Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Стандартизация - нормативный метод обеспечения качества продукции 4 страница




 

Эксперты-аудиторы Системы проходят подготовку по программам, принятым в Системе, и аттестуются в установленном порядке.

 

Официальное признание органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров) и экспертов-аудиторов, в том числе зарубежных, удостоверяются аттестатом, зарегистрированном в Государственном Реестре Системы.

 

Органы, лаборатории, эксперты-аудиторы, нарушающие правила Системы, исключаются из Реестра. Информация об этом доводится до участников Системы и общественности.

 

Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованных органов и экспертов-аудиторов в Системе организует Госстандарт России.

 

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, состоянием ее производства осуществляет орган, проводящий сертификацию этой продукции, как правило, с привлечением территориальных органов Госстандарта России, уполномоченных на право проведения этой деятельности.

 

Система предусматривает участие в инспекционном контроле обществ потребителей и торговой инспекции, а также использование информации, получаемой от этих органов.

 

Предприятия, сертифицировавшие свою продукцию в Системе, обязаны маркировать Знаком соответствия продукцию (тару, упаковку), товаросопроводительную документацию.

 

Знаки соответствия государственным стандартам в системе установлены в ГОСТ 28197-90 (рис.).

 

Рассмотрение апелляций по результатам аккредитации,

 

аттестации и сертификации осуществляется Комиссией по апелляциям, создаваемой Госстандартом России с привлечением представителей органов по сертификации, научно-технических обществ и ассоциаций, обществ потребителей.

 

Основой информационного обеспечения является Государственный Реестр Системы. Данные Реестра, а также информацию, получаемую от органов по сертификации и других участников Системы, Госстандарт России периодически публикует в своих изданиях или в специальных справочниках.

 

Расходы по проведению сертификации, аккредитации и аттестации оплачивают заявители.

 

Официальным языком Системы является русский.

 

Изложенные выше правила могут быть использованы при добровольной сертификации.

 

4.2.4. Структура Системы сертификации

 

Организационную структуру Системы образуют:

 

- Госстандарт России;

 

- органы по сертификации однородной продукции;

 

- испытательные лаборатории (центры).

 

Научно-методическим центром Системы является Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации.

 

4.3. Схемы сертификации

 

Сертификация в рамках международной системы или соглашения выполняется по определенной схеме.

 

Схемы, принятые в зарубежной и международной практике и обеспечивающие необходимую доказательность сертификации, классифицированы ИСО следующим образом:

 

__________________________________________________________

 

Вид испыта- Вид провер- Вид инспекционного контроля

 

ния образ- ки произ- __________________________________

 

цов водства Периодический конт- Контроль

 

роль образцов производства

 

___________________________________________________________

 

Испытания

 

типа:

 

1 - - - -

 

2 - Испытания - -

 

образцов,

 

взятых в

 

торговле

 

3 - - Испытания -

 

образцов,

 

взятых у

 

изготови-

 

теля

 

4 - Испытания Испытания -

 

образцов, образцов,

 

взятых в взятых у

 

торговле изготови-

 

теля

 

5 Аттестация Испытания Испытания Контроль

 

производс- образцов, образцов, стабильнос-

 

тва взятых в взятых у ти условий

 

торговле изготови- производст-

 

теля ва

 

6 Сертификция - - Контроль

 

системы за стабиль-

 

обеспечения ностью сис-

 

качества темы обес-

 

изготовите- печения ка-

 

ля чества из-

 

готовителя

 

7. Испытания - - - -

 

партии

 

8. Испытания - - - -

 

каждого

 

образца

 

__________________________________________________________

 

4.4. Порядок проведения сертификации

 

Сертификцию продукции, в том числе импортируемой, в Системе проводят органы по сертификации продукции, а при их отсутствии - Госстандарт России.

 

Порядок проведения сертификации продукции в общем случае включает:

 

- принятие решения по декларации-заявке;

 

- отбор, идентификацию образцов и их испытания;

 

- аттестацию производства сертифицируемой продукции (если это предусмотрено схемой сертификации или по желанию заявителя);

 

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

 

- выдачу сертификата соответствия и внесение сертифицированной продукции в Государственный Реестр Системы;

 

- признание сертификата соответствия, выданного зарубежным или международным органом;

 

- осуществление инспекционного контроля за стабильностью сертифицированных характеристик продукции;

 

- информацию о результатах сертификации.

