Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Стандартизация - нормативный метод обеспечения качества продукции 1 страница




Принципы подтверждения соответствия

§ доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

§ недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

§ установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции и соответствующем техническом регламенте;

§ уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

§ недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

§ защита имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

§ недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

 

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Участники сертификации:

§ национальный орган РФ по сертификации (Ростехрегулирование);

§ центральный орган по сертификации однородной продукции;

§ орган по сертификации (ОС);

§ испытательная лаборатория (ИЛ);

§ заявитель.

 

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

 

Аккредитация – подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия, служащее официальным свидетельством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия.

 

Определение ИСО:

 

"Стандартизация - это процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности.

Она определяет основу настоящего развития, но также и будущего, и она должна идти неразрывно с прогрессом".

Стандартизация:

- как деятельность, возникла в III тысячелетии до н.э.;

- реализовалась на государственном уровне в начале XX в.;

- возникла как наука в 40-х годах XX в.;

- получила развитие на мировом и региональном уровнях в 40-х годах XX в.

Пример. Возникновение государственных систем стандартизации на основе уполномоченного органа:

1901 - Британский институт стандартов (BSI);

1918 - Американский институт стандартов (ANSI);

1918 - Французская ассоциация по нормализации (AFNOR);

1918 - Германский комитет по нормализации (DIN) и др.

 

2. Международная стандартизация

 

Международная стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Результатом работы по международной стандартизации являются международные стандарты или рекомендации по стандартизации, используемые странами-участницами при создании или пересмотре национальных стандартов.

Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН.

 

3. Региональная стандартизация

 

Региональная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира.

Пример. Возникновение региональных систем стандартизации на основе уполномоченного органа:

ABC - региональная система Америка-Британия-Канада (1952)

INSTA - Межскандинавская организация по стандартизации (1953)

CEN - Европейский комитет стандартизации (1961)

 

RCD - региональная система Турция-Иран-Пакистан (1961)

COPANT - Панамериканская (15 стран) комиссия по стандартизации (1961)

ARSO - Африканская организация по стандартизации

ASMO - Арабская организация по стандартизации и метрологии

КООМЕТ - региональная организация стран Центральной и Восточной Европы (бывшие страны - члены СЭВ, а также ФРГ)

 

1.3. Стандартизация в России

 

~1555 г. - царствование Ивана Грозного (стандарты на военное снаряжение и строительство, например, храм Василия Блаженного;

1911 г. - создание Общества по стандартизации;

1923 г. - Комитет эталонов и стандартов (КЭС);

1925 г. - Комитет по стандартизации при Совете труда и обороны - создание государственной системы стандартизации;

1930 г. - Всесоюзный комитет стандартизации (ВКС);

1954 г. - Комитет стандартов, мер и измерительных приборов (Госстандарт СССР);

1992 г. - Комитет по стандартизации, качеству и сертификации (Госстандарт РФ);

1992 г. - Постоянная комиссия по стандартизации, качеству и сертификации - межгосударственный орган стран СНГ.

 

1.3. Методические основы стандартизации

 

1.3.1. Принципы стандартизации

 

В настоящее время насчитывается более 40 принципов стандартизации, которые для конкретных практических задач могут иметь различную значимость. К главным принципам стандартизации, вошедшим повсеместно в мировую практику, следует отнести принципы:

комплексности стандартизации;

опережающего развития стандартизации;

общей и частной классификации.

 

1. Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке всех взаимодействующих факторов, обеспечивающих требуемый технический уровень и качество продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).

Так комплексная стандартизация в горнодобывающей промышленности - это процесс установления и применения НД, определяющей качество минерального сырья и продуктов его переработки, технологических процессов добычи и обогащения, методов контроля, правил приемки, хранения и транспортировки.

Основным показателем при сопоставлении уровня комплексности стандартизации является коэффициент комплексности стандартизации:

 

факт. общ.

 

k = n / n,

 

к.ст. НД НД

 

факт. общ.

 

где n и n - соответственно, количество фактически

 

НД НД разработанной НД и общее количество НД,

 

необходимое для выпуска продукции

 

требуемого качества.

 

Общее количество НД, необходимое для выпуска продукции требуемого качества, определено для каждого вида продукции научно-исследовательскими институтами и прошло апробацию в международной практике.

Коэффициент комплексности стандартизации имеет прямую корреляцию с уровнем качества продукции.

 

2. Принцип опережающего развития стандартизации - это развитие стандартизации с учетом изменения во времени показателей качества объектов стандартизации.

Опережающая стандартизация - стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время (рис.).

 

Рис. Схема формирования времени опережения стандартизации

 

Уровень U = U

 

качест- НИР прогн.

 

ва про- Возможный уровень сохранения

 

дукции U - - - - -прогнозируемого качества

 

ОКР

 

U

 

ТПП U U

 

у в U

 

к

 

0 ---+----+--------+-------+------+----------------+---Время жизни

 

t t t t t t продукции

 

НИР ОКР ТПП у в к

 

I I I

 

I Время начала разработки стандарта

 

I от "достигнутого уровня качества"

 

Время начала разработки опережающих стандартов

 

I Дата утверждения стандарта

 

IВремя опереженияI

 

Условные обозначения:

 

НИР - научно-исследовательская работа;

 

ОКР - опытно-конструкторская работа;

 

ТПП - технологическая подготовка производства;

 

у - утверждение продукции к выпуску

 

в - выпуск продукции;

 

к - конец выпуска продукции.

 

С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права использовать изделия при проектировании новых разработок, а изготовитель обязан начать выпуск изделия с параметрами, установленными утвержденным стандартом.

 

Опережающий стандарт, устанавливая номенклатуру, конструкцию изделия и его параметры, тем самым предотвращает возможность разработки излишнего многообразия изделий с аналогичными техническими возможностями.

 

3. Принцип общей классификации заключается в выделении у объекта основных классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом классификации выполняются только в десятичной системе.

Частная классификация выполняется на базе общей и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.

Примеры: классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях, Универсальный десятичный классификатор (УДК).

Схема классификации промышленной продукции в Общегосударственном классификаторе промышленной продукции (ОКП)

Высшие классификационные группировки (ВКГ)

 

XX X X X X XXXX

 

Внутривидовая характеристика

 

или регистрационный номер

 

Вид продукции

 

Подгруппа

 

Группа

 

Подкласс

 

Класс

 

I Классификационные ха- I

 

рактеристики ОКП

 

В настоящее время принцип общей и частной классификации

 

используется во всех сферах деятельности человечества.

 

1.3.2. Методы стандартизации

 

В теории стандартизации разработано пять методов:

пассивный;

симплификация;

унификация;

типизация;

агрегатирование.

 

При пассивном методе стандартизация осуществляется на основе достигнутого качества, при этом используют ту продукцию, выпуск которой освоен, и не учитывают требований потребителей.

Симплификация (метод ограничений) - это процесс, который заключается в простом сокращении количества марок или разновидностей продукции до некоторого технически и экономически обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без внесения каких-либо технических изменений.

Возможности рационального комбинирования марок продукции при симплификации ограничен.

Унификация представляет собой рациональное сокращение числа марок, типов и видов продукции одинакового функционального назначения для того, чтобы виды продукции были взаимозаменяемыми в потреблении.

Унификация позволяет создать комплексы из ограниченного числа разновидностей, чтобы путем комбинирования двух или более разновидностей можно было создавать большую номенклатуру изделий.

Параметры технологии при унификации изменяются таким образом, чтобы можно было организовать централизованное производство.

Типизацией называется разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики.

Типизация позволяет сократить затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса и решать задачи целой отрасли промышленности, обеспечивая единство технических требований и показателей различного оборудования, поставляемого предприятиями смежных отраслей или других государств.

Под агрегатированием понимается компановка разнообразной номенклатуры машин, агрегатов, технических средств и др. путем применения ограниченного числа стандартизированных, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью.

В технологических процессах агрегатирование может быть осуществлено путем расчленения технологии на отдельные укрупненные узлы, что облегчает разработку и монтаж технологической линии и обеспечивает взаимозаменяемость отдельных элементов.

 

1.3.3. Виды стандартизации

 

Различают стандартизацию фактическую и официальную.

Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества: система письменности, счета, летоисчисление и т.д.

 

Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по определенной форме, имеющей вполне определенную сферу и сроки действия.

 

1.4. Государственная система стандартизации

 

1.4.1. Основные положения

 

1.4.1.1. Термины и определения

 

ГОСТ Р 1.0-92:

 

Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Объект стандартизации - предмет (продукция, процесс, услуга), подлежащий или подвергшийся стандартизации.

Нормативный документ (НД) - документ содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило, на основании согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором могут устанавливаться для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

 

1.4.1.2. Цели и задачи стандартизации

 

Основными целями стандартизации являются:

- защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции услуг и процессов (далее продукция), обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды;

- повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;

- обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;

- устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделении труда;

- обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

- содействие повышению обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

 

1.4.1.3. Категории стандартов и их характеристика

 

Категории стандартов, действующих на территории России:

государственный стандарт РФ - ГОСТ Р;

отраслевой стандарт - ОСТ;

технические условия - ТУ;

стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) - СТП;

стандарты научно-технических и инженерных обществ (союзов, ассоциаций и других общественных объединений) - СТО;

межгосударственный стандарт СНГ - ГОСТ;

международный стандарт - ИСО.

Примечание. 1. Межгосударственные и международные стандарты действуют на территории РФ только после утверждения Госстандартом РФ.

 

Характеристика стандартов по категориям:

 

---------------------------------------------------------------------------------

 

Признак Обозначение категории

 

характе ---------------------------------------------------------------------

 

ристики ГОСТ Р ОСТ СТП ТУ

 

---------------------------------------------------------------------------------

 

1.Объект 1.Продук- 1.Нормы, 1. Нормы, 1. Группа

 

стандар- ция, про- правила от- правила дей- однород-

 

тизации цесс, ус- раслевого ствующие на ной проду-

 

луга меж- применения данном пред- ции

 

отрасле- 2.Конкрет- приятии

 

вого при- ная продук- 2. Материа-

 

менения ция, закре- лы, сырье,

 

пленная за полуфабрика-

 

данным ми- ты

 

нистерством 3. Аттеста-

 

(ведомством) ция оборудо-

 

вания и тех-

 

нологии

 

---------------------------------------------------------------------------------

 

2. Сфера Обязателен Обязателен Обязателен Обязателен

 

действия для всех для предпри- для предприя- для пред-

 

предприятий ятий отрас- тия, его ут- приятий,

 

и организа- ли, для за- вердившего изготавли-

 

ций страны казчика и вающих,

 

потребителя поставляю-

 

щих, хра-

 

нящих,

 

транспор-

 

тирующих,

 

использую-

 

щих и ре-

 

монтирую-

 

щих проду-

 

кцию

 

---------------------------------------------------------------------------------

 

3. Ранг Госстандарт Министерст- Дирекция Предприя-

 

утвержде-России, Ми- во (ведомс- предприятия тие-разра-

 

ния нстрой Рос- тво) РФ ботчик НД

 

сии по согласо-

 

ванию с за-

 

казчиком

 

(потребите-

 

лем)

 

----------------------------------------------------------------------------------

 

4. Срок 1. Ограниченный: Не более

 

действия "... срок действия установлен одного го-

 

с... да - "...

 

до..." срок дей-

 

2. Неограниченный: ствия уста-

 

"... срок действия установлен новлен с

 

с... "... до..."

 

Примечание. Стандарты научно-технических и инженерных

 

обществ разрабатывают, утверждают, учитывают и применяют в

 

порядке, установленном этими обществами.

 

----------------------------------------------------------------------------------

 

1.4.1.4. Виды стандартов

 

Понятие "вид" стандарта определяет его содержание.

 

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

 

стандарты основополагающие;

 

стандарты на продукцию и услуги;

 

стандарты на процессы;

 

стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

 

1.4.1.5. Обозначение стандартов и их информационное обеспечение

 

1. Государственные стандарты России:

 

а) ГОСТ Р ХХХ-ХХ

 

- год утверждения

 

- номер регистрации

 

б) ГОСТ Р ХХХХ.ХХ-ХХ

 

- год утверждения

 

- группы объекта стандартизации

 

- номер регистрации

 

в) ГОСТ Р ХХ.ХХ.... -ХХ

 

- год утверждения

 

- классы, подклассы,...

 

- номер системы стандартов

 

2. Отраслевые стандарты

 

а) ОСТ ХХ.ХХ-ХХ

 

- год утверждения

 

- номер регистрации

 

- код министерства (ведомства)

 

б) ОСТ ХХ.ХХХ.... -ХХ

 

- год утверждения

 

- классы... по функциям КС УКП

 

- код министерства (ведомства)

 

3. Стандарты предприятия

 

а) СТП ХХХХ.ХХХ.ХХ.... -ХХ

 

- год утверждения

 

- классы... по функциям КС УКП

 

- код министерства (ведомства)

 

- код предприятия-изготовителя

 

Информационное обеспечение - только по государственным стандартам - ежегодный Указатель государственных стандартов.

 

1.4.1.6. Организация работ по стандартизации

 

Структура органов Госстандарта России

 

Главные управления по Управления по стан- Технические

 

основным направлениям дартизации, метро- комитеты по

 

деятельности комитета: логии и сертиикации разработке

 

в отраслях народно- стандартов

 

стандартизация; го хозяйства

 

метрология; ТК ТК ТК

 

сертификация; ТК ТК

 

государственный.......

 

надзор

 

НИИ: НПО КБ Заводы Издательство

 

(более 18) (2) (15)

 

ВНИИС Типографии

 

ВНИИНМАШ (2)

 

ВНИИКИ

 

ВНИИМС ---- Метрологические институты

 

ГИВЦ

 

Всероссийское объединение "Эталон"

 

Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦ СМВ)

 

1.4.2. Порядок разработки, обновления и отмены государственных стандартов (ГОСТ Р 1.2-92)

 

1.4.2.1. Общие положения по разработке государственных стандартов

 

ГСС устанавливает требования к разработке, согласованию, утверждению, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации.

 

Разработку государственных стандартов РФ осуществляют, как правило, технические комитеты по стандартизации (ТК) в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации РФ, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов.

 

Порядок разработки стандартов включает:

 

1 стадия - организация разработки стандарта;

 

2 стадия - разработка проекта стандарта (первой редакции);

 

3 стадия - разработка проекта стандарта (окончательной редакции);

 

4 стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;

 

5 стадия - издание стандарта.

 

Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5.

 

1.4.2.2. Организация разработки стандарта

 

Организация разработок стандартов осуществляется на основе заявок в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. Заявки могут представлять ТК, предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в РФ.

 

Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации РФ, заключение договоров на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России (Минстроем России).

 

ТК организует разработку проекта стандарта:

 

- определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;

 

- определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;

 

- устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроком, установленным договором.

 

ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Минстроя России) для получения от заинтересованных предприятий заявок на направление им на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

 

1.4.2.3. Разработка проекта стандарта (первой редакции)

 

Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.

 

ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов ГСС РФ и направляет его с пояснительной запиской членам ТК, заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России, если она не является членом ТК.

 

ТК (ПК) с учетом предложений, полученных от членов ТК, подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции и рассылает в соответствии с имеющимися заявками.

 

После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзыв на проект стандарта и направляют их в ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.

 

1.4.2.4. Разработка проекта стандарта (окончательной редакции)

 

ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта и направляет ее с пояснительной запиской:

 

- членам ТК (ПК);

 

- органам государственного надзора;

 

- в научно-исследовательскую организацию.

 

ТК (ПК) в соответствии с предложениями членов ТК (ПК), согласования с органами государственного надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатами редактирования дорабатывает проект стандарта. При наличии разногласий по проекту стандарта организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

 

ТК на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему голосование. Решение заседания оформляют протоколом. Запись в протоколе "Согласовано с замечаниями" не допускается.

 

ТК (ПК) принимает решение о направлении проекта стандарта в Госстандарт России (Минстрой России) на утверждение, если с этим проектом согласны не менее двух третий предприятий (организаций) - членов ТК (ПК).

 

1.4.2.5. Утверждение и государственная регистрация стандарта Перед утверждением стандарта Госстандарт России или Минстрой России проводят их проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих государственных стандартов РФ, метрологическим правилам и нормам применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

 

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта.

 

Государственную регистрацию осуществляют в установленном порядке.

 

1.4.2.6. Издание стандарта

 

Госстандарт России публикует информацию об утвержденных стандартах в ежемесячном информационном указателе "Государственные стандарты Российской федерации".

 

Госстандарт России и Минстрой России издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.

 

1.4.4.7. Обновление, отмена и пересмотр стандарта

 

Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны.

 

ТК (ПК) анализирует поступившие предложения по обновлению стандарта от предприятий и специалистов, предприятийчленов ТК (ПК), а также органов государственного надзора и обобщают их. В качестве предложения предприятия и специалисты могут представить проект изменения или проект пересмотренного стандарта.

 

С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Минстрой России) проект изменения к стандарту или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Минстрой России).

 

Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Минстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня утверждения изменения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.