Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое оценивание




Факторы и критерии, определяющие

12.2.1. Факторы, влияющие на формирование педагогической оценки. Оценивание в физическом воспитании и спорте далеко не всегда простой и ясный процесс, нередко (если нас не удовлетворяет поверхностное, грубо приблизительное и не очень достоверное или неуместное оценивание) это трудно разрешимая проблема. Рассмотрим, какие факторы и критерии следует учитывать, проводя оценивание, а также то, как их учитывать.

При оценивании важно учесть состояние исполнителя (этап подготовки, уровень утомления, давно ли болел и какова была болезнь, эмоциональное состояние, обоснованный уровень мотивированности), условия, в которых осуществляется тестовое или спортивное двигательное задание, (качество спортивного сооружения, оборудования, инвентаря; освещенность, влажность воздуха, температура воздуха или воды, ветер, течение, расположение спортсмена относительно солнца; время дня); индивидуальные особенности режима спортсмена, у женщин и циклический фактор.

К числу весомых факторов следует отнести особенности судей, поведение зрителей, психологическую атмосферу в команде, непосредственно предыдущий (предыдущие) результаты.

Так что при выведении итоговой оценки есть над чем подумать, ошибочная оценка порой может повлечь за собой непредсказуемо серьезные отрицательные результаты.

12.2.2. Критерии педагогического оценивания. Любое педагогическое оценивание нужно проводить, руководствуясь 2 парными (требующими совместного рассмотрения) и далеко не всегда хорошо совместимыми критериями: а) критерием справедливости и б) критерием эффективности. Подчеркнем: эту пару критериев следует рассматривать применительно к факторам самого различного типа, соблюдая каждый раз разумный, оправданный ситуацией баланс между ними. С ними связаны и 2 другие пары критериев: 1) критерии информативности и мотивированности, 2) критерии объективности и субъективности.

Например, можно говорить о двух функциях педагогической оценки: а) информационной (информирующей), б) мотивационной (мотивирующей). Обе нужно разумно сбалансировать по названным критериям, выводя оценку. Поскольку информация, даваемая справедливой (по мнению оценивающего) оценкой, конечно очень нужна, но иногда она может принести не пользу, а вред. Так, далеко не всегда следует способному, но ленивому ученику, ставить высокие оценки, они даются ему без труда и потому отнюдь не стимулирует его трудолюбие и настойчивость, из-за чего он будет совершенствоваться медленнее, чем мог бы. «Несправедливое» снижение оценки под благовидным предлогом (например: «хотя ты выполнил задание лучше других, но твои результаты растут медленнее, чем у других») будет стимулировать трудолюбие, такая оценка окажется эффективнее. И наоборот: занимающийся старается, но по тем или иным причинам совершенствование происходит медленнее, чем у других; низкие оценки могу отбить желание тренироваться. Нужно найти способ как-то обосновать повышение ему оценки. Такой подход к оцениванию несправедлив, но — педагогически эффективен.

Следует иметь в виду и то, что абсолютной справедливости нет и быть не может, она всегда в той или иной мере позиционна, отражает ви¢дение реальности конкретным субъектом, а значит субъективна в своей основе, отражая систему взглядов и интересы субъекта. Конечно, он может стараться отражать не свои личные взгляды, а некоторые взгляды, принятые в том контингенте, в состав которого он входит. Но ведь и эти взгляды субъективны по свое природе.

Можно применить и такой педагогический прием: тренер «для служебного пользования» вычисляет оценки, полностью отвечающие критерию справедливости, а ученикам сообщает другие оценки, соответствующие некоторому балансу критериев справедливости и эффективности. Аналогично тренер для себя использует информативную функцию оценок, а для учеников выводит другие оценки с учетом их мотивационной функции.

Непросто и со связью критериев справедливости и эффективности с критериями объективности и субъективности. Например, нередко для оптимизации психологического состояния спортсмена целесообразно оценивать ту или иную его, партнеров или противников активность, объект, ситуацию не максимально объективно, а с большей или меньшей (в зависимости от обстоятельств) долей субъективности, ориентированной на характер субъективных восприятий этих оценок спортсменом-адресатом.

Различный баланс критериев справедливости и эффективности отображается некоторыми типами оценочных шкал: пропорциональной, прогрессирующей, регрессирующей, S-образной (см. далее).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.