Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спортивные двигательные умения и навыки




Формирование СДЗ осуществляется интеллектуальной функциональной системой (по П.К. Анохину), решение СДЗ — другой, психомоторной функциональной системой. Комплекс «формирование СДЗ — ее решение» обеспечивается этими двумя функциональными системами, составляющими спортивное двигательное умение. Следовательно, спортивное двигательное умение — весьма сложно организованное психолого-психомоторное образование, поскольку, как уже было выше показано, формирование СДЗ и ее решение — очень сложные и тонко структурированные процессы.

Для квалифицированного контроля над спортивной двигательной активностью, включающего в качестве компонентов ее анализ и синтез, а также анализ и синтез процессов ее освоения и совершенствования, необходимо понимание того, что она представляет собой отнюдь не однородную, а многоуровневую иерархически структурированную систему. Нельзя считать действием выполнение как простого подскока так и акробатического соединения. Либо 1-го шага и нападающего удара волейболиста (разбег, прыжок, удар, приземление). Либо подачу теннисист и полный многоходовой розыгрыш мяча. Либо сложение 2 чисел и решение математической задачи.

Игнорирование иерархической структуры активности привело к очень серьезному, принципиальному смешению и ошибочному содержанию ключевых для технической подготовки (как в спорте, так и в физическом воспитании) понятий «двигательный навык» и «двигательное умение». Научно обоснованные представления в этом вопросе имеют важное отнюдь не только теоретическое значение, ведь «нет ничего практичнее хорошей теории» (Людвиг Больцман).

Вопрос о навыках, умениях и их соотношении (здесь стоит сосредоточиться на двигательных навыках и умениях), сожалению, чрезвычайно запутан, трактовки этих терминов и стоящих за ними понятий принципиально различаются у разных психологов и педагогов. Перечислим некоторые основные с кратким комментарием.

1. Двигательное умение или навык — это действие, причем умение по мере совершенствования и «автоматизации» переходит в навык. Но и умение и навык формируются в организме, становясь его особенностью, обеспечивающей определенную его способность, а действием называют либо схему некоторого процесса (шаг, прыжок в длину), либо реализацию этой схемы (выполнение шага, прыжка), то есть сам процесс. Это 3 принципиально разных понятия, в связи с чем (даже не обсуждая остальное) принять данную трактовку нельзя.

2. Двигательное умение или навык — это способ выполнения действия; умение, совершенствуясь и «автоматизируясь», превращается в навык. Способом выполнения действия часто называют его технику, то есть схему (модель) телодвижений и движений, которые тоже никак не являются особенностью, обеспечивающей некоторую способность организма, и уже потому (не обсуждая остальное) и эта трактовка не может быть принята.

(В этих двух трактовках проявляется тенденция не различать между собой объект и его мысленную схему или модель, не различать сам процесс и механизм его обеспечения на базе мысленной модели, программы этого процесса. К сожалению, эта необъяснимая с точки зрения логики тенденция пока безраздельно уже более полувека господствует в теории физического воспитания и спорта, а потому и в диссертациях, учебниках и учебных пособиях для студентов физкультурных вузов, в статьях и монографиях. Но древность и авторитеты принято некритически почитать в религиях, а не в науке, в науке ветхие представления и ошибочные представления даже самых уважаемых авторитетов подлежат обоснованному пересмотру).

3. Двигательное умение или навык — некий новообразованный психический или психомоторный механизм (можно сказать иначе: функциональная система), обеспечивающий осуществление двигательного акта, причем различие только в том, что навык есть совершенное и, обычно, автоматизированное умение. Такая трактовка тоже неприемлема, но уже по причинам иного рода (в предыдущих вариантах не было даже надобности их обсуждать): достаточно уже того, что двигательный навык обеспечивает осуществление двигательного акта только при наличии необходимых функциональных возможностей (навык ходьбы не пропадает, если сломана нога, но ходить не удается), тогда как умения включает в себя их наличие. Еще важнее то, что навык предполагает высокую алгоритмизацию двигательного акта, что допускает «автоматизацию» и требует множества повторов для достижения его стабильности и совершенства. Тогда как актуализация умения ситуативна, требует поиска путей, способов, решений, что не позволяет алгоритмизировать процесс.

4. Двигательные умение и навык — механизмы разного иерархического уровня, причем иерархический уровень умения выше: умение есть совокупность навыков и знаний. Эта трактовка наиболее приемлема, в ней учтена иерархичность двигательной активности, а значит различие механизмов навыков и умений. Но требуются следующие расширение и уточнения: умение обеспечивает формирование и решение двигательной задачи адекватно реальным условиям, потребностям и менталитету субъекта, а значит формирование исходной ситуации решения СДЗ и цели (конечной ситуации решения и схемы преобразования исходной ситуации в конечную), оценивание ситуаций и экстраполяцию их развития (содержание ситуаций рассмотрено выше), планирование и программирование решения задачи (в частности — выбора нужных навыков), актуализации двигательных программ в соответствии с реальными условиями.

Следует учесть и то, что, в отличие от двигательного навыка, двигательное умение включает в себя наличие необходимых функциональных возможностей (я не умею ходить со сломанной ногой), хотя соответствующий навык у меня есть; но если мои функциональные возможности позволяют прыгать на одной ноге, я могу передвигаться и со сломанной ногой на основе наличия другого умения. Из сказанного понятно, что представление о превращении умения (тем более «по мере его совершенствования») в навык или навыка в умение принципиально ошибочно. Конечно, всё это в действительности намного сложнее и заслуживает отдельного обстоятельного рассмотрения, но в рамках этого учебника невозможно[10].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 2623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.