Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения и понятия




Тестирование (244).

Типы и разновидности тестов (240).

Критериальные требования к тестам (235).

Основные положения и понятия (229).

Воспитании и спорте

Тестирование в физическом

11.5. Направленность и содержание тестов (247). 11.5.1. Моторные тесты (247). 11.5.2. Биологические тесты (249).

11.6. Приложения (250).

Учебно-тренировочный процесс — чрезвычайно сложная процессуальная система, которую, пытаясь осмыслить, стараясь в ней разобраться мы вынужденно мысленно упрощаем, ограничиваемся только наиболее существенными (по нашему мнению) факторами: только уменьшив поток поступающей информации мы в состоянии ее удовлетворительно обработать и использовать для управления процессом. Контроль над учебно-тренировочным процессом должен дать ту информацию обратной связи, без которой управление столь сложной процессуальной системой невозможно. В современном физическом воспитании и спорте тестирование — одно из важнейших средств контроля над учебно-тренировочным процессом, важный источник объективной информации о нем.

Эффективность контроля повышается его объективизацией, этого добиваются объективизацией тестирования. Было бы ошибочно думать, что получить тестированием достоверную информацию просто, были бы тесты подходящие и нужная аппаратура. Это и так, и не так. Нужны специальные знания методологии и технологии тестирования. В этой главе рассмотрены лишь общие основы тестирования, поскольку специфическую конкретику тестирования должны излагать в курсах теории и методики соответствующего вида спорта специализирующие кафедры.

Для современного учебно-тренировочного процесса характерно сохранение тенденции к росту объемов, интенсивности и психической напряженности нагрузок, хотя разумные резервы применительно к большей части современного контингента занимающихся нередко в основном уже исчерпаны. Необоснованно большие объемы и (или) интенсивность и (или) психическая напряженность нагрузки приводят всех спортсменов группы или большинство из них в состояние «перетренированности», к повышенному травматизму, снижению сопротивляемости простудным заболеваниям, нарушениям сна. Это называется «работать на износ». Поначалу могут быть определенные успехи, но ненадолго, быстро наступает спад. Помимо этого, ведь задолго до очевидных проявлений перетренированности ухудшается двигательная координированность (это убедительно показано в работах М.М. Синайского). Грамотный тренер понимает: нужно снизить нагрузки. Но какие именно и насколько?

Или иначе: для большинства спортсменов группы нагрузки не чрезмерны, но 1–2 спортсмена их не выдерживают, у них проявляются признаки — часто неясные — начинающейся «перетренированности». В результате они снижают двигательную активность, тренируются без энтузиазма, их спортивные показатели снижаются, у них (да и у тренера) появляется мысль о бесперспективности их дальнейшей тренировки, нередко такие спортсмены покидают спорт. Между тем совсем не исключено, что это способные, а то даже и талантливые спортсмены, только не готовые к предложенным им нагрузкам. Ведь способность к перенесению высоких нагрузок весьма индивидуальна и в значительной мере тренируема.

Бывает в практике и обратное: нагрузки недостаточны, это тормозит спортивный рост занимающихся, не позволяет им добиться тех спортивных результатов, которые они могли бы показать при оптимальной нагрузке на тренировках. В современном учебно-тренировочном процессе, помимо отмеченной тенденции к росту объема и интенсивности нагрузки, наблюдается тенденция и к их оптимизации, что требует полноценной обратной связи.

Это о нагрузках. Но ведь нужно еще определять уровень и динамику технической и тактической подготовленности, контролировать теоретическую подготовленность, позволяющую спортсмену стать помощником тренера в собственной подготовке, состояние здоровья и тенденции к его изменению.

Другими словами, нужен эффективный разносторонний (комплексный) контроль за здоровьем, функциональным состоянием и различными сторонами подготовленности спортсменов: физической, технической, тактической, психологической, теоретической. Такой контроль, худо-бедно, осуществляет каждый тренер, проводя педагогическое наблюдение, анализируя выполнения контрольных упражнений. Но тестирование существенно объективизирует контроль, тем самым повышая его информативность и достоверность.

Определить уровень двигательных возможностей проще, это можно сделать по измеренным результатам выполнения упражнений, которые сочтут информативными (это называют определение двигательной подготовленности). Тестированием контролируют общий уровень и конкретные стороны и особенности спортивной подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, теоретической). Это очень важна задача. При этом следует иметь в виду, что если речь идет о развитии, повышении двигательных возможностей как доступных конкретному человеку предельных проявлений, встает вопрос о том, что определяет эти возможности. А определяют: 1) уровень и особенности способностей, которые поэтому нужно развивать, повышать, совершенствовать — не только по уровню, но и по структуре, 2) наличие конкретных технических, тактических и психических умений, которые поэтому тоже нужно формировать и совершенствовать. Всё это нужно определять.

Определять двигательные способности труднее, чем двигательные возможности, для этого нужны специальные тесты, выполнение которых может аналитически отразить отдельные модальные и локальные компоненты двигательных способностей, притом отразить изолированно, как бы отделив от других. Определение разнородных двигательных способностей спортсмена (каждого вида способностей отдельно), а затем формирование обобщенного, интегрального представления об его двигательных способностях — никак не менее важная задача тренера, чем определение возможностей.

Тестированием можно определять и отдельные компоненты любой стороны подготовленности, а на этой основе их общие уровни.

Чтобы получить как можно более объективные и точные данные, тестирование необходимо проводить в достаточной мере регулярно: делать пробы, проводить измерения и испытания, спортсмены должны выполнять двигательные или интеллектуальные задания — но только обязательно отвечающие некоторым требованиям информативности, достоверности, воспроизводимости, сопоставимости. В противном случае это не тесты.

Физическое воспитание и спортивная тренировка более эффективны, если их проводить по продуманному, обоснованному плану. Необходим и соответствующий контроль за выполнением этого плана: средства и методика проведения контроля должны соответствовать содержанию контролируемого раздела плана. Планирование, в свою очередь, должно предусматривать возможность своевременного и достаточного контроля за выполнением каждого раздела плана. Если выполнение плана и его результаты не контролировать, эффективность подготовки снижается, часто кардинально, а польза от плана ограничивается обозначением направления тренировочного процесса, что может завести совсем «не туда», если не получать информацию о ходе выполнения плана и его результатах.

Контроль многообразен, но в первую очередь необходим контроль за состоянием (в том числе за двигательными возможностями) занимающихся, для чего нужно как-то эти факторы отображать количественно или качественно (не числами, а содержательно, понятийно) выраженными параметрами. К качественному контролю не следует относиться пренебрежительно, в практике физического воспитания и спорта он является, по большей части, единственным доступным средством. К тому же полученные количественные данные нужно педагогически осмыслить, а это возможно только путем проведения качественного анализа как полученных количественных результатов, так и всех других относящихся к делу существенных данных и обстоятельств — притом в связном комплексе.

Используют разные методы: измерения, различные пробы, выполнение контрольных заданий, опроса, наблюдений. При этом много значит технология получения данных: то, как мы это делаем. От этого зависит и степень достоверности добытой информации, и то, насколько она информативна для нас: во-первых, насколько понятна по содержанию, во-вторых — насколько верно и точно понятое нами отражает именно то, что нас интересует. Это достигается тестированием, осуществленным любым из перечисленных методов, но только при непременном соблюдении определенных условий.

Тестирование позволяет контролировать эффект тренировки (срочный, отставленный, кумулятивный) и определять состояние спортсмена (диагностическое тестирование), способности и даже некоторые задатки спортсмена — и на этой основе прогнозировать эффект тренировочного процесса (прогностическое тестирование). Прогнозировать можно эффект будущего тренировочного процесса, спортивные результаты. Тестирование существенно помогает определить двигательные возможности человека, что влияет на его место оценках его референтной группы (людьми, мнением которых он дорожит), что для него особенно важно, или любой группы, оценивающей человека с точки зрения его двигательных и психических возможностей. Но главное, это помогает четко установить и осознать его сильные и слабые стороны и особенности (в деятельностном либо более узком, но особенно важном для нас — двигательном плане).

Внедряя в учебно-тренировочный процесс тестирование как не случайный, а непременный, органично интегрированный в подготовку компонент, приходится решать задачу оптимизации: чем чаще проводится тестирование и чем оно обстоятельнее, тем большую информацию собирают о спортсменах, но и тем больше внимания, времени и сил отнимается непосредственно от тренировки. Чтобы найти разумный оптимум, необходимо учитывать особенности контингента тренирующихся (возраст, пол, спортивную специализацию и квалификацию, менталитет), количество тренировочных часов в неделю, продолжительность каждого тренировочного занятия, условия тренировки, численность группы, техническую оснащенность процесса тестирования, возможности в расшифровке, осмыслении и верной интерпретации (истолковании) полученных данных. Причем, увы, часто самым трудным оказывается именно интерпретировать.

Тестирование — это проба, измерение, испытание изучаемого объекта для определения его свойства (свойств), состояния, функций и функциональных возможностей, а также их ретроспективной (обращенной в прошлое) и проспективной (обращенной в будущее) динамики путем экстраполяции во времени соответственно на прошлое или на будущее. Тестирование — это актуализация (реализация с учетом особенностей ситуации) соответствующей некоторым критериям схемы теста.

В физическом воспитании и спорте тестируют чаще всего сами занимающиеся и их двигательная активность, хотя иногда тестируют лошадей, оборудование, одежду, и др. Здесь рассматривается тестировании только людей и их спортивной двигательной активности в интересах их физического и спортивного совершенствования, в первую очередь — с целью контроля за их состоянием, частными (локальными или конкретными целевыми) и общими (интегральными) двигательными возможностями, за динамикой соответствующих характеристик. Нередко тестируют и с исследовательскими целями.

Людей, непосредственно проводящих тестирование, получающих первичную (снимаемую непосредственно с измерительного устройства) информацию, называют операторами либо же тестирующими (тестирующими называют иногда и тех, кто преобразует информацию или организует тестирование, либо тех, по чьему заказу тестируют). Их умение и добросовестность во многом определяют результаты, а значит и спортивно-педагогические или медицинские выводы. Оператор и интерпретатор результатов должны быть достаточно подготовленными и добросовестными. Тестирование должно проходить в соответствии с хорошо регламентированной, алгоритмизированной и стандартизованной процедурой, то есть в соответствии с установленной схемой тестирования — тестом.

Тест — процедура пробы или измерения, задание или система заданий, выполнение которых (тестирование) позволяет определить уровень состояния, свойства, функции объекта. Это схема тестирования, достаточно подробная, что позволяет, руководствуясь ею, правильно проводить тестирование, получая воспроизводимые и сопоставимые результаты (результаты разных людей или одного и того же человека). Содержание теста в основном определяет оправданность и эффективность его применения в каждом конкретном случае.

Пакет тестов — совокупность тестов, намеченных к применению в течение оговоренного промежутка времени.

Батарея тестов — пакет тестов, реализация которых проводится как некоторое единое мероприятие, обычно за короткое время, причем результаты реализации всех тестов интегрируются по определенным правилам в общую оценку (другое понимание: это то же самое, что комплекс тестов).

Комплекс тестов — совокупность тестов, реализация которых позволяет определить интересующие нас свойства изучаемого (контролируемого) объекта.

Результаты тестирования — количественно или качественно выраженные значения параметров объекта, полученные в ходе измерений и проб.

Эффективность тестирования определяется в основном тем, каковы сами по себе тест, комплекс или батарея тестов и как проводится тестирование. Эти факторы достаточно сложны по структуре, и их целесообразно рассмотреть более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.