Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивная ситуация




8.3.1. Что такое ситуация? Говорят: «действовать в соответствии с ситуацией», «сообразуйся с ситуацией», «ситуативные потребности», «ситуативное поведение», «ситуативный подход». Поэтому для эффективного анализа спортивной двигательной активности необходимо разобраться в том, что же такое ситуация, с которой нужно сообразовываться. Здесь далеко не всё просто и очевидно.

Если посмотреть словарные определения, легко убедиться, что они однородны: в них утверждается, что ситуация — это некоторая интересующая субъекта часть объективной реальности, в основном имея в виду внешнюю относительно субъекта. То есть, якобы, может существовать некоторая содержательно самостоятельная часть объективной (подлинной, истинной, действительной) реальности, к тому же произвольно отобранная «по интересу» субъекта.

Что такое реальность, реальные условия? Это то, что есть на самом деле во всей своей полноте, в своей действительности. Реальность неделима, ее нельзя разъять на части, произвольно «вырезать» из нее какие-то ее компоненты, а остальное убрать. Она такая как есть, единая и неделимая. Мы эту действительность во всей ее полноте воспринять и, тем более, осмыслить не можем, да это нам и не нужно. Более того, лавина информации, которая при этом обрушилась бы на нас, настолько превосходила бы те объемы информации, которыми может оперировать наш мозг, что «задавила» бы наше сознание, просто не позволила бы нам ничего понять, осмыслить. При этом мало вероятно, чтобы та небольшая частица этого потока информации, которая все же в информационные каналы мозга попала, содержала бы хоть какую-нибудь нужную нам информацию.

Совсем другое дело — мысленное выделение из реальности нужной нам (по нашему мнению) совокупности реальных объектов (ее компонентов), которые мы можем (тоже мысленно) системно объединить в мысленную модель реальности. Поскольку нас в каждый момент времени всегда интересует решение конкретной задачи или совокупности задач, мы «выхватываем» из реальности те объекты и их функциональные связи, представление о которых, по нашему мнению, может помочь нам решить задачу (задачи): эта модель ориентирована на решение конкретной задачи (конкретных задач).

Принято говорить, что мы ориентируемся, строим свое поведение, свою активность в соответствии с ситуацией. При этом всегда подразумевают отнюдь не всю реальность в целом, а только некоторую ее часть, притом выделенную не по пространственному, а по содержательному принципу — из материальных объектов как бы «вырезаются», обосабливаются от них только интересующие нас их компоненты. Но возможно ли это?

Таблица 8.1

Обозначения и содержание видов реальности

Обозначения С м ы с л, со д е р ж а н и е п о н я т и й
Истинная (действительная, объективная) реальность Та материальная реальность, окружающий нас физический мир. То, что существует на самом деле во всей полноте. Эта реальность неисчерпаема. Очень многое в ней нашему познанию и пониманию недоступно: покамест, на сегодняшний день (на современном уровне науки) и вообще, в принципе (в силу природы человека). Истинная реальность все время в движении, она меняется, и опять-таки, далеко не всё в этих изменениях нами познается. Истинная реальность может быть только сиюминутной мгновенной. Через мгновение она уже другая.
Согласованная реальность Гипотетическое текущее представление об истинной реальности, которое можно сформировать на основе всех сегодня существующих человеческих знаний и возможностей. Это мысленная схема истинной реальности, в доступной мере отражающая реальность. Согласованная реальность вынужденно «запаздывает», отражает уже некоторое прошлое истинной реальности.
Наблюдаемая (субъективная) реальность То отражение реальности, которое формируется у отдельного человека в меру его компетентности, психического состояния, установки. Это очень субъективная (в частности — в высокой степени позиционная) мысленная схема истинной реальности. Поэтому у разных людей, одновременно и в одном месте находящихся в истинной реальности (то есть в одной и той же реальности), формируется порой совсем различная, иногда очень мало сходная наблюдаемая реальность, Но именно на базе субъективной реальности формируется ситуация.
Планируемая (ожидаемая) реальность Мысленная схема той реальности, которая, по мнению субъекта, должна сложиться в намеченное время. При этом учитываются мысленно определяемые тенденции развития реальности, а также активность самого субъекта и других позиционеров (участников процесса).
Конструируемая реальность Мысленная схема реальности, в некоторых целях формируемая в представлениях, воображаемая субъектом.
Проектируемая (желаемая) реальность Мысленная схема той истинной реальности, на формирование которой рассчитывает субъект в результате как ее естественного развития, так и направленного вмешательства субъекта и других позиционеров.
Индуцированная реальность Та схема истинной реальности, которую внушена субъекту другим лицом или информационным источником.

Нет, это невозможно. Очень важно понять это как и то, почему невозможно. Во-первых, было отмечено выше, самостоятельной части реальности быть не может, реальность неделима: попробуй мы реально что-то выделить и отделить от реальности (если бы это вообще было возможно) — и она станет уже иной реальностью. А во-вторых…

Во-вторых, дело ведь обстоит иначе: «вытяжку» из реальности мы производим мысленно, а на самом деле, материально ничего не расчленяем. Эта «вытяжка», «выборка» может существовать лишь в представлениях одного человека, то есть, быть личной мысленной схемойп оскольку объективная (подлинная) реальность материальна и едина, вообще «изымать» из нее какие-то части, а тем более произвольно, ориентируясь на субъективные факторы, можно только мысленно, в своих представлениях, в воображаемых схемах. Компоненты действительной реальности и связи между ними могут быть известны нам в лучшем случае лишь частично, а смысловые связи, поскольку они имеют лично-ценностную и целевую природу, в реальности ведь отсутствуют вообще — они существуют только в наших представлениях, оценках, связаны с нашей прожитой жизнью, нашими особенностями и потребностями.

Истинная (действительная) реальность одна, но ее разные отображения нашим сознанием, мысленные модели также называют реаль­ностью, но с добавлением прилагательного (см. табл.8.1). Соответственно можно классифицировать и ситуации: объективная, согласованная, наблюдаемая, планируемая, конструируемая, проектируемая, индуцированная. Такая классификация иногда целесообразна.

Ситуация — не часть реальности. Мы все время мысленно моделируем реальность, но не всю реальность, а как бы «выдергивая» из восприятия целостной реальности какие-то компоненты, некоторую мысленную «вытяжку» из реальности, и формируем из них ту системную модель, которая, по нашему мнению, более или менее адекватно и векторно (то есть определенным образом направленно в соответствии с тем, каковы наши нужды и намерения) представляет эту реальность. Хорошо сформированная модель реальности должна позволить эффективно ориентироваться в ней.

Между тем, связи между компонентами ситуации именно смысловые и имеют четкую ценностную, личностную окраску, их вообще нет в природе, они существуют лишь в нашем сознании. Именно эти усматриваемые субъектом смысловые связи составляют ядро ситуации, ее сущность, оцениваемую и служащую руководством в осуществлении активности (в том числе двигательной активности). Мысленно переделывая реальность, мы ведь ничего в ней не меняем — по крайней мере во внешней реальности, внешних условиях; во внутренних условиях все же кое-что (особенно в психическом состоянии) может измениться. Мы просто у себя «в голове» строим совсем особую мысленную реальность, некоторый идеальный мир, лишь в какой-то мере объективно и субъективно отображающий мир реальный, создаем мысленную схему реальности, стараясь, чтобы она как можно лучше отражала текущее состояние этой реальности и менялась синхронно и соответственно изменениям реальности. Но…

Но «...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, всякая наука была бы излишня» (К. Маркс). Ситуация в существенной мере субъективна в частности и потому, что мы практически всегда в той или иной степени неверно (ведь многие, порой очень существенные факторы ускользают от нашего восприятия, некоторые просто не могут быть нами восприняты) «перешифровываем» наблюдаемые проявления (форму) явлений и процессов — в представление об их сущности.

Ситуация — вовсе не подлинная реальность, не какая-то ее часть, не внешние и/или внутренние реальные условия. И вообще, ситуация не вещественна, не материальна, существует лишь как специфическое многоступенчатое отображение подлинной реальности, как производное от восприятий, образов, впечатлений, оценок, то есть от субъективных отображений внешних факторов и от личностных особенностей. Ситуация — мысленная модель конкретной подлинной реальности, но сформированная не прямым ее моделированием, а через посредство предварительного формирования субъективной мысленной схемы подлинной реальности (воспринимаемой реальности) и моделированием уже на основе этой схемы. В этом смысле ситуация схема 2-го порядка, «схема схемы». Причем, что принципиально важно, ситуация — это модель реальности, ориентированная на решение конкретной задачи, и потому содержащая то и только то, учет чего может оказаться существенным для ее решения.

8.3.2. Виды ситуации. Как любая модель, ситуация в большей или меньшей мере жестко ориентирована на осуществление намеченного фрагмента активности определенного иерархического уровня. План этого фрагмента и ситуация могут влиять друг на друга и друг друга уточнять (в той или иной степени). В частности, известно, что восприятия, зависят от установки человека и намеченного им пути реализации цели.

Модель динамичной, быстроменяющейся «сиюсекундной», «мгно­венной» реальности логично называть оперативной ситуацией.

Ситуация-модель текущей (относительно устойчивой в рассматриваемое время) реальности — это текущая ситуация.

Можно вспомнить и «реставрировать» ранее сформированную субъектом модель прошедшей реальности — тогда говорят о ситуации, которая была в прошлом, или о ретроспективной ситуации.

Если экстраполировать «развитие ситуации»: опираясь на действительное или предполагаемое знание процессов, протекающих в реальности, предвидеть ее изменения и, соответственно, изменения в ситуации как модели реальности, логично говорить о прогнозируемой (проспективной) ситуации.

Наконец, можно вообразить некоторую схему несуществующей (пусть даже фантастической) реальности и смоделировать ее — это воображаемая ситуацией. Ситуация, как и воспринимаемая реальность — это разновидности субъективной реальности, это явления сознания, то есть некоторый идеальный, а не реальный мир.

8.3.3. Дуализм активности. «Только со смертью догмы начинается наука» (Г. Галилей). Вопреки распространенным вульгарноматериалистическим представлениям, здесь приняты в качестве онтологической (основополагающей) базы концепции материалистического (см. п.1) и деятельностного (см. п.2) дуализма[5].

1. Материальное первично — идеальное вторично, производно от материального, но и влияет на материальное. Материальное не только непосредственно, но и опосредствованно через идеальное и зависящую от него функцию изменяет материальное, а идеальное не только непосредственно, но и через материальное изменяет идеальное. Материальное и идеальное в этом аспекте — единство противоположностей. Как поверхность ленты Мёбиуса: двигаясь по ней вдоль ленты в одном направлении, все время переходишь с вроде бы внешней стороны кольца на внутреннюю, с внутренней снова на внешнюю и т.д. У ленты как бы 2 поверхности — и в то же время как бы одна (это односторонняя поверхность).

2. Мы проявляем активность, т. е. действуем, в реальном, материальном мире, но руководствуемся при этом не им, а своими субъективными представлениями о нем. В этом состоит дуализм — двойственность, как бы «двуслойность» нашей активности. В управлении ею мы опираемся не на реальное, а на идеальное, которое совсем не обязательно адекватно отражающее это реальное, подлинную реальность, материальный мир. Хотя обычно мы и стараемся по возможности правильно отражать существенные для нас компоненты подлинной реальности, но далеко не всегда и не во всем это нам удается, а иной раз мы сознательно искажаем реальность, «поправляя» и «додумывая» ее, часто «видим» то, чего нет, но что ожидаем увидеть.

Материальные объекты, явления, процессы, конечно, существуют и объективно влияют на нас, но в нашем сознании существуют ведь не они сами по себе, а представления о них. Более того, каждый из них, имея значения всегда, приобретает личностные значения и значимость (смысл) лишь в том случае, если эти объекты, явления, процессы влияют на решение задачи — уже решаемой или которую предстоит решать. Мы ведь всегда мало что знаем о реальности: частично она еще не познана из-за недостаточности знаний человечества, частично хоть и познаваема с использованием всех имеющихся у человечества знаний и инструментов, однако не познана нами из-за недостаточности наших индивидуальных знаний и средств «добывания» информации. Мы вынуждены довольствоваться только доступной нам информацией о реальности и на этой основе создаем ее мысленную схему — назовем ее «воспринимаемой реальностью».

Конечно, согласованная реальность — более высокого «качества» (более адекватная истинной реальности), чем воспринимаемая, и более полная схема реальности. Поэтому в большинстве случаев мы стараемся, чтобы наша воспринимаемая реальность возможно меньше отличалась от согласованной, была как можно ближе к ней по содержанию и структуре. Но помимо ограниченности наших возможностей в получении нужной информации об истинной реальности, на формировании ее схемы (то есть воспринимаемой реальности) и целевой модели (ситуации) отражаются наши личностные свойства, вместо значений выступают смыслы (личностные значения), происходит обращенное на себя осмысление наблюдаемой реальности. Человек формирует ситуацию на основе воспринимаемой реальности, а она развивается, изменяется. Обычно сосуществуют несколько ситуаций одного или разного иерархического уровня. Одни из них «живут» дольше, жизнь других короче, некоторые формируются одновременно (по разным поводам), чаще же в разное время[6].

Мы рассматриваем спортивную двигательную ситуацию, но все принципиальные моменты равно относятся к ситуациям вообще.

Двигательной предлагается называть ситуацию, ориентированную на решение двигательной задачи, т.е. задачи, непосредственная и основная цель которой состоит в направленном изменении исходной для этой задачи двигательной ситуации. Человек, решая двигательную задачу, планирует, программирует и старается двигательно решить ее в соответствии с той ситуацией (моделью реальности), которую он сформировал, имея в виду именно эту двигательную задачу.

8.3.4. Состав спортивнй двигательной ситуации. Что должно входить в спортивную двигательную ситуацию как целевую модель реальности? Естественно, только то, что может оказаться существенным для формирования соответствующей спортивной двигательной задачи (СДЗ) и для ее решения — остальное лишнее, остальное лишь мешает, отвлекая. Заметим: ситуация — весьма динамичная модель, живо реагирующая на изменение восприятий и оценок внешних и внутренних условий, оперативно перестраиваемая, и потому она одновременно и зависит от процесса формирования СДЗ, и сама влияет на него. Такие двусторонние и двуединые процессы вообще характерны для человеческой активности.

На рис. 8.2 упрощенно показаны компоненты спортивной двигательной ситуации (СДС) и основные отношения между ними. Конечно, простой схемой нельзя даже очень приблизительно отобразить сложную систему, в данном случае передать сложность психологической структуры рассматриваемых процессов, речь лишь о наиболее существенном. Рассмотрим блоки в порядке их нумерации на схеме.

 

    3. Мотивационный комплекс СС      
1. Внутренние условия СС     4. Формирование СДЗ СС  
           
2. Предметная среда СС   Спортивная двигательная ситуация   5. Решение СДЗ СС  
           
2.1. Неодушевленная среда   6. Представление СС о психологической детерминации ПС своей ДА   6.1. О ситуации ПС и ее формировании
               
2.2. ПС как вещественные субъекты и объекты ДА   6.2. Об СДЗ, что формируют ПС   6.3. О планах решенияэтими ПС своих СДЗ  
     
                                                                     

 

Рис. 8.2. Блок-схема спортивной двигательной ситуации (СДС). СС — субъект ситуации. СДЗ — спортивная двигательная задача. ПС — позиционеры ситуации. ДА — двигательная активность.

Блок 1 — под внутренней средой подразумевается текущее и оперативное состояние опорно-двигательного аппарата, других органов и систем организма, психики. Причем особо и в первую очередь речь об отклонениях состояния от того, которое нормативно для данного субъекта ситуации.

Блок 2 — материальная среда, включающая в себя и прямо значимые для осуществления намеченной двигательной активности неживые объекты, и всех людей и животных, так или иначе участвующих в совместной двигательной активности либо как-то иначе существенно с ней связанных (позиционеров ситуации), в том числе и самого субъекта ситуации; но живые объекты рассматриваемы здесь только как источники или объекты механических воздействий (то есть исключая их психику).

Блок 3 — под мотивационным комплексом подразумевается системная совокупность: а) мотивации как долговременного, в своей основе надситуационного (инвариантного к особенностям момента), отражающего долговременные, трансситуативные (надситуативные) требности и квазипотребности[7] (К. Левин) базового побуждения к деятельности как трансситуативной долговременной направленной активности субъекта (нелишне особо отметить, что мотивация содержит и ситуативные, т.е. зависящие от особенностей момента, компоненты — меняющиеся в соответствии с ситуацией и реакцией на нее — конкретизирующие связь мотивации с меняющейся реальностью); б) общей деятельностной установки как базовой для мышления и поведения субъекта в ходе осуществления конкретной деятельности; в) мотивов как побуждений к формированию и решению конкретных задач (двигательных, недвигательных); мотивы формируются на основе мотивации и кратковременных, потребностей и квазипотребностей; г) ситуативной установки, очень динамичной, непрерывно согласующейся с меняющейся ситуацией. Формируясь под сильным влиянием этого блока, ситуация в своей динамике в свою очередь влияет на его компоненты;

Блоки 4 и 5 — формирование и решение субъектом (СДЗ) зависят от сформированной им ситуации, и в то же время сами влияют на ее формирование — влияние обоюдно: формирование и решение СДЗ ориентировано на ситуацию, теснейшим образом связано с ней, поскольку решение СДЗ протекает в реальности, этой ситуацией моделируемой, а ситуация формируется субъектом на основе предвидения решения именно этой конкретной СДЗ.

Блок 6 — представление субъекта о состоянии и намерениях других позиционеров этой ситуации (см. следующий подраздел).

8.3.5. Учет намерений других позиционеров ситуации. Субъект должен стараться адекватно представить себе, как воспринимают происходящее остальные позиционеры деятельности, какую информацию они из него извлекают: это позволяет лучше угадать, какую каждый из них сформирует ситуацию и СДЗ. Чтобы адекватно это сделать, хорошо играть свою позиционную роль, субъект должен «угадать»: а) каковы ситуация каждого позиционера, ее особенности и динамика: это влияет на поведение субъекта; б) каковы задачи, формируемые каждым позиционером — субъект должен отрефлексировать задачи других позиционеров; в) как именно каждый позиционер будет решать свою СДЗ, то есть, отрефлексировать вероятный план ее решения позиционером.

Иными словами, субъект должен сформировать и решить рефлексивные квазидвигательные задачи (далее РКДЗ) тех своих партнеров и противников, взаимодействие с которыми в данной ситуации достаточно вероятно — иначе как формировать и решать свою задачу? РКДЗ позиционированы, постольку они формируются субъектом за позиционеров именно такими, какими, по мнению субъекта рассматриваемой ситуации, они формируются самими позиционерами. Они лишь рефлексивно (потому и рефлексивные) отражены субъектом. Квази двигательные они потому, что субъект рефлексивно, в своем воображении, формирует их как бы от имени, за позиционеров, и «в уме» решает эти задачи опять-таки за них, как бы «влезая в их шкуру» (чтобы хотя бы вероятностно предвидеть поведение позиционеров, без чего субъекту непонятно, как ему решать свою СДЗ), решает СДЗ позиционеров за них мысленно, а вовсе не реально, не двигательно. Причем большую роль играет предшествующий опыт вообще и опыт встреч с данными позиционерами в частности.

Другая сторона вопроса: каждый из позиционеров формирует ОРКДЗ относительно остальных позиционеров, а также схемы их вероятного решения, в том числе относительно субъекта рассматриваемой ситуации [6]. Субъект ситуации старается эти ОРКДЗ и схемы их решения тоже отрефлексировать («рефлексия рефлексии»). Помимо противников и партнеров, имеются и другие позиционеры (активные или даже пассивные участники коллективной деятельности), непосредственно не задействованные в сиюминутной коллективной двигательной активности, но мнение которых отнюдь не безразлично субъекту ситуации, и потому включаемое в его ситуацию. Эти позиционеры: тренер, судьи, зрители.

Они формируют соответственно тренерскую и судейскую надсубъектные и парасубъектную РКДЗ. На рис 8.3. показана система позиционных рефлексивных квазидвигательных задач (ПРКДЗ). Поясним основные блоки схемы (в порядке нумерации).

1) Субъект СДЗ должен ее осмыслить в контексте того фрагмента деятельности, в рамках которого задача формируется и решается. Для этого он строит свернутые смысловые схемы этой СДЗ и ее решения, избавленные от малосущественных подробностей и акцентированные на их основном содержании и связи с другими задачами и их решениями. Без такой рефлексии СДЗ не может решаться сознательно и быть включенной в деятельность.

2) Зритель, вообще любой наблюдатель за действиями спортсмена ничего не поймет в происходящем, если не сумеет представить себе хотя бы в общих чертах и по существу решаемую спортсменом СДЗ, реализуемый им план ее решения, и в то же время — план ее решения, целесообразный с точки зрения этого наблюдателя: знание плана решения СДЗ, реализуемого спортсменом, помогает лучше увидеть происходящее, позволяя заранее предугадать его действия, а сравнение осуществляемого спортсменом решения СДЗ со своим (зрительским) планом позволяет производить оценки.

 

Субъектная РКДЗ и ее мысленное решение     Парасубъектные РКДЗ и ее мысленное решение  
3          
Надсубъектные РКДЗ и их мысленные решения   СДЗ субъекта и ее решение   Объектные РКДЗ и их мысленные решения
3.1   3.2   4.1   4.2
Тренера   Судей   Партнеров   Противников
                                             

 

Рис. 8.3. Позиционные рефлексивные квазидвигательные задачи (ПРКДЗ).

 

3) Тренер и судьи должны оценивать действия спортсмена, и эти оценки для последнего важны, учитываются им в последующем — тренер и судья как бы стоят над спортсменом-субъектом СДЗ и ее решения. Но единственный способ выработать оценку — сравнить отрефлексированную оценщиком СДЗ спортсмена и его план ее решения с тем планом решения РКДЗ, который оценщик сформировал «за спортсмена» и считает правильным.

4) Партнеры и противники спортсмена не могут действовать, не представляя себе хотя бы предположительно и приблизительно его СДЗ и его план ее решения.

Спортсмен старается понять, насколько хорошо его СДЗ отрефлексирована тренером, судьями, партнерами и противниками. Часто ему небезразличны также и зрительские оценки. Поэтому представление спортсмена о ПРКДЗ, упомянутых в схеме 8.2., тоже входят как некоторые компоненты той или иной значимости в состав его ситуации, во многом ее определяя: в планировании кооперативной или конкурентной спортивной активности, даже в определении ее конкретных целей главное то, что этот спортсмен делает и собирается делать и что делают, собираются делать и думают о кооперативно и конкурентной активности партнеры и противники, а все остальное — только условие при этом. Спортсмен опирается на свой опыт, на знание самого себя и своих партнеров и противников.

На оценках сказываются: психологическая установка, указания тренера, эмоциональное состояние спортсмена, степень рискованности того или иного решения и, конечно, другие компоненты формируемой ситуации, так или иначе логически связанные с этими оценками. Само собой разумеется, ошибки в позиционной рефлексии как самих двигательных задач партнеров и противников, так и планирования решений этих задач, «обходятся дорого», резко снижая эффективность усилий. К этой стороне спортивной активности необходимо относиться с полной серьезностью, ответственно, что и должно найти адекватное отражение в процессе спортивной подготовки.

Изложенное в настоящей главе содержание понятия «спортивная двигательная ситуация» нетрадиционно, и потому может вызвать серьезные трудности в восприятии и осмыслении. Тема эта заслуживает самого серьезного всестороннего содержательного обсуждения. Не освоив этот материал, нельзя освоить изложенный в последующих главах. Понятие «спортивная двигательная ситуация» является ключевым для осмысления понятий «спортивная двигательная задача (СДЗ)» и «решение СДЗ)» (см. следующую главу). А это, в свою очередь, ключевое понятие для анализа спортивной двигательной активности. Поэтому тема «Спортивная ситуация» включена учебник.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1151; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.