Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты менталитета




Из концепции архетипов культуры вырастает несколько позже теория менталитета, успешно разрабатываемая в современной европейской гуманитарной науке. Менталитет предполагает не только наличие определенных традиций и норм культуры, он включает и коллективное бессознательное, которое определенным образом влияет на поступки людей и на их понимание действительности.

Таким образом, во многом благодаря Г. Юнгу, бессознательное