Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этнологические подходы




Для более полного понимания сущности менталитета недостаточно ограничиться социально-философскими и психологическими подходами. Данный перечень, безусловно, должен быть дополнен таким важным понятием как этнологическая обослувленность менталитета.

Под этнонациональным менталитетом понимают специфический элемент этнонационального самосознания, выражающий его архетипную основу.[28] Этнонациональный менталитет в этом качестве представляет собой бессознательный или, точнее говоря, подсознательный уровень проявления этничности наряду с этнонациональной памятью, национальной идеей, национальной волей, представляющими сознательные уровни этнонационального самосознания, его идеологическую основу.

Этнонациональное самосознание – это форма группового сознания. Оно отражает самобытность этнокультурной жизни, потребностей и интересов. Проявляется в виде осознания индивидами своей принадлежности к определенной этнической общности. Этнонациональное самосознание можно определить как форму общественного сознания и самосознания, представляющую собой совокупность культурных ценностей, чувств, представлений, взглядов, идей, стереотипов и символов, в которых этническая общность осознает свой определенный, исторически обусловленный, социально-культурный локалитет, в системе этнодифференцированного человечества, а индивиды – свою этногрупповую идентичность.[29]

Если этнонациональное самосознание определено этнокультурным пространством и его границами, то этнонациональный менталитет по пространству своего распространения может иметь трансэтническую идентичность. Так, например, многие народы Северного Кавказа, различаясь по этнонациональному самосознанию, обнаруживают высокую степень общности своей ментальности.

Этнонациональный менталитет – это такой элемент этнонационального самосознания, который характеризует этничность со стороны объективированных проявлений этнонационального самосознания – поведенческой стихии, форм мышления и чувствования субъектов, образующих определенную гомогенную психическую общность.

Генетическая природа этнонационального менталитета определяется адаптационными потребностями этнических субъектов внутри этнического культурного пространства. Поскольку в межэтническом пространстве ментальные парадигмы и штампы становятся барьером для межнационального взаимопонимания, то они нуждаются в соответствующем управлении, чтобы избежать межэтнического конфликта.

Функционально этнонациональный менталитет – это спонтанно воспроизводящийся набор поведенческого и рефлексивного инструментария, поддающегося системному манипулированию в инонациональной среде.

Различные типы менталитета – классовый, социальный, трудо-производственный, профессиональный, гендерный и т.д. – облечены в этническую оболочку и существуют внутри нее. Их выделение и экспозиция носит, как правило, теоретический характер, так как человек не может существовать в мире вне определенного этнокультурного пространства с его символическими условностями.

Ментальность формируется внутри культуры, традиций, языка, образа жизни и религиозности, говорит А.Я. Гуревич. Пересматривая определение нации, можно говорить, что наряду с другими признаками здесь важны общая культура и менталитет. Так, П.К. Гречко заявляет, что здесь культура и менталитет тесно взаимосвязаны: культура проявляется в менталитете, как и менталитет - в культуре. "В противном случае менталитет окажется чем-то врожденным, биологически наследуемым, что не верно"[30].

Для Гречко менталитет - стереотипы и установки мышления, но не всё мышление. Сами стереотипы и установки являются для человека естественными, само собой разумеющимися. "Они, как правило, невербализуемы, мало поддаются воздействию сознания, срабатываются автоматически, непроизвольно"[31]. И он приводит примеры: "Мы имеем в виду именно менталитет, когда говорим, что американцы прагматичны, англичане деловиты, немцы педантичны". Для Гречко мышление, особенно-логическое, шире понятия "менталитет". Но следом он же опровергает себя, заявляя, что "в культурно-ментальный комплекс нации входит чувство этнической принадлежности, т.е. какое-то бессознательное переживание общего происхождения, безотчетной "симпатии", единой судьбы". "Нацию не вычисляют, ее чувствуют", - заявляет Гречко. И если человек потерял чувство этнической принадлежности, добавляет он, то он (человек) порвал с нацией, потерян для нации[32].

Академик Барг М.А. менталитет определяет как совокупность символов. Они созданы для общения и служат в повседневном обиходе онтологическим (ответ на вопрос "что это?") объяснением, знанием о мире и человеке в нем, говорит Барг[33]. Важно, что он поднимает вопрос об идентичности менталитета среди его носителей. По его мнению, это обусловлено социально-историческими условиями существования людей и их сознания. И проявляется эта идентичность менталитета среди его носителей в их способности наделять одним и тем же значением одни и те же явления объективного и субъективного мира, т.е. тождественным образом их интерпретировать и выражать в одних и тех же символах.

О силе воздействия менталитета на людей достаточно убедительно высказался М.А. Розов[34]. По Розову, менталитет - "это то, что полностью не высказано, не осознано, не сформулировано, но существует и определяет отношение человека к миру. Оно существует на уровне образцов поведения, образцов выбора, на уровне отдельных оценок и предпочтений, которые, не оставаясь гласом вопиющего в пустыне, подхватываются другими людьми и формируют незаметно их сознание. Это некоторая традиция, которая подобно мощному потоку увлекает людей и незаметно заставляет их делать и говорить то, что делают и говорят другие, создавая при этом иллюзию естественности и безусловности собственного поведения". По Розову, действие менталитета проявляется также и в науке, через силу традиций в ней. Как правила языка строги, так и строга сила менталитета.

В самом деле, в этикете и грамматике языка человек может не знать правил, но может действовать в рамках знаний, полученных через поколенческие, социальные эстафеты, т.е. человек может идти, особенно не задумываясь, вместе с социальной и языковой средой под сильным давлением менталитета. И, по Розову, "если вы попытаетесь уклониться от этих правил, вас тут же поправят"[35], т.е. менталитет, вступая в свои неумолимые права, приобретает силу консервативных предписаний. О национальной ментальности сейчас много говорят публицисты. Ученые пишут сдержаннее.

Во времена распада СССР в Прибалтике ученые много дискутировали на тему: что есть национальный менталитет? Понимая большей частью под менталитетом разум и мышление, прибалтийцы считают, что "основу национального менталитета составляет менталитет отдельной личности. А это, прежде всего, свобода творчества, свобода мысли, выбора, суждений и стремлений. Основа менталитета нации - в ее свободе. Онтологическое определение национального менталитета сводится к "способности нации абсолютно определять свою судьбу, реализуя эту способность как собственную, от своего имени, под свою ответственность, самостоятельно и для себя. Это одновременно и онтологическая потенция, составляющая основу национального менталитета."[36]

В данном определении под менталитетом понимается, на самом деле, национальное самосознание и поведение. Национальная ментальность - сложный клубок духовного образования, где имеется и важна нормативно-оценочная сторона сознания, и, как следствие этого, имеются своеобразные национально-этнические, духовно-ценностные ориентиры, которые способствуют выживанию этносов (особенно малочисленных народов) при всех исторических коллизиях. Можно сказать, что национальная ментальность есть затаенная мудрость (а то и философия, в широком смысле слова) народа. Эта мудрость, т.е. жизненная философия, не афишируется, не выставляется наружу в обычное время. Их манифестируют лишь в часы пик, в моменты истин. Ментальности, как мироориентационные чувства, ощущения и представления, проявляют себя в особом мировидении и поведении людей.

К примеру, русского делает русским его ментальность, т.е. русскость русского проявляется через его ментальные установки и стереотипы, которые, как и у любого народа России, медленно меняются в сторону европеизации. Можно заставить народ принять чужую идеологию, но ментальность - нет. Она как особый стиль мышления, как особая правда народа по природе прогрессивно-консервативна, т.е. она медленно отбирает из опыта этноса жизнеспособное, апробированное (опыт, доставшийся ей кровью и потом) и аккумулирует их у себя в виде народной мудрости.

Скрытая структура ментальности этноса проявляется в пороговых экзистенциальных ситуациях в жизни народа. Человек, живя по меркам национальной ментальности, ощущает себя комфортно, психологически неуязвимо. Человек лишь самокоррелирует свое поведение и мышление с всеобщим, с законом для всех, но внутренне, ментально, понимает и делает его своим по-своему. Каждый этнос имеет право на свою ментальность, на свою истину, на свое национальное лицо и психологию: лишь тогда он существует как субъект истории и культуры.

Ментальность - не предрассудки народа, а его сокровенное слово, его истина жизни, и с ней надо считаться как с частью культуры любого народа.

Логика национальной ментальности обычно не объяснима с точки зрения здравого смысла. Она узуальна, т.е. рассыпается, если отделена, изъята из контекста традиционного сознания и культуры. Национальное поведение под влиянием внешних предписаний и институтов может проявлять себя часто совершенно иначе, чем предписания феномена - национальной ментальности[37].

П.С. Гуревич подошел к понятию "ментальность" с позиции культурологии. Для него "ментальность (или менталитет) - это относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества"[38]. Восприятие мира формируется в глубинах подсознания. Тогда ментальность, как особый тип мышления, есть то "общее, что рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает представление человека о жизненном мире. Навыки осознания окружающего, мыслительные схемы, образные комплексы находят в ментальности свое культурное обнаружение".

Пантин И.К. говорит, что ментальность нельзя сводить к системе ценностей. Менталитет - "это своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся "коду" в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические"[39]. И поэтому проблему менталитета, по Пантину, можно поставить идеологически и социально-исторически. Это даст объяснение тому, что лежит в основе социального строя и бытия России.

Для В.К. Кантора понятию "ментальность" тождественно русское старинное и точное выражение "умственный и духовный строй народа"[40]. Россия, в противовес европеизму, в прошлом столетии выдвинула каноническую государственную формулу - триаду: православие, самодержавие, народность. А с октября 1917 года ее заменили партийность и народность. И царское и большевистское руководства страны насаждали "психологию осажденной крепости" - кругом враги. Отсюда:

а) личность должна была жертвовать себя во имя государства;

б) Россия - мессия, освободитель всего (сначала православного) порабощенного мира.

Ментальность или менталитет чужого народа можно изучать. Но следовать им через знания трудно, почти невозможно. Чтобы понять чужой менталитет адекватно, надо "войти" без остатка, без оглядки в психологию, в культуру, в религию, в стиль мышления, в быт и образ жизни, в язык и обороты речи, в мораль, обычаи и традиции, в жесты и ритуалы данного народа. Когда народ, в ходе повседневной жизни, по-своему, незаметно примет от чужака своего рода экзамен, то этот человек будет принят в "свои", т.е. он будет индентифицирован с коллективом.

Люди одного менталитета понимают друг друга с одного взгляда, с полуслова, интуитивно. Ментальность как общая затаенная тайна и общее мировидение их консолидирует, делает их идеалы и смысл жизни общими. Мир через общий менталитет видится гармоничным, понятным, своим, комфортным.

Таким образом, менталитет и ментальность чрезвычайно сложные многогранные понятия и для их изучения необходимо использовать разные подходы, в частности, социально-философские, социально-культурологические, психологические, психосемантические, этнологические и другие.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.