Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На различных этапах развития государства




Экономические цели стандартизации

Период времени, годы Тип экономической системы Цели стандартизации
1917 - 1984 Плановое централизованное управление Управление экономикой
1985 - 1990 Ослабление централизованного управления Защита интересов потребителей
1990 - 2003 Начало перехода к рыночной экономике Содействие вступлению в ВТО
С 2003 г. по настоящее время Либерализация и дерегулирование экономики при переходе к рыночным отношениям Создание условий для развития добросовестной конкуренции

 

 

3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Руководство деятельностью по национальной стандартизации осуществляет Правительство РФ. В иерархию управления входит Минпромэнерго России, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Работами в определенных областях руководят также и другие федеральные органы исполнительной власти. Но, безусловно, основу национальной системы составляют технические комитеты по стандартизации. Именно они разрабатывают стандарты. Ростехрегулирование не является разработчиком стандартов. Состав технических комитетов, представительство в технических комитетах высококвалифицированных специалистов от промышленности, потребительских организаций, профильных федеральных органов исполнительной власти и других заинтересованных организаций обеспечивает своевременную и качественную разработку стандартов.

На сегодня зарегистрировано 360 технических комитетов (ТК), охватывающих практически все сектора отечественной экономики, из них 140 ТК практически не принимают участия в работах по национальной стандартизации. Для этого есть объективные причины, Среди них, безусловно, сырьевая направленность нашей экономики и как следствие - отсутствие интереса к национальной стандартизации во многих отраслях. Однако и в отраслях, где промышленность развивается, интерес к разработке современных национальных стандартов также оставляет желать лучшего. Одной из ключевых проблем следует назвать недостаток квалифицированных специалистов в области современной стандартизации.

Осознавая необходимость активизации работы ТК, Ростехрегулирование ищет пути реформирования системы технических комитетов.

В реформировании ТК следует выделить два основных направления;

- гармонизацию состава технических комитетов с международными организациями с учетом интересов нашей промышленности и общества в целом;

- поиск партнеров, реально заинтересованных в национальной и международной стандартизации, и перенос технических комитетов на их базу, безусловно, с включением в комитеты всех заинтересованных сторон.

Кроме того, в качестве еще одного направления можно назвать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в сфере их полномочий.

Одновременно с реформированием системы технических комитетов необходимо искать новые формы привлечения промышленности и науки к работам по стандартизации. Одной из таких форм стали отраслевые общественные советы по стандартизации, которые уже показали себя как эффективный механизм достижения консенсуса в вопросах стратегического планирования и привлечения специалистов самого широкого профиля к работам по стандартизации и разработке проектов технических регламентов. Так, в марте 2006 г. на заседании с участием представителей Ростехрегулирования, технических комитетов и отраслевых союзов было принято решение о создании отраслевого Совета по агропромышленному комплексу.

Темпы обновления фонда национальных стандартов медленно, но неуклонно повышаются. В 2006 г. утвержден основополагающий стандарт национальной системы стандартизации ГОСТ Р 1.1-2006 «Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности» и рекомендации по стандартизации Р50.1.058-2006 «Методика оценки стоимости разработки и экспертизы национальных стандартов и экономической эффективности от их внедрения». По состоянию на 1 января 2007 г. общее количество действующих национальных стандартов составляет 25 654 документа, из них 23038 на народнохозяйственную продукцию и 2616 - на военную продукцию (рис. 4).

Рис. 4. Отраслевая структура фонда национальных стандартов

 

При этом в 2006 г. фонд пополнился 410 стандартами, 228 стандартов были изменены. На рис. 5 показана динамика обновления федерального фонда стандартов.

Утверждение стандартов по годам

Рис. 5. Темпы разработки и обновления национальных стандартов

Наиболее важным вопросом, связанным с национальной системой стандартизации, является введение в Закон понятия «своды правил». Своды правил включены в состав документов в области стандартизации, и определен порядок их разработки с учетом их публичного обсуждения.

Своды правил широко применяются в международной практике. В Российской Федерации к таким документам можно отнести СанПиНы, СНиПы, нормы и правила проектирования, нормы расчета на прочность, правила эксплуатации и другие подобные документы федеральных органов исполнительной власти, составляющие дополнительную часть нормативной базы, определяющей технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Введение в Закон в соответствии с ФЗ № 65 от 2007 «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании» сводов правил позволяет применять их на добровольной основе для соблюдения в полной мере требований безопасности, определенных техническими регламентами, наряду с национальными стандартами, без дополнительных затрат (материальных и временных) на переработку таких документов в национальные стандарты. Важным аспектом разработки сводов правил является требование обеспечения открытости их обсуждения, что позволяет свести к минимуму возможные риски ведомственного регулирования. Соответствующие изменения внесены также в другие статьи Закона.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Является ли Ростехрегулирование разработчиком стандартов?

2. Какова роль технических комитетов по стандартизации?

3. Покажите пути реформирования системы технических комитетов.

4. Какие изменения в отношении документов в области стандартизации вносит ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании»»?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.