КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия. Норма (греч. в данном случае правило, образец) — установленная мера, признанная либо обязательной, либо желательной для достижения
Приложения Нормы Норма (греч. в данном случае правило, образец) — установленная мера, признанная либо обязательной, либо желательной для достижения, либо ориентировочной средней величиной. Нормативы вообще отличаются от норм рекомендательным прикладным и установкой их на конкретные случаи, тогда как нормы принято устанавливать надолго. Однако в практике физического воспитания и спорта понятия «норма» и «норматив» не принято различать. Нормы и нормативы, признанные обязательными, называют должными, отклонение от них в худшую сторону сопряжено с некоторыми санкциями или к отказу в чем-то. Например, человек моложе определенного возраста не подлежит призыву по воинской обязанности. Превышение верхней границы веса своей весовой категории ведет к аннулированию факта установления рекорда в тяжелой атлетике. Спортсмен, не выполнивший перед Олимпийскими Играми установленную для этих Игр должный норматив в легкоатлетических прыжках, не допускается к участию в них. Только спортсмену, выполнившему норматив спортивного разряда, присваивается этот разряд, и в этом смысле разрядные нормативы являются должными. Другой тип норм (нормативов) по их функциям — сопоставительные нормы. Задачи этих норм — обеспечить возможность сравнения объектов и отнесение их на этой основе к тем или иных группам. Такими нормами являются возрастные и весо-ростовые нормы, нормы моторного возраста (см., например, табл.12.1), нормативы физической подготовленности, разрядные нормативы (которые по свое функции могут быть не только должными, но и сопоставительными), возрастно-весовые нормы маленьких детей и др. Таблица 12.1 Двигательный возраст мальчиков по показанным результатам в прыжке в длину с места (по В.М. Зациорскому)
Рис.12.10. Номограммы для определения должного результата в прыжках в длину с места 15-летних мальчиков и девочек с учетом роста и веса. Через соответствующие конкретному ребенку точки на шкалах роста (х1) и веса (х3) проводят прямую (прикладывыают линейку), и точка пересечения ею шкалы результатов (х2) указывает должный результат (по И. Гавличеку с сотр.). Третий тип нормативов по их функциям — индивидуальные нормативы: нормативы, которые устанавливает для себя человек (или которые рекомендуют для него другие и он их принимает). Это могут быть нормативы своего веса, своих конкретных доступных силовых или двигательных проявлений, быстроты реакции, которые он считает для себя показателями хорошего состояния. Нормы и нормативы могут быть выражены некоторым одним значением либо одним значением для каждой категории объектов, таки нормы и нормативы логично называть точечными. Но нормы и нормативы могут быть выражены и диапазоном значений, интервалом: если значение характеристики объекта находится внутри интервала, объект считается по этой характеристике соответствующим норме. Такие нормы заслуживают названия интервальных. Необходимо различать средние нормы и нормативы и «эталонные», или оптимальные. Различие принципиально, хотя частенько про это забывают. Средние нормы особенно популярны в медицине и в социологии, где их обычно и выдают за такие, к которым следует стремиться. В действительности это совсем не так. Средний человек — это далеко не лучший человек, в каком бы отношении его ни рассматривать — ни в плане здоровья, ни в плане телосложения, ни в плане физической или двигательной подготовленности, ни в плане интеллектуального развития. Конечно, можно считать, что соответствие средним нормам свидетельствует о том, что с объектом «более или менее все в порядке». Но не более того. Другое дело оптимальные («эталонные») нормы и нормативы, отражающие высокий уровень, отличное состояние. Они ориентиры: желательно добиваться, чтобы характеристики рассматриваемого объекта имели именно такие значения, которые указаны в этих нормах. Нормы и нормативы следует строить, руководствуясь: либо средними арифметическими рассматриваемого признака, полученными на достаточно больших выборочных совокупностях объектов, репрезентативных соответствующим генеральным совокупностям объектов; либо достаточно обоснованными уравнениями регрессии; либо квантильными шкалами (это объединяющее название квартильной шкалы, когда шкала на ординате разбита на 4 части, децильной, когда шкала на ординате разбита на 10 частей, перцентильной, когда на ординате показаны проценты, то есть, в принципе, 100 делений, и шкалы тысячных; чаще пользуются перцентильными шкалами). Однако нередко шкалы строят на основе эмпирических или даже конъюнктурных (подчас поверхностных) соображений, как это, например, неоднократно имело место с разрядными нормативами ЕВСК (это ярко проявилось в 50-е годы прошлого века, когда нормы были необоснованно одномоментно резко повышены).
Контрольные вопросы 1. Что такое педагогическое оценивание? 2. В чем сущность 2 основные функций (и соответствующих критериев) педагогической оценки: информирования и мотивирования? 3. В чем сущность критериев справедливости и эффективности? 4. какие задачи решаются оцениванием? 5. Каковы этапы оценивания? Что такое промежуточная и итоговая педагогическая оценка? 6. В чем различаются учебное и квалификационное оценивание? 7. Каково содержание и достоинства шкалы ГЦОЛИФК? 8. Какова сущность квантильных шкал? 9. В чем сущность пропорциональных, прогрессирующих и регрессирующих шкал (какое отношение определяет их названия)? 10. В чем сущность стандартных (сигмальных) шкал? 11.Что такое и зачем нужно квалиметрическое оценивание? 12. Каковы разновидности метода опроса? Каковы их сущность и различия, достоинства и недостатки? 13. В чем состоит метод экспертных оценок? 14. В чем отличие спортивного судейства от экспертизы? 15. Что дает метод попарного сравнения? 16. Что такое дифференциальный и интегральный методыв оценивания? 17. Каково содержание метода дифференциально-интегрального оценивания? Каково содержание метода квалиметрического древа? Рекомендуемая литература Основная 1. Спортивная метрология /Учебник для ин-тов физ. культ./Под общ. ред. В.М. Зациорского. –М.: ФиС, 1082. 2. Годик М.А. Спортивная метрология / Учебник для ин-тов физ. культ. –М.: ФиС, 1988. 3. Коренберг В.Б. Спортивная метрология: Словарь-справочник / Уч пос. для ст-ов физк. вузов.–М.: Советский спорт, 2004. Дополнительная 4. Коренберг В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии / Уч. пос. для ст-ов физк. вузов.–Малаховка: МГАФК, 1996.
Глава 13 Контроль над физическим функциональным состоянием занимающихся
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |