментальными методами, на качественном (содержательном) уровне. Упрощая, рассмотрим эти виды контроля как самостоятельные, обособленные.

Инструментальный контроль контроль, основанный на данных инструментальных (приборных) измерений, т.е. в его основе лежит количественная информация: в числовой (цифровой.) или графической (аналоговой) форме. Инструментальный контроль, если он адекватен (соответствует) внешним и внутренним (состоянию спортсмена) условиям, целям и задачам, позволяет получить более объективную и точную информацию, чем неинструментальный.

Обработку данных можно производить инструментальными и неинструментальными методами. На ЭВМ можно не только обрабатывать количественную информацию, но и, при наличии соответствующей программы, делать качественные, педагогические выводы, завершающие контроль.И во всех случаях нужен смысловой логический контроль за получаемыми оценками.

Инструментальный контроль дает объективную информацию. Но!… Но при этом — и это необходимо иметь в виду:

1) по большей части его осуществление — помеха на тренировках и соревнованиях,

2) его осуществление требует затрат времени и специальных усилий,

3) измерительная аппаратура дорого стоит, требует квалифицированного обслуживания, ремонта, дефицитных запасных частей, расходуемых материалов, ее непросто приобрести. Поэтому инструментальный контроль (не считая самого простого: измерения секундомером, рулеткой) не проводят повседневно и в сборных командах страны, хотя там это забота специально подготовленных специалистов, а не тренеров. Его проводят в основном в процессе исследований.

В то же время инструментальные измерения «элитных» спортсменов позволяют получить модельные характеристики, служащие ориентирами для всех спортсменов вообще, помогающие сформировать цель подготовки и соответственно эту подготовку спланировать. В ходе тренировочного процесса желательно периодически проводить измерения, по данным которых можно судить о продвижении к этой цели, корректировать свою подготовку.

Качественные характеристики (признаки) непосредственно измерить нельзя, но можно косвенно, опосредствованно выразить их в количественной форме, применяя квалиметрические методы: т.е. методы, позволяющие отобразить, представить качественные характеристики (признаки) в количественной форме. Их можно отобразить также и в качественной, содержательной, смысловой форме: словесно, рисунками, условными символами. Качественные характеристики спортсмена (команды) или их действий несут в себе педагогически значимое содержание. Их определение — главное в контроле за подготовленностью и подготовкой занимающихся.

Проведение инструментальных измерений и анализ их результатов — наиболее мощный способ объективизации наших представлений о биомеханическом содержании двигательной активности. Однако этот способ по разным причинам (нет нужной аппаратуры, негде ее хранить, нет специалистов, нет расходуемых материалов и др.) не всегда применим, а часто хоть и применим, но требует неоправданно больших усилий и затрат времени, сопряжен с помехами для процесса тренировки (тем более — выступления на соревнованиях) самого измеряемого и других тренирующихся (соревнующихся). И не все факторы можно инструментально измерить: например, настроение спортсмена, выразительность и пластику его движений.

Поэтому в практике физической реабилитации, физического воспитания, спорта приходится пользоваться в основном неинструментальными измерениями. Они могут быть более или менее точными, что во многом зависит от умения оператора (человека, эти измерения производящего: тренера, товарища по тренировке, исследователя). Часто неинструментальные измерения позволяют обеспечить достаточную для практики точность, так что бо¢льшая точность инструментальных измерений, всегда сопряженная с дополнительными трудностями, далеко не всегда дает ощутимое преимущество.

Неинструментальный контроль применяется гораздо шире, чем инструментальный. Если инструментальный контроль основан главным образом на восприятии достаточно точной количественной информации: параметров среды, состояния человека, системы движений (хотя нередко данные измерений в смысловом плане воспринимаются как качественная информация: «больше», «вправо», «слабее», «быстрее» и т.п.), то при неинструментальном используются в основном качественные характеристики, определяемые «на глаз».

Некоторые количественные данные тоже можно собирать без приборов и инструментов: количество упражнений, величину, интенсивность, меру специализированности нагрузки, количество трениро­вочных занятий, число удавшихся приемов и т.д., а также приблизительно — размеров, линейных или угловых перемещений, отклонений и скоростей, временны¢х интервалов. Но основное преимущество качественного анализа в том, что можно получать информацию о самочувствии, утомлении, качестве, деталях и особенностях выполнения упражнений, эффективности действий, о тактических и технических действиях и др., а также педагогически осмысливать данные количественных измерений.

Как уже было отмечено, при неинструментальном контроле используют в основном качественные характеристики, определяемые «на глаз» (впрочем, опыт позволяет и «на глаз» определять многие параметры с вполне удовлетворительной точностью). Сфера применения неинструментального контроля намного шире сферы инструментального контроля: она распространяется и на те характеристики спортсмена и тренировочного процесса, которые вообще не поддаются измерениям (психологические особенности, умения и навыки, самочувствие и поведение спортсмена, его техническая и тактическая подготовленность и подготовка и др.). В проведении неинструментального контроля спортсмен может наряду с тренером принимать участие в добывания информации для анализа, а в инструментальном — в подавляющем большинстве случаев спортсмен только объект измерений. При неинструментальном контроле также применяют компьютеры для анализа и синтеза вводимых в них данных визуальных наблюдений, опроса, словесных определений и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.