КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Повествование
I. Словари Тема 17. Проблема повествования и композиционные формы речи. Повествование, описание, характеристика ВОПРОСЫ 1. Определения какого из двух основных (в рамках этой темы) терминов — “точка зрения” и “композиция” — встречаются чаще? Значение какого из них обычно считается более ясным и очевидным? 2. Сравните различные определения понятия “точка зрения” в справочной и специальной литературе. Выделите наиболее полные и точные, по Вашему мнению. Мотивируйте свой выбор. 3. Сравните разные трактовки значения термина “композиция”. Всегда ли в них оговорено, что именно следует считать “компонентом”? Насколько это необходимо или целесообразно, на Ваш взгляд? В какой степени учитываются различия в значении понятия, когда речь идет о разных типах художественных текстов (эпическая проза, лирическое стихотворение, драма)? Следует ли их учитывать? 4. Можно ли признать удовлетворительной такую “расшифровку” значения термина “композиция”, как “строение произведения”? Всегда ли вопрос о композиции связывается с понятием “точка зрения”? Насколько закономерна, на Ваш взгляд, такая связь? Попытайтесь выделить основные направления в разработке проблем композиции, представленные выше в подборке фрагментов научных текстов. 5. Различаются ли в научной литературе понятия “субъект речи” и “носитель точки зрения”? Укажите примеры таких разграничений, если они Вам известны, и объясните, в чем их необходимость и значение для анализа текста. 1. Sierotwiński S. Słownik terminów literackich. “ Наррация. Форма, передающая изображенные происшествия в их причинно-следственных связях, мотивирующая соединение их в последовательности, извещающая о ситуациях и отношениях; принимает вид информации, представляющего рассказа, реляции. Наррация авторская. Рассказ, который можно трактовать как непосредственно исходящий от автора произведения, может становиться единственной передающей формой в литературном сочинении, доминировать в нем или выступать фрагментарно, принимать иногда вид авторского комментария” (S. 165). “Рассказ (narratio). 1. Передающая форма, используемая главным образом в эпике; является системой динамических мотивов, связанных временной последовательностью. В основном восстанавливает ход происшествий в прошедшем и если пользуется иногда настоящим временем, то для того, чтобы сделать более пластичным представляемое действие. От других нарративных разновидностей, напр., от информации, отличается динамичной переменой мотивов” (S. 177). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. “ Сообщение, короткое, трезво-фактичное, последовательное изображение хода действия без украшающих отступлений и объясняющих размышлений: последовательность высказываний; продвигает во взаимосвязи с другими видами речи (описание, рассуждение) действие вперед; применяется особенно в коротких рассказах и новеллах (Клейст) или в концентрирующих время частях нек. романов, в драме как С. вестников...” (S. 88-89). 3) Wyss U. Erzählen // Das Fischer Lexicon/ Literatur. Band 1. S. 594-609. “Ведь что означает «рассказывание»? Это человеческое поведение, смысл которого не постигается без дальнейшего; оно имеет дело с коммуникацией между людьми, не растворяясь однако в прагматике целенаправленного сообщения”(S. 594). 4) Prince G. A Dictionary of Narratology. “ Нарратив — изложение (как продукт и процесс, объект и акт, структура и структуризация) одного или большего числа реальных или фиктивных событий, сообщаемых одним, двумя или несколькими (более или менее очевидными) рассказчиками одному, двум или нескольким (более или менее очевидным) адресатам” (p. 58 — Пер. Н.Д.Тамарченко). 5) Barnet S., Berman M., Burto W. Dictionary of Literary, Dramatic and Cinematic Terms. “Повествование: история (длинная или короткая, прозаическая или поэтическая), рассказанная повествователем и, таким образом, отличная от пьесы” (p. 73). 6) The Longman Dictionary of Poetic Terms / By J. Myers, M. Simms. “ Повествование <narratio> (от латинского «рассказывать, сообщать»...) — риторическая форма, заключающаяся в повествовании о событиях в их причинно-следственной связи” (p.206). 7) Dictionary of Literary Terms / By H. Shaw. “Повествование — форма дискурса, главная цель которого сообщить о событии или серии событий” (Р. 250). “ Сообщение — перечисление или изложение, описывающее в деталях ситуацию или событие. Сообщение обычно основывается на наблюдении, исследовании или и том, и другом” (p. 320). 8) A Dictionary of Modern Critical Terms / By R. Fowler. “ Повествование — это изложение серии фактов или событий и установление некоторых связей между ними. Термин обычно применяется к художественной литературе, древнему эпосу, средневековому и современному роману или рассказу. В художественной литературе природа взаимоотношений читателя и текста имеет решающее значение, поэтому здесь так важно повествование. Это может быть автор, говорящий «от своего лица»; автор, принявший одну из ролей по отношению к читателю, как, например, роль честного друга или шутливого спутника или врага; «персонаж» или «персонажи», введенные для того, чтобы «рассказывать». Повествование имеет два взаимосвязанных аспекта. Первый — это вопрос о содержании, соединении материала, причем имеются в виду и особенности этого соединения. Другой — риторический, т. е. каким образом это повествование представлено читателю” (p. 122). 9) Локс К. Рассуждение // Словарь литературных терминов. Стлб. 695-697. “ Р. Доказательное развитие какого-нибудь отвлеченного положения до степени его очевидности...” “Оно является одним из основных средств аналитического романа <...> Особенность рассуждений Толстого заключается в том, что они даются в форме отступлений...” 10) Чудаков А.П. Повествование // Клэ. Т. 5. С. 813. “ П. — весь текст эпич. лит. произв. за исключением прямой речи (голоса персонажей могут быть включены в П. лишь в виде разл. форм несобственной прямой речи). <...> В П. выделяется описание, рассказ о событиях (иногда П. называют только его), рассуждение. Взаимоотношения рассказчика и автора, голосов персонажей и автора по-разному проявляются в каждом из этих элементов”. 11) Сапогов В.А. Повествование // Лэс. С. 280. “ П., в эпическом лит. произв. речь автора, персонифицированного рассказчика, сказителя, т. е. весь текст, за исключением прямой речи персонажей. П., к-рое представляет собой изображение действий и событий во времени, описание, рассуждение, несобственно-прямую речь героев, — главный способ построения эпич. произведения, требующего объективно-событийного воспроизведения действительности”. “Последовательным развертыванием, взаимодействием, совмещением «точек зрения» формируется композиция П.”.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |