Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорные понятия по курсу 1 страница




Я

Э

Ш

Ч

Ц

Х

Ф

У

Т

С

Р

П

О

Н

М

Л

К

И

З

Ж

Е

Д

Г

В

Б

А

АБСОЛЮТ – в философии понятие для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного, сущностного начала, которое самодостаточно, не зависит ни от чего другого, само в себе содержит все существующее и творит его силой свободного духа. В религиозном мировоззрении – синоним Бога.

АБСТРАКЦИЯ – результат абстрагирования. Одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений и вычленении какого-либо главного, сущностного свойства или отношения. А также, прием мышления для получения рациональных познавательных средств – общих понятий.

АЛОГИЗМ – отрицание или резкое преуменьшение роли логического мышления как средства достижения истины; противопоставление логическим формам мышления нелогических – интуиции, веры, откровения.

АЛЬТЕРНАТИВА – необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями, теориями, суждениями, понятиями.

АНТРОПОЛОГИЯ – в философии: часть философского знания, исследующая природу и сущность человека. который выступает исходным началом и центральным объектом философского анализа. Включает в себя различные концепции личности, сложившиеся в истории философии, начиная с Сократа, Платона, Конфуция и далее.

АКСИОЛОГИЯ – часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей, их происхождение и развитие, смену ценностных ориентаций, их влияние на жизнь человека и общества.

АГНОСТИЦИЗМ – концепция в гносеологии (теории познания), выражающая крайний пессимизм на познавательные возможности человека, на достижение истинного знания. Отрицает достижение абсолютной истины в познании, ограничивает познание только "миром явлений", отрицая познание глубинной сущности вещей и тех проблем, которые "выходят" за пределы чувственного опыта. Классический пример – гносеология И. Канта.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – мировоззренческая позиция, согласно которой человек является центром мироздания и его высшей целью. Начало антропоцентризму в философии было положено еще в античности (софисты, Сократ). Наибольшее звучание получает в эпоху Возрождения. Современная философия также в центр своего внимания ставит человека и его проблемы.

БЛАГО – понятие этики и философии, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений; само является ценностью и предпосылкой нравственных ценностей.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – в ряде психологических теорий (в психоанализе – З. Фрейд и его последователи) совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта; часть структуры психики, качественно отличающаяся от явлений сознания; характеристика индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

БОГ – высший объект религиозной веры, образ сверхъестественного всемогущего существа, творца мира. В иудаизме – ЯХВЕ; в исламе – АЛЛАХ; в христианстве – Святая Троица (бог-отец, бог-сын – ХРИСТОС, бог-дух святой). Представления о Боге – главная часть всех форм религии.

БИОСФЕРА – оболочка Земли, охваченная биологической жизнью, куда входят атмосфера, гидросфера, часть литосферы, связанные различными формами жизни и представляющие систему ее обеспечения.

БУДДИЗМ – древневосточная философская концепция, ставшая со временем одной из трех мировых религий, особенностью которой является отсутствие представлений о внеземном боге и проповедующей индивидуальный путь спасения через достижение высшего просветления – нирваны. Основан в VI-V вв. до н.э. в Индии Сиддхартхой Гаутамой – БУДДОЙ, что означает "просветленный", познавший высшую истину, высший смысл.

БЫТИЕ – наиболее общее, высшей степени абстракции философское понятие, обозначающее существование чего-либо вообще; материальная и духовная реальность, взятые в их целостности; объективный мир в его разнообразном проявлении. Быть значит существовать как непосредственно (актуально), так и в возможности (потенции). Философский анализ данного понятия был положен в античности, его относят к представителям Элейской школы (Парменид и его последователи). В структуре философского знания выступает предметом онтологии.

БЫТ – одна из сфер жизни человека и общества, непосредственно связанная с их воспроизводством; материальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение необходимых жизненных потребностей человека в пище, одежде, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья, эмоционального и духовного равновесия и т.д.

ВЕЧНОСТЬ – с материалистической точки зрения – бесконечная длительность существования мира, его несотворимость и неуничтожимость, его субстанциальность в материальных формах. Вечность присуща всему миру в целом; каждые конкретные образования, из которых складывается вечность, - преходящи во времени. Вечность не сводится к сколь угодно длительному однородному существованию в одних и тех же состояниях, она включает в себя постоянные качественные превращения и возникновение новых состояний. В других концепциях – вечностью обладают Бог, Абсолют, Дух, Идея, Свобода и др. как изначальные основания мира, все остальное не обладает этой атрибутивной характеристикой.

ВЕЩЬ – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна вещь от другой отличается своей качественной определенностью. Важной гносеологической и социально-научной проблемой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличие понятия “вещь” от понятий “объект” и “предмет” – иногда они употребляются как синонимы.

“ВЕЩЬ-В-СЕБЕ” и “ВЕЩЬ-ДЛЯ-НАС” – философские термины, обозначающие: первый – вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и нашего сознания, а также – это непознаваемая сущность вещей, объекты трансцендентного (внечувственного) мира – в философии И.Канта; второй – вещи в том отношении, как они раскрываются человеком в процессе познания и тем самым становятся частью сознания и бытия субъекта.

ВООБРАЖЕНИЕ – способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Воображение возникает в многообразной жизнедеятельности человека, которая без него не могла бы быть целесообразной, плодотворной, творческой и интересной.

ВОСПРИЯТИЕ – чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Основанием восприятия являются ощущения, образующие непрерывный комплекс образов в пространстве и во времени. Восприятие формирует образ предмета в его целостности.

ВОЛЯ – это психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения и приложить все необходимые внутренние усилия для осуществления цели. В концепциях волюнтаризма воля предстает либо как основополагающий принцип бытия (онтологическое основание) – например, Мировая воля в философии А.Шопенгауэра, либо как изначальное основание в деятельности человека: добрая воля в философии морали И.Канта, воля к жизни в концепциях “философии жизни” (например, у Ф.Ницше).

ВЕРА – индивидуализированный акт принятия чего-либо за истину, не нуждающийся в необходимом и полном подтверждении истинности принятого ни со стороны чувств, ни со стороны разума, и, соответственно, не могущий претендовать на универсальную значимость. Существуют разные виды веры: теоретическая (как элемент познания в науке), этическая (как доверие), религиозная (вера в Творца, Создателя, Бога). Как разновидность религиозной – мистическая вера (вера в сверхъестественное, недоказуемое, тайное).

ВСЕЕДИНСТВО – понятие и концепция, характеризующие мир как неразделенную целостность, в которой вещи в их внутренней связи, взаимодействии и иерархичности образуют единое бытие, в котором каждая часть представляет это целое, несет в себе главную сущность. Встречается еще в античности, у элеатов – “все есть единое”, у неоплатоников: из ЕДИНОГО путем эманации выстраивается вся иерархия (структурность, ступенчатость) бытия. Учение о всеединстве важное место занимает также в концепциях философского монизма, пантеизма, в русской религиозной философии (например, у В. Соловьева, Н. Бердяева и др.).

ВСЕЛЕННАЯ (в традиционном понимании) – весь материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм бытия; все то, что существует как космическая объективность; мыслимый универсум во всем его многообразии, временной и пространственной длительности; синоним вечности.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) – историческая эпоха в развитии культуры и философии в Западной и Центральной Европе XV-XVI в.в. Характеризуется сменой мировоззренческих ориентаций с теоцентризма на натуро- и антропоцентризм, уменьшением влияния церкви, относительным возвратом к античной культуре, и на этом фоне – развитием искусства, науки, обращением к обыденному опыту человека, пересмотром космологических теорий и т.д.

ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) – раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности; анализирующий отношение знания к действительности, формы и методы познания, их эффективность и применяемость; определяющий границы и возможности познавательных способностей человека, критерии истинности и достоверности знания; а также анализирующий различные гносеологические концепции с точки зрения выше перечисленных проблем.

ГЕДОНИЗМ – направление в этике, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждение жизнью в качестве главного мотива, главной цели нравственной деятельности. Гедонизм оправдывал с этической точки зрения такой образ жизни и такое понимание счастья, но при этом считал, что наслаждение должно уравновешиваться мудростью и умеренностью, дабы не причинить несчастья другим.

ГЕНЕЗИС – происхождение, становление объекта, единство логики и истории его развития (социогенез – становление и развитие того или иного общества; антропогенез – историческое становление и развитие человека и т.д.).

ГЕРМЕНЕВТИКА – (в буквальном переводе, "герменевт" - “истолковывающий”, “посредник”. В древнегреческой мифологии Гермес – посредник между богами и человеком) – направление в философии и философский метод “наук” о духе. Герменевтика – это искусство объяснения, поиск смысла языка, понятий, текстов, культурных символов. Это учение о понимании, осознании и поиске нового смысла предметов и явлений, уже ранее наделенных каким-то смыслом, выраженном в системе языка как определенном культурном феномене (например, толкование Священного Писания и т.д.). Особое значение и развитие данное направление приобрело в философии ХХ века, очевидно, с возникновением пристального философского внимания к языку как наиболее яркому выразителю культурных традиций. У истоков стояли Шлейермахер, Дильтей, Рикер, Хабермас, Гадамер и др.

ГИПОТЕЗА – исходное предположение в каком-либо виде знания. Это недоказанное, но теоретически продуманное и логически выстроенное обоснование. Теория в отличие от гипотезы носит достоверный и доказательный характер, гипотеза – предварительное знание, которое со временем либо отбрасывается, либо переходит в ранг устоявшейся теории. Довольно большой объем современного знания существует в виде гипотез (например, происхождение жизни на Земле, происхождение человека и его сознания, существование форм жизни на других планетах и т.д.).

ГУМАНИЗМ – (от лат. "гуманис" – человечный) – исторически изменяющаяся система взглядов на человека, его место и роль в бытии; воззрение, утверждающее самоценность личности, право человека на свободу, на развитие своих способностей; способ отношения к человеку как к цели, а не как к средству.

ДАОСИЗМ – одно из главных философских течений китайской философии. Возник в Китае в VI-V вв. до н.э. Основателями считают мудрецов Лао-цзы и Чжоу-цзы. Исходной идеей является учение о ДАО, которое имеет многозначный смысл: он корень всего, всеобщий закон возникновения и развития мира; он путь, главная дорога жизни; он высший смысл бытия; он – судьба и предназначение. Дао вечно, бесконечно, неисчерпаемо и непостигаемо, но оно само совершенство. Истинный путь человека следовать закону дао, а так как он непостижим, то не следует проявлять активность, воздействовать искусственно на бытие; необходимо положиться на естественный ход вещей, пребывать в спокойном созерцании и гармонии с природой. Мудрец свободен от пристрастий и суеты, он одинаково должен смотреть на разные в первой видимости вещи, так как по отношению к дао все вещи равны. Даосизм в странах Востока и сейчас имеет культурное значение, есть общины даосцев или его приверженцы и на Западе, и в России.

ДЕИЗМ – философская позиция, согласно которой бог является первопричиной бытия, определенным "пусковым механизмом" процессов возникновения мира, но в дальнейшем он не вмешивается в законы природы и общества, и они развиваются по своим естественным закономерностям. Особенно эта позиция была характерна для философии XVII-XVIII вв., она выражала стремление ограничить влияние и господство религиозного мировоззрения и библейской догматики на культуру в целом и на становление науки в частности. Данную позицию разделяли Вольтер, Руссо, Ньютон, Ломоносов и ряд других мыслителей.

ДЕДУКЦИЯ (дедуктивный метод) – логическая операция и метод познания, в ходе которого частное, конкретное знание выводится из общего, из универсальной теории путем логических построений и знания общих характеристик и закономерностей данного класса явлений. Имеет широкое применение в современной науке. Противоположным методом является ИНДУКЦИЯ.

ДЕТЕРМИНИЗМ – учение о всеобщей причинной определяемости всех происходящих в мире процессов: либо со стороны бога – теологический детерминизм, либо со стороны человеческой воли – антропологический детерминизм, либо со стороны природы – материалистический детерминизм. Причина проявляется как необходимость, не оставляющая места случайности, и влечет за собой следствие, и все события – это цепь причин и следствий. Противоположной выступает позиция индетерминизма, который отрицает всеобщность и абсолютность причинно-следственных связей, не считает, что за каждым событием следует искать причину.

ДОБРО и ЗЛО – основополагающие морально-этические понятия (категории), в которых выражается нравственная оценка поведения людей – отдельного человека или социальных групп, а также, общественных явлений с определенных ценностных позиций. Под ДОБРОМ понимается то, что на данном этапе считается нравственным, положительным, отвечающим сущности и назначению человека и общества; то, что способствует их благу. Понятие ЗЛА обобщает противоположное ДОБРУ значение: зло – безнравственное, недостойное человека, ведущее к деградации, разрушению. Для философской трактовки этих категорий характерны поиски оснований добра и зла, их историческое звучание, исследование их как моральных ценностей и пр.

ДОГМАТИЗМ – способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулировками, теориями и концепциями без учета новых данных науки и практики, конкретных условий места и времени, игнорирующий принципы творческого развития познания, критического подхода к теориям и явлениям, установкам и правилам.

ДУАЛИЗМ – философская позиция двойственного подхода к явлениям бытия. В онтологии – утверждение двух самостоятельных оснований бытия: духовного и материального (мыслящая и протяженная субстанции в философии Декарта), бог и природа в учении деистов; в гносеологии – опыт и априорные формы чувственности и рассудка в философии Канта; дуализм бытия в философии Платона – мир идей и мир чувственных вещей составляют бытие у Платона; в христианской философии также мир дуалистичен – божественный и земной.

ДУХ – сложное и неоднозначное понятие: в религии – сущность бога и тождественность ему; в культуре – обобщенные явления идеального порядка, результат творчества в науке, искусстве, морали; система ценностей, которую проповедуют и которой руководствуются человек и общество в своей деятельности. Дух (и производное от него – духовность) получают свое выражение в свободе, творческой активности, возвышенных мотивах бескорыстного служения истине, красоте, добру, в интеллектуализме и полете мысли, мечтах и идеалах, в усилиях воли для осуществления благородных целей и ряде других подобных движениях ума и души. Дух – это мудрость, понимание высшего смысла бытия и человеческого предназначения. В онтологии понятие духа (в разных вариациях) противопоставляется понятию материи (природы) – они рассматриваются как субстанциальные основания бытия.

ЕВАНГЕЛИЕ – "благая весть", святое благовествование о рождении, деяниях и мученической смерти Иисуса Христа, сына божия. Это раннехристианские сочинения, рассказывающие о жизни Христа и его учении. В современном христианском вероучении – это четыре из 27 книг Нового Завета: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, сподвижников, учеников и последователей учения Иисуса Христа.

ЕДИНИЧНОЕ – философская категория для обозначения относительной обособленности, дискретности, отграниченности объектов друг от друга в пространстве и во времени, а также, характеристики и индивидуальные особенности, составляющие количественную и качественную определенность бытия. Как единичное может рассматриваться и целый класс, группа явлений, если они берутся как единое целое. Единичное не существует вне ОБЩЕГО. Общее отражает сущность объекта и его связь с подобными объектами или группой типичных объектов. Проявляется общее в единичном особенным образом. Категории единичного и общего отражают существование конкретности в непрерывности и системности, обособленность и в то же время всеобщую взаимосвязь бытия.

ЕРЕСЬ – (особое вероучение) – различные отклонения от официального (догматического) вероучения какой-либо религии, оппозиционные или враждебные ей. В общекультурном смысле – все то, что не согласуется с общепринятым мнением, с утвердившимися концепциями, устоявшимися традициями.

ЖИЗНЬ – биологическая форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая или, например, химическая, но включающая их в "снятом" виде, так как они обеспечивают деятельность живых организмов. Реализуется в индивидуальных организмах самой разной структуры и сложности и в совокупностях организмов (популяциях, видах, биоценозах и т.д.). В человеческом воплощении, жизнь – это реализация физических, психических, душевных и духовных возможностей индивида, утверждение себя как личности.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ – продукт познавательного процесса, противоположный ИСТИНЕ. Рассматривается как несоответствие знания объекту. Заблуждение – мысль, суждение, концепция, в правильности которой познающий субъект до определенного периода не сомневается. Источники заблуждений могут быть различны, но главными являются трудность и сложность процесса познания, исходящие как от объекта познания (чем сложнее объект, тем более возможны заблуждения), так и кроющиеся в познавательных возможностях и способностях субъекта познания. Следует отличать заблуждения как ненамеренное, неумышленное искажение истины от намеренного, сознательного ее искажения – обмана, лжи.

ЗАКОН – связь (отношение) между явлениями, процессами, предметами, которая характеризуется как: объективная, существенная, конкретно-всеобщая, необходимая, внутренняя, повторяющаяся, устойчивая…Закон проявляет себя всегда, когда для этого возникают соответствующие условия. Открытие законов – главная задача научного познания.

ЗНАНИЕ – результат процесса познания. Знание имеет сложную структуру: обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; полученное логическим путем и внелогическим (интуитивное, художественное); философское знание и ряд других форм. В целом, знание – результат всей исторической практики человечества, хотя каждая эпоха характеризуется своей структурой знания и его специфическими особенностями. В тенденции человечество наращивает свои знания о мире и самом себе, но часть знаний иногда безвозвратно утрачивается. Знания – это непреходящие ценности, показатель культурного развития человечества. Человечество обязано их хранить и приумножать, учиться мудро использовать их себе во благо.

"ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО" НРАВСТВЕННОСТИ – одна из древнейших заповедей и норм морали и нравственности. Встречается у Фалеса, Конфуция, в Библии, у Канта – одна из формулировок "нравственного закона" - категорического императива. В общем виде формулируется следующим образом: "Поступай по отношению к другому так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе".

ИДЕАЛ – образец; понятие, обозначающее совершенство в какой-либо области; высшая цель стремлений человека. Идеал – это мысленная конструкция общества, человека или другого объекта, в которой реальные характеристики дополняются такими, которых нет у объекта, но являются желаемыми. Идеалы бывают достигаемыми и неосуществимыми, но в любом случае они выполняют важную социальную и регулятивную функцию – человек изменяет себя и окружающую действительность, следуя идеалу.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – метод познания, прием научного исследования, заключающийся в том, что человек силой мысли образует объекты, не существующие в действительности, но имеющие свои прообразы. В процессе идеализации идет отвлечение от неглавных, несущественных характеристик объекта, от условий, в которых существует реальный прообраз (например, идеальный газ, абсолютная текучесть т.д.). Такой прием позволяет выделить объект в "чистом" виде, упрощает его исследование и изучение нужных свойств.

ИДЕАЛИЗМ – философское направление, концепция в онтологии, считающая, что основаниями бытия, первичными причинами, систематизирующими принципами являются дух, бог, идея, сознание, воля, свобода, мышление – духовные факторы. Они изначальны, первичны, наделены абсолютной истинностью и смыслом. Все остальное: материя, чувственная реальность, земное существование, природа – вторичны, они – формы воплощения духа, его инобытие. Идеализм имеет свои разновидности (объективный идеализм – Платон, Гегель, Шеллинг; субъективный – Беркли, Фихте, Бердяев; религиозный – разновидность объективного идеализма). Противоположным и непримиримым идеализму направлением выступает МАТЕРИАЛИЗМ.

ИДЕЯ – философское понятие, термин, обозначающий "смысл", "значение", "сущность" вещи или явления. Тесно связан с категорями мышления и бытия. Имеет надмировое значение (Бог как идея, "мир идей" у Платона, форма у Аристотеля) и другое- идея как результат мыслительной, интеллектуальной деятельности человека, продукт его творчества. Научные идеи выполняют теоретическую функцию, объединяют знания в целостную систему, формируют мировоззренческую парадигму. Общественные идеи отражают социальную жизнь, "дух эпохи", менталитет конкретного общества. Идеи характеризуют духовную жизнь общества, уровень ее развития.

ИНДУКЦИЯ – метод исследования, метод познания, обеспечивающий переход от единичных фактов и характеристик к общим положениям, к теории.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ – направленность сознания на объект.

ИНТУИЦИЯ – способ и способность непосредственного постижения истины, без доказательств и анализа.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимое своеобразие человека, набор уникальных свойств, отличающих его от других людей.

ИНДИВИДУАЛИЗМ – мировоззрение, сутью которого является позиция отдельного человека в его противопоставленности группе, коллективу, обществу в целом; обособленность человека от какого-либо сообщества, непринятие норм и установок этого сообщества.

ИНДУИЗМ – совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни индуизма восходят к древнеиндийской религии – брахманизму, генетическая связь с ним проявляется в том, что наиболее почитаемыми божествами и сейчас является троица брахманизма: Брахма (созидатель), Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель, и разрушитель одновременно).

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ – умопостигаемый, умосозерцательный мир, не доступный чувственному восприятию; его можно только мыслить, но нельзя познать (мир идей у Платона, вещи-в-себе у Канта, мировая воля у Шопенгауэра, абсолютная свобода у Бердяева и т.п.).

ИНЬ и ЯН – одни из основных понятий восточной (китайской) философии. Термины применяются для обозначения противоположных друг другу явлений, вещей и процессов: инь – женское, пассивное, влажное, темное начало; ян – мужское, активное, сухое, светлое…

ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ – непостигаемое разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философские концепции и учения, которые в противоположность РАЦИОНАЛИЗМУ настаивают на ограниченности познавательных возможностей разума, логики мышления, способности отражения бытия в закономерности, так как утверждают, что бытие алогично, абсурдно, хаотично, незакономерно, поэтому основными способами познания считают интуицию, вчувствование, эмпатию, любовь, внезапное озарение и т.д. Иррационализм как направление сформировался в середине Х1Х века и в современной философии занимает значительное место.

ИСКУССТВО – специфическая форма духовной деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах (в отличие от философии, отражающей действительность в понятиях), имеющая многовидовое выражение – живопись, танец, музыка, архитектура и т.д. Один из важнейших способов эстетического освоения мира; предмет эстетического (философского) анализа. Служит удовлетворению одной из высших духовных потребностей – потребности в общении с прекрасным, созерцанию и созданию красоты и гармонии.

ИСТИНА – важнейшее понятие в философии и, ведущее, в гносеологии. Истина – цель познавательной деятельности, поэтому все вопросы теории познания так или иначе концентрируются вокруг данной проблемы. Однозначного определения, что такое истина, не существует. В первом приближении, еще с античности истина определялась как соответствие знания вещи, объекту; как мысль, адекватная тому, на что направлено познание (правильная мысль). Такая трактовка истины получила название классической теории истины (синонимы: теория соответствия, корреспондентная теория истины). Но есть и другие концепции: конвециональная, когерентная, иррационалистическая, прагматическая и пр.

ИСЛАМ (мусульманство) – "предание себя богу (Аллаху)" – одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Возник в VII в. в Мекке, потом в Медине и основателем считается "посланец Аллаха" Мухаммед (Магомет). Главный источник религии и "слово Аллаха" – Коран, который и был продиктован, дан как откровение Мухаммеду. Коран включает 114 сур (глав), состоящих из нескольких стихов (аятов). Они раскрывают философию и догматику ислама. Главное положение – бог един и нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – его пророк. Большую часть Корана занимает шариат – закон, раскрывающий взаимоотношения с Богом и строго регламентирующий бытовую сторону жизни мусульман. Ислам диктует строгую обрядность: пятиразовая ежедневная молитва (намаз), паломничество в Мекку (хадж), пост, обязательная добровольная милостыня. Ислам не является однородным направлением: выделяется мистическое крыло (суфизм), а также хариджиты, шииты и сунниты (основа разделения - решение вопроса о верховной власти).

ИДЕОЛОГИЯ – совокупность общественных идей,теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения конкретных интересов определенных социальных групп, партий, классов. Идеология разрабатывается, как правило, идейными представителями этих социальных групп (вождями) и направлена на утверждение или изменение существующих общественных отношений (экономических, национальных, религиозных). Идеология опирается на реальные материальные структуры и средства для реализации своих интересов. В теоретическом плане претендует на абсолютную истину, не терпит никакого инакомыслия и свободы мнений.

КАТЕГОРИИ – формы мышления, выраженные в понятиях как всеобщих способах отношения человека к миру. Они отражают наиболее общие и существенные свойства явлений природы, общества и самого мышления. Категориями обычно называют философские понятия, обладающие свойствами наибольшой обобщенности и универсальности. Истоки учения о категориях уходят своими корнями в античную философию и принадлежат Платону и, особенно, Аристотелю.

КАЛОКАГАТИЯ – (прекрасный, нравственно совершенный) – понятие, широко применявшееся в античности. Обозначает гармонию внешнего и внутреннего в человеке. Под внутренним понималось, прежде всего, обладание мудростью, именно она приводила человека к калокагатии. Калокагатия выступала единством благородства, богатства, красоты, физических и духовных способностей. Она отражала цельность человека и величие его души.

КАНОН – совокупность правил и норм в искусстве, морали, религии, философии, в культуре в целом, являющаяся господствующей в данный период, служащая образцом для деятельности. Роль канона в культуре противоречива, двойственна: с одной стороны, он выполняет роль идеала, выражает устойчивость, дух традиции, а с другой, – может выступать догмой, демонстрировать консерватизм, быть тормозом на пути нового.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.