Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Направленность и содержание тестов




Приложения

Направленность и содержание тестов

1 2 3

  Четко определить и сформулировать цели тестирования   Обоснованно выбрать тесты   Обеспечить материально-техническую и кадровую стороны тестирования (оборудование, инвентарь, нормальные внешние физические условия, участие нужного комплекта умелых операторов)  
             
  Обеспечить в течение обоснованного периода перед тестированием адекватный его целям режим испытуемых   Обеспечить достаточную мотивацию испытуемых, направленную на старательное (по мере необходимости «до отказа») выполнение тестов  
               
  Разработать (или принять готовую) разумную процедуру тестирования, если тестом предусмотрена возможность ее варьирования   Точно, скрупулезно соблюдать принятую вами процедуру тестирования        
                                                       

Рис. 11.5. Общие правила организации и проведения тестирования. Над каждым блоком стоит его порядковый номер.

 

  Ц Е Л И И З А Д А Ч И Т Е С Т И Р О В А Н И Я  
           
  Определение состояния   Определение реакций   Определение дина- мики состояния   Определение социальных хар-к
               
  Измерения па-   Сенсорных   Параметров   Отношения к    
  раметров тела   Моторных   тела   спортивным    
  Определение   Биохими-   Моторности   проблемам    
  моторности   ческих   Физиологиче-   Отношения к    
  Определение   Физиоло-   ского состояния   партнерам    
  функциональ-   гических   Психического   Отношения к    
  ного состояния   Биоэлект-   состояния   членам группы    
  Определение   рических   Технической под-   Отношения к ре-    
  технической под-   Психиче-   готовленности   зультатам спорт.    
  готовленности   ских (пси-   Реакций   деятельности    
  Определение   хологич.)   Теоретической   (команды, своей)    
  тактической под-   Социальных   подготовлености   Агрессивности
  готовленности              
                                                                               

Рис.11.6. Цели и частные задачи тестирования.

К вопросам организации тестирования относятся также хранение нужной аппаратуры, содержание ее в работоспособном состоянии, настройка, предварительное разогревание в рабочем режиме, чтобы стабилизовать ее работу, размещение в рабочем положении, целесообразное для проведения тестирования. По завершении тестирования оборудование нужно убрать на хранение, предварительно приведя в нужный для хорошего хранения и удобный для этого вид (размонтировать установки, сложить всё в коробки).

Очередная задача — определить (или уточнить с учетом конкретной ситуации) алгоритм тестирования: какова последовательность перехода от теста к тесту, по каким тестам можно производить измерения одновременно, разделив группу на части; как с процессом собственно тестирования сочетать проведение разминки, а если нужно — пробного тестирования; какими должны быть перерывы между процедурами тестирования для отдыха и «перестройки».

Процедура проведения тестирования требует наличия умелых операторов (умеющих обращаться с аппаратурой и производить измерения). Очень важный вопрос — обеспечение у тестируемых достаточного уровня мотивации, без чего не приходится ожидать прояв­ления возможностей тестируемых по экстремальным тестам. При проведении максимального тестирования должна быть обеспечена возможность оказания срочной помощи, т.е. чтобы «в оперативной близости» был медицинский работник. В процедуру тестирования должны входить (применительно к моторным, моторно-биологиче­ским и моторно-психологическим тестам): предварительная разминка, логическое и двигательное ознакомление с процедурой тестирования и, если нужно, пробное тестирование, соблюдение нужной длительности интервалов отдыха между пробами. Операторы должны быть подготовлены так, чтобы их смена практически не влияла на результаты тестирования, т.е. не снижала бы достоверность их анализа.

Фиксацию результатов тестирования нужно осуществлять так, чтобы основываясь на них можно было давать в достаточной мере объективные оценки, а также чтобы в дальнейшем удобно было неоднократно использовать эту информацию для сравнения и для анализа динамики показателей тестируемых, что имеет помимо диагностической еще и прогностическую ценность.

Завершается тестирование (в несколько расширенном смысле этого термина) интерпретацией (истолкованием) полученной в результате тестирования информации в нужном нам направлении и формированием педагогических выводов. Это совсем не просто, требует глубокого понимания вопроса, именно на этом этапе появляются наиболее существенные заблуждения. На рис. 11.7 показаны основные требования к проведению тестирования.

Т р е б о в а н и я к т е с т и р о в а н и ю
           
Стандартность реализации процедуры тестирования   Стандартность непосредствен- ной подготовки к тестированию   Стандартизация предваряющего двигательного режима   Стандартизация предваряющего режима дня
           
  Согласованность фиксации результатов тестирования  
                                     

Рис 11.7. Требования, предъявляемые к тестированию.

Чтобы можно было в течение длительного периода сравнивать результаты тестирования, прослеживая динамику показателей, нужно проводить тестирование очень однообразно, а это неосуществимо без подробной регламентации всех связанных с тестированием процедур и без тщательного метрологического контроля над измерительными приборами и применяемыми приспособлениями.

11.5.1. Моторные тесты. Моторные тесты наиболее употребительны в практике физического воспитания и спорта, поскольку они не требуют специального оборудования. Их можно условно разделить на 2 группы: универсальные и специальные.

Универсальные тесты. Перечислим некоторые из наиболее употребительных из них, разделив на группы по их направленности.

Оценка силовых возможностей: на перекладине 1) из виса поднимание прямых ног до касания носками перекладины (кол-во раз), 2) подтягивание (кол-во раз), 3) переворот в упор; на полу 1) приседания на 2 ногах (кол-во раз), 2) приседание на 1 ноге (кол-во раз), 3) сгибание и разгибание рук в упоре лежа опорой руками о пол или о скамью (кол-во раз), 4) из положения лежа на спине поднимание туловища в положение седа — возвращение в и.п. (кол-во раз); со штангой 1) приседания (если вес максимальный — кг; если вес не максимальный, а заданный достаточно большой — кол-во раз), 2) выжимание стоя или лежа (аналогично предыдущему пункту); кистевая и становая динамометрия (кгс). Темп повторов задавать.

Оценка статической выносливости: удержание угла в висе (с), вис на перекладине (с), положение полуприседа (бедра горизонтально, руки на пояс) (с), удержание гантели прямой рукой впереди (с).

Оценка «общей» (аэробной) выносливости: дети — бег 400 или 500 м, женщины — 800 или 1000 м, мужчины — 1000 или 3000 м (с).

Оценка подвижности в тазобедренных суставах: стоя на скамье, максимальный наклон вперед (не сгибая ног), опустить пониже пальцы рук, измерение от уровня поверхности скамьи (см).

Оценка «прыгучести»: прыжок в длину с места (см), прыжок вверх толчком двумя (см), тройной прыжок с места (см).

Оценка скоростных и скоростно-силовых возможностей: бег 20 или 30 м с низкого старта (с), бег 60 или 100 м (с), челночный бег (с), метание теннисного мяча (см), толкание набивного мяча или ядра одной или двумя руками (см), бросок набивного мяча или ядра двумя руками снизу вперед или через голову назад (см).

Оценка способности сохранять устойчивость своего тела: стойка на одной ноге, согнув другую с захватом ее рукой (с).

Оценка умения плавать: время проплывания 25, 50 или 100 м (с).

Перечисленными упражнениями тестируют физическую подготовленность (а отнюдь не физические качества, как часто грубо ошибочно считают). Чтобы применять эти упражнения как тесты, необходимо тщательно их регламентировать, т.е. подробно описать обязательные требования к их выполнению. В противном случае нельзя обеспечить однообразие, стандартизацию выполнения, сравнимость результатов — значит, их нельзя считать тестами.

Специальные тесты. В их основе упражнения (или их детали) спорта, в котором специализируется тестируемый. Поэтому тесты информативны применительно к такого рода упражнениям. Тест может быть направлен на выявление уровня специальной функциональной или технической подготовленности.

Специальные тесты функциональной направленности: в спортивной гимнастике — количество отжиманий из стойки на плечах в стойку на руках; в тяжелой атлетике — приседание со штангой на груди, тяга; в легкой атлетике — «многоскоки» на одной ноге; в лыжном спорте — передвижение одновременным бесшажным ходом на лыжах в некрутой подъем; в баскетболе — прыжок с доставанием баскетбольного кольца или связная серия таких прыжков; в спортивной гимнастике — время удержания «креста» на кольцах.

Специальные тесты с технической направленностью обычно представляют собой конкретные упражнения (чаще так называемые «базовые») того вида спорта, в котором функционирует тестируемый. Например: в акробатике количество переворотов назад (фляков), в художественной гимнастике количество пируэтов (поворотов на носке на 3600), выполненных слитно. Оценивают либо качество исполнения, либо его надежность, либо наибольшее количество этих упражнений, которые в состоянии испытуемый в одной серии.

11.5.2. Биологические тесты. К этой категории относятся анатомические, физиологические, биохимические и медицинские тесты.

Анатомические тесты: антропометрические и гистологические, дерматоглифические (анализ кожных узоров) и иридодиагностические (анализ радужной оболочки глаза). Антропометрические тесты широко известны, и нет надобности их описывать. Гистологические тесты обычно связаны с биопсией, то есть экстирпацией (изъятием) специальной иглой 10–15 мг мышечной ткани с последующей микроскопией (например — для определения композиции (процентного содержания разных типов волокон).

Физиологические тесты: 1) связанные с измерением биопотенциалов (скелетных мышц, сердечной мышцы, рефлексогенных точек), разности потенциалов между выбранными точками на коже или внутри тела; 2) связанные с измерением реакций на различные раздражители; 3) связанные с измерением параметров работы анализаторов (КЧСМ — определение критической частоты световых мельканий; измерение нистагма, перераспределения тонического напряжения скелетных мышц, нарушения координации движений, устойчивости тела и других проявлений раздражения различных анализаторов; измерение абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности анализаторов); 4) с газоанализом выдыхаемого воздуха.

Биохимические и медицинские тест ы. Их вряд ли стоит здесь рассматривать, поскольку в их проведении тренеры не участвуют.

Психологические тесты. Это тесты, во-первых, для определения психических особенностей и состояния человека. Используются некоторые тесты, уже отмеченные в перечне физиологических тестов: измерение КЧСМ, транскожного сопротивления, тесты для определения состояния анализаторов, быстроты реакций, но кроме них широко применяются опросные и табличные тесты, а также ассоциативные и эйдетические (связанные с образным мышлением) тесты.

Важную роль играют моторно-биологические и моторно-психологические тесты, сущность которых в том, что определяются изменения физиологических или, соответственно, психологических характеристик в связи с выполнением дозированных двигательных заданий — это так называемые стандартные тесты. Пример: ПВЦ170. В стандартных тестах возможна инверсия: задается определенный физиологический или психологический сдвиг, которого нужно достигнуть и поддерживать двигательной активностью заданного вида — таким путем узнают, какой интенсивности данного вида работу может выполнять тестируемый на таком физиологическом или, соответственно, психологическом сдвиге.

Могут иметь место моторно-биологические тесты, предназначенные для определения уровня координированности. Так, М.М. Синайским введено понятие «КЭЛК» (коэффициент эффективности локомоторной координации), его значение определяется как отношение значения ПВЦ170, полученного восхождение на ступеньку (степ-тест), к полученному с применением велоэргометра. Чем КЭЛК меньше, тем уровень координации выше.

Батарея тестов Локальные двигатель- Современность теста
Биологические тесты ные возможности Согласованность теста
Валидность Модальность Согласованность тес-
Воспроизводимость Мотивированность тирования
рез-тов тестирования Моторно-биологич. тесты Стабильность теста
Гетерогенный тест Моторно-психологи- Специальные тесты
Гомогенный тест ческие тесты Стандартность теста
Диагностические тес- Моторные тесты Стандартные тесты
ты и тестирование Надежность теста Тест
Интегральные двига- Оператор Тестирование
тельные возможности Пакет тестов Тестирующий
Информативность ин- Первичная информация Технология тестиро-
формации Пригодность теста вания
Информативность теста Прогностические тесты Универсальные тесты
Квалиметрические тесты и тестирование Целевая информатив-
Комплексный контроль Психологические тесты ность теста
Комплекс тестов Рез-ты тестирования Целевые двигатель-
Критериальные требо- Ретест ные возможности
вания к тестам Система определения Эквивалентные тесты
Логическая информа- и оценивания резуль- Эмпирическая инфор-
тивность теста татов тестирования мативность теста

Контрольные вопросы

1. Что такое управление с обратной связью? Какова роль тестирования в управлении учебно-тренировочным процессом?

2. Что такое тестирование? Какие требования к нему предъявляют?

3. Что такое тест? Каковы критериальные требования к тестам?

4. Что такое информативность теста? Что такое логическая информативность и эмпирическая информативность теста?

5. Что такое диагностические и прогностические тесты и тестирование?

6. Что такое стандартность теста?

7. Что имеется в виду под заложенной в тесте системой определения результатов тестирования?

8. Что такое надежность теста? Что такое его стабильность и что такое его согласованность?

9. Что такое согласованность тестирования?

10. Каковы пути повышения надежности теста и тестирования?

11. Что понимают под пригодностью теста, каковы ее составляющие?

12. Каковы основные типы моторных тестов?

13. Каковы основные типы биологических тестов?

14. Каковы основные типы моторно-биологических тестов?

15. Каковы основные типы психологических тестов?

16. Каковы основные типы моторно-психологических тестов?

17. Что такое эквивалентные тесты? Зачем они нужны?

18. Что такое гомогенные и гетерогенные тесты?

19. Что такое пакет, комплекс, батарея тестов? Какие называют гомогенными и какие гетерогенными?

Рекомендуемая литература

1. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии.–М.: ФиС, 1979.

2. Спортивная метрология: Учебн. для ин-тов физ. культ./ Под общ. ред. В.М. Зациорского.–М.: ФиС, 1982.

3. Годик М.А. Спортивная метрология/Учебн. для ин-тов физ. культ.–М.: ФиС, 1988.

4. Коренберг В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии.–Малаховка: МГАФК, 1996.

5. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник.–М.: Советский Спорт, 2004.


Глава 12




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.