Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорные понятия по курсу 4 страница




СКЕПТИЦИЗМ – ("рассматривающий", "критикующий", "сомневающийся") – философская концепция в теории познания (в гносеологии), подвергающая сомнению возможность получения истинного знания, ограничивающая познавательные возможности человека только "мнениями", которые не носят общего, универсального характера, а потому не могут претендовать на истину. Первоначально скептицизм как направление возник в античной философии, был выдвинут Пирроном из Элиды (IV в. до н.э.) и обоснован его последователями: Тимоном, Энесидемом, Секстом Эмпириком и др. Первые скептики развили уже существующие ранее (Гераклит, Демокрит) положения о недостаточности и обманчивости знания, основанного на данных органов чувств. К этому они добавили еще социальный и моральный скептицизм – отрицание возможности разумного обоснования общественного устройства, норм человеческого поведения, предположений о наилучшем образе жизни. Скептики считали, что если истинное знание получить невозможно, то нет смысла вообще делать какие-либо высказывания и следует занять позицию спокойного созерцания, невозмутимости; положиться на естественное течение событий, ибо предпринимать что-то, не имея абсолютно достоверного знания, значит попусту тратить силы и время. В "Пирроновых положениях" и "Тропах" Энесидема приводится более десятка положений, обосновывающих причины, по которым получить достоверное знание либо затруднительно, либо невозможно. Идеи скептицизма возрождались в эпоху XVI-XVIII вв. (М. Монтень, Д. Юм и др.). Наибольшее, усиленное звучание они приобрели в агностицизме (см. агностицизм). Доля скептицизма содержится и в концепциях, разделяющих тезис об относительности всех наших знаний и невозможности получения абсолютной истины.

СЛАВЯНОФИЛЫ – представители политически консервативного, философско-идеалистического течения русской общественной мысли XIX века, стремившиеся обосновать и доказать необходимость особого пути России, ее миссионерскую роль в историческом развитии. Основателями славянофильства считают видных деятелей культуры России 40-50 гг. XIX в. А. Хомякова, И. Киреевского, братьев Аксаковых, Ю. Самарина и др. Подобную позицию разделяли писатели: В. Даль, Ф. Тютчев, А. Островский и др. Славянофилы считали, что у России особенный путь и не следует копировать западные формы развития. Русская история, основанная на православии, общинном ведении хозяйства; смиренность и терпеливость в характере русского народа, отсутствие в его истории рабства, расового расслоения – все это, по мнению славянофилов, определяет особый путь России. Они утверждали, что именно религия народа формирует характер его мышления, понимание смысла бытия, цели и способ жизни. Православие определило мессианскую роль России, так как оно ориентирует, прежде всего, на духовные идеалы, поэтому именно русский народ может рассчитывать на духовный и нравственный прогресс, на путь к царству божию. И такой путь является путеводной звездой для других цивилизаций. Идеи славянофильства получили развитие в религиозно-философских концепциях Вл. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова, П. Флоренского и др.

СНЯТИЕ – диалектико-логическая операция, ведущая к появлению нового качества и исчезновению (относительному) старого качества. В диалектике Гегеля снятие является третьим, завершающим звеном развития и завершения противоречия - движущей силы изменения объекта (см. диалектика). Снятие означает превращение предмета или процесса в новое, более развитое, по сравнению с предыдущим состоянием, содержательное единство.

СОВЕСТЬ – (от "со-ведать") – одно из основных понятий этики и главный составляющий элемент морального сознания и нравственности. Совесть представляет собой способность человека осознавать предъявляемые к нему нравственные требования и, исходя из них, контролировать свою деятельность. Совесть основана на понимании этических, моральных ценностей, умении выбирать среди них те, которые согласуют деятельность индивида со своим внутренним миром и с интересами других людей. Совесть является главным элементом нравственного самоконтроля, осуществляющим соотнесение своих поступков с нормами и ценностями, принятыми в обществе. Совестливый человек знает свои обязанности перед собой и другими людьми и несет за них ответственность. Если эти обязанности им по какой-либо причине нарушаются, он испытывает дисгармонию, стыд, старается исправить положение, прилагая при этом волю и желание привести отношения в норму. Понятие совести и, особенно, ее регулятивная функция в настоящее время значительно девальвированы (обесценены), нарушены, и это во многом определяет кризисные моменты в ценностных установках современного человека и общества.

СОЗЕРЦАНИЕ (СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ) – непосредственный, пассивный способ осознания объекта. При этом объекты, внешний мир действуют на органы чувств человека (ощущения, восприятия), а последний выполняет лишь роль их наблюдателя (что частично характерно, например, для античной философии). Либо – созерцание может выступать как непосредственное, интуитивное "схватывание" сущности объекта, слияние человека с объектом (такое понимание характерно для восточной традиции), тогда созерцание рассматривается как умозрение, как путь от видимости к сущности посредством интеллектуального или мистического озарения. В марксистском материализме – созерцание есть процесс, предшествующий понятийному осмыслению: "от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания".

СОЗНАНИЕ – одно из самых сложных понятий философии, психологии, социологии, социобиологии и ряда других областей знания. Однозначного понимания и единой теории на проблему сознания не существует. В самом общем виде в большинстве источников сознание определяется как высшая форма отражения действительности, данная в системе эмоциональных и понятийных (языка и речи) форм, присущих только человеку; а также, как способ отношения человека к миру и самому себе, выраженный в различных культурных образованиях и обеспечивающий понимание бытия и человека с точки зрения ценностей; как понимание человеком своего собственного существования, своего предназначения и своего места в мире. Сознание представляет собой внутренний мир человека – мир чувств, мыслей, идей, оценок, идеалов и других самых разных духовных феноменов, которые существуют в идеальной форме и в этом отношении противопоставляются материальному. Сознание – это субъективная реальность, открывающаяся человеку в его жизненной практике, но и сама жизненная практика – результат сознания. Сознание также включает творческую активность, целеполагание, предвидение результатов деятельности, волевые усилия по реализации интересов и потребностей, саморефлексию и ряд других элементов, наличие которых принципиально отличают деятельность человека от инстинктивной деятельности животных. Вплоть до Нового времени сознание ассоциировалось с понятием души или "искры божией", данных человеку. Начиная с философии Нового времени (Декарт, Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро и др.), сознание рассматривается как деятельность мозга, как интеллектуальная способность человека к познанию. Но в данных концепциях практически не рассматривается социальная природа сознания, детерминированность его обществом, связь сознания с развитием культуры, хотя слабые попытки установления такой связи имели место: (в хижинах думают и поступают иначе, чем во дворцах, – отмечал, например, Руссо). Сложная многоуровневая структура сознания, исторический его характер, органическая взаимосвязь индивидуально-личностной и надличностной, реально-практи-ческой и трансцендентной (см. трансцендентное) форм были раскрыты в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). Диалектико-материалистическая философия последовательно стояла на точке зрения вторичности сознания, считая сознание результатом, высшей формой развития материи, отражательной функцией мозга. Сознание, по марксизму, – это, прежде всего, "субъективный образ объективного мира". Особое внимание данная концепция уделяла социальной природе сознания, основаниями которой выступали трудовая деятельность, общение, необходимость обмена информацией и, как следствие, появление знаковой системы – языка и членораздельной речи. Современная нематериалистическая философия (феноменология, герменевтика, экзистенциализм и др.) не рассматривает сознание как результат отражения, как образ субъекта существующей реальности. Сознание в их интерпретации – особая самостоятельная реальность, раскрываемая через индивидуальные, специфические "картины мира", через языковые структуры, посредством культурных символов и т.д. Современные поиски внеземных форм сознания, парапсихологические теории, отождествляющие сознание с био-психо-энергетической информацией, якобы могущей "блуждать" в пространстве и времени, философия оставляет, что называется, открытыми для самых разных интерпретаций.

СОЛИПСИЗМ – философская позиция, согласно которой единственным достоверным основанием познания выступает наличие существования собственного "Я", собственных ощущений: "Я мыслю, следовательно, существую" (Декарт). Но декартовская позиция все же не выражает полный солипсизм. Солипсизм – это крайняя позиция субъективного идеализма, когда мир сводится к комплексу индивидуальных, субъективных ощущений, а достоверным их носителем может быть только данный субъект. Следовательно, весь мир, его существование сводится только к одному, единственному субъекту. Такая позиция и получила название солипсизма.

СОФИСТИКА (СОФИСТЫ) – философское направление в Древней Греции (IV-V вв. до н.э.). Софисты были достаточно заметным и влиятельным явлением того времени. Принято различать старших, средних и младших софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт и др.). Первоначально софистами называли людей, являющих мудрость ("софия" в переводе – мудрость) и выражающих ее в своем красноречии. В философском плане в теории познания софистика занимала позицию релятивизма – относительности всех наших знаний, так как мерой истины в понимании софистов выступает человек с его индивидуальным мнением. Протагор это выразил афоризмом: "Человек есть мера всех вещей, как божественных, так и человеческих". Но такая позиция была и констатацией того, что философия должна обратить свое внимание, прежде всего, на человека, заниматься его проблемами. Некоторые софисты в своем ораторском искусстве "грешили" мудрствованием, видимостью доказательства (софизмами), больше придавали значения его форме, чем содержанию, соревновались в том, чтобы доказать недоказуемое. Поэтому термин "софистика" стали использовать для обозначения бесплодного мудрствования, желания речевыми хитросплетениями запутать суть дела.

СОФИЯ – ("мудрость") – в русской религиозной философии (особенно у Вл.Соловьева) творческая премудрость Божия, в которой заключены все мировые идеи и которая вмещает в своем сердце всю природу, все тайны и смыслы бытия, всю его сущность; это идея самого человечества и его истинного пути. В философии Вл. Соловьева (XIX в.) идея Софии составила его софиологию – учение о Софии, являющееся главной отличительной особенностью и сердцевиной его философского творчества. Женский образ Софии – Прекрасной Дамы, несколько раз обозначившийся Соловьеву в его видениях, составил основу его мировоззренческой системы. Этот образ указывал идти по пути соборности и богочеловечества. Философ считал, что все развитие человечества, весь процесс мировой истории заключается в реализации Вечной Женственности, в великом разнообразии ее форм и степеней. Одной из главных сущностей воплощения Вечной Женственности, Софии, в жизни человека является любовь. Любовь объединяет мужское и женское начало и ведет "к полноте идеальной личности". Во вселенском масштабе любовь – это прообраз идеальной взаимосвязи Бога и Софии.

СОЦИАЛЬНЫЙ – относящийся к обществу (социуму); обозначение всех явлений, которые связаны с общественной жизнью людей, которые исходят из общества, определяются связями с обществом. Социальное, прежде всего, является характеристикой природы и сущности человека. Все высшие функции человека: сознание, труд, общение, язык (как система понятий), нравственность, культура в целом стали возможны только благодаря групповому, общественному бытию человека. Пребывание в социуме – необходимая и сущностная форма его жизнедеятельности, без этого человек не может состояться в качестве человека и личности.

СПОНТАННЫЙ (СПОНТАННОСТЬ) – ("произвольный") – внешне необусловленный, исходящий из собственных внутренних побуждений; самодеятельный, способный активно проявлять себя без внешнего вмешательства. Спонтанный значит способный к самоорганизации, к самодвижению на основе внутренних причин. Иногда спонтанность отождествляют со стихийностью, с непредусмотренностью, с тем, что заранее не определено, не запланировано.

СТАНОВЛЕНИЕ – категория философии в целом и диалектики в частности. Характеризует процесс перехода от возникновения предмета к его развитому состоянию. Чаще понимается как наполнение первоначальной "пустоты" и бессодержательности объекта каким-то содержанием и превращением его во что-то определенное. В процессе становления первоначальное "ничто" превращается в "нечто": становление мира, становление общества, становление личности и т.д.

СУБЛИМАЦИЯ – ("возгонка", "вытеснение") – понятие в психоанализе З.Фрейда, обозначающее процесс вытеснения и преобразования неиспользованной психополовой энергии в другие виды деятельности: творчество, интеллектуальный труд, занятия спортом и т.д.

СУБСТАНЦИЯ – ("сущность", "основание") – философская категория для обозначения онтологических оснований, основополагающих принципов бытия. В материалистической философии – синоним материи, в идеалистической – обозначает духовное, идеальное (дух, сознание, идея, Бог и т.д.) первоначало. Характеристиками субстанции в метафизическом понимании выступают вечность, неизменность, безотносительность к чему-либо: субстанция сама себе причина, она пребывает благодаря самой себе и в самой себе, а не благодаря чему-то другому. С диалектической точки зрения (Гегель, марксизм) субстанция трактуется как изменчивая, самодвижущаяся сущность (самодвижение Абсолютной Идеи у Гегеля или саморазвитие материи в диалектическом материализме). Как понятие разрабатывается начиная с философии Платона и Аристотеля, стоиков. В средневековой философии Бог и субстанция синонимы. Особенное внимание разработке этой категории уделялось в философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах – важнейшая часть философии Спинозы. Он дал ей классическое определение и обозначил основные характеристики. Исходя из определения субстанциальных оснований, в философии существуют позиции монизма, дуализма, плюрализма (см. здесь). В современной философии в некоторых концепциях сохраняется как онтологическое понятие и ассоциируется с сущностью отдельных процессов и сущностью бытия в целом. Ряд философских теорий и направлений сейчас мало используют или не используют вовсе это понятие.

СУБЪЕКТ – обладающий сознанием и волей, активно действующий и познающий, созидающий себя и культуру индивид или группа людей; исторически – все человечество выступает как совокупный субъект. Главная характеристика субъекта – творческая активность, созидательная, преобразующая деятельность. Субъективный – значит имеющий отношение к субъекту, принадлежащий ему, основанный исходя из субъекта, имеющий значение только для субъекта.

СУДЬБА – понятие, обозначающее предопределенность жизни человека, выражающее представления о некой силе, кардинально влияющей на течение событий, на линию поведения. Древние (например, стоики) считали, что "согласного судьба ведет, а несогласного даже тащит". Представления о судьбе как предопределяющей силе являются основанием различных концепций фатализма. Фатальный значит неизбежный. Фатальность - то, что обязательно должно произойти, чего никак нельзя изменить. В древнегреческой мифологии судьба (фатум, рок) персонифицировались и выступали в образе трех сестер-богинь (мойр), сопровождавших человека от рождения и до смерти: Лахесис определяла жребий еще с зачатия, Клото пряла нить текущей жизни, а Атропос перерезала жизненную нить, определяла смерть. Во всех современных религиях судьба предопределена Богом, потому что он творит мир и человека, а значит предопределяет их (см. предопределенность). Правда, католицизм и православие наделяют человека некоторой свободой воли. Натуралистический фатализм считает, что предопределенность, судьба человека заложена уже природой, выше которой стать невозможно. Судьба может выступать и как стечение обстоятельств, наличие определенных условий, независящих от человека, которые он не может изменить и вынужден им подчиняться. Фаталистическая концепция судьбы (как проявления необходимости) противоположна концепции свободы (см.свобода).

СУЩНОСТЬ – смысл вещи, предмета или явления; то, чем они есть сами по себе, их качественная устойчивость в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, текучих состояний вещи под влиянием тех или иных причин. Сущность – это закон, внутренняя определенность объекта, его стержень, совокупность главных свойств. Определение и понимание сущности – главная цель любого познания. Сущность скрыта, она должна проявиться через доступные внешнему восприятию свойства и характеристики, через связи и функционирование объекта. Соответственно явление – способ обнаружения сущности, способ ее существования. Вместе сущность и явление определяют объект как реальную действительность. Диалектика (Кант, Гегель, марксизм) подходит с точки зрения рассмотрения сущности и явления как взаимосвязанных и взаимообсловливающих противоположностей. Познание идет от явления к сущности, углубляясь все далее и далее в данную сущность, которая иначе, как через ряд явлений, себя не обнаруживает. Познавая явления, считает диалектика, мы тем самым познаем сущность – весь объект в главном и целом.

СХОЛАСТИКА – (буквально: "школьная наука") – получила свое название в связи с развитием в средние века школ и университетов и преподавания в них теологии и философии в упрощенной, достаточно схематической форме путем заучивания библейских догматов и книг выдающихся на то время церковных авторитетов в области религиозного (христианского) мировоззрения. В историко-философском смысле СХОЛАСТИКА – второй, вслед за патристикой (см. патристика), крупный этап в развитии западной религиозной (христианской) философии. Различают: раннюю схоластику (XIX-XII вв., крупные представители – Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и др.). Для этого периода характерна слитность, нерасчлененность религии, философии, научных знаний. Анализировалась христианская догматика, выяснялась природа общих понятий (универсалий) и соотношение их с именами (номинами), обозначавшими отдельные, конкретные явления (спор номиналистов и реалистов). Шла речь о взаимодействии разума и веры, философии и теологии, выяснялась их роль и соподчиненность. Еще большее внимание этим вопросам уделяла средняя (зрелая) схоластика (XIII в.: Альберт Великий, Дунс Скот, Фома Аквинский, Роджер Бэкон и др.). В этот период предпринимается попытка отделить философию от теологии (возрождается концепция "двойственной истины", идущая от арабской философии, от Аверроэса и др., суть которой заключалась в том, чтобы не смешивать философию и религию, считать их обеих самостоятельными, самоценными формами знания; разными путями, ведущими к истине). В схоластике эта проблема решалась все-таки в пользу религии, философии вменялась подчиненная роль, роль "служанки богословия". Философия должна была с помощью разума обосновывать и подкреплять веру. Поэтому философы данного периода много занимались доказательством бытия бога, обоснованием истинности и ценности именно христианской религии (работы Фомы Аквинского: "Сумма против язычников", "Сумма теологий" и др.). При этом использовалась логика Аристотеля, поэтому в данный период возрождаются идеи аристотелизма, натурфилософии, осуществляется окончательная систематизация христианского вероучения, оно становится хрестоматийным. Поздняя схоластика (XIV-XV вв.) завершает схоластическое знание и подготавливает переход к эпохе Возрождения и Реформации католицизма. Этот период характеризуется усилением рационализма, подвижками в развитии научного мышления, появлением недогматических мировоззренческих доктрин ("Божественная комедия" Данте, пантеизм Н. Кузанского, оригинальная концепция бытия и мышления У.Оккама и др.), критикой папства и роли официальной Церкви. С XIV века в качестве главенствующей философии католицизма оформляется учение Фомы (Томаса) Аквинского, оно получает название томизма и отождествляется с ортодоксальной схоластикой. В период Возрождения, названного эпохой гуманизма, схоластика перестает быть единственной и авторитетной формой духовной жизни. Начиная с XV-XVI вв. она постепенно все более и более оттесняется на периферию культуры того времени и среди свободомыслия Просвещения (XVIII в.) получает отрицательный смысл: рассудочное, бессодержательное, догматическое умствование, бесплодное занятие, игра в слова и умозаключения, содержание которых остается непонятным и поэтому неусвоенным. И в этом отрицательном смысле данный термин часто употребляется в современной лексике, не соотносясь при этом с его историко-философским содержанием.

СЦИЕНТИЗМ – философско-социальная концепция абсолютизации и преувеличения роли науки и техники в жизни человека и общества, в системе культуры в целом; техницизм в духовной, идейной сферах бытия. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов и проявляется различно: как подражание методам точных наук, стремление использовать эти методы в гуманитарном и философском знании (например, попытки их формализации); как внедрение естественно-научной символики и понятийного аппарата в гуманитарные аспекты жизни; как позитивистские позиции, выраженные в отрицании значения философско-мировоззренческой проблематики; как преувеличение ценностной роли техники и предпочтение технизированных ценностей перед ценностью человека; как переход на машинизированные формы общения и пр. В современной культуре сциентистские тенденции вызывают опасения, связанные с изменением роли и места человека в мире, с возможностью вторичности его бытия перед лицом техники, частичного или даже полного порабощения ею. Поэтому сциентизму противостоят разные формы и концепции антисциентизма. Наиболее адекватно мыслящие антисциентисты не настаивают на прекращении научно-технического прогресса, на возвращении "назад, к природе", они только высказывают опасения по поводу абсолютизации науки и техники, расширительного ее толкования, излишнего механизирования мышления и жизнедеятельности человека, бездумного, вредного и опасного для существования человечества использования определенных технических достижений. Последовательный антисциентизм настаивает на ценностной специфике философии и принципиальном ее отличии от науки. Считает, что только философия, искусство, религия способны удовлетворять духовные запросы личности, удерживать человека в мире высших ценностей, не давать ему превратиться в автоматизированное существо, биоробот, аналог все той же машины.

ТЕИЗМ (МОНОТЕИЗМ) – (от "теос" – Бог) – религиозно-философское учение, которое признает существование единого личностного (в христианстве в трех лицах-ипостасях) Бога как сверхъестественного (трансцендентного) существа, обладающего разумом и волей, творящего бытие и влияющего на все материальные и духовные процессы. Признание трансцендентного бога мыслится в теизме как источник бытия всех вещей и человека. Однако бог отличен от них и противопоставлен им. Теизм не разделяет позиций пантеизма и деизма (см. здесь). Деизм постулирует бога только в акте первоначальной заданности бытия, лишая его последующей активности в мире, а пантеизм "вынимает" его из трансценденции и растворяет в мире.

ТЕОЛОГИЯ – ("богословие") – систематизация вероучения какой-либо религии. Христианская теология базируется на Библии, постановлениях первых Вселенских Соборов и учениях "отцов Церкви". Делится на основное богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственные доктрины, учение о Церкви и т.д. Теологии присущи крайний догматизм, авторитарность, схоластичность. На основе теологии формируется религиозная философия, но они не являются тождественными, их методы и цели обращения к богу различны.

ТЕОДИЦЕЯ – в религиозной философии доктрина оправдания Бога в отношении допускаемого им зла на земле. Ее суть: Бог милосерден, он не творит зло, оно – результат человеческой деятельности, его грехопадения. Зло, направленное на человека извне, – испытание для него, проверка на прочность. Человек не должен поддаваться злу (… если тебя ударили по одной щеке, подставь другую, говорится в Писании), и тогда зла будет меньше или его не будет совсем.

ТЕОКРАТИЯ – ("боговластие") – форма управления государством, осуществляемая священниками, духовенством, церковью. Все государства, где религия имеет ведущее положение в политике, в управлении обществом, где религиозные деятели занимают важные или главные посты в управлении, можно отнести к теократическим (Древняя Иудея, Древний Египет, католическая Европа в средние века, Иран, Афганистан, Саудовская Аравия и др.).

ТЕОСОФИЯ (ЭЗОТЕРИЧЕСКОЕ знание) – в широком смысле слова – всякое мистическое учение, претендующее на раскрытие особых, "божественных тайн". В патристике – еще синоним теологии, но позднее теософией стали называть знание, которое опирается не на зафиксированные догматы в какой-либо священной литературе, а такое, которое дается лишь "посвященным" путем мистически-субъективного опыта, изложенного в некой системе. Более всего этот термин соотносится с мистико-религиозными учениями XVI-XVIII вв., не являющимися христианской церковной ортодоксальной мыслью (Я. Бёме, Парацельс, Франкенштейн, Э. Сведенборг и др.). Немецкий философ Ф.-В. Шеллинг употреблял термин "теософия" для соединения мистического богопознания и рациональной философии для постижения Абсолюта. Теософской является и софиология (см. софиологию) Вл. Соловьева. Он, будучи сам религиозно-мистическим мыслителем и находясь под влиянием "Тайной доктрины" русской писательницы Е. Блаватской, принимал участие в создании теософского общества в России в конце XIX века. Теософское общество было создано при непосредственном участии Блаватской в США в 1875 году, и его деятельность через некоторое время распространилась на многие страны. На границе XIX-XX вв. теософия стала популярной. Видный ученый, путешественник, художник Н. Рерих и его жена Е. Рерих в 30-40-х гг. XX века продолжили теософскую традицию в России, создали на основе своих размышлений, путешествуя по Индии, по Тибету, разыскивая "центр мира" – мистическую Шамбалу, "Живую этику". Теософия стремилась объединить различные религиозные концепции, некоторые философские учения, особенно Востока, в единую "универсальную религию" космического толка. Согласно теософии, конечная цель человека – достижение оккультного знания и сверхъестественных способностей. Человек, по теософии (микрокосм), есть отражение проявленного Бога (макрокосма) и подобен ему, его истинное реальное "Я" вечно и едино с "Я" Вселенной. Эволюция человека и человечества совершается путем многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт и глубокие разнообразные знания, учится самопожертвованию и служению людям, тем самым становится активным участником великих духовных божественных преобразований как на Земле, так и во Вселенной. На этом пути человек встречает много трудностей, препятствий и опасностей и только огненное, чистое и "большое" сердце способно выдержать испытания. Вся теософская концепция Блаватской строится на семеричном принципе, таким образом, число "7" становится мистическим. Например, учение о семи человеческих Расах. Раса – это целый огромный этап в развитии человечества: от первоначальной (эфироподобных существ) до седьмой, где человечество будет обладать богоподобными свойствами, овладеет невиданными знаниями, в том числе и находящимися в космосе и т.д. Сейчас человечество, по учению теософии, находится на пятой ступени и скоро будет готово перейти в шестую Расу. Будущее человечество – это "Всемирное Человеческое Братство" - единое, могучее содружество всех стран, народов и религий, обладающее огромными знаниями и невиданным духовным потенциалом.

ТЕОЦЕНТРИЗМ – главная характеристика последовательного религиозного мировоззрения, в котором Бог и религиозная деятельность, религиозное бытие выступают основой и центральным звеном всей жизнедеятельности (как материальной, так и духовной), всей культуры данного общества или исторического периода (например, философия и реальность средневековья).

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ("терпимость") – 1. В биологии и психологии – устойчивость организма к внешним воздействиям; способность сохранять свою стабильность, свою качественную определенность. 2. В философии, этике, социологии – качество личности, ее направленность на уважительное отношение к другому человеку, на принятие его индивидуальности, на понимание права иметь эту индивидуальность. Толерантность – терпимое отношение к другому мнению, к другой позиции, к другой культуре, какими бы экстравагантными они не казались. Толерантность, как одобряемое этикой, необходимое и положительное качество человека, не следует путать с равнодушием и примирением с асоциальными и аморальными формами бытия и поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.