КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Стандартизация - нормативный метод обеспечения качества продукции 2 страница
Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуется в информационном указателе "Государственные стандарты Российской Федерации", ежемесячно выпускаемом Госстандартом России. Информация об отмене стандарта также публикуется в информационном указателе, как правило, не позднее чем за три месяца до даты отмены стандарта.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан.
Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.
1.6. Правовые основы стандартизации
1.6.1. Общие положения
Существует два способа воздействия на качество продукции:
1) государственное нормирование требований к техническому уровню и качеству продукции - стандартизация, как специфическая правовая форма регулирования качества;
2) регулирование организации и деятельности государственных органов, предприятий, объединений и организаций в области управления качеством продукции - государственное законодательство о качестве.
Государственное законодательство о качестве подразделяется на три группы нормативных актов, имеющих силу закона Российской Федерации, либо принятых в виде постановления Правительства:
1) нормативные акты "общего характера", изданные по отдельным отраслям права (гражданского, административного, финансового, трудового, уголовного и др.);
2) нормативные акты по вопросам стандартизации, обеспечения единства измерений и качества продукции;
3) нормативные акты текущего законодательства.
1.6.2. Характеристика нормативных актов "общего характера"
-----------------------------------------------------------------------------------------
Отрасли Наименование нормативного Органы, Вид наказания
права акта уполномо-
ченные на
решение
дел
-----------------------------------------------------------------------------------------
Граждан- Гражданский кодекс РФ; За- Народный Экономические
ское кон РФ о защите прав пот- суд; санкции
право телей;
Закон РФ об арбитражном Госарбит-
суде и др. раж, тре-
тейский
суд
---------------------------------------------------------------------------------------
Админи- Кодекс об административных Руководст- Администра-
страти- правонарушениях; Кодекс отрасли тивные взыс-
внное законов о труде и др. (предпри- кания (заме-
право ятия) чание, выго-
вор, строгий
выговор,
увольнение)
----------------------------------------------------------------------------------------
Уголов- Уголовный кодекс РФ Народный В соответст-
ное суд вии со ст.УК
право
и др.
Примечания. 1. Ст.156 УК РФ: "... введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара... наказываются лишением свободы на срок до двух лет либо штрафом от пятидесяти до трехсот минимальных месячных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового".
2. Ст.156.5 УК РФ: "... продажа товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке..., совершенные после наложения административного взыскания за такие же правонарушения, наказываются лишением свободы на срок до одного года либо штрафом от ста до трехсот минимальных месячных размеров оплаты труда с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет".
3. "Законы российские свирепы. Единственное, что умиряет их неукоснительность и безотложность, это неисполнение".
А.Ф.Кони
--------------------------------------------------------------------------------------------
1.6.3. Нормативные акты по вопросам стандартизации, обеспечения единства измерений и качества продукции
Об организации работы по стандартизации;
Об обеспечении единства измерений в стране;
Положение о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений;
Об административной ответственности за нарушение правил по
стандартизации и качеству продукции; и др.
1.6.4. Нормативные акты текущего законодательства
Нормативные акты текущего законадательства подразделя-
ются на постановления, определяющие политику государства в
области стандартизации и качества, а также постановления,
посвященные общим вопросам развития экономики и совершенст-
вования хозяйственного механизма.
1.7. Международная организация по стандартизации (ИСО)
Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. ИСО является неправительственной организацией и пользуется консультативным статусом ООН.
Членами ИСО могут быть:
1) Комитет-Член - национальные организации по стандартизации, причем, от каждой страны в члены ИСО может быть принята только одна организация по стандартизации;
2) Член-Корреспондент - представительство страны, не имеющей национальной организации по стандартизации.
Члены-Корреспонденты имеют право получения литературы
информационного характера, могут участвовать в заседаниях ТК, но без регистрации их как активных членов или членов-наблюдателей.
В настоящее время Комитет-Членами ИСО являются более 90 стран.
ИСО может:
1)устанавливать международные стандарты при условии согласия всех членов;
2) способствовать внедрению и облегчать применение новых прогрессивных стандартов;
3) организовывать обмен информацией о работах своих членов и технических комитетов;
4) сотрудничать с другими международными организациями.
Структура ИСО
Генеральная ассамблея
Совет
(18 стран-членов)
СТАКО
Техническое бюро Исполнительное бюро
ИНФКО
Технические комитеты (ТК)
КАСКО (более 164) Координационные
комитеты по от-
ДЕВКО Подкомитеты (ПК) дельным вопросам
(более 644) (отраслевые комитеты)
ПЛАКО
Рабочие группы (РГ)
СЕРТИКО (более 1600)
МЕТЕСКО
Примечание. СТАКО, ИНФКО, КАСКО, ДЕВКО, ПЛАКО, СЕРТИКО,
МЕТЕСКО - соответственно, комитеты по изучению принципов стандартизации, информации, вопросам обеспечения качества продукции, для развивающихся стран, плановый комитет, комитеты по сертификации и механическим испытаниям.
Официальными языками ИСО признаны русский, английский и французский.
Технические комитеты и подкомитеты осуществляют всю основную работу по созданию международных стандартов.
Технические комитеты учреждаются Советом ИСО при условии, если хотя бы один из Комитет-Членов проявит инициативу и выступит с предложением о создании нового комитета, если не менее пяти Комитет-Членов изъявят желание активно участвовать в его работе, если большинство Комитет-Членов согласятся на создание этого ТК и Совет ИСО сочтет необходимым проведение предлагаемой работы.
Проект международного стандарта считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов данного ТК или ПК.
За все время существования ИСО разработано более 8500 международных стандартов (из них 6800 действуют в настоящее время). Техническая программа ИСО включает более 3500 тем. По 1500 темам работа находится на стадии подготовки проектов международных стандартов и по 2000 темам - на стадии подготовки проектов предложений. Ежегодно разрабатывается более 350 новых, пересматривается около 200 действующих и отменяется порядка 100 устаревших международных стандартов.
Тема 2. Метрологическое обеспечение качества продукции
Народное хозяйство любой страны требует разнообразной информации о параметрах и характеристиках объектов исследований и измерений в науке, производстве, здравоохранении, сельском хозяйстве, на транспорте, в области охраны окружающей среды и в других сфферах человеческой деятельности.
В современной промышленности доля затрат труда на выполнение измерений соствляет в среднем 10% общих затрат труда на всех этапах создания и эксплуатации продукции, а в отдельных отраслях - электронной, радиотехнической, химической и др. - достигает 50...60%.
2.1. Основы метрологического обеспечения народного хозяйства
По ГОСТ 1.25-76
Метрологическое обеспечение - это установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений
Основными целями метрологического обеспечения являются:
повышение качества продукции, эффективности управления производством и уровня автоматизации производственных процессов;
обеспечение достоверного учета и повышение эффективности использования материальных ценностей и энергетических ресурсов;
повышение эффективности мероприятий по профилактике, диагностике и лечению болезней, нормированию и контролю условий труда и быта людей, охране окружающей среды, оценке и рациональному учету использования природных ресурсов; повышение эффективности международного научно-технического, экономического и культурного сотрудничества.
Научная основа метрологического обеспечения - метрология - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
Техническими основами метрологического обеспечения являются:
система государственных эталонов единиц физических величин, обеспечивающая воспроизведение единиц с наивысшей точностью;
система передачи размеров единиц физических величин от эталона всем средствам измерений с помощью образцовых средств измерений и других средств поверки;
система разработки, постановки на производство и выпуска в обращение рабочих средств измерений, обеспечивающих определение с требуемой точностью характеристик продукции, технологических процессов и других объектов в сфере материального производства, при научных исследованиях и других видах деятельности;
система обязательных государственных испытаний средств измерений, обеспечивающая единообразие средств измерений при разработке и выпуске в обращение;
система стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, обеспечивающая воспроизведение единиц величин, характеризующих состав и свойства веществ и материалов.
Информационной основой является система стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, обеспечивающая достоверными данными научные исследования, разработку технологических процессов и конструкций изделий, процессов получения и использования материалов.
Организационной основой метрологического обеспечения является метрологическая служба Российской Федерации, состоящая из государственной метрологической службы и ведомственных метрологических служб.
Руководство метрологическим обеспечением народного хозяйства страны осуществляет Госстандарт России.
Правила и нормы метрологического обеспечения установлены в стандартах Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ).
2.2. Метрологическая служба РФ
2.2.1. Государственная метрологическая служба
Структура государственной метрологической службы:
Госстандарт РФ
Главное управление по метрологии
ВНИИМС (головная организация)
Главные центры госу- Центры государст- Центр Государст-
дарственных эталонов венных эталонов венной службы
стандартных спра-
вочных данных
(ГСССД)
НПО НИИ НИИ НИИ Главный центр
НИИ НИИ стандартных обра-
зцов веществ и
материалов
Эталонная база России представляет собой совокупность первичных и вторичных эталонов, а также исходных установок высшей точности для воспроизведения единиц физических величин. Являясь крупнейшим научно-техническим комплексом, она имеет в своем составе 114 государственных эталонов, более 70 установок высшей точности и 250 вторичных эталонов.
Главные центры государственных эталонов служат головными организациями по закрепленным за ними видам измерений, отвечают за уровень и опережающее развитие метрологического обеспечения, за создание и совершенствование комплексов государственных и рабочих эталонов и исходных образцов средств измерений.
Центры государственных эталонов выполняют те же функции, что Главные центры, но относительно национальных эталонов.
Госстандарт РФ получил современную эталонную базу, включающую 117 государственных эталонов, что составляет 90% эталонов бывшего СССР. Эта эталонная база международно признана входящей в тройку самых совершенных, наряду с базами США и Японии.
2.2.2. Территориальные органы Госстандарта РФ
Структура территориальных органов Госстандарта РФ
Госстандарт РФ
Главное управление по Государственный надзор
метрологии
Центры стандар- НПО "Эталон" Лаборатории государст-
тизации и метро- венного надзора (ЛГН)
логии (ЦСМ)
Ростест и др.
Главные направления деятельности территориальных органов:
анализ состояния измерений и координация работ по выполнению программ метрологического обеспечения народного хозяйства;
хранение и поддержание на надлежащем уровне рабочих эталонов и исходных образцовых средств измерений и передачу размеров единиц физических величин потребителям;
государственные испытания и государственная поверка средств измерений;
прокат средств измерений, особо точные измерения;
сертификация и безопасность продукции.
Из истории метрологического обеспечения
Метрологическая служба России возникла по инициативе Д.И. Менделеева, директора Главной палаты мер и весов России.
В СССР для полного перехода на метрическую систему потребовалось 15 лет. За это время одних только гирь было заменено более 115 млн. штук. В США до сих пор дискутируется вопрос о
введении единой метрической системы. По подсчетам американских специалистов расходы, связанные с введением в стране метрической системы мер, составят от 11 до 25 млрд. долларов.
2.2.3. Ведомственные метрологические службы
Структура ведомственных метрологических служб:
Госстандарт России
Управления по стандартизации, метрологии и
сертификации в отраслях народного хозяйства
Головные институты отрасли по Отделы стандартизации и
стандартизации, метрологии и метрологии предприятий
сертификации
2.3. Государственный метрологический надзор
Основной задачей государственного надзора за соблюдением стандартов является содействие предупреждению нарушений законов Российской Федерации, содержащих обязательные требования к объектам стандартизации, государственных стандартов РФ.
Объектами государственного надзора являются:
нормативные документы по стандартизации и техническая документация;
продукция, процессы и услуги;
иные объекты в соответствии с действующим законодательством о государственном надзоре.
Структура органов государственного надзора:
Госстандарт РФ
Главное управление государственного надзора
Лаборатории государственного надзора (ЛГН)
Формами организации государственного надзора являются комплексные, групповые и целевые проверки.
При комплексных межотраслевых проверках наряду с проверкой соответствия конечной продукции требованиям стандартов и технических условий проверяется качество применяемых для ее изготовления сырья, комплектующих изделий, оборудования и др. Как правило, такие проверки охватывают все стадии жизненного цикла изделий (НИР, ОКР, ТПП, производство, применение и ремонт).
При проведении групповых проверок одновременно проверяют качество одноименной продукции, выпускаемой различными предприятиями.
Целевые проверки включают надзор за:
производством продукции высшей категории;
соблюдением стандартов на экспортную продукцию и др.
Проверку проводят должностные лица органов Госстандарта РФ, имеющие квалификацию государственного контролера, государственного доверителя, а также привлекаются представители изготовителей и потребителей продукции, инспекции по качеству продукции и органов технического контроля.
В случае выявления нарушений стандартов, ТУ и иных правил территориальные органы Госстандарта могут установить следующие предписания: запрещение реализации продукции, экономические санкции, запрещение применения средств измерения и др. На основе предписаний, выданных органами госнадзора финансовые органы прекращают кредитования и др. финансовые операции.
Органы госнадзора имеют право направлять материалы проверки в следственные органы для привлечения виновных должностных лиц к уголовной ответственности, а также в органы Госарбитража - для привлечения этих предприятий к имущественной ответственности.
P.S. В 1994 г. В Московском регионе наложены штрафы (более
2,7 млрд.р.) на 264 предприятия и наказаны 180 руководителей
на общую сумму 97 млрд.р., рассмотрены в арбитражном суде
пять дел и все выиграны.
2.4. Международные метрологические организации
1870 г. - международное совещание "о необходимости установления прототипов мер" по инициативе Петербургской академии наук
1872 г. - организация международной комиссии по изготовлению прототипов мер длины и массы
1875 г. - Международная дипломатическая конференция "для обеспечения международного единства и усовершенствования метрической системы", закончившаяся подписанием Метрической конвенции
1875 г. - создание Международной организации мер и весов (МОМВ)
В настоящее время Метрическую конвенцию подписали более 40 стран, а метрическая система мер узаконена более чем в 110 стран мира.
_Структура Международной организации мер и весов
(МОМВ)
Генеральная конференция по мерам и весам
Международный комитет по мерам и весам
Международное бюро Консультативные комитеты
мер и весов (МБМВ),
имеющее интернацио-
нальные территории
Основная задача МБМВ - хранение и поддержание международных эталонов различных единиц и сличение с ними государственных эталонов.
1933 г. - Генеральная конференция по мерам и весам по вопросу законодательной метрологии
1956 г. - подписание межправительственной конвенции об учреждении Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ)
В настоящее время членами МОЗМ являются 35 стран мира.
Задачи МОЗМ:
установление характеристик и качеств, которые должны быть присущи измерительным приборам, рекомендованным для применения в международном масштабе;
составление типового проекта закона и регламента, относящихся к измерительным приборам и их применению;
разработка проекта материальной организации типовой службы по поверке измерительных приборов и контролю за ними;
создание центра документации и информации о национальных службах контроля за измерительными приборами, подлежащими надзору в соответствии с правилами, установленными законами, и об их поверке.
Структура Международной организации законодательной метрологии:
Международная конференция законодательной
метрологии
Международный комитет законодательной
метрологии
Президент
Совет президента
Секретариаты- Секретариаты- Центр доку-
пилоты докладчики ментации
Наряду с международными метрологическими организациями
действуют также региональные организации.
Тема 3. Качество продукции и методы его оценки
3.1. Основные термины и определения в области качества продукции
Основной терминологический документ в области качества - международный стандарт ISO 8402:1994(E/F/R) "Управление качеством и обеспечение качества. Словарь", поясняющий и стандартизирующий термины по качеству, как они применяются в области управления качеством продукции.
В общедоступном употреблении слово "качество" означает разные понятия:
соответствие требованиям;
степень превосходства.
В соответствии с ISO 8402:1994 понятие "соответствие требованиям" означает "качество", а "степень превосходства"
- "градация (класс, сорт)"
Качество - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
Объект - то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс; продукция; организация, система или отдельное лицо, или любая комбинация из них.
Градация качества - категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.
Требования к качеству - выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки.
Требования к качеству должны быть выражены в функциональных терминах и документально оформлены.
Для выражения превосходной степени в сравнительном или в количественном смысле при проведении технических оценок термин "качество" используется с качественными прилагательными:
относительное качество - когда объекты классифицируются в зависимости от их степени превосходства или в сравнительном смысле (не путать с градацией);
уровень качества - при количественной статистической оценке;
мера качества - когда проводятся точные технические оценки.
Продукция - результат деятельности или процессов.
Целесообразно определить четыре общие категории продукции:
а) оборудование (технические средства);
б) программное обеспечение (средство);
в) перерабатываемые материалы;
г) услуги.
Эти четыре общие категории продукции охватывают все виды продукции, поставляемые организациями.
Продукция может:
включать услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение или комбинации из них;
быть материальной (например, узлы или перерабатываемые материалы) или нематериальной (например, информация или понятия), или комбинацией из них;
быть намеренной (например, предложение потребителям) или ненамеренной (например, отходы горного предприятия).
Количественно или качественно установленные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки, называются показателями качества.
Различают следующие показатели качества продукции:
единичный, qei - относящийся только к одному свойству;
Пример: прочность бетона на сжатие.
комплексный, qк = f{ iqei}n - относящийся к нескольким свойствам;
Пример: пожаростойкость ковровых покрытий.
обобщенный, qo = f{ iqei}m - относящийся к такой совокупности свойств, по которой принято оценивать качество продукции;
Пример: номенклатура показателей качества.
интегральный, qи - отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание, эксплуатацию или потребление;
Пример: мост, здание театра и др.
базовый, qбi - показатель качества продукции, принятой за исходную при сравнительных оценках;
относительный, qот = qei/qбi - представляющий собой отношение показателя качества продукции к соответствующему базовому показателю;
определяющий, qi - показатель качества продукции, по которому оценивают качество.
Уровень качества продукции - относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.
3.2. Номенклатура показателей качества продукции
Показатели качества продукции в зависимости от задач оценки ее уровня классифицируются по различным признакам (табл.)
Таблица
Классификация показателей качества продукции в
зависимости от задач оценки ее уровня
--------------------------------------------------------------------------------------------
Признак клас- Наименование показателей
сификации в группе
--------------------------------------------------------------------------------------------
По характери- 1) назначение (+);
зуемым свойс- 2) сохраняемость (+)
твам 3) эргономичность и эстетичность (++)
4) технологичность (+);
5) стандартизация и унификация (++)
6) патентно-правовые показатели (++);
7) экологические показатели (++);
8) безопасность (++);
9) транспортабельность (+)
Примечание. Знак (+) означает применимость, а знак (++) ограниченную применимость соответствующих подгрупп показателей качества в горнодобывающей промышленности в настоящее время.
--------------------------------------------------------------------------------------------
По способу вы- 1) показатели, выраженные в натуральных
ражения единицах (килограмм, метр, балл,
безразмерные единицы);
2) показатели, выраженные в стоимостных единицах
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |