Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорные понятия по курсу 3 страница




ПЕРСОНАЛИЗМ – одно из направлений современной философии. Оно основывается на утверждении того, что личное начало, личность как духовная определенность человека, есть первичная реальность и высшая духовная ценность. Весь мир есть проявление творческой активности личности, ее свободы. Таким образом, личность в персонализме выступает онтологическим началом бытия. Крупнейшими представителями персонализма являются Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель, Н. Бердяев др.

ПЕССИМИЗМ – мироощущение, проникнутое безнадежностью, неверием в лучшее; философские концепции, которые в анализе бытия и познания исходят из положения о том, что мир устроен не лучшим образом, что миром управляют стихийные силы, мир незакономерен, в нем много случайности; он хаотичен и бессмысленен. Следовательно, мир не познается логикой, в нем нет общих, универсальных истин, единых законов. Основой бытия и его сущностью является страдание и абсурд, а смысл жизни - лишь в их преодолении. К пессимистическим концепциям относят философию Гераклита, буддизма, А.Шопенгауэра, экзистенциализма и ряд других. Противоположностью пессимизма выступает оптимизм.

ПЛЮРАЛИЗМ ("множественный") – в философии: направления, концепции, противоположные монизму; исходящие из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия, основоположений и форм знания. Современная философия плюралистична по своему характеру. Плюрализм предполагает свободу мнений и позиций, выступает против механического отнесения философских теорий либо только к материалистическим, либо только к идеалистическим; дает право на существование как тем, так и другим и их разновидностям. Плюрализм в политике означает возможность существования различных точек зрения на политическое развитие, свободу мнений, многопартийность, свободное политическое соперничество.

ПОЗИТИВИЗМ – ("положительный", "фактический") – влиятельное философское направление XIX-XX вв. Прошел несколько этапов своего развития. Возник в середине XIX века, что было связано с бурным развитием естествознания, значительными научными открытиями. Первая и вторая волна позитивизма представлена рядом крупных ученых (О. Конт, Дж.С. Милль, Г. Спенсер, Э. Мах, Р. Авенариус, А. Пуанкаре, Гельмгольц и др.). Позитивисты считали, что единственным источником истинного, действительного знания являются конкретные эмпирические науки, исследующие факты, реальность в ее положительной представленности. Все то, что за нее выходит, является надуманными проблемами. Большинство философских проблем, с точки зрения позитивизма, – псевдопроблемы, так как не являются научными – они выходят за рамки "позитивного", опытного знания. Ведь ни одно абстрактное философское высказывание проверить нельзя, следовательно, такое высказывание бессмысленно и бесполезно. С начала 30-х годов возникает ряд концепций, развивающихся в русле позитивистской позиции. Они получили название "неопозитивизма" и выступили как логический позитивизм, аналитическая философия, эмпириомонизм… Возникновение неопозитивизма было связано с деятельностью "Венского кружка", образованного в 1922 году, куда входили крупнейшие физики, логики, математики, философы – М. Шлик, О. Нейрат, К. Гедель, Р. Карнап и др., а также использовались труды Б. Рассела, Л. Витгенштейна (особенно его "Логико-философский трактат"). С началом Второй мировой войны "Венский кружок" распался и многие ученые обосновались в США, Англии, где и продолжили свою деятельность. Для данного периода характерно обращение к вопросам формальной логики, логическому анализу языка науки, анализу значений научных высказываний и теорий. Философия, если и имеет право на существование, считали неопозитивисты, то только в этом смысле. Со второй половины XX в. неопозитивизм существует в рамках постпозитивизма (К. Поппер, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Агасси и др.), занимающегося разработкой философских проблем науки, ее языка, существования и роли в современном мире.

ПОЗНАНИЕ – процесс творческой деятельности людей по освоению действительности, формирующий знания о ней (включая и знания о самом человеке), на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. В философии познание рассматривается с точки зрения его источников, целей, возможных методов, истинности. Занимается проблемами познания специальный раздел философии – гносеология.

ПОЛИТЕИЗМ – ("многобожие") – вера в несколько или множество богов. Противоположен монотеизму – единобожию. Политеизм является ранней формой религиозного сознания, он был характерен для древнего общества и являлся одним из составляющих элементов мифологии. К формам политеизма относятся язычество, древнегреческий Олимп, шаманизм, тотемизм, фетишизм и др. Политеизм не отделял человека от бога, а соединял их как разные элементы единого бытия. Боги, как правило, воплощали неизвестные человеку силы природы и осуществляли порядок бытия, определяли нормы общежития, связь поколений, несли опыт предков. Древние и боялись своих богов (в разных культурах они были разные), и любили их одновременно. Без них жизнь была невозможна, так как боги выполняли функцию путеводителей в сложных и пугающих лабиринтах бытия. Политеизм сохраняется и сейчас в ряде культур как традиция и как основная форма верований.

ПОНЯТИЕ – одна из основных форм мышления, отражающая сущность предмета или явления. Понятие наряду с суждениями, умозаключениями и теориями является содержанием рациональной деятельности, сущностью которой выступает абстрагирование. Абстрагирование – это способность нашего рассудка и разума отделять главное от несущественного, внутреннее от внешнего, выделять общие признаки целого ряда предметов или явлений и объединять их в единую мысль – понятие. Поэтому понятие не имеет конкретного аналога, оно лишь результат обобщающей мысли (плод вообще, дом вообще, человек вообще и т.д.). Наиболее общие понятия – философские, их чаще называют категориями.

ПОСТУЛАТ – утверждение, которое принимается в какой-либо теории как исходное, без доказательства в рамках этой теории. Иногда выступает в качестве синонима понятию "аксиома". В конвенциональных концепциях постулаты и аксиомы носят согласительный характер, и вследствие этого имеют определенную долю относительности и субъективности. Поэтому данные теории не используют понятия объективной истины и считают научную теорию не только отражением действительности, но и определенным допущением. Процесс познания идет таким образом, что, по мере усложнения познания, таких допущений становится все больше.

ПОСТУПОК – действие (или бездействие) человека, которое оценивается с точки зрения моральных норм и требований, и за которое он несет ответственность. Оценка и ответственность отличают действие как поступок от любого другого вида деятельности. Поступок – это проявление свободы воли, нравственный выбор человека из ряда возможных действий, поэтому поступок характеризует человека с моральной стороны, с точки зрения его нравственности. С нравственной, духовной точки зрения человек таков, каковы его поступки. Важное значение в поступках играет такой элемент, как мотив, хотя и способы действия и результат поступка так же значимы.

ПРАВОСЛАВИЕ – разновидность христианства, одно из главных его направлений (наряду с католицизмом и протестантизмом). Распространено главным образом в России, других странах Восточной Европы, на Балканах. Православие окончательно выделилось в самостоятельное направление (конфессию) в XI в. в результате различных путей развития феодализма на западе и на востоке Европы и раскола христианства и церкви на западную (Рим) и восточную (Византия). Особенности православия заключаются в своеобразии некоторых догматов: исхождение святого духа только от Бога-отца, отрицание чистилища, меньший культ Девы Марии и пр., а также имеются некоторые различия в обрядности и культе: порядок богослужения, причастия, соборования, исповеди и т.д. В православии распространено поклонение иконам, обязательный брак для священника (кроме монахов), непогрешимость церкви и единство ее не в государственности (как в католицизме), а в вере и др. Сегодня православие насчитывает около 150 млн. своих приверженцев. Христианство на Руси в форме православия стало распространяться и укрепляться с X в. (988 г. считается датой крещения Руси). Русская православная философия представлена такими именами как Н. Бердяев, В. Соловьев, Н. Лосский, П. Флоренский и многими другими.

ПРАГМАТИЗМ – (от: "дело", "деятельность") – широко распространенное субъективно-идеалистическое течение в современной философии. В центре философии прагматизма находится так называемый "принцип прагматизма", выражаемый действенностью, эффективностью, результативностью мышления и самой деятельности (дела), нацеленных на успех, на полезность. Прагматизм утверждает, что истинность знания проверяется его пользой, и здесь совсем необязателен критерий совпадения знания с объектом, адекватность знания действительности. Отсюда следует, что может существовать множество истин, связанных с разными видами деятельности, с интересами разных социальных групп. Большее распространение прагматизм получил на Западе. Особенно успешно развивался такими мыслителями как Ч. Пирс, У. Джемс (Джеймс), Дж. Дьюи и др.

ПРИРОДА – ("натура") – в широком смысле слова, все Сущее, весь Мир и многообразие его форм. Понятие природы в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. В этом смысле природа – "великое целое" (по определению Гольбаха в "Системе природы"), включает и самого человека и его социальные формы – общество. В узком смысле, природа – естественная среда обитания человека, материальная, предметная основа его жизнедеятельности, в определенной степени противопоставленная человеку и обществу, развивающаяся по своим самостоятельным закономерностям. В связи с человеческой деятельностью естественная природа дополняется "второй природой" – искусственной средой обитания, являющейся результатом изменения человеком естественной природы и дополнения ее продуктами своего труда. Между широким и узким смыслами понятия "природа" нет непроходимой границы. "Малая природа" всегда в какой-то степени - часть "большой природы" – та и другая рассматриваются в качестве единой реальности, в которой живет и действует человек. Определения природы в науке и философии и использование термина "природа" не отличаются однозначностью и строгостью, точная ее дефиниция вряд ли вообще возможна.

ПРОГРЕСС – поступательное движение от низшего к высшему; прогрессивный – передовой, идущий вперед и дальше, противоположность – консервативный, регрессивный; развитие бытия в целом, человека и общества, их отношений, познания и его форм, всех сфер жизнедеятельности – быта, производства, государственности, духовности (искусства, морали и пр.) в направлении к лучшему, высшему, более совершенному и полнее удовлетворяющему человека состоянию. Прогресс в целом, всех сфер сразу невозможен, нереален. Прогресс в одних областях может сопровождаться застоем или регрессом в других, поэтому некоторые мыслители отрицают прогресс как форму бытия, как форму развития, а выдвигают теории круговорота, цикличности процессов бытия.

ПРЕДРАССУДОК (ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ) – это мнение о ком-либо или о чем-либо, усвоенные некритически, без глубокого анализа, часто под влиянием какого-либо авторитета, чужого мнения. Предрассудками часто называют суеверия, невежество в той или иной области. Предубеждения – стереотипные и эмоциональные оценки, как правило, не основанные на критически проверенном опыте. Психологически это достаточно устойчивые установки, которые с трудом поддаются изменениям под влиянием даже новой информации и рациональных доводов. Особенно живучими являются национальные, расовые, религиозные предубеждения. Причинами предрассудков и предубеждений выступают экономические, социальные, культурологические, психологические основания. Человек, ощущая свою социальную заброшенность, экономическую несостоятельность, одиночество и отчужденность, или зависимость разного рода, формирует в себе определенную ущербность, комплекс неполноценности (которых он может и не ощущать явно) и проецирует их на "другого", самоутверждается за счет отрицательного отношения к "другому", в форме предубеждения к нему, его способностям, его значимости.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – (от "провидение") – одна из основных установок религиозного мировоззрения (иудаизм, ислам, христианство), толкующая развитие истории (человека и общества) как проявление воли Бога, высшего разума, осуществление заранее предусмотренного ими плана. Провиденциализм наряду с креационизмом, сотериологией, учением о теодицее является краеугольным камнем средневековой философии. Провиденциализм лежит и в основе религиозного фатализма – учения о предопределенности человеческого существования, его судьбы. Он перекликается с телеологическими концепциями (устремленностью всего к высшей цели, например благу, в философии Аристотеля).

ПСИХОАНАЛИЗ – в первоначальном значении – общая теория и разработанный З. Фрейдом комплекс психодиагностики и психотерапии нервных и психических заболеваний и теоретическое направление в психологии, ориентированное на анализ и исследование бессознательного – глубинной структуры психики человека. В дальнейшем: совокупность теоретических и прикладных аспектов фрейдизма и неофрейдизма, обращенных к осмыслению культуры, человека, общества, мировоззренческих и нравственных проблем. Психоаналитические концепции личности и культуры занимают сейчас важное место в структуре философии и социологии. Психоанализ не был однородным течением. Неоднозначность и противоречивость, в определенных отношениях однобокость взглядов Фрейда породили ряд критических и реформаторских теорий психоанализа: индивидуальную психологию А. Адлера, аналитическую психологию К.Юнга, неофрейдизм Хорни, Салливана, Фромма с их ориентацией на социокультурную детерминацию поведения, психоистория Эриксона, теория сексуальной революции Райха, экзистенциальный психоанализ (Сартр, Достоевский) и другие. Психоанализ как направление и его теории оказал и оказывает на культуру огромное влияние, особенно на искусство и литературу.

ПСИХОЛОГИЯ – наука о причинах и законах возникновения и функционирования психической деятельности; учение о методах и способах отражения реальности в процессе деятельности человека и животных. Психологические идеи зародились в глубокой древности и связаны были с представлениями о душе (псюхе); долгое время они развивались в недрах философии, достигнув высокого уровня уже в трудах Аристотеля (IV в. до н.э.), давшего первую классификацию психических явлений – души (трактат "О душе" и др.) В Новое время (XVII в.). Декарт открывает рефлекторную природу поведения. Конец XIX – начало XX вв. характеризуется появлением практической психологии и дальнейшим развитием ее теоретических идей (возникновение психоанализа, см. выше), психология начинает формироваться в самостоятельную науку и окончательно отделяется от философии.

РАЗУМ – (буквально: рацио, ум) – одна из структур познавательной способности и взаимодействия человека с миром, деятельность человеческого духа, направленная не только на чувственное, дискурсивное познание (это рассудок), а выходящее за его пределы в область умопостигаемых идей, ценностей, универсальных связей, смысла бытия. В этом толковании разум тождественен мудрости, которой доступна не только непосредственная реальность, но и то, что скрыто в ней, и то, что "лежит" за ее пределами.

РАЦИОНАЛИЗМ – совокупность философских направлений, считающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства бытия, логический порядок вещей, закономерность – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Как философская позиция рационализм большое развитие получает в Новое время (17 XVII-XVIII вв.) в трудах Декарта, Лейбница, Спинозы, Канта и др. И.Кант выстраивает свою систему познания как объединение эмпиризма и рационализма; немецкая классическая философия Фихте, Гегеля, Шеллинга также носит преимущественно рационалистический характер. Рационалистической в целом является философия марксизма, позитивизма, постпозитивизма, прагматизма и утилитаризма и др. Рационализм как направление противостоит как эмпиризму и сенсуализму, так и иррационализму.

РЕДУКЦИЯ – методологический прием, обеспечивающий сведение сложного к более простому; упрощение объекта в процессе познания. Редукционизм (от: "редукции") характерен для метафизического мышления и метода механицизма в исследовании сложных объектов, т.е. рассмотрение их через призму законов, описывающих более низкий уровень реальности.

РЕИНКАРНАЦИЯ – в восточных религиях и философии учение о бессмертии души, которое осуществляется путем многократного переселения души ("колесо сансары"), ее перевоплощения. Кармический закон ("карма") устанавливает порядок перевоплощений в зависимости от той жизни, которую индивид прожил в прошлом и настоящем, и в зависимости от того, как он ее прожил, перевоплощения могут быть различны. Кармически правильная жизнь (в зависимости от установок того или иного учения) дает хорошее и более высокое, по сравнению с предыдущим, перевоплощение. Полностью праведная жизнь индивида, постигшего истинную (в рамках учения) суть бытия, может прервать цепь бесконечных перевоплощений и соединить душу с Абсолютом. Кроме того, для такого соединения нужны особые тренировки и особые состояния.

РЕЛИГИЯ – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, связанное с ориентацией на сверхъестественное, запредельное. В самом общем виде, специфическая форма общественного сознания и культуры, духовной деятельности человека, отличительными признаками которой являются фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил; обожествление этих сил (антропоморфное – по подобию человека или абсолютизированное в форме Духа), признание их вечности и первичности; вера в их могущество, провидение и милосердие. В современном мире существует множество религий, религиозных конфессий. Мировыми среди них признаны: христианство (около 2 млрд. приверженцев), ислам (свыше 1 млрд.), буддизм (около 400 млн.).

РЕФЛЕКСИЯ – ("отражаю свое собственное сознание, свои мысли") – основная форма философствования, принцип мышления, направляющий человека на осмысление и осознание собственного психического состояния, своих собственных мыслей и представлений о тех или иных явлениях и процессах. Как главная форма философствования, рефлексия направляет нашу мысль не на предмет или явление, а на сложившиеся мнения, знания и представления о них. Рефлексия как бы перепроверяет наши знания и оценки, критически пересматривает наше отношение к ним, укрепляет сложившееся мнение, дополняет и исправляет его или совсем отбрасывает. Таким образом, рефлексия – это самопознание, понимание и сопоставление своего внутреннего мира с существующими представлениями о мире. Можно выделить несколько форм рефлексии: а) обыденная, элементарная – сомневающееся сознание, склонное довольно часто анализировать свои мысли и поступки, определять свои возможности, свои цели, правильность выбора жизненной позиции, свои представления о смысле жизни, предназначении и т.д.; б) научная рефлексия – занимающаяся критикой и уяснением научного знания: анализом сложившихся картин мира, научных парадигм, методов научного познания и пр.; в) философская рефлексия – сам способ существования философии, так как философия – рефлексивное знание по самой своей природе, она "мысль о мысли" (Аристотель). Она вторична не просто к миру, но вторична к самому знанию о мире. Философский процесс – это постоянный "разговор" философии самой с собой (пример: Платон философствует с Аристотелем, а Аристотель – с Платоном; Гегель – с Шопенгауэром, а Шопенгауэр – с Гегелем и т.д.), а в целом – это разные "картины" бытия, разные его понимания и смыслы.

САКРАЛЬНЫЙ – священный, прежде всего, относящийся к религиозному культу и ритуалу. В общекультурном смысле употребляется в приложении к явлениям культуры, к духовным ценностям. Сакральными называют непреходящие для человека и человечества ценности, такие, которыми люди не могут и не хотят поступиться ни при каких обстоятельствах.

САМОДВИЖЕНИЕ (САМОРАЗВИТИЕ) – философские понятия диалектики, обозначающие процесс развития объекта, его становления и изменения под влиянием, прежде всего, его собственных, внутренних причин, внутренних источников. Диалектика считает, что таким источником являются противоречия, как результат взаимодействия противоположностей, присущих любому объекту или процессу. Взаимодействие противоположностей, их борьба и придает объекту способность изменения, ведет к развитию. Внешние причины, считает диалектика, либо способствуют, либо противодействуют самодвижению (саморазвитию), выполняют только дополнительную функцию.

САМОСОЗНАНИЕ – структура человеческой психики, направленная на выделение человеком себя из окружающего мира; осознание и оценка своего отношения к миру, своего места и значения в нем; осознание себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов. В структуру самосознания входят самооценка, самоконтроль, самоответственность, понимание своего "Я" как самоценного (ценного для самого себя) индивида. Формирование самосознания начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Самосознание, которое, прежде всего, направлено на "эго" (самость), тем не менее, формируется под влиянием социальных факторов и поэтому не только обособляет человека в его индивидуальности, но и соединяет с миром других людей. Чем выше культура личности, тем выше уровень ее самосознания, тем развитее ощущение единства человека с миром.

САНСАРА – ("колесо сансары") – одно из основных понятий индуизма и буддизма, означающее круговорот перерождений человека, блуждание души по разным уровням и формам бытия. Возможность сансары заключена в идее, разделяемой некоторыми направлениями восточной философии, о родственности в мире всего живого, о единой его сущности и, следовательно, о возможности перехода из одной формы в другую. Перерождение может осуществляться в различных образах: людей, животных, богов, даже растений, исходя из соотношения истинных и неистинных путей, праведности и неправедности данной жизни. Чем праведнее настоящая жизнь, тем более высокое перерождение по закону кармы ожидает человека. Исходя из данной установки, понятие смерти рассматривается не как конец всего, а как новая возможность прожить другую, в том числе и более достойную жизнь.

СВЕРХЧЕЛОВЕК – понятие и теория, более всего представленные в философии Ф. Ницше (XIX в.). В интерпретации Ницше – это человек будущего, еще не имеющий места в реальности, хотя прообразы такого человека уже есть. Это люди, которых природа наделила особой "жизненной силой", "жизненным порывом" – "волей к власти". Это человек в высшем смысле этого слова, наделенный независимым творческим духом, могущий встать над самим собой и преодолеть через духовное усилие "слишком человеческое" – свои немощи, слабости, леность ума, боязнь волевого решения, неспособность (если нужно) сказать "нет", могущий утверждать себя снова и снова. Такой человек, считал Ницше, действительно свободен, и тогда он не нуждается ни в каком боге. Он сам себе и для себя становится богом.

СВЕРХЧУВСТВЕННОЕ – выходящее за пределы чувственного восприятия, не основанное на опыте. Сверхчувственное – это мир созерцания, трансценденции, интеллигибельный мир (мир разума и мудрости). К сверхчувственному относятся идеи бога, свободы, смысла жизни, кантовские вещи-в-себе, познанные и непознанные явления сверхсознания и духовной жизни, интуиция и озарение, словом, все то, что не имеет предметного аналога, "чистое" сознание.

СВОБОДА – одно из самых сложных, универсальных и всеобщих понятий культуры; в самом общем виде – высшая духовная ценность, наличие которой дает возможность человеку или социальной группе действовать на основе своих собственных интересов, желаний и потребностей, исключительно по своей воле, без принуждения извне. Наличие свободы, способность и желание деятельности исходя из свободы являются показателями развития духовности человека и критерием культуры, показателем уровня их исторического развития. Проявление свободы неоднозначно, она имеет ряд градаций: внутренняя и внешняя свобода, свобода как познанная необходимость, свобода "от" и свобода "для", свобода воли, свобода творчества, социальная и политическая свобода, свобода выбора, нравственная свобода и т.д. В истории философии, начиная с античности, существовало множество концепций свободы: концепция стоиков, религиозная концепция свободы, концепции Канта и Фихте, материалистическая позиция (в том числе – марксистская), экзистенциалистское и персоналистическое понимание свободы и ряд других. Главное в концепции свободы – это понимание внутренней свободы. Источником внутренней свободы является СВОБОДА ВОЛИ – психический и духовный акт, выражающий способность человека к самоопределению, к выбору соответствующей деятельности из ряда возможностей, а также: способность принятия самостоятельного решения и понимание ответственности за него. Основополагающим элементом и конкретным выражением внутренней свободы выступает НРАВСТВЕННАЯ СВОБОДА. Она является результатом не просто свободы воли, а ДОБРОЙ ВОЛИ, то есть воли, направленной на нравственный выбор, на поступки. Здесь свобода вступает в мир нравственности, морали, в мир добра и зла (см. "поступок", "нравственность", "мораль"). Реализация нравственной свободы возможна только на основе высочайшего уровня развития морального сознания и культуры человека, личностной самодостаточности и зрелости, наличия духовных устремлений, понимания своей неразрывной связи с другими людьми, с миром в целом. Свободу следует отличать от произвола, субъективного волюнтаризма и прочих абсолютизаций, так как даже самые радикальные теоретики свободы (например, Ф.Ницше) считали, что свобода одного может простираться только до тех границ, пока она коренным образом не затрагивает интересы других. Так как человек действует среди себе подобных, то абсолютной свободы нет и не может быть, она всегда относительна.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ – (от "мирской", "светский") – в широком смысле слова, всякая форма обособления от религии, религиозного мировоззрения, церкви. Секуляризация сопровождается ограничением социальных функций религиозных организаций, отделением церкви от государства, школы от церкви, утверждением свободы совести (принимать ту или иную религию или не принимать никакой религии), отходом от религиозного мировоззрения, переходом с теоцентризма на другие позиции, развитием атеизма. В западной культуре процесс частичной секуляризации стал характерным для эпохи Возрождения и Нового времени (XV-XVIII вв.), что позволило расширить культурное и мировоззренческое поле и способствовало развитию знания и становлению науки.

СЕМЬ МУДРЕЦОВ – в культуре древних греков (VII-VI вв. до н.э.) деятельность наиболее известнейших и влиятельных мыслителей, риторов и законодателей, прославившихся умом и умением, часто в форме афоризмов – метких мыслей, выражать суть каких-либо явлений. Их жизненная и философская мудрость была известна всей Древней Греции. Платон среди мудрецов назвал: Клеобула, Периандра, Питтака, Биаса, Хилона, Солона из Афин и Фалеса из Милета – одного из первых философов, основателя Милетской школы, заложившей основы первоначальной античной философии.

СЕНСУАЛИЗМ – ("чувство", "ощущение") – в самом общем виде, направление в теории познания, согласно которому чувственность является главным источником достоверного, истинного знания, а рассудок и разум выполняют лишь вспомогательные, классифицирующие фукции, функции оформления чувственных ощущений и данных опыта в идеи. Сенсуалисты утверждали, что ничего нет в интеллекте, в разуме, чего не было бы в чувстве. Зачатки сенсуализма возникают еще в античности (Демокрит, Эпикур), но классическое развитие он получает в Новое время в философии Кондильяка, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Дидро, Локка, Юма, Беркли и др. Материалистический сенсуализм основывался на признании внешнего мира как абсолютного источника ощущений и восприятий, при этом он, правда, противопоставлял объект познания и его субъект – познающего человека, поэтому их связь не была ясной. В результате, у Локка и Юма, например, появляются сомнения в полном соответствии между нашими ощущениями и объективным миром, поэтому их концепции дополнительно все-таки постулируют бога как гаранта существования мира. В субъективном сенсуализме Беркли опыт не являлся отражением мира в ощущениях. Здесь опыт - субъективный поток сознания, никак напрямую не связанный с миром, поэтому "без субъекта нет объекта", и мир существует в представленности только данного субъекта, как поток только его ощущений в его единственности (такую позицию еще называют солипсизмом). В существование реального мира можно только верить исходя из идеи создания мира богом: раз он его создал, значит мир есть. У Канта к чувствам и опыту, как источникам познания, добавляется активность сознания в виде априорных (доопытных) форм, тем самым Кант сумел связать воедино в познавательном процессе чувственные и рациональные источники и способности познания. К сенсуализму близок эмпиризм. Элементы сенсуализма содержатся в материализме Л.Фейербаха и марксистском материализме, в прагматизме и ряде др. теорий. Противоположным сенсуализму в философии выступает рационализм (см. выше).

СИНКРЕТИЧЕСКИЙ – слитный, целостный, нерасчлененный. Может характеризовать первоначальное состояние процесса, когда еще все находится в единстве и нет выделения каких-либо частей; высшая форма целостности, в которой уже развитые элементы объединяются на единой основе и представляют собой некий "монолит". В познании – постигать синкретически значит "схватывать" объект целостно, в единстве всех его частей, непосредственно, не расчленяя его логически на составные элементы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.