 

В документе, устанавливающем порядок сертификации должны быть указаны схемы сертификации.

 

Схема обязательной сертификации определяется Госстандартом России с учетом особенностей производства, испытаний, поставки и использования данной однородной продукции.

 

Схема добровольной сертификации определяется органом по сертификации с учетом предложений заявителя.

 

Иcпытания для сертификации проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

 

Количество образцов, порядок их отбора, идентификации и хранения устанавливаются нормативными или организационно-методическими документами по сертификации данной продукции и методиками испытаний.

 

Аттестация производства проводится аккредитованными в Системе на право этой деятельности органами по методике, которая должна предусматривать выявление технологических и контрольных операций, влияющих на сертифицируемые характеристики и оценку их стабильности.

 

Сертификат соответствия на продукцию выдается органом по сертификации на типовой представитель продукции, партию продукции или на каждое изделие.

 

Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на продукцию, а также срока, на который аттестовано производство или сертифицирована система обеспечения качества, но не более чем на три года.

 

При выдаче сертификата на изделие или на партию продукции орган по сертификации или по его поручению - изготовитель (поставщик) маркирует изделие и (или) упаковку, тару и сопроводительную документацию знаком соответствия.

 

4.5. Международные организации по качеству и сертификации

 

продукции

 

Комитет ИСО по оценке соответствия продукции требованиям стандартов КАСКО создан в начале 70-х годов в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира.

 

В настоящее время в его работе принимают участие 28 комитет-членов и 24 страны участвуют в качестве наблюдателей.

 

Работа по подготовке рекомендаций по вопросам сертификации проводится рабочими группами, среди которых, например, рабочие группы по терминологии, по форме протоколов испытаний, по юридической ответственности за сертификацию, по знаку соответствия продукции требованиям стандартов и др.

 

КАСКО - один из самых активных комитетов ИСО. Им подготовлено 16 руководств, которые опубликованы совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК).

 

В 1970 г. был опубликован буклет "Сертификация. Принципы и практика", в котором наряду с рассмотрением разновидностей сертификации, встречающихся в практике отдельных стран, рассматриваются экономические вопросы сертификации, целесообразность выбора той или иной разновидности в зависимости от конкретных условий и др.

 

В ИСО создан специальный комитет по сертификации - СЕРТИКО. Этим комитетом подготовлен свод принципов сертификации, получивший название "Кодекс принципов ИСО/МЭК по системам сертификации третьей стороной на соответствие стандартам".

 

Круг полномочий СЕРТИКО:

 

изучение средств обеспечения взаимного признания надежности национальных и региональных знаков соответствия;

 

участие в разработке и развитие национальных и региональных систем сертификации с тем, чтобы можно было обеспечить развитие сертификации на основе стандартов ИСО и в будущем использовать Знак ИСО в качестве знака соответствия стандартам;

 

разработка методов контроля за использованием стандартов ИСО в системах сертификации.

 

Технический комитет ИСО 176 "Системы обеспечения качества" создан в 1979 г. В 1987 г. были опубликованы подготовленные этим комитетом 4 стандарта ИСО (серия 9000).

 

Кроме того, ранее был разработан трехязычный словарь терминов и определений в области обеспечения качества продукции (ИСО 8402-86).

 

Особенностью деятельности МЭК в области качества продукции является создание международной системы сертификации под ее эгидой. В отличие от ИСО, которая занимается вопросами сертификации с точки зрения разработки основополагающих принципов, МЭК решает эти вопросы с практической точки зрения.

 

В 1970 г. была создана система сертификации изделий электронной техники МЭК (конденсаторы, резисторы, транзисторы, диоды и др.) на соответствие требованиям стандартов МЭК.

 

Другой системой сертификации, созданной в рамках МЭК, является система сертификации электротехнических изделий, направленная исключительно на обеспечение безопасности этих изделий (главным образом бытовых электроприборов) и не охватывающая потребительские свойства этой продукции.

 

Европейская организация качества (ЕОК) создана в 1957 г. с целью разработки, пропаганды применения практических методов и теоретических принципов управления качеством для улучшения качества продукции и услуг. В ЕОК принимают участие 25 европейских стран, кроме того на основе специальных соглашений участвуют региональные организации по качеству, представители США, Японии, КНР, Колумбии, Новой Зеландии, Чили и др.

 

В ЕОК существует 4 вида членства: полноправное, почетное, коллективное и индивидуальное. В целом всеми видами членства представлены 52 страны Европы, Азии, Америки и Африки.

 

Ассоциация по сертификации Европейского комитета по стандартизации (СЕНСЕР) под руководством Европейского комитета по стандартизации (СЕН) объединяет национальные органы по стандартизации Европейского экономического сообщества ("Общий рынок") и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).

 

Международная конференция по аккредитации испытательных

 

лабораторий (ИЛАК)

 

Международный центр по обеспечению качества

 

Международная организация по пищевым и сельскохозяйственным продуктам (ФАО), являющаяся специализированным агентом ООН

 

Тема 5. Системы обеспечения качества продукции

 

5.1. Сущность, цели и задачи систем обеспечения качества

 

5.1.1. История систем управления качеством и обеспечения качества

 

Требования потребителя содержатся в Технических условиях. Однако сами по себе Технические условия могут не быть гарантией того, что требования потребителя будут действительно удовлетворены, если в организационной системе, включающей снабжение продукцией и ее обслуживание, имеются какие-либо несоответствия. Поэтому данные соображения привели к разработке стандартов на системы качества и

 

руководящих указаний, дополняющих соответствующие требования к продукции, приведенные в Технических условиях.

 

Чтобы быть конкурентоспособным и вести успешную экономическую деятельность, организациям и (или) поставщикам необходимо применять высокоэффективные и результативные системы, использование которых должно вести к постоянному улучшению качества и повышению удовлетворенности потребителей и других заинтересованных лиц организации (работников, владельцев, субподрядчиков, общества).

 

Международные стандарты "семейства ИСО 9000"

 

предназначены для обеспечения общего стержня стандартов на

 

системы качества, применимых к основным отраслям

 

промышленности и экономики. Требования к системе качества по

 

существу одни и те же для всех общих категорий продукции,

 

однако терминология и детали административных систем и

 

акценты могут отличаться.

 

Международные стандарты семейства ИСО 9000, как "методических указаний", так и "требований", написаны в виде задач систем качества, которые предстоит выполнить. Данные международные стандарты не описывают, как достичь выполнения этих задач, но предоставляют такой выбор руководству.

 

Целью указанных международных стандартов не является навязывание единообразия системам качества. Система качества организации зависит от задач организации, вида производимой ею продукции и присущего ей конкретного практического опыта. На проектирование и внедрение системы качества неизбежно должны оказать влияние конкретные задачи, виды продукции и процессы, а также конкретный практический опыт организации. Поэтому система качества одного предприятия также отличается от системы качества другого предприятия.

 

5.1.2. Основные термины и определения, относящиеся к системе качества (ISO 8402:1994)

 

Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества и официально сформулированные высшим руководством

 

Примечание. Политика в области качества является элементом общей политики и утверждается высшим руководством.

 

Общее руководство качеством/административное управление качеством - те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества

 

Примечания

 

1. Обязанности по общему руководству качеством лежат на всех уровнях управления, но управлять ими должно высшее руководство. В общее руководство качеством вовлекаются все члены организации.

 

2. При общем руководстве качеством акцент делается на экономические аспекты.

 

Планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества

 

Примечание

 

Планирование качества охватывает:

 

а) планирование качества продукции; идентификация, классификация и оценка характеристик качества, а также установление целей, требований к качеству и штрафных санкций;

 

б) планирование управленческой и функциональной деятельности; подготовка применения системы качества, в том числе организация и составления календарного графика;

 

в) подготовку программы качества и выработку предложений по улучшению качества.

 

Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству

 

Примечания

 

1. Управление качеством включает методы и виды деятельности оперативного характера, направленные как на управление процессом, так и на устранение причин неудовлетворительного функционирования на всех этапах петли качества для достижения экономической эффективности.

 

Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнен, требования к качеству

 

Примечания

 

1. Существуют как внешние, так и внутренние цели обеспечения качества:

 

а) внутреннее (в рамках организации) обеспечение качества создает уверенность у руководства;

 

б) внешнее (в контрактных или других ситуациях) обеспечение качества создает уверенность у потребителя или других лиц.

 

2. Некоторые действия по управлению качеством и обеспечению качества взаимосвязаны.

 

3. Если требования к качеству не отражают полностью потребности пользователя, обеспечение качества может не создать достаточной уверенности.

 

Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством

 

Примечания

 

1. Масштабы системы качества должны соответствовать целям в области качества.

 

2. Система качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией. Она шире, чем требования определенного потребителя, который оценивает только ту часть системы качества, которая относится к этим требованиям.

 

Руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества организации

 

Примечания.

 

1. Руководство по качеству может охватывать всю деятельность организации или только ее часть. Наименование и область деятельности определенного Руководства отражает сферу его применения.

 

2. Руководство по качеству обычно содержит или по крайней мере ссылается на:

 

а) политику в области качества;

 

б) ответственность, полномочия и взаимоотношения персонала, который осуществляет руководство, исполняет, проверяет или анализирует работу, влияющую на качество;

 

в) методики системы качества и инструкции;

 

г) положение по пересмотру и корректировке руководства.

 

3. Руководство по качеству может различаться по объему и формату, с учетом потребностей организации. Оно может состоять из нескольких документов. В зависимости от назначения Руководства оно иногда называется "Руководство по обеспечению качества" или " Руководство по административному управлению качеством".

 

Программа качества - документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту

 

Примечания

 

1. Программа качества обычно содержит ссылки на части Руководства по качеству, применяемые к отдельным случаям.

 

2. В зависимости от назначения Программы она иногда называется "Программа обеспечения качества" или "Программа

 

административного управления качеством".

 

5.1.3. Ключевые цели и ответственность за качество

 

Каждая организация, выступающая в роли поставщика, имеет пять отдельных групп заинтересованных лиц: потребители, работники, владельцы, субподрядчики и общество. Требования общества становятся более жесткими во всем мире.

 

Поставщик должен уделять внимание требованиям и запросам всех своих заинтересованных лиц.

 

----------------------------------------------------------------------------------------

 

Заинтересованные лица Типичные требования или запросы

 

поставщика

 

---------------------------------------------------------------------------------------

 

Потребители Качество продукции

 

Работники Карьера и (или) удовлетворение работой

 

Владельцы Показатели инвестирования

 

Субподрядчики Возможность непрерывного

 

предпринимательства

 

Общество Ответственное управление

 

----------------------------------------------------------------------------------------

 

Организация должна:

 

а) достигать, поддерживать и стремиться к постоянному улучшению качества своей продукции в соответствии с требованиями к качеству;

 

б) улучшать качество своей работы с целью постоянного удовлетворения всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц;

 

в) обеспечивать уверенность своему внутреннему руководству и другим работникам в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются и что происходит улучшение качества;

 

г) обеспечивать уверенность потребителям и другим заинтересованным лицам в том, что требования к качеству достигаются или будут достигнуты в поставляемой продукции;

 

д) обеспечивать уверенность в том, что требования к

 

системе качества выполняются.

 

Примечание. Требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими требованиями к

 

продукции.

 

5.2. Концепция процесса управления качеством продукции

 

1. Всякая работа выполняется как процесс.

 

Процесс сам по себе является (или должен быть) преобразованием, которое добавляет ценность. Каждый процесс включает определенным образом трудовые и (или) другие ресурсы.

 

2. Каждый процесс имеет вход и выход.

 

--------------

 

I I

 

Вход---х---- I Процесс I----х--- Выход

 

I х I

 

--------------

 

Примечание. Обозначены (х) точки выполнения измерений, определяющих благоприятные возможности для изменения процесса.

 

Выход является результатом процесса. Выход - продукция, материальная или нематериальная. Выходом может быть топливо, программный продукт, прибор, банковская услуга и др.

 

Входы и выходы бывают нескольких типов:

 

Тип Примеры

 

---------------------------------------------------------------------------------------

 

1. Входы (выходы), Сырье, промежуточная продукция,

 

связанные с продукцией конечная продукция, образец

 

продукции

 

2. Входы (выходы), Требования к продукции, харак-

 

связанные с информацией теристика продукции и состояния

 

информации, вспомогательные

 

функции связи, обратная связь о

 

рабочих характеристиках продукции

 

и потребностях, данные измерения

 

образца продукции

 

---------------------------------------------------------------------------------------

 

3. Существует взаимосвязь процессов с потоками продукции и

 

информацией в цепочке поставки

 

Требования Требования

 

...............................

 

v. v.

 

------------------

 

I Процесс I

 

Процесс --------> I компании - I --------> Процесс

 

субпоставщика...> I поставщика I........> потребителя

 

------------------

 

v. v.

 

..................................

 

Обратная Обратная

 

связь связь

 

Примечания

 

1. Потоки продукции и информации обозначены, соответственно, сплошной и пунктирной линиями.

 

2. Обратная связь осуществляется на основании измерений характеристик продукции и показателей состояния процессов.

 

4. Процессом необходимо управлять по двум направлениям:

 

через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации; и через качество продукции или информации, протекающих внутри структуры.

 

5. В организации важно выделить основные процессы, упростить и расставить процессы в зависимости от приоритетов с целью общего руководства качеством.

 

Для выяснения взаимодействия, ответственности и полномочий у каждого процесса должен быть владелец - лицо, несущее за него ответственность. Проблемы имеют тенденцию появляться там, где персонал должен управлять несколькими процессами и их взаимосвязями, особенно крупными процессами, охватывающими ряд функций.

 

Качество процессов, за которые ответственно исполнительное руководство, таких, как стратегическое планирование, является особенно важным.

 

6. В рамках общей организационной структуры должны быть четко установлены функции, относящиеся к системе качества, определены границы ее полномочий и каналы передачи информации.

 

Система качества должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать соответствующее и непрерывное управление всеми видами деятельности, влияющими на качество.

 

Система качества функционирует посредством процессов и состоит из ряда элементов. Для эффективности системы качества следует определить эти процессы и соответствующие ответственность, полномочия, методики и ресурсы.

 

Типичными процессами системы качества являются:

 

а) маркетинг и изучение рынка;

 

б) проектирование и разработка продукции;

 

в) планирование и разработка процессов;

 

г) закупки;

 

д) производство или предоставление услуг;

 

е) проверки;

 

ж) упаковка и хранение;

 

з) реализация и распределение;

 

к) монтаж и ввод в эксплуатацию;

 

л) техническая помощь и обслуживание;

 

м) послепродажная деятельность;

 

н) утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.

 

Система качества нуждается в координации и совместимости составляющих ее процессов, а также в определении их взаимодействия.

 

Система качества должна включать документированные процедуры Общего руководства в соответствующем объеме. Общее руководство охватывает весь жизненный цикл продукции, начиная с ранней стадии проектирования.

 

Руководство должно определить требования системы качества к использованию ресурсов (например, людских и материально-технических) и выделить соотвествующие ресурсы в необходимом объеме для обеспечения проведения политики в области качества и достижения поставленных целей.

 

7. Проверки систем качества

 

Проверки могут проводиться самой организацией или от ее имени (первой стороной), ее потребителями (второй стороной) или независимыми органами (третьей стороной). Проверка второй или третьей сторонами может повышать степень объективности с позиции заказчика.

 

Примечание. Проверка первой стороной часто называется "внутренней" проверкой, в то время как проверки качества второй и третьей сторонами часто называются "внешними" проверками.

 

Характеристика различных способов проверки систем качества:

 

Вид проверки Орган (или Цель проверки

 

лицо), осу-

 

ществляющее

 

проверку

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

 

Проверка пер- Члены органи- Получение информации для

 

вой стороной зации или проведения эффективного

 

другие лица анализа со стороны руковод-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.221 сек.