Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы национального менталитета




Менталитет как национальная самоидентификация

Национальный образ мира является основой для формирования менталитета. Национальный образ мира формируется у народа - ее носителя - под влиянием тех исторических и культурных процессов, а в последнее время и экономических, участниками которых являются носители данной ментальности или являлись их предки.

Национальный образ мира можно определить как совокупность тех общих образов в сознании носителей одной культуры, которые определяют их поведенческие образцы и влияют на психологию мировосприятия[67]. Вместе с образцами поведения эти образы передаются из поколения в поколения, пока изменения реального мира не приводят к изменениям в сознании людей из-за того, что их устойчивое мировосприятие и образцы поведения уже не позволяют им успешно ориентироваться и действовать в реальном мире.

На формирование национального образа мира влияют определенные исторические события, например, участие народа в войне или резкая смена политического строя, политический строй и связанная с ним роль личности в обществе, например, в диктаторских государствах или в демократиях образ восприятия мира будет разным.

Экономические процессы в современном обществе тоже становятся одним из факторов, влияющих на формирование мировосприятия. Во-первых, экономика во многих странах развивается в одном направлении – глобализация, максимально быстрый темп работы, жесткая ориентация на максимально высокий результат. Это порождает мировосприятие, в котором человек воспринимает себя, скорее, винтиком в большом работающем механизме, чем личностью, принадлежащей к определенной ментальности. Распространение английского языка как языка общения в крупных международных корпорациях порождает восприятие себя как некоего гражданина мира, не принадлежащего к определенной культуре. Все это, с одной стороны, приводит к унификации некоторых основных черт мировосприятия и к созданию унифицированных поведенческих образцов, а с другой стороны, лишь подчеркивает разницу ментальностей, так как человек начинает испытывать психологическое неудобство из-за навязанных ему поведенческих образцов, не характерных для той культуры, представителем которой он является. Это часто настолько давит на человека, что приводит к состоянию постоянного стресса и депрессии.

Национальный образ мира – это та структура национального сознания, которая лучше видна изнутри, чем извне. Поэтому обычно он описывается самими носителями этого мировосприятия. Этим национальный образ мира отличается от менталитета, который обычно лучше виден со стороны, чем при взгляде изнутри – из собственной культурной традиции.

Говоря о типах национального менталитета, обычно выделяют западный, восточный и российский (евразийский) менталитеты. Остановимся более подробно на перечисленных типах.

Проблема Востока и Запада уходит своими корнями еще в Античность, когда произошло разделение людей на греков и варваров, а точнее сказать, на людей и варваров. Постепенно греки заменились европейцами, а понятие варваров утратило негативный оттенок, превратившись в понятие "другие". Итак, есть Запад-европейцы, и Восток-другие. Востоком заинтересовались сначала с практической точки зрения: многочисленные колонии в Индии, Китае, Африке крупных европейских держав послужили толчком для появления ориентализма.

Постепенно ориентализм превратился в "стиль мышления, основывающийся на онтологическом и эпистемологическом различии между Востоком и (почти всегда) Западом"[68]. И если вначале это была попытка понять другую культуру, другую цивилизацию, то теперь это попытка понять самих себя через другого: "Восток помогает определить Европу (или Запад) как контрастирующий с ним образ, идею, индивидуальность, опыт... эти сущности поддерживают и до некоторой степени отражают одна другую"[69].

К.Г. Юнг посвятил немало работ различию западного и восточного менталитета. В первую очередь Юнг обращает наше внимание на то, что люди Востока и Запада внутренне противоположны друг другу, что отражается, например, в религии. Европеец прежде всего, христианин, хотя бы по воспитанию. И это значит, что человек зависит от Милости Божией: "У нас человек несоизмеримо мал, а Божественная Милость безгранична, на Востоке - человек - Бог и сам себе спаситель"[70]. Восточный человек - интроверт, западный - экстраверт. Из этого следует различное отношение к жизни: европеец живет внешним, стремится его изменить, для него существенно прошлое, настоящее, и будущее - в Европе появляется идея прогресса, которая становится основополагающей идеей цивилизации.

Восточный человек живет внутренней жизнью, "он пытается охватить взглядом целое, его способ мышления - это сгущение, конденсация видения"[71], он наблюдает за мыслью. Он живет не во времени, а в вечности. Мир есть "возобновление существования, которое уже многократно повторялось"[72]. Для восточного человека боги не имеют большого значения, они постепенно превращаются в философские истины, в философские идеи. По мнению Юнга, "в религии и в жизни Индии Будда присутствует в значительно меньшей степени, нежели Христос в христианстве"[73].

Исторически сложилось, что европеец оказался расщеплен на "сознательную личность" и "бессознательное существо", к бессознательному он относится с предубеждением, подвергая все исходящее из него тщательному анализу и рассмотрению. Восточный человек, наоборот, ищет углубления в себя, для него психическое, или бессознательное, является кладезем: из него он черпает свои идеи, в соответствии с которыми он существует. "Восток опирается на психические реальности, то есть на psyche, как главное и единственное в своем роде условие существования"[74]. Psyche - это универсальность, целостность психологической жизни человека, включающая в себя как сознательное, так и бессознательное содержание.

Помимо концепции Юнга существует так называемая концепция "школы традиционалистов", у истоков которой стоял Рене Генон. Рене Генон пытается изложить учение Востока "не в целях какой бы то ни было "пропаганды" или "популяризации", а единственно ради тех, кто способен понять эти учения такими, каковы они есть, не пытаясь исказить их в угоду общедоступности"[75].

В своей статье "Традиция и бессознательное" Генон подвергает критике концепцию Юнга, говоря о том, что пытаясь толковать символику через бессознательное, или подсознательное, мы нисходим к "низинам", т.е. к недочеловеческому, тогда как традиционная интерпретация символов ведет к сверхчеловеческому. Выводить традицию из фольклора (как это делает Юнг, по мнению Генона) ошибочно, так как фольклор состоит "из элементов, принадлежащих угасшим традициям, неизбежно являющихся продуктом их вырождения". Передача традиции происходит сознательным путем, по схеме учитель-ученик. Таковы взгляды на проблему Запада и Востока представителей Европы.

Что же думают по этому поводу представители другой стороны? Свами Вивекананда в своей лекции "Христос, посланник" (или в другом переводе "Миссия Христа") утверждает, что "голос Европы - это голос Древней Греции"[76]. А грек, прежде всего, существовал целиком и полностью в этом мире, он был практиком, не склонным к мечтаниям, прекрасное он искал всегда лишь во внешнем. Восточная мысль обращается вовнутрь, восточный ум "хочет видеть то, что неизменно, то, что бессмертно". Основным отличием является также то, что восточная философия, религия прочно связана с практикой, в то время как Запад тяготеет к "интеллектуальной гимнастике". "На Западе самый лучший проповедник тот, кто лучше других умеет говорить".

Ошо (Бхагван Шри Раджниш) также ставит Индию на первое место: "Индия - самая старая цивилизация... В мире существуют лишь два типа ума: греческий и индийский"[77]. Понять Индию, обладая греческим умом, невозможно: в Индии не работает закон противоречия Аристотеля, европейцу она покажется абсурдной, "греческий ум - математичен, индийский - мистичен".

Российский менталитет вобрал в себя много от восточных и западный традиций, отличается исключительным своеобразием и требует, в связи с этим, отдельного подробного рассмотрения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.