Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорные понятия по курсу 2 страница




КАРМА – одно из ведущих понятий восточной философии (особенно индийской). Карма – понятие многозначное: прежде всего, это закон воздаяния за те дела и поступки, которые сопровождают жизнь человека. Поэтому карма (кармический закон) – это и судьба, и жизненный путь, и божественная сила, которая определяет характер нового рождения (перерождения) в цепи круга перерождений (колесо сансары). Благоприятная карма складывается в результате перевеса добрых деяний над злыми и указывает выход из бесконечного круга перерождений.Не благоприятная карма выступает как наказание за неправедную жизнь и выражается в вечном круге низких перерождений.

КАРТИНА МИРА – совокупность представлений о мире, существующая как научные и философские концепции в общественном или индивидуальном сознании. Философская картина мира имеет мировоззренческое основание и выражается как: мифологическоая, религиозная, идеалистическая, материалистическая, космоцентрическея и т.д. картина мира.

КОНВЕНЦИАЛИЗМ – направление в философии, в гносеологии, согласно которому в основании знания лежат произвольные соглашения, принятые аксиомы согласительного характера. Выбор этих конвенциальных соглашений продиктован субъективным аспектом познания, соображениями удобства, целесообразности, принципом "экономии мышления". За истину следует принимать такое знание, которое не противоречит принятым аксиомам и концептам, "красиво" укладывается в уже существующую систему ранее принятых теорий.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – направление в средневековой схоластической философии (Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский и др.). В споре об "универсалиях" (общих понятиях) концептуалисты, как и номиналисты (номинализм), отвергали учение реалистов (реализм): т.е. отрицали реальное существование общего, независимого от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов, признавали существование в уме общих понятий – концептов как результата обобщающей деятельности мышления и как особых форм познания действительности.

КАТОЛИЦИЗМ – разновидность христианства, распространенная главным образом в странах Западной Европы и Латинской Америки. Догматика католицизма: признание исхождения Святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына; почитание Богородицы наравне с Иисусом Христом; догмат о чистилище; о верховенстве Римского папы как наместника Христа; непогрешимость и святость Папы. В отличие от ПРАВОСЛАВИЯ (другое направление в христианстве) диктует безбрачие духовенства – целибат, особо развитый марианизм – культ Богородицы, Девы Марии; имеет отличия в символике, обрядности, храмовой культуре и архитектуре и пр. Центр католицизма – Ватикан, обладающий определенной экономической и политической независимостью. Философским основанием является учение средневекового теолога и философа ХIII в. Фомы (Томаса) Аквинского – томизм и неотомизм.

КОСМОС – "порядок" – вся Вселенная; вся совокупность бесконечной в пространстве-времени движущейся материи, включая Землю, Солнечную систему, нашу и все остальное множество Галактик. В античности под космосом (впервые ввел понятие, якобы, Пифагор) понимали гармонически организованный мир, мир как упорядоченное целое – разумное и прекрасное. Законы космоса пронизывают все бытие, считали древние, человек – малый космос ("микрокосм"), он вписан в космический порядок, повторяет и подчиняется ему. Такое мировоззрение носит характер КОСМОЦЕНТРИЗМА.

КОСМОЛОГИЯ – наука о космосе – раздел астрономии, наука о Вселенной как едином целом, как о системе, охваченной наблюдением с точки зрения ее происхождения, функционирования, влияния на Землю, ее освоения и использования в интересах человечества (вместе с космогонией).

КРЕАТИВНОСТЬ – "сотворение" – в общем плане, способность осуществить что-то новое; активная творческая сила, дающая реальный результат. В религиозном мировоззрении.

КРЕАЦИОНИЗМ – сотворение мира Богом из ничего, только силой своего духа. Характерен для христианства, ислама, иудаизма.

КУЛЬТУРА – "улучшение", "обработка" – облагораживание в ходе исторического процесса окружающей действительности и самого человека, выраженное в результатах его деятельности; создание "второй природы"; совокупность внебиологических форм, механизмов и средств деятельности, направленных на адаптацию (приспособление) к природной среде и осуществляющих регуляцию общественной жизни. Культура – это реализация материальных и духовных потребностей человека в ходе его жизнедеятельности, выраженная в конкретно-исторических формах: вещах, идеях, нормах, отношениях и т.д.

ЛИБИДО – одно из основных понятий раннего психоанализа (З.Фрейд, К.Юнг). Структурный элемент бессознательного – глубинных слоев психики, формирующий ядро инстинкта жизни (одного из двух основополагающих в психоанализе оснований жизнедеятельности индивида: инстинкта жизни – Эроса и инстинкта смерти – Танатоса). Либидо – это бессознательные стремления, желания, склонности, влечения, в основном, сексуального характера; это энергия бессознательного, оказывающая определяющее влияние на поведение человека и формирование культуры.

ЛИЧНОСТЬ – прежде всего, сознательная и свободная индивидуальность. Эти отличительные признаки охватывают, по меньшей мере, сразу три элемента в структуре личности: а)уникальность человека, б)богатство и уровень развития духовности (внутреннего мира) и в)автономность (самостоятельность) его как социального существа. Личность – это система устойчивых индивидуальных и социально-значимых качеств, которые человек способен реализовать в своей деятельности. Понятие личности не является однозначным из-за сложности его определения. Психология делает упор на индивидуализированные характеристики, а философия выходит в спектр связи человека с обществом и его возможности социального и духовного вклада в развитие. Понятие личности философия отличает от понятия индивида как представителя рода человеческого: личностями не рождаются, ими становятся, – считает большинство философских концепций личности. Личность в данном понимании в любом обществе вправе рассчитывать на моральное уважение и заслуживает его.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (логический позитивизм, аналитическая философия – можно считать синонимами) – направление в современной философии ХХ в., третья волна позитивизма, начало которой было положено "Логико-философским трактатом" Л. Витгенштейна. Лингвистическая философия изучает, анализирует как разговорный, естественный язык, так и язык науки. В представлении ЛФ язык – это не отражение мира в понятиях, а культурные конструкты, средство конструирования мира, имеющее особый смысл и специфические правила функционирования. Цель философии – показать, каким способом, каким образом это происходит, по каким правилам надо "играть". С точки зрения данного направления, многие философские проблемы (свобода, смысл жизни и т.д.) носят мнимый характер. Происходит это, по мнению лингвоаналитиков, в том числе и из-за неточности применения языка, неправильного употребления терминов и понятий: многозначности, ненаполненности (пустота содержания), косности, догматизма, консерватизма, наличия не имеющих оснований неологизмов и пр.

ЛОГОС – (слово, понятие, разум, знание, закон) – важнейшее понятие в античной и средневековой философии. Логос – всеобщий закон космоса, природы; основание бытия (у Гераклита основание бытия – огнелогос, у стоиков): "логос правит миром". Логос здесь представлен как космическая мудрость, всеобщее знание, абсолютная истина. В средневековье, логос – слово Божие, которое принес в мир сын Божий, Иисус Христос: "Вначале было слово, и слово это было у Бога", – говорится в Библии. В современной науке, логос как какое-либо знание, добавляется в качестве сложносочиненного слова к названию различных видов знания: психология, филология и т.д.

ЛОГИКА – наука, изучающая законы и формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Законы логики позволяют правильно формулировать мысли и обрабатывать чувственный опыт в мыслительных конструкциях. Основные проблемы и законы логики были сформулированы еще Аристотелем. Такая логика получила название формальной логики – она исследует формы мысли. И. Кант в гносеологии говорит о трансцендентальной логике – способности нашего мышления при помощи априорных ("чистых", доопытных) форм рассудка переводить наш опыт в понятия и суждения. Выделяют и диалектическую логику – это учение о содержании понятий, их взаимосвязи и развитии, противоречивом характере познания (у Гегеля), а также, учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления (в марксизме).

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (эпистемология) – философская дисциплина, целью которой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию. Она изучает логическую структуру научных теорий, их компонентов (определений, понятий, классификаций и т.п.), устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает вопрос о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования проверки научных гипотез, анализирует логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация и т.д.

ЛЮБОВЬ – глубоко интимное (внутреннее) чувство человека, направленное на другого человека или на какой-либо объект вообще. Любовь есть свободное выражение чувств личности, и ее свобода глубоко иррациональна: она может прийти и уйти без всякого объяснения, любовь нельзя вызвать насильно. Любовь глубоко индивидуальна, ее избирательность также не укладывается в рамки логики. Сложность любви заключается в том, что в ней соединяются духовные и биологические, интимные и социально-культурные начала. Любовь проявляется в форме эмоциональных переживаний. Она избирательно активна, часто наделяет предмет любви идеальными качествами, но и часто видит его глубже и истиннее, чем все прочие. Любовь предполагает не только физическую, но и душевную и духовную близость: интересы любимого человека становятся собственными интересами. Настоящая любовь характеризуется многими качествами: глубиной переживаний, жертвенностью, милосердием, терпимостью, верностью, участием, взаимопомощью и др. Главное в любви то, что любимый человек выступает как высшая ценность, он уважается как личность, достойная особого внимания, предпочтения и почитания. Любовь следует отличать от сопутствующих, но не выражающих ее сути явлений, – влюбленности, страсти, сексуальной предпочтительности.

МАТЕРИЯ – "вещество" – понятие, первоначально обозначающее отличительный признак очевидной пространственной телесности; в античности и вплоть до XVII-XVIII вв. косное (неактивное), "мертвое" образование (мир небытия у Платона), которое следует "оживить", одухотворить идеей, богом, сообщить ей движение, жизнь и активность. В качестве активизированного одухотворенного образования (огонь, вода, земля, атомы, природа) являлась основой вещей и явлений, сохраняя в чистом виде свою противоположность духу, идее, мышлению, жизни. Марксистская философия (XIX-XX вв.) соединила материю и движение, материю и развитие в единое целое, понимая под материей всю объективную (независимую ни от какого духа или сознания) реальность, данную человеку в его ощущениях. Материя – это весь существующий мир чувственно отражаемых объектов, представленный в самых разных формах бытия и движения.

МАТЕРИАЛИЗМ – совокупность философских концепций; одно из главных философских направлений, которое в основание существования всей действительности ставит материю, природу. Материя, природа, физическое, предметная реальность с точки зрения материализма первичны, а мышление, сознание, дух - вторичны, они являются результатом материального. Материализм утверждает, что материя никем не сотворена, она вечна, существует, видоизменяясь, в пространстве и времени. Движение (изменение), пространство и время – способы и формы существования материи. Мышление, сознание, духовное – свойство и результат высокоразвитой и сложно структурированной материи, прежде всего, – мозга и социума. Исторически материализм прошел длительный путь своего развития и был выражен в разных формах: главные - стихийный античный материализм, механистический материализм, вульгарный материализм, диалектический материализм, исторический материализм.

МЕТАФИЗИКА – ("то, что за физикой") – 1. В первоначальном варианте "первофилософия". Получила свое название от названия произведений Аристотеля, главное из которых – метафизика как "знание о первых принципах бытия", которую интерпретаторы Аристотеля расположили "за физикой". В философской традиции метафизика выступала "наукой наук" вплоть до XVIII-XIX вв. Она исследовала главные, основные причины бытия вещей, субстанциальные, онтологические основания, всеобщие первоначала мира, и в этом содержании термин метафизика часто употребляется как синоним философии (например, произведение И. Канта "Основы метафизики нравственности" – работа по философии морали и нравственности). 2. Понятие метафизики употребляется и как противоположное понятию диалектики. Диалектика и метафизика выступают как два разных способа осознания действительности и метода познания. Метафизика в этом смысле совершенно по-другому подходит к развитию, к источнику развития, его направленности, отрицает противоречивость, обособляет предмет от его связей, редуцирует действительность (сводит сложное к простому) и, в итоге, упрощает ее.

МЕХАНИЦИЗМ – принцип подхода к действительности, согласно которому высшие и сложные формы движения и развития сводятся к более простым, а в итоге, к механическому движению. Для механицизма характерно перенесение понятий механики, ее законов в область биологии, истории, социологии, философии. В XVI-XVII вв. механика получила мощное развитие, лидировала среди наук. Это определило ее господствующее положение в мировоззрении, и тогда механицизм стал ведущим мышлением в философии того времени, особенно в материалистических направлениях.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – целостная система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и поступки. Мировоззрение может быть стихийным и теоретически обоснованным. В нем отражается как конкретно-историческое содержание, так и непреходящие, общечеловеческие принципы бытия. Та или иная философия является ядром мировоззрения и оказывает определяющее влияние на всю систему мировоззрения.

МИСТИКА (мистический) – "таинственный" – способ отношения человека с действительностью на основе переживания в экстазе сверхъестественного, божественного, тайного знания, доступного не всем, а только "посвященным". Это состояние, считают мистики, достигается путем ухода от чувственного мира, путем сосредоточения и растворения собственного сознания в запредельном. Мистическая практика включает в себя систему психических и физических действий и упражнений; цель – ввести психику в состояние гипнотического транса, психологического шока. Для этого используются разные приемы: сосредоточение (медитация), молитва, повторяемые многократно и подкрепляемые челобитием и другими телодвижениями заклинания; бешеная пляска и коловерчение (в шаманизме); сатанинские ритуалы жертвоприношений, зомбирование др. Мистика встречается во всех культурах с глубокой древности и по настоящее время, но у каждого народа, в каждой культуре она различна, хотя имеет и общие черты: направленность на запредельное, пугающая новичков обрядность, использование интуитивных чувственных форм деятельности, представление не в теоретической понятийной форме, а на языке символов, наличие "учителей", "посвященных", и пр.

МОНАДА – "единица", "единое" – философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех или иных философских системах: у пифагорейцев – математическая единица, число как основа мира; у неоплатоников и Н. Кузанского – "единое" как высшая божественная порциальность, испущенная в мир и определяющая его структуру и иерархию; у Лейбница – сущностная многокачественность субстанциального характера, выражающая многообразие бытия, его качественную определенность и в то же время взаимосвязанность, системность. Учение о монадах – важнейшая часть философии Лейбница, характеризующая его концепцию как философский онтологический плюрализм.

МОНИЗМ – философские концепции, принимающие за основу всего существующего одно, единственное начало. Монизм выражает последовательную онтологическую позицию. Материалистический монизм единственным основанием, началом бытия считает материю; материалистическим монизмом является марксистская философия – диалектический и исторический материализм. Идеалистический монизм единым началом считает дух, представленный в разных видах: бог, абсолют, идея, сознание и т.д. Наиболее последовательным идеалистическим монизмом является философия Гегеля. Существуют также дуалистические и плюралистические онтологические концепции, их большинство.

МОРАЛЬ – или "нравственность" – одна из форм общественного сознания, социальный институт; основной, неформальный способ регуляции жизни человека в обществе, отношений его с другими людьми; а также, предмет философского анализа этики. От других способов регуляции (права, производственно-административных норм, государственных распоряжений, традиций и обычаев и пр.) мораль отличается особым способом обоснования и осуществления своих требований (норм и принципов) – это оценка поведения с точки зрения нравственных ценностей и, прежде всего, понятий добра и зла. Моральные отношения возникают тогда, когда деятельность направлена на другого человека, на его интересы и потребности.

МЫШЛЕНИЕ – творческая способность человека, активный процесс отражения мира в абстракциях - понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач познавательного характера. В философии анализом мышления с точки зрения познавательных возможностей человека и способности достичь истины занимается специальный раздел – гносеология.

МУДРОСТЬ – высшая духовная потенция человека, результат интеллектуальных, душевных и духовных усилий, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру; понимание смысла вещей, смысла своего собственного существования и смысла бытия в целом, позволяющее личности выстраивать собственный образ жизни и отношение к людям с точки зрения высших ценностей общечеловеческого и исторического характера.

НАРОД – в обычном смысле – население какого-либо государства, страны. В строго научном смысле – исторически меняющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те группы населения, которые способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в тот или иной исторический период. Термин употребляется и для обозначения этнической и культурной общности людей (племени, народности, нации). Понятие и социальное образование – народ – следует отличать от понятия – охлос, означающее толпу, массу, идеологически одурманенное, невежественное и не обладающее самосознанием сообщество.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – (философия природы) – исторически различные философские концепции анализа природы в целом. Одной из главных задач первоначальной натурфилософии (античность и древний восток) был анализ природы для поиска основополагающих принципов бытия. Стихии природы (огонь, земля, вода, воздух) выступали такими первопринципами. Природа для натурфилософии всегда была главной сферой бытия, часто она обожествлялась и одухотворялась, но всегда выступала в качестве субстанции, поэтому для натурфилософов важно было познание связей и закономерностей природы, объединение знаний о природе в единое целое, выработка понятийного аппарата для анализа природы, взаимосвязь человека с природой и ряд других вопросов. Вершиной античной натурфилософии, начало которой положили досократики (философы до Сократа, VI-V вв. до н.э.), по праву считается атомистическая философия Левкиппа, Демокрита, Эпикура. Атомистическая гипотеза была опорой науки вплоть до XVIII века. Сыграла свою методологическую роль натурфилософия и в становлении знания и формировании частных наук в эпоху Нового времени XVII-XVIII вв. В настоящее время натурфилософия потеряла самостоятельное значение и входит частью в философию науки или именуется философскими проблемами естествознания.

НАУКА – особая сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышлении, человеке и сферах его бытия и включающая в себя все моменты этого производства, как духовные, так и материальные.

НИРВАНА – "угасание", "прекращение" – понятие восточной философии (особенно буддизма и индуизма) и практики медитирования. Обозначает состояние полного внутреннего сосредоточения, достигаемое абсолютной отрешенностью от внешнего мира, уничтожением всех чувственных желаний. Человек в состоянии нирваны как бы мертв для внешнего мира. В состоянии нирваны приходит истинное просветление, считают буддисты и индуисты, и прерывается цепь ничтожных перерождений, происходит соединение с брахманом – всеобщим духом созидания, с абсолютом.

НИГИЛИЗМ – позиция отрицания, полного неверия и отбрасывания индивидом или даже группой людей каких-либо идей, общественных идеалов, принятых нравственных и эстетических норм и принципов, культурных ценностей. Причины нигилизма могут быть самые различные: социальные, экономические, психологические и другие, чаще всего, их совокупность. В кризисные эпохи общественного развития нигилистические настроения и взгляды получают наибольшее распространение. Нигилизм часто перерастает в ЦИНИЗМ.

НРАВСТВЕННОСТЬ – практическое выражение морали в поступках и нравах, поэтому употребляется и как синоним морали. Основой нравственности является добрая воля, то есть свободное волеизъявление поступать так или иначе: согласуя свое поведение с нормами морали, с нормами человеческого общежития, считаясь со свободой, интересами и чувствами других людей, или игнорировать их. Исходный принцип – нравственный закон, его формулировки: 1) поступай так, чтобы максима твоей воли стала всеобщей нормой; 2) поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали по отношению к тебе; 3) поступай так, чтобы видеть в другом человеке всегда цель, и никогда не принимать и не использовать его как средство.

ОБРАЗ ЖИЗНИ – философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных способов жизнедеятельности индивидов, социальных групп, общества в целом, которая рассматривается в единстве с материальными и духовными условиями жизни, определяющими ее. С помощью этого понятия можно показать, как живут люди в том или ином обществе, какие цннности являются определяющими, как общество создает условия для творчества и развития способностей человека.

ОБЩЕСТВО – совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. В более узком смысле слова общество может рассматриваться как конкретное образование в единстве его общих, особенных и единичных признаков (например: первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, современное и т.д.) и как отдельный регион, страна. Общество – отделившееся от природы, обособившееся от нее образование человеческих связей и отношений, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей.

ОБЪЕКТИВНЫЙ – принадлежащий объекту, существующему самостоятельно, вне человека (безотносительно к его сознанию и мышлению), существующий реально, фактически. Важнейшее понятие в философии. Объективный – значит независимый от субъекта, от его интересов и желаний, от того, как этот объект видит и воспринимает субъект.

ОБЫЧАЙ – форма социальной регуляции жизнедеятельности человека, унаследованная из прошлого и привычная для людей. Обычай – повторяющиеся, устойчивые способы поведения людей в определенных ситуациях; элементы культуры, складывающиеся веками; образцы прошлого опыта жизни. В качестве обычаев выступают религиозные обряды, формы праздников, производственные и бытовые навыки, характеризующие данный народ, его культурную особенность. В современном обществе господство обычая, непременное следование ему значительно утрачено в силу большей раскрепощенности и свободы людей, а также, и в силу их большей социальной разобщенности.

ОНТОЛОГИЯ – важнейший раздел философского знания; учение о бытии вообще и формах его проявления. Онтология, прежде всего, анализирует главные принципы бытия и различные картины мира как основные мировоззренческие установки, складывающиеся в зависимости от выдвигаемых первопринципов, онтологических оснований бытия (например, идеалистическая онтология, материалистическая онтология, иррационалистическая онтология, онтология Платона, онтология Аристотеля, онтология пантеизма и т.д.).

ОПЫТ – содержание (чувственное или мыслительное), которое субъект обнаруживает в себе; все, что происходит с человеком в его жизни; состояние нашего сознания, в котором выделяется три уровня: физический опыт, психический опыт и духовный опыт. Опыт – основа познания, его первоначальная ступень, которая формирует чувственно-практический уровень познания. Опыт – аналог эмпирического знания, знания, основанного на разных видах опыта (в науке – это эксперимент).

ОРТОДОКСИЯ (ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ) – следующий чему-либо без отклонений; неуклонно придерживающийся основ какого-либо учения, концепции, определенного мировоззрения: ортодоксальная теология, ортодоксальный марксизм и пр.

ОТРИЦАНИЕ – 1. Логическая операция, с помощью которой из данного высказывания порождается новое высказывание (называемое отрицанием исходного), такое, что, если исходное высказывание было истинно, то его отрицание ложно, и наоборот, если исходное – ложно, то его отрицание истинно. 2. В диалектике Гегеля и в материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей, когда "новое", приходящее на смену старому, отрицает это "старое" (диалектический закон "отрицание отрицания").

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН – один из трех основных законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля как закон развитя Абсолютной Идеи. Закон выражает преемственность, спиралеведный характер развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших, предшествующих стадий; обосновывает направленность развития.

ОТЧУЖДЕНИЕ – социальный процесс, который характеризуется превращением деятельности человека и ее результатов в отделенную от него и враждебную ему силу. Творения деятельности человека начинают господствовать над ним, человек теряет над ними контроль и сам превращается в придаток вещей, процессов и ситуаций. Отчуждение дезориентирует и обесценивает жизненный процесс, лишает человека его самостоятельности и свободы, не дает полностью самоосуществиться, реализовать свое "Я". Примером такого отчуждения могут служить негативные последствия взаимоотношения человека и техники в XX в. Большой вклад в исследование проблемы отчуждения внесла философия марксизма, экзистенциализм и ряд других философских концепций.

ПАНТЕИЗМ – философское учение, максимально сближающие понятия "бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению. Пантеизм существовал в разных формах: теологический (неоплатоники, Н.Кузанский), где пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, растворяя бога в природе. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к 16 – 17 в.в. Данный пантеизм можно назвать натуралистическим, он по своему выражению больше склонялся к материализму (Дж.Бруно, Б.Спиноза), утверждая, что бог не стоит выше природы и не существует вне ее; что бог – это другое название вечной, по самой уже своей сути божественной природы. В XX в. материалистический пантеизм также имел место, его разделяли некоторые ученые, например, такие, как М.Планк, Б.Паскаль, А.Эйнштейн и др.

ПАРАДИГМА – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характер научного или философского исследования, являющихся основанием для выбора исследуемых проблем; модель, образец для решения общетеоретических вопросов. Парадигмы направляют познавательный поиск. Каждое конкретное мировоззрение или картина мира выражают ту или иную парадигму. В период научных революций или смены мировоззренческих установок старые парадигмы разрушаются и возникают новые.

ПАТРИСТИКА – (теология и философия "отцов Церкви") – первоначальный этап средневековой христианской философии (II-VIII вв.). В патристике выделяют несколько периодов: первый – апологетический (до III в.). Апологеты (защитники) защищали нарождающееся христианство от гонения властей, от приверженцев язычества, стремились доказать, что христианское учение вполне совместимо с греческой и римской философией. Выдающиеся мыслители этого периода – Юстин, Афинагор, Татиан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др. Одни пытались построить философские системы на основе христианского вероучения (Юстин, Афинагор, Климент Александрийский, Ориген и др.) и пропагандировали идеи совмещения религии и философии, знания и веры; другие (Татиан, Тертуллиан) – прокламировали их несовместимость и отделение христианства от эллинской книжной учености. Второй период – зрелая патристика (3 – 5 в.в.), реализующая себя на греческом Востоке в деятельности кружка каппадокийцев: Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов и др., и на латинском Западе: Августин Великий (Блаженный). Основные задачи этого периода – борьба с ересями (отступлениями от официальных формулировок христианства и утвержденной догматики, принятых на Никейском вселенском Соборе в 325 г. в качестве официальной религии Римской империи) и религиозными направлениями, частично или полностью несовпадавшими с официальным христианством (арианство, гностицизм и др.); защита вероучения, толкование догматов, возвеличивание роли церкви, утверждение примата теологии над философией. Третий, завершающий период (V-VII вв.), концентрируется на проблеме систематизации вероучения и завершается деятельностью Иоанна Дамаскина (ок. 675-753 гг.). Его систематизаторская деятельность и ориентация Боэция (ок. 480-525 гг.) на античную мысль (комментарии к трудам Аристотеля и Порфирия) заложили основы средневековой СХОЛАСТИКИ – второго крупного периода в развитии средневековой христианской философии. Для патристики как философии характерны следующие вопросы: толкование Бога как абсолютного бытия – средоточия благости, справедливости, творческого всемогущества и совершенства, с позиций которого зло представляется простым недостатком бытия; рассмотрение проблем формирования человеческой личности, смысла жизни, свободы воли ("Исповедь" Августина Блаженного), развития человеческой истории от ее начала и до ее конца ("О граде Божьем", его же); рассмотрение идеи приоритета индивида по отношению к абстрактному человечеству (антропология Григория Нисского) и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.