КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативная модель переводческой деятельности
ПЕРЕВОД И КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ВВЕДЕНИЕ V
1. КОММУНИКАТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2. ПРАГМАТИКА ПЕРЕВОДА 3. КУЛЬТУРНО ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТРУДНОСТИ ПЕРЕВОДА 4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ Очень часто при переводе возникают различного рода нюансы, которые могут поставить переводчика в тупик. Например, «правильно» переведенный с точки зрения передачи содержания оригинал оказывается непонятным или малопонятным для реципиента перевода. А суть в том, что оригинал был создан с учетом своего культурного контекста, своих этических и религиозных норм. В процессе же переводческой деятельности осуществляется перенос всей культурно-мировоззренческой системы, как она отражена в оригинале, в иную культурную среду. При этом переносе, как и при переносе с языка наязык, возникает опасность энтропии. Если переводчик достаточно компетентен в данном вопросе то, помехи, порождающие энтропию, могут быть сведены к минимуму. Хорошо зная взаимодействующие культуры и обладая способностью максимально сгладить конфликт культур, переводчик сможет оптимизировать межкультурную коммуникацию. В наше время недостаточно просто «правильно» переводить тексты с языка на язык. Переводчик очень часто оказывается в позиции эксперта по межкультурному общению. В конце 1970-х гг. учеными-переводоведами, работавшими в Германии в русле так называемой теории skopos, были осознаны важность культурной адаптации оригинала при переводе и посредническая роль переводчика в межъязыковой и межкультурной коммуникации. Эта теория отразила смену переводоведческих парадигм, выход теоретических исследований переводческой деятельности за рамки исключительно лингвоцентричного подхода. Более широкий культурологический подход был подготовлен научными достижениями в сфере изучения коммуникации, лингвистики, современного литературоведения и других научных направлений [См.: Handbuch Translation. S. 104—107; Stolze. S. 188—193; Vermeer; Шадрин. С. 5]. Среди переводоведов, развивавших положения теории skopos, следует прежде всего назвать Г. Фермеера, М. Амман (М. Amman), П. Куссмауля (Н. Kussmaul), К. Норд, К. Райе, Г. Хёнига. Идеи skopos оказались особенно актуальными тогда, когда возросла потребность в выработке переводческих технологий в области нехудожественных текстов. Перевод различного рода материалов в сфере туризма, контактов на международном уровне, особенно когда различия между исходной и принимающей культурами значительны, контрактов и т.п., естественно, требует учета культурно-образовательного, мировоззренческого уровня принимающей стороны. Слово skopos — древнегреческое, означающее «цель», что подчеркивает ориентированность процесса перевода на принимающую аудиторию. В связи с теорией skopos говорят о перспективном подходе к переводу (в отличие от существовавшего до того ретроспективного). Skopos каждого конкретного переводческого процесса определяется до начала самого процесса: переводчик определяет для себя, что и для кого он переводит. В целом модель переводческой деятельности может быть обрисована следующим образом. Лицо, отправляющее (или передающее) сообщение, нуждается в тексте, объекте отправки/передачи и получает его от производителя текста. Текст этот будет использован в определенных обстоятельствах, в общении с определенного рода аудиторией и публикой). Роль текста двояка. На фактическом уровне, уровне объектов, о которых идет речь, он служит средством передачи сообщения, которое в нем заключено. При этом вербальная часть сообщения далеко не исчерпывает всего объема передаваемой информации. На метауровне текст— средство достижения некой цели (skopos). Скажем, два незнакомых друг с другом человека, соседи по купе в поезде, могут обменяться репликами о погоде, из чего, однако, не следует, что они хотят поговорить о погоде. На самом деле они сигнализируют друг другу о готовности к общению (моноязычная и монокультурнуая коммуникация). Если говорить о межъязыковой коммуникации, то здесь требуется посредник, истолковывающий не только язык оригинала посредством языка перевода, но и культурно обусловленные элементы (со)общения. В вышеописанном случае он должен дать понять адресату сообщения, что собеседник устанавливает контакт и не прочь поговорить. И посредник, а точнее переводчик, должен знать, как адресату дать это понять. Существенно то, что skopos часто определяется требованиями заказчика перевода, а сам переводчик выступает в роли эксперта межкультурной коммуникации. Именно он определяет, каким образом оригинал должен быть обработан и в каком виде представлен реципиенту перевода. При таком подходе заметно повышается социальная функция переводчика. Он становится партнером заказчика, заинтересованным в успехе коммуникативного акта [См.: Vermecr. Р. 13], а потому его следует рассматривать как специалиста, по статусу своему равного адвокату, врачу и т.д. Итак, в рамках теории skopos, одной из коммуникативных моделей переводческой деятельности, во главу угла ставится культуроло-гический аспект высказывания и, соответственно, пересматривая (по сравнению с лингвистическими моделями) роль переводчика межъязыковом коммуникативном акте, равно как и критерии оценки его труда. Перевод (и переводчик) в межъязыковом коммуникативном акте преодолевает своеобразный лингвоэтнический барьер, который возникает из-за чисто языкового различия между ИЯ и ПЯ, несовпадения их норм и узусов. К тому же автор оригинала и реципиент перевода, принадлежа к разным культурным традициям, обладают различным культурным багажом, с помощью которого понимают те или иные высказывания. Проблемы преодоления в переводе собственно лингвистических различий между языками довольно успешно описываются лингвистическими теориями перевода. Что касается решения проблем, возникающих при переводе вследствие различия культурного фона адресанта и адресата высказывания, то невозможно не учитывать экстралингвистические условия, в которых разворачивается переводимое общение, а также расширенные функции переводчика.
Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1877; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |