Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорные понятия по курсу 5 страница




ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ и ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ – (лат. "переступающий", "перелетающий") – философские термины, близкие по терминологии, но различающиеся по содержанию. "Трансцендентальный" как понятие разрабатывается, начиная с схоластической философии. Там – это основные, всеобщие определения сущего, трансценденталии: выделяли несколько главных – вещь, сущее, истина, добро, нечто, единое. У Канта, трансцендентальная логика, трансцендентальная апперцепция – рассудочный способ познания, заключающийся в способности объединять данные опыта и априорные (доопытные, "чистые") формы мышления (рассудка) в единую систему суждений и умозаключений. Следовательно, трансцендентальное – то, что предшествует опыту, изначально априори, но дает возможность и делает возможным познание в пределах опыта. Оно противоположно ТРАНСЦЕНДЕНТНОМУ, которое обозначает все то, что "выходит" за рамки опыта, чувственности; то, что нельзя постичь в опыте, сверхопытное, запредельное, внечувственное (бесконечность Вселенной, непостижимость Бога, неисчерпаемость Человека, абсолютная Свобода, тайна Нравственности и т.д., все то, что Кант назвал "вещами-в-себе"). Трансцендентное непознаваемо в плане опыта и логики, о нем можно только размышлять, философствовать.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логическая операция, форма теоретического мышления и познания, в ходе которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием, логически вытекающее из посылок. Это формализованные умозаключения. Они подчиняются законам формальной логики и осуществляются в словесной или знаковой форме. Основные виды умозаключения: индуктивные (от частного к общему), дедуктивные (от общего к частному), по аналогии, по степени обоснованности – категорические и гипотетические, вероятностные и т.д. Неформализованные умозаключения включают интуицию, догадку и пр. и не являются строго логическими. Умозаключение – это в определенной степени способ получения нового знания на основе уже имеющегося. На основе умозаключений формируются теории и гипотезы. Понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и концепции являются формами высшего, абстрактного мышления и основными формами теоретического уровня познания.

УМОЗРЕНИЕ – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, зачастую не связанных с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Для областей, в которых эмпирические методы применить невозможно, умозрение является основным способом их исследования. Поэтому умозрение чаще связано с формами вненаучного знания и в частности с философией. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения, теории средневековых схоластов, натурфилософия 17-18вв. С прогрессом научного знания умозрительные построения постепенно заменяются доказательными. Вненаучное умозрение характеризует специфику философского знания. Оно выступает как способ философской рефлексии (см.рефлексия) и саморефлексии, так как философия имеет дело с анализом мира идей, миром надчувственного, трансцендентного бытия.

УНИВЕРСУМ – вся единая Вселенная, включающая все ее части: первообразующие (онтологические) принципы, космос, природу, человека и т.д., находящихся в неразрывной связи и взаимообусловленности.

УПАНИШАДЫ – (с санскрита – "учение, полученное у ног учителя") – сборник древнеиндийских текстов религиозно-философского характера, примыкающее к Ведам – первоначальным древнеиндийским источникам. Упанишады являлись источником брахманизма и индуизма в целом. Наибольшее влияние имели в период IX-V вв. до н.э.

УПРАВЛЕНИЕ – функция организованных систем любого характера (материальных, культурных, политических и пр.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима оптимальной деятельности, реализацию их программ и поставленных задач и целей.

УТИЛИТАРИЗМ – (утилитарный – "полезный", "выгодный") – 1. Принцип оценки всех явлений жизни с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2. Направление (наряду с прагматизмом) в философии и этике, считающее пользу, положительный результат основой познания, нравственности, политической и социальной деятельности, а также являющийся критерием истинности знаний и критерием поступков. Наибольшее распространение приобрел в XIX-XX вв. в ряде западных стран. Данную позицию, например, выражали взгляды Бентама Иеремии, который занял специфическую позицию в этике. Он считал, что мораль может основываться только на полезности, так как она должна способствовать стремлению людей к наслаждению и избеганию страданий. Это полезно для человека, потому что делает людей счастливыми. Общее благоденствие складывается из суммы благ отдельных людей, что тоже чрезвычайно полезно. Моральный выбор он также считал простым расчетом между пользой и потерями, наслаждениями и страданиями. Таким образом, выстраивалась упрощенная и достаточно четкая эгоистическая модель поведения. Дж.С. Милль, представитель прагматизма, попытался сгладить наиболее острые углы данной позиции и расширить понимание того, что есть польза (см.прагматизм).

ФАТАЛИЗМ – ("рок", "судьба") – мировоззрение, которое исходит из положения о том, что каждое событие и каждый человеческий поступок уже заранее изначально предопределен. Согласно этой позиции все должно свершиться так, как хочет того слепой рок, и человек ничего не может изменить в этом течении событий. Тем самым фатализм исключает свободу, свободный выбор и действие случайности. Поэтому анализ фатализма пересекается с анализом таких понятий и проблем, как взаимодействие необходимости и случайности, необходимости и свободы, волюнтаризма, судьбы и свободы выбора. Фаталистические воззрения возникли как попытки решения именно этих вопросов. Существует несколько разновидностей фаталистических взглядов. Изначально, это действия темных сил, действительно слепого рока, судьбы (мифологическое, обыденное понимание). Позднее данная точка зрения дополнилась религиозным (теологическим) фатализмом. Согласно теологическому фатализму Бог еще до их рождения предопределил одних людей, их душу к "раю, спасению", а других – к "аду, погибели". Правда, православие и католицизм допускает свободу выбора и не ставит так жестко вопрос о божественном предопределении. Можно выделить также натуралистический (рационалистический) фатализм, который связывал деятельность человека с проявлением неумолимой необходимости-закономерности, абсолютным детерминизмом – сцеплением причин и следствий, появляющихся обязательно, и которые человек не в силах прервать или как-то изменить (Демокрит, Гоббс, Спиноза, Лаплас, Ломброзо и др.). Поэтому свобода – это только познанная необходимость (Спиноза), хотя в рамках этой необходимости человек мало что может сделать. Свобода фактически противопоставляется необходимости и фаталистический момент в этой трактовке все же имеет место (см.свобода, судьба).

ФЕНОМЕН – 1. Явление, вещь, предмет, постигаемые в чувственном опыте; 2. Объект, его свойства, доступные чувственному познанию, в отличие от НОУМЕНА – сущностной основы объекта, доступного только разуму, интеллектуальному созерцанию. В истории философии это понятие толкуется неоднозначно: как часть познаваемой действительности – мир явлений в гносеологии Канта (см.сущность и явление); как субъективные переживания, комбинации ощущений, психические ассоциации, к которым сводится опыт, и которые сами являются реальностью (Беркли, Юм, феноменология); в обыденной практике и культуре феноменом иногда называют уникальное, неповторимое явление, событие, человека.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – (букв. "учение о феноменах") – направление в современной философии, связанное, прежде всего, с именами Э. Гуссерля (нем. ф-ф, 1859-1938), М. Хайдеггера, хотя феноменализм в целом более раннее явление и толкования его были различны: а) как наука, выполняющая функцию критики чувственного познания, его ограниченности в разделении и противопоставлении объекта и субъекта (Ламберт, Кант); б) как учение о становлении научного и философского знания в его исторических формах, как ступени развития Абсолютной идеи (в "Феноменологии духа" Гегеля); в) как описательная психология, занимающаяся представлением, описанием, классификацией психологических феноменов – актов сознания, соотнесенности психологических переживаний с предметом переживания (Ф. Брентано, нем. ф-ф, 1838-1917 гг., считающийся непосредственным предшественником феноменологии Гуссерля). Брентано вводит понятие интенциональности как родового признака всех психических явлений-феноменов, то есть направленности сознания на предмет, соотнесенности психического акта с чем-то. Интенциональность – основная характеристика в современной феноменологии – трактуется у Гуссерля как существенное свойство всех актов сознания, поскольку последнее всегда направлено на что-либо, выступает сознанием чего-либо. Все акты сознания – восприятия, воспоминания, фантазии, желания, рефлексия – все наполнено предметным содержанием, но значение и смысл их сугубо индивидуален. Индивидуальность обозначает многообразие способов данности объекта, то есть акцент делается не на "что дано" в сознании, а на "как это дано". Предмет, с точки зрения его "как", изначально не задан бытию, он явлен ему только через сознание сугубо специфическим образом, явлен как "жизненная картина мира", как феномен сознания, а не бытия в его материалистическом понимании. Предмет сознания никогда не равен реальному предмету. Например, просто "цветок" и "цветок, который я созерцаю, цветок моего сознания" - это разные цветки. Явления второго рода Гуссерль и называет феноменами (с греч. "являющее себя"), а исследование таких феноменов – феноменологией, учением о феноменах сознания. Способ исследования таких феноменов Гуссерль называет феноменологической редукцией. Изначальная задача ф.редукции – исключение всех предшествующих суждений об объекте, "очищение" объекта от всех его ранее существующих характеристик. Второй этап – описание того, что осталось именно в нашем сознании после того, как мы этот объект не просто обозначили, а "пережили", сделали его себе тождественным. Для выявления истины важно совместить предмет сознания с самим актом сознания и только такой "продукт" деятельности будет отражать истину человеческого бытия. Феноменология сыграла важнейшую роль в дальнейшем развитии философии, особенно в экзистенциализме и нашла отражение в творчестве Хайдеггера, Мерло-Понти, Сартра, Левинаса, Щюца, русских философов Шпета, Лосева и др.

ФИДЕИЗМ – мировоззрение, в котором вера определяет содержание сознания в большей мере, чем разум. Характерен для религиозного мировоззрения, построенного на приоритете откровения, принятой догматики. Фидеизм являлся сущностью средневековой патристики и схоластики (см. патристика, схоластика).

ФИЛОГЕНЕЗ и ОНТОГЕНЕЗ – понятия, характеризующие процесс развития, становления человека и общества. Филогенез характеризует становление общности – рода, племени, народности, расы, человечества в целом. Онтогенез характеризует становление отдельного индивида, развитие человека в его в индивидуальной истории.

ФИЛОСОФИЯ – (букв. "любовь к мудрости") – особый способ постижения и освоения мира, выходящий за рамки конкретных наук; специфическая форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и относительное решение коренных мировоззренческих вопросов и проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир, на его сущность и его смысл; а также взгляд на человека в его отношении к миру, определение места, роли и значения человека, смысла его бытия. Современная философия – сложное, многогранное и многоструктурное знание, основанием которого выступает вся его почти трехтысячилетняя история. Философия включает множество направлений, точек зрения, разнообразных концепций, охватывающих анализ отношения: "человек – мир"; как мировоззрение касается всех сфер бытия и человеческой деятельности, выступая их основанием. Ряд разделов философии – логика, этика, эстетика и др. получили практически самостоятельное значение как особые виды знания. Философия – это квинтэссенция (Гегель) - вершина, главный стержень – любой культуры.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – общее название для ряда иррационалистических (см. иррационализм) философских концепций, сложившихся в конце XIX в. и имеющих наибольшее влияние, примерно, до Второй мировой войны. Так как эти концепции имеют одинаковые или близкие по значению основания, то "философия жизни" выступает и как единое направление. "Философия жизни" представлена такими именами как Ницше, Дильтей, Клагес, Зиммель, Шпенглер, Бергсон и др. Данное направление ставило перед собой задачу построения целостного миропонимания на основе понятия жизни как первичной реальности, хотя само понятие "жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах "философии жизни". Ницше и Клагес трактовали его преимущественно в биологическо-натуралистическом варианте. "Живое" здесь рассматривается как некая естественная жизненная энергия – инстинкт, воля, сила, органический процесс, витальный интерес, предшествующий разделению бытия на дух и материю. Другой вариант "философии жизни" - Дильтей, Зиммель, Шпенглер рассматривали "жизнь" как форму непосредственного внутреннего переживания культуры и создание ее неповторимых феноменов. Анри Бергсон разрабатывал это понятие в космологическом аспекте как некий космический порыв "жизненной силы", постоянно воспроизводящей себя и творящей все новые формы. "Философия жизни" подчеркивает принципиальную несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его себе, философии же свойственна позиция созерцания и понимания мира, поэтому для нее более адекватна форма отражения, близкая искусству, художественной символике. И само творчество для "философии жизни" выступает синонимом жизни. "Философия жизни" оказала колоссальное воздействие на всю европейскую культуру 20 века, задав мощное антисциентистское движение (см. сциентизм и антисциентизм). Она стала историческим типом нового философствования, основным пафосом которого является идея о том, что рассудочное отношение к жизни омертвляет и опошляет ее, а логически-теоретическое мышление и опирающееся на него познание могут дать что-то только уму и ничего не могут дать сердцу. "Философия жизни" и последующие за ней направления (экзистенциализм, философская антропология и др.) по-новому поставили главные философские вопросы: о творчестве, о смысле жизни, о целях познания, о природе и сущности человека, задав тем самым перспективу дальнейших философских исследований.

ФРЕЙДИЗМ – общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить учение З.Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества, деятельности человека и общества (см.бессознательное, психоанализ).

ФРУСТРАЦИЯ – понятие психоанализа, обозначающее особое психическое состояние, характеризуемое навязчивой тревожностью, чувством отчаяния, страха, безысходности, потерей цели и смысла жизни. Возникает у некоторых людей тогда, когда человек воспринимает реальность как некую угрозу (при реальной или даже мнимой угрозе), как непреодолимое препятствие при достижении какой-либо цели, при хроническом "невезении" в жизни. Фрустрация – это основание стресса. Задача индивида: справиться с этим состоянием или стараться не попадать в него. Менее всего подвержены фрустрации и, соответственно, стрессам люди с устойчивой психикой, эмоционально зрелые и оптимистически ориентированные, занятые активной деятельностью и имеющие психологическую поддержку (любовь, дружба, участие и т.д.).

ХАОС – (букв. "зияющее") – неорганизованная реальность; беспорядочное, бесформенное состояние мира или каких-либо процессов; неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние будущей системности и определенности. Данное состояние активно изучается современной физикой, теорией систем, синергетикой и другими областями знания.

ХАРИЗМА – (букв. "божественный дар", "божественная милость") – наделённость какого-либо видного лица – политического или общественного деятеля, проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и т.д. свойствами исключительности, сверхъестественности, святости, непогрешимости и т.д. Харизма, как правило, считается не приобретенным качеством, а именно данным, "даруемым" высшими силами, природой. Она характеризует человека как бы изначальной "отмеченностью". Термин "харизма" был первоначально употреблен в социальных концепциях Трельча, Вебера в связи с характеристиками социального и политического лидерства.

ХРИСТИАНСТВО – одна из трех современных мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). Возникло в I в.н.э. в восточных провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжелым гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, "божественного спасителя" – Иисуса Христа (богочеловека). В социальном плане христианство было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, гнета римского владычества. Вероучение христианства сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовавших некоторые элементы греко-римской и восточных религий, а также под влиянием античной философии, особенно платонизма, стоиков, неоплатонизма. Центральное место в христианстве занимает вера в искупительную жертву "сына Божия", Иисуса Христа, полного представителя Бога на земле, который был казнен римским наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем, якобы, воскресшего из мертвых и вознесенного на небо, открывшего тем самым возможность воскрешения своих последователей и спасения всех уверовавших. Приверженцы христианства верят во второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать при этом вечное блаженство праведникам и адские муки грешникам. Перенося вопрос о достижении счастья в потусторонний мир, объявляя терпение и милосердие непременным условием грядущего блаженства, христианство вольно или невольно внедряло смирение и покорность, примирение с несправедливыми социальными условиями. На протяжении всей своей истории христианство развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его социального состава, различными интересами его приверженцев, историческими реалиями. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений, направлений и сект. Самыми крупными являлись разделение христианства в 1054 г. на западную церковь (католицизм) и восточную (православие), а в XVI в. реформаторское антифеодальное и антикатолическое движение привело к возникновению третьей разновидности христианства – протестантизму. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения (конфессии), расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических, культовых вопросов, а также в вопросах отношения церкви к государству и власти, но сохраняющие незыблемыми основные принципы и догматы христианства. В настоящее время христианство – наиболее влиятельная и самая многочисленная (около 2 млрд. привеженцев) религия в мире.

ЦЕЛЬ – представляемый, осознаваемый и ожидаемый результат деятельности; идеальная модель, предшествующая, предвосхищающая деятельность. Деятельность, соотнесенная с целью, - одна из отличительных характеристик человека. Цель тесно связана со средствами ее реализации. Адекватные (правильно выбранные) средства приводят к ее реализации. В этике ставится вопрос о совпадении цели и средств ее достижения: возвышенные (моральные, нравственные) цели могут достигаться только такими же нравственными средствами. В противном случае цель теряет свою нравственную ценность. Противоположной позицией является утверждение о том, что не всякая, даже благородная цель, может достигаться только нравственными средствами. Например, концепция макиавеллизма строится на утверждении, что в политике, социальной деятельности цель оправдывает любые средства ее достижения, то есть – главное цель, а какими средствами она будет достигнута – неважно. Такая точка зрения связана с учением итальянского мыслителя и политического деятеля XVI в. Н.Макиавелли, поэтому получила название "макиавеллизма". По сути, это утверждение аморализма в политике, противоречивости и несовместимости политики и морали. Достижение цели часто вступает в противоречие с возможностью ее реализации по ряду объективных (действие необходимости, закона) и субъективных причин. Но цели может ставить только человек. Объективный мир, природа не содержат сознательной цели (если не разделять точку зрения телеологии или провиденциализма – см. провиденциализм, хотя есть проблема изучения факта целесообразности в органических системах), значит для реализации цели с субъективной точки зрения необходимы только наличие воли, свобода выбора.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ – организация процесса деятельности в соответствии с целью. Отношение целесообразности, характерное для человеческой деятельности, вместе с тем может выступать в качестве научного принципа исследования структуры и функций саморегулирующихся систем. В человеческой деятельности понятие целесообразности связано с целеполаганием, как существенным признаком именно человеческой деятельности (см. цель) как в мышлении, так и в практике.

ЦЕЛОСТНОСТЬ – обобщенная характеристика объекта, демонстрирующая его завершенность, самодостаточность, приведенность всех элементов структуры объекта в их оптимальное состояние, позволяющее ему функционировать с максимальным результатом. Данное понятие стало наиболее актуальным в науке XX века в связи с развитием системного подхода, структурно-функционального анализа, теории систем в целом. Особенно важным оказалось осознание целостности живых организмов, человека, его психики, общества и других, так называемых "открытых" систем, потому что их сущность и деятельность определяется не только внутренней структурой, а и теми связями, в которые они вступают в процессе бытия.

ЦЕННОСТЬ – центральное аксиологическое понятие (см. аксиология) – индивидуально и социально значимое определение материальных и духовных объектов окружающего мира, выявляющее их положительную или отрицательную потребность для человека, социальной группы или общества в целом. Ценности представляют собой предмет устремлений, целей, а в абсолютном выражении – смысл бытия. Высшая значимость тех или иных объектов или отношений является сущностью ценности как таковой. Ценность исходит не от самого объекта, а от отношения к нему со стороны субъекта. Поэтому объект, ценный для одного человека, для другого может не представлять никакого интереса. По своему содержанию ценности могут выражать разные потребности, в силу этого они подразделяются на разные группы. Самое крупное деление ценностей – на материальные и духовные (утилитарные и возвышенные). Следует иметь в виду, что разделение ценностей достаточно условно, ибо для человека как существа целостного, любая ценность не может иметь только утилитарный, материализованный смысл: покупая новую одежду, человек не просто хочет прикрыть свое тело, а, прежде всего, выглядеть красиво. Философия обращает свой анализ преимущественно на область высших духовных ценностей: ее интересуют добро, красота, свобода, смысл жизни, истина, самоценность человека, достойный образ жизни, нравственность в целом и т.п. Философия, аксиология, этика исходят из положения о том, что ценности в истории культуры существуют в двух аспектах: с одной стороны, они – конкретно-историческое явление и в этом плане меняются от эпохи к эпохе, различаются в разных культурах. Но одновременно с этими процессами существуют и так называемые общечеловеческие ценности, которые являются базовыми постулатами существования человечества, его сохранения как специфической, уникальной данности бытия в масштабе всей Вселенной. Они стары, как старо само человечество, и известны, и вовсе неслучайно "записаны на скрижалях". "Записано на скрижалях" – это то, что человечество никогда не должно забывать; это закон, без соблюдения которого существование человечества будет поставлено под вопрос. В личностном плане ценностные ориентации (их характер, содержание, разнообразие, наличие высших духовных ценностей) выражают масштаб личности, уровень ее духовного развития. В религиозной традиции самые высоконравственные и духовно одаренные личности именовались святыми. Святые значит наполненные духовным светом и несущие этот свет в мир.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – (цивильный значит "гражданский") – многозначное историческое понятие. Некоторые из его значений: 1. Исторический этап в развитии человечества, приходящий на смену варварству (дикость, варварство, цивилизация); 2. Состояние конкретного общества, которое характеризуется высоким уровнем его социального, политического и технического развития; 3. Одно из состояний культуры в ее изменении – форма, предшествующая ее закату. Термин "цивилизация" появляется в социальных теориях эпохи Просвещения (XVIII в.). Так характеризовалось общество, которое отвечало принципам разумной организации, справедливости, порядка. Понятие "цивилизация" широко используется в современном обществознании. Исторически сложилось несколько подходов к историческому процессу с использованием этого понятия: 1) локально-исторический, где цивилизацию понимают как определенное социокультурное образование, обладающее качественной спецификой, ограниченное географическими и временными рамками (Данилевский, Шпенглер, Тойнби и др.); 2) историко-стадиальный (формационный). В зависимости от выбора тех или иных критериев различают разные типы цивилизаций или ступеней развития, формаций: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная; традиционная и современная; землевладельческая, машинная и технотронная; первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое и посткапиталистическое общество (формации). Формационный подход был характерен для марксистской социологии; 3) всемирно-исторический (общечеловеческий). Его разделяют те мыслители, которые полагают, что история человечества в конечной цели едина. Процесс становления единой человеческой цивилизации начинает складываться тогда, когда отдельные культуры достигают определенного развития. Тогда "осевое время" направляет этот процесс в единое русло, в единый поток всемирной истории (К. Ясперс и др.).

ЦИНИЗМ – (изначально: от учения античных "киников") – позиция нигилизма (отрицания, отбрасывания) достояний культуры, каких-либо установлений, правил, принципов, особенно распространенных в данном обществе социальных и моральных установок, официальных норм. В своих крайних проявлениях цинизм может приобретать довольно эпатажные (вызывающие), даже хулиганские формы: оскорбления, вандализм, издевки, насмешки, протесты путем откровенно издевательского поведения, надругание над символами и святынями пр. Цинизм возникает не на пустом месте и имеет ряд источников. В социальном плане может выступать даже на государственном уровне и проявляться, прежде всего, в неуважительном отношении власти к своему народу, в несоблюдении прав и достоинства граждан, в экономической политике "держания в черном теле"; может осуществляться как "цинизм силы" – осуществление власти откровенно аморальными средствами: фашизм, тоталитаризм, терроризм и др.формы тирании. Может проявляться и как ответная реакция людей в неблагоприятных социальных и политических реалиях: неуважение к власти, игнорирование закона, бунтарские настроения, разрушительные тенденции, охлократия и т.д. – люди становятся на принципиальные позиции антикультуры, не видя другого выхода. С бытовой, нравственной точки зрения, цинизм – это проявление низкой моральной культуры, примитивного уровня духовного развития, что принимает формы неуважения к другим людям, особенно чем-то отличающимися или стоящими на более низкой ступени социальной лестницы. Цинизм в этом случае – результат нетерпимости, эгоизма и других негативных качеств уже самого человека.

ЧЕЛОВЕК – категория философской антропологии; обобщающее понятие для высшей формы живого на Земле, сущностью которой является коллективный и осознанный способ существования. Человек в отличие от других форм живого – существо активное, деятельностное, преобразующее бытие и самого себя целесообразно и целенаправленно, соответственно своим интересам и потребностям. Человек представляет собой единство биологических, психологических, социальных и духовно-культурных характеристик. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает его качественную целостность и своеобразие. Сущность человека определяется исходя преимущественно из его социальных и духовно-культурных характеристик, а биологическое выступает его природным основанием. Только человеку свойственно стремление осмысливать свое предназначение, задаваться вопросом о смысле жизни, выделять себя из окружающей действительности и быть субъектом осмысленного преобразования мира. Как любое сложное образование человек неоднозначен в своем проявлении, часто противоречив. Противоречивость есть результат единства и взаимодействия разных составляющих человека – телесного (природного) и духовного (надприродного), индивидуального (единичного, неповторимого) и социального (группового, общественного). Тело, душа и дух, которыми характеризуется каждый человек, не всегда находятся в гармонии и не всегда подчинены единым устремлениям. Добиться полноты и длительности гармонии между ними – цель каждого разумного человека и основа его удовлетворенности, его счастья (см. индивид, личность, субъект).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.