Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциально-интегральное оценивание




Дифференциальное, интегральное,

Определение рейтинга.

Вычисление рейтинга — метод оценивания, сущность которого в установлении расположения однородных объектов (например, в одном конкретном виде спорта спортсменов либо команд) по убыванию уровня какого-то конкретного признака (качества, функции, успешности в конкурентной борьбе). Рейтинг может быть выражен числом полученных очков (баллов) либо порядковым номером.

В спорте рейтинг вычисляют по конкретной разработанной формуле, подставляя принятые количественные обозначения побед, ничьих и поражений, умноженные на присвоенные для соревнований разного уровня «весовые» коэффициенты. Победы и поражения представляют собой результат не только объективных факторов, но и субъективных оценок, да и формулы и весовые коэффициенты формируются экспертами, поэтому рейтинг в значительной мере результат экспертного оценивания и в значительной мере субъективен. Все же использование для подсчета четких неизменных формул в какой-то мере объективизирует процесс, избавляет его от произвола.

В настоящее время рейтинг официально определяется лишь в нескольких видах спорта, однако можно думать, что этот способ официального определения положения спортсменов и спортивных команд в «табели о рангах» постепенно получит более широкое распространение, поскольку это существенно объективизирует отношение к ним и при формировании состава участников соревнований различного ранга, и при определении значимости соревнований с участием тех или иных спортсменов или спортивных команд.

12.6.1. Дифференциальное и интегральное оценивание. Нередко свойства спортсмена, выполнения им спортивного упражнения или степени целесообразности выполнения конкретного упражнения в тренировке нужно оценивать только некоторые его компоненты (не пытаясь обобщить полученные оценки) или даже один из них. Например, нас может интересовать только отталкивание в прыжках в длину или в высоту с разбега, либо постановка ног на опору в завершение скачка и переход к «финальному усилию» (термин вряд ли удачный) при толкании ядра, либо «захват воды» лопастью весла и проводка в гребле, либо способ хвата при подтягивании, ширина постановки ног при приседании со штангой. Такое оценивание называют (не вполне справедливо, поскольку речь не идет о разности или о производной) дифференциальным.

Дифференциальным называют и такой вариант: отдельно оценивают все компоненты упражнения.

Интегральное оценивание. Это оценивание материального объекта, процесса, информационного объекта целиком, без анализа, то есть без мысленного разделения на части. Такое оценивание редко бывает в чистом виде, почти всегда анализ (выделение частей, компонентов), хотя бы частичный и элементарный, зачастую даже не осознаваемый, имеет место. Интегральное оценивание основано на образных восприятиях и мышлении, его широко применяют тренеры и спортсмены, так как оно: 1) в значительной мере интуитивно, не требует анализа и рассуждений и потому не отвлекает от решения других тренировочных задач и не утомляет, 2) оперативно, то есть не требует затрат времени. При достаточном опыте этот вид оценивания может быть в достаточной мере эффективным

12.6.2. Дифференциально-интегральный метод. Это очень эффективный метод оценивания, его суть в том, что сначала проводится анализ в достаточно «дробном» (дискретизированном) варианте, с прямым или косвенным оцениванием полученных компонентов, затем по той или иной схеме полученные оценки объединяются — интегрируются в одну общую. Частные оценки можно просто суммировать, без учета значимости каждого компонента, но можно эту значимость учитывать, умножая каждую частную оценку на весовые коэффициенты и полученные произведения суммируются. Оценивание может производить один человек, например тренер, но можно выводить их как среднее арифметическое из оценок, предложенных несколькими специалистами, выступающими в этом случае как эксперты. Можно просто суммировать частные оценки в общую, но можно, учитывая значимость каждого из оцениваемых компонентов, умножать их на весовые коэффициенты, причем либо эти коэффициенты установлены самими оценивающими специалистами как среднее арифметическое из предложенных ими коэффициентов, либо же заранее установлены другими специалистами.

Анализ объекта, то есть мысленное разделение его на компоненты, целесообразно производить построением квалиметрического древа. В качестве относительно простого примера может послужить построение квалиметрического древа преодоления барьера в легкоатлетическм беге на дистанцию 110 м с барьерами (рис 12.5).

Конечно, блоки рисовать не обязательно, достаточно обозначить ветвления отрезками прямой. Главное — оценивать компоненты (ветви) одного и того же по счету последнего ветвления.

4´1= 4 3´1,5 = 4,5 5´0,5 = 2,5 4´2 = 8 4´0,5 = 2

Расстояние от барьера   Положение относительно туловища   Работа маховой ногой   Работа туловищем   Работа руками  
                             
Место постановки толчковой ноги   Отталкивание (атака барьера)  
                           
П р е о д о л е н и е б а р ь е р а  
                           
Телодвижения над барьером   Постановка ноги после барьера  
              Р а б о т а:    
Перенос второй ноги   Удержание туловища и рук   этой ногой   другой ногой   руками   туловищем  
                                                               

4´3 = 12 3´2 = 6 4´3 = 12 3´1,5= 4,5 4´1= 4 5´1= 5

Рис. 12.5. Пример квалиметрического древа: оценивание конкретного преодоления спортсменом барьера в беге на 110 м с барьерами. Первая цифра у каждого блока второго ветвления — оценка по 5-бальной системе, вторая — весовой коэффициент, третья (жирная) — оценка блока. Суммарная оценка: 4+4,5+2,5+8+2+12+6+12+4,5+4+5 = 64,5.

Профили. Один из эффективных (особенно с точки зрения иллюстративности, наглядности) способов интегрировать контрольную информацию – построение так называемых профилей. Чаще всего применяют профили 2-х типов, которые в соответствии с отображаемой информацией целесообразно обозначить как: 1) профили временной динамики, 2) профили временного среза.

1. Профиль временной динамики (рис. 12.6). Они могут быть представлены форме графиков в прямоугольной или в полярной системах координат. В первом случае по оси абсцисс располагают либо временную шкалу, градуированную и тех или иных единицах: неделях, месяцах, годах, мезоциклах, периодах тренировочного процесса, либо шкалу событий: соревнований, «прикидок», контрольных тестирований, начала или конца тренировочных сборов и т.п. По оси ординат располагают одну или несколько шкал, каждая из которых градуирована в результатах измерений состояния человека или в его спортивных результатах. Полученные результаты конкретного человека отмечаются точкой в соответствии нужной шкалой на оси ординат и шкалой на оси абсцисс. Если по ординате несколько шкал (соответствующих разным признакам), разные показатели обозначаются различного цвета или вида точками или значками, чтобы легко было их различать. Точки одного вида соединяют отрезками прямых – тоже разного типа или цвета.

Результаты

1 2 3

               
   
       
 


1

       
   
 
 


2

               
       


3

           
     

 


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 месяцы

Рис. 12.6. Примерный профиль временной динамики.

Целесообразно на правом конце каждой полученной ломаной линии проставить номер, соответствующий номеру шкалы. Можно шкалы показать линиями того же цвета и типа, что и соответствующие им ломаные линии. Если шкала по оси ординат одна (измеряется один показатель), разные ломаные линии могут отражать динамику этого показателя у разных людей либо у одного человека в разных состояниях: до и после нагрузки, утром и вечером и т.п.

3 5


2 6

 


1 7

       
   

 


12 8

 


11 9

Рис. 12.7. «Круговой» профиль временно¢й динамики.

Во втором случае (рис. 12.7) профиль представляет собой круговую диаграмму с одной шкалой, продублированной на всех радиальных лучах, исходящих из одного полюса-начала отсчета значения признака. Здесь функцию временно¢й шкалы выполняют лучи, а функцию шкалы значений отображаемого признака – одинаковые шкалы на радиальных лучах. На рис. лучи пронумерованы по месяцам. Показаны 3 графика разных спортсменов (по значениям одного и того же признака), видна динамика рассматриваемого признака у каждого из них просматривается по месяцам (в течение года), динамики каждого наглядно сопоставимы.

2. Профиль временного среза (рис. 12.8). В таких профилях по оси абсцисс располагают тесты либо контрольные упражнения или измерения (на рисунке они обозначены цифрами), а по оси ординат – показанные в них результаты в унифицированных по всем этим тестам (контрольным упражнениям, измерениям) в условных единицах, очках, баллах. Разные ломаные линии (на рисунке помеченные цифрами) показывают результаты разных людей или результаты одного человека в разное время.

 

Результаты

           
 
     
 

 


\ 1

2

3

4

       
   

 

 


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 тесты

Рис. 12.8. Примерный профиль временного среза.

 

«Круговой» профиль временно¢го среза показан на рис. 12.9. Здесь на 8 радиальных лучах шкалы 8 разных признаков, измеренных в одно и то же (условно) время. Варианты: а) разными ломаные линии отображены результаты разных людей, б) разными ломаными линиями отображены результаты одного и того же человека, но в разное время.

 

3

2 4

 

 


1 5

 


12 8


8 6

Рис. 12.9. «Круговой» профиль временно¢го среза.

Профили позволяют в наглядной и облегчающей сравнения форме свести воедино результаты проведенных обследований. Поэтому их построение для нужд контроля над любым видом состояния или подготовленности занимающегося безусловно целесообразно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.