Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвристика формирования и решения СДЗ




Формирование и решение СДЗ — сложнейший психический и двигательный фрагмент деятельности спортсмена, являющийся для него целевым [1, 2, 3 и др.]. Кажущаяся (в большинстве случаев) незамысловатая простота этих взаимосвязанных, взаимозависимых процессов объясняется, во-первых, огромными управленческими возможностями нервной системы, во-вторых, эволюционной адаптацией нашего организма к осуществлению двигательной активности и в-третьих — накоплением в течение жизни огромного личного двигательного опыта каждого человека, не имеющего глобальных нарушений опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Термин «эвристика» (от «эврика», по-гречески «нашел», — слова, которое, по легенде, от радости выкрикивал Архимед, открыв свой знаменитый закон) и содержание стоящего за ним понятия предложил американский математик венгерского происхождения Дьёрдь Пойа [4]. Было бы неверно называть эвристику наукой, это лишь некоторая системная совокупность теоретических и методических положений, правил, приёмов, ориентированная на решение задач, в том числе — и особенно — творческих. Это некое целостное научное направление, давно уже общепризнанное в научном мире.

Адаптация положений эвристики к формированию и решению СДЗ, разработка новых общих и специфических положений в этой области, ориентированных на нужды спортивной двигательной активности, представляется актуальным и перспективным направлением в теории физического воспитания и спорта. Первые попытки разработки эвристики решения СДЗ имели место более четвери века назад [5, 6 и др.]. В настоящее время, в связи с принципиальным развитием и даже пересмотром ряда теоретико-деятельностных представлений, проблема приобрела другое звучание и другой масштаб. Она нуждается в широком, серьезном обстоятельном рассмотрении, тщательной разработке, широком и непредвзятом обсуждении.

Далее обозначены лишь те аспекты этой проблемы, которые, отражая более узкие, частные проблемы, «субпроблемы», представляются наиболее значительными. Во всяком случае, они достаточно четко вырисовываются как существенные «отдельности».

1. Аспект формирования спортивной двигательной ситуации [7] как динамической модели текущей развивающейся реальности, по возможности более соответствующей (адекватной) решаемой субъектом задаче. Более узкие, частные аспекты:

а) адекватного формирования представления о своих текущих и оперативных двигательных возможностях,

б) адекватного формирования субъектных спортивных рефлексивных квазидвигательных задач, то есть предположительные представления о том, каковы задачи партнеров и (или) противников и как они намерены их решать;

в) адекватной оценки не зависящих от субъекта СДЗ факторов, которые могут существенно влиять на ее решение,

г) формирования адекватного представления о требуемых отдаленных результатах решения СДЗ,

д) личной значимости характера и качества решения данной СДЗ.

2. Аспект соотношения и взаимовлияния потребностей, ситуации и ее динамики, деятельностной мотивации.

3. Аспект выбора адекватного плана решения СДЗ.

4. Аспект формирования актуализационной (базовой ситуативно адаптированной) двигательной программы СДЗ.

5. Аспект формирования ситуативной двигательной метапрограммы (программы управления процессом актуализации актуализационной (выглядит как тавтология, но тавтологии здесь нет) двигательной программы СДЗ и оценок хода и результатов его решения).

6. Аспект актуализации актуализационной двигательной программы и оперативной части двигательной метапрограммы СДЗ.

7. Аспект актуализации отставленной (чисто оценочной) части метапрограммы СДЗ.

8. Аспект извлечения из формирования и решения СДЗ двигательного опыта, в том числе микро- и макротактического; этот аспект в педагогическом плане чрезвычайно важен.

Конечно, эвристика формирования СДЗ как ситуативного компонента психического состояния и эвристика решения СДЗ существенно различаются, хотя общая их основа едина: ведь формирование СДЗ это формирование и решение мыслительной (интеллектуальной) задачи. Несомненно, все мы на деле, на практике интуитивно, худо-бедно, успешно или не совсем, обычно не подозревая об этом, применяем положения эвристики — само собой разумеется, не осознавая этого. А лучше делать это сознательно и осознанно, хотя интуитивные моменты отнюдь не противопоказаны.

Очень кратко о содержании эвристики. В ней предлагается различать: 1) принципы, 2) законы, 3) правила, 4) методы, 5) приемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.