КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Композиция и компонент
1) Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. S. 129. “ Компонент. Элемент бóльшего целого (композиции). Фактор, содействующий в организации надрядовой конструкции”. “ Композиция (конструкция литературного произведения). Принцип выбора и система формально-содержательных структур в произведении, является реализацией типовой структуры литературного рода или разновидности в конкретном сочинении. Целесообразное расположение материала в целостности произведения”. 2) Wilpert G. von. SachwÖrterbuch der Literatur. “ Композиция (лат. compositio — составление) прежнее обозн. для формального строения словесного художественного произведения как упорядочения отдельных частей по определенным организующим принципам, каковы общность, противопоставление, повышение <...> (S. 473). 3) Cuddon J.A. The Pinguin Dictionary of Literary Terms and Literary Theory. “Композиция. Учебники по этому предмету различают четыре вида прозаической композиции: экспозиция, аргумент, описание и нарратив” (p.). 4) Словарь литературных терминов. В 2-х т. Т. 1. а) Зунделович Я. Композиция. Стлб. 371-374. “Под композицией в широком смысле этого слова следует понимать совокупность приемов, использованных автором для «устроения» своего произведения, приемов, создающих общий рисунок этого последнего, распорядок отдельных его частей, переходов между ними и т. п. Сущность композиционных приемов сводится, таким образом, к созданию некоторого сложного единства, сложного целого и значение их определяется той ролью, которую они играют на фоне этого целого в соподчинении его частей”. “Из основных видов композиции, наравне с названным ораторским, можно назвать композицию повествовательную, описательную, изъяснительную...” б) Петровский М. Компонент. Стлб. 374-375. “ Компонент как термин поэтики в учении о литературной композиции обозначает такие части произведения, которые могут быть выделены как существенные для его строения и состава. В качестве внешних компонентов могут рассматриваться: глава, строфа, даже иногда отдельная фраза, стопа и пр.; или — стилистически обособленные моменты, как повествовательные, описательные части, прямые и косвенные характеристики, диалог, лирические отступления, поскольку они характерны в своих сочетаниях для композиции целого; или — такого рода части, как вступление, заключение, эпилог и т. п. С другой стороны, компонентами обозначаются и элементы внутренней структуры: сюжет, тема, отдельные персонажи в их группировках”. 5) Ревякин А. Композиция // Словарь литературоведческих терминов. С.153-155. “ Композиция <...> построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении”. 6) Кожинов В.В. Композиция // КЛЭ. Т. 3. Стлб. 694-696. “ К. <...> — членение и взаимосвязь разнородных элементов или, иначе, компонентов лит. произведения. Иногда вместо термина «К.» употребляют близкие по смы-слу слова: архитектоника, построение (или строение), структура, конструкция и т. п. Термин «К.» не имеет однозначного толкования; под К. иногда понимают чисто внешнюю организацию произведения (деление на главы, части, явления, акты, строфы и т. п. — «внешняя К.»), иногда же ее рассматривают как структуру художественного содержания, как его внутреннюю основу («внутренняя К.»). Притом К. ча-сто отождествляют с другими категориями теории лит-ры — сюжетом, фабулой даже системой образов. Все это делает термин «К.» весьма многозначным и расплывчатым. По мнению нек-рых исследователей, понятие К. приобретает более строгий и специфич. смысл. когда более определенным образом трактуется единица, простейший элемент К., или, иными словами, компонент лит. произв. <...> Единицей же композиции или компонентом, по мнению этих теоретиков, является <...> такой «отре-зок» произведения, в пределах к-рого сохраняется одна определенная форма, точнее один способ или «ракурс» лит. изображения — напр., динамич. повествование, статич. описание (характеристика), диалог, реплика, монолог или т. н. внутренний монолог, письмо персонажа, лирич. отступление и т. п. <...> Рассмотрение произв. в данной плоскости <...> остается за рамками других категорий теории лит-ры. Простейшие единицы К. объединяются в более сложные и крупные компоненты: напр., зарисовки портрета, пейзажа, психич. состояния, поступка, разговора и т. п. Еще более крупным и более самостоятельным компонентом является сцена (и в драме, и в эпосе). <...> Особый характер имеет К. в лирике, где членение произведения неразрывно связано со структурой стиха”. Когда К. понимают широко <...> при такой трактовке приходится различать К. сюжета, К. фабулы, К. образов и т. п. и, кроме того, К. как таковую (взаимо-действие отд. компонентов и сцен). <...> изложенная т. зр. закрепляет за термином К. его специфич. значение и объект, предлагая в остальных случаях использовать достаточно распространенные термины «строение сюжета» (или «сюжетосложение») и «система образов»”. 7) Хализев В.Е. Композиция // ЛЭС. С.164. “ К. <...>, расположение и соотнесенность компонентов худож. формы, т. е. построение произв., обусловленное его содержанием и жанром. <...> К. скрепляет элементы формы и соподчиняет их идее”. “Литературоведы, понимающие К. более локально, считают ее осн. единицей отрезок текста, в пределах к-рого сохраняется одна т.зр. (того или иного персонажа, или рассказчика, или повествователя) на изображенное либо один способ изображения: динамич. повествование или статич. описание <...>“. 8) Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов. “ Композиция — сеть отношений между сюжетами, охватывающими в совокупности все произведение” (с. 45).
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |