Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивные двигательные задачи (СДЗ)




Читайте также:
  1. I. Постановка задачи
  2. I. Цели и задачи БЖД. Основные понятия.
  3. II СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ЧАСТНОЙ ГИСТОЛОГИИ
  4. II. Основные задачи службы
  5. II. Решение задачи с ограничениями.
  6. II. Цели и задачи курса
  7. XII. Заполните схему. Выпишите задачи физического воспитания учащихся и воспитательные дела, предна­значенные для их решения.
  8. Адаптивный подход в сельском хозяйстве и задачи агроэкологии
  9. Алгоритм задачи сетевого планирования
  10. Алгоритм решения задачи
  11. Алгоритм решения задачи № 16.
  12. Алгоритм решения задачи № 20

А

С п о р т и в н о е д в и г а т е л ь н о е д е й с т в и е ( С Д Д )
Э т а п н ы е с у б д е й с т в и я :  
Подготовительное   Основное   Завершающее)
           

б

С п о р т и в н о е д в и г а т е л ь н о е д е й с т в и е (С Д Д)
У п р а в л я ю щ и е с у б д е й с т в и я :  
Главные   Вспомогательные   Корректирующие
           

в

С п о р т и в н о е д в и г а т е л ь н о е д е й с т в и е (С Д Д)  
М е х а н о о р и е н т и р о в а н н ы е с у б д е й с т в и я :  
Стационарные   Переместительные   Перемещающие  
         
    Сохранение позы   Поступательные   Максимальные
  Сохранение устойчивости   Вращательные   Градуальные  
  Активное изменение позы   Смешанные   Точностные  
                                                   

д

Рис. 9.1. Членение состава СДД на субдействия: а — разные способы деления, б — на этапные субдействия, в — на управляющие субдействия, д — на механоориентированные субдействия.

Нередко нужно разобраться и его структурой: схемой («законом») взаимосвязей элементов системы, которую в самых общих чертах, ориентировочно можно представить схемой (рис. 9.2.).

На рис. 9.2 условно термином «энергетическая» обозначены структуры как системы напряжений мышц, так и систем скоростей и мощностей телодвижений, а термин «управленческая» относится к информационным структурам, обеспечивающим управление системой телодвижений и движений, которыми осуществляется СДД.

Текст в каждом блоке этой схемы вряд ли нуждается в комментариях, тем более, что схема не технологическая, а примерная. Для анализа выбирается интересующая нас подструктура.

  Согласование   Тактика с учетом   Управление вниманием  
  телодвижений,   всей двигательной   Особенности   Рискование  
  движений   ситуации (включая   реакций   Психологич. особенности и тенденции развития ситуации  
  Движения   свое состояние)   Целевые знания    
  Общая и ло-   Тактика взаи-      
  кальные позы   модествия с   Установка    
  Динамика   партнерами   Настроение    
  телодвижений   Тактика своих   Психо-эмо-   Особенности  
  Кинематика   телодвижений,   циональное   и состояние  
  телодвижений   поз, движений   состояние   анализаторов  
                         
  Техническая   Тактическая   Психологическая  
                         
  Структура спортивного двигательного действия (СДД)  
                       
  Анатомическая   Энергетическая   Управленческая  
                       
  Задействованные компоненты ОДА   Система напря-     Система аф-  
    жений мышц     Ферентации  
  Системная подвиж- ностьзвеньев тела   Система скорос-     Афферентная и актуализацион- ная программы  
    тей и направлений      
  Соотношения масс и моментов инерции частей и звеньев тела   телодвижений    
    Развиваемая мощ-   Целевые двигатель-  
    ность, ее локализация   ные коррекции  
                                                                               

 



Рис. 9.2. Деление структуры СДД на подструктуры. 2 разных подхода к ее анализу показаны в верхней и нижней частях схемы.

Спортивные двигательные действия (СДД) подбираются человеком в ходе решения спортивной двигательной задачи (СДЗ) с целью лучшего его осуществления, они (СДД) представляют собой моторную сторону решения СДЗ. Каждое СДД имеет свои базовые компоненты актуализационной двигательной программы и программы двигательных регуляций (они инвариантны, то есть неизменны, служат программным «скелетом»), каждый раз адаптивно модифицируемые в соответствии с конкретной двигательной ситуацией и требованиями к характеру и содержанию решения конкретной СДЗ.

Часто под задачей понимают цель, некоторую частную цель, цель в определенных конкретных условиях, требование. Такая неоднозначность неоправданна и вредна. Поскольку решение задачи — ключевая категория в иерархии двигательной активности, а СДЗ — в иерархии спортивной двигательной активности, необходимо четко определить понятия задача и СДЗ.

Задача — компонент состояния[8] психики, содержание которого составляет временно (до решения задачи и частично в его ходе) фиксированный комплекс представлений (рис. 9.3). Коль речь об активности и связанных с нею психических процессах, задачу нельзя выполнять, осуществлять, реализовать — это не требование, не задание, не схема или идея, не план. Задачу можно только решать.

 

З а д а ч а ( в т о м ч и с л е С Д З )
                     
Смысловая основа цели задачи (СДЗ)   Исходная ситуация решения задачи (СДЗ)   Конечная ситуация решения задачи (СДЗ)   Представление о преобразовании исходной ситуации в конечную и личной значимости его качества и значений характеристик
                                 

 

Рис. 9.3. Задача — первое ветвление древа. ИС и КС — исходная и конечная ситуации решения задачи.

Исходная ситуация решения СДЗ включает в себя несколько блоков представлений: 1) о внешней материальной среде (применительно к предстоящему решению СДЗ), 2) о существенных для решения СДЗ и не зависящих от субъекта решения СДЗ факторах внешней среды, которые могут влиять на ход и результаты решения СДЗ, 3) о средствах для решения СДЗ, которые субъект сможет использовать в процессе решения СЛЗ, 4) об ограничениях в использовании этих средств для решения СДЗ, которые субъект принимает как правила, 5) о личной значимости для него качества и характеристик решения СДЗ. При осуществлении коллективной активности еще и 6) о ситуациях и намерениях партнеров и противников.

Комплекс «формирование простой СДЗ и ее решение» — это двигательная единица спортивной активности, то есть такой ее наименьший фрагмент, который носит все атрибутивные признаки (черты) этой активности. В свое время Н.А. Бернштейн сказал: «человек в норме никогда не выполняет просто движения, но всегда двигательные действия». Следует развить и уточнить это важнейшее положение: человек в норме (то есть при нормальном сознании) никогда не выполняет просто движения, никогда не просто осуществляет двигательные действия, но всегда формирует и решает двигательные задачи». Поэтому подход к двигательной активности как к психомоторному деятельностному процессу требует особо внимательного ясного понимания содержания понятия СДЗ.

СДЗ — это психологическая категория, сущность которой — система из 3 широких модельных представления, мысленных моделей реальности: 1) исходная ситуация решения СДЗ, 2) конечная (заключительная, заключающая) ситуация решения СДЗ, 3) мысленная модель способа и должных характеристик преобразования исходной ситуации решения СДЗ в конечную (пункты 2 и 3 вместе — это цель СДЗ).

Заметим: в блок «Мотивационный комплекс СС (субъекта ситуации)» входит, в частности, представление о личной значимости должного (то есть желаемого, ожидаемого) качества и определенных особенностей процесса и результатов решения СДЗ. Состав конечной ситуации решения задачи, принципиально иной, чем в исходной[9].

Во-первых, в конечную ситуацию входит мысленная модель должного, то есть желаемого к завершению решения СДЗ, расположения в пространстве одушевленных (включая себя) и неодушевленных материальных объектов, а также взаимное расположение наиболее значимых для дальнейшей активности. Во-вторых, смысловая модель: модель должного (желаемого) целевого деятельностно содержательного функционального соотношения существенных для этого объектов, включая свое функциональное состояние. В-третьих, представление о личной ( для субъекта) значимости качества и особенностей результата решения СДЗ (при коллективной активности — включая личную значимость для субъекта лично-значимостных оценок решения СДЗ другими позиционерами активности) (рис.9.4).

  Наблюдение текущего поведения объекта   Знания субъекта об объекте  
       
  Рефлексия субъектом СДЗ позиционера   Рефлексия субъектом решения СДЗ решения объектом его(объекта)СДЗ  
       
  Рефлексия субъектом цели СДЗ позиционера   Рефлексия субъектом ситуации позиционера   Умение рефлексировать чужие намерения  
                             

Рис.9.4. Рефлексия субъектом ситуации решения другим позиционером (объектом рефлексии) своей (позиционера) СДЗ.

В отношении модели должного способа и характеристик преобразования исходной ситуации решения СДЗ в конечную следует заметить: этот компонент представлен не во всех СДЗ, но в некоторых может быть даже основным. Под «качеством» преобразования понимается то, насколько полно и хорошо удалось воплотить задуманный процесс «перевода» исходной ситуации в конечную.

Формирование СДЗ, адекватных сложившейся реальности и интересам субъекта — очень сложный интеллектуальный процесс, требующих разносторонних знаний и логических возможностей, большого целевого (относящегося к аналогичного вида активности, сходным условиям и потребностям) опыта. Плохо сформированную СДЗ хорошо не решить, а то и вообще не решить. Поэтому анализировать формирование СДЗ целесообразно: так осмысляется опыт и совершенствуется умение формировать в чем-то сходные СДЗ.

Мотивация спортивной деятельности   Задающий мотив   «Вышестоящие» цели   Целевые знания   Состояние психики
               
Наблюдаемая реальность   Ф о р м и р о в а н и е п р о с т о й С Д З   Умение формировать СДЗ
             
Текущая ситуация и ее развитие, текущая установка   Исходная ситуация решения СДЗ   Цель простойСДЗ   Значимость качест- ва решения СДЗ
         
      С Д З    
                                                                       

Рис. 9.5. Блок-схема формирования СДЗ. Блоками с тонкими границами и тонкими стрелками показаны используемые для формирования СДЗ факторы, жирными — формируемые СДЗ и ее компоненты.

Формирование СДЗ — решение некоторой спортивной тактической задачи, которая обусловливает потребность в формировании СДЗ. Условно и упрощенно это отражено блок-схемой на рис. 9.5.

Сложная СДЗ представляет собой системное сильносвязное объединение, внутренне согласованный для общего, совместного решения комплекс простых СДЗ, которые в связи с этим адаптивно друг к другу деформированы, «прилажены», «притерты». Например, волейболист принимает подачу. Для этого он должен формирует 3 простых СДЗ, цели которых: 1) переместиться в нужное для приема мяча место, 2) принять нужную для приема мяча позу (включая нужное положение рук), 3) выполнить оправданную задуманной комбинацией передачу, то есть направить мяч определенному партнеру удобным для него образом. Решении каждой из этих простых СДЗ во многом обусловлено решениями других двух.





Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 175; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2018) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление ip: 54.167.15.6
Генерация страницы за: 0.005 сек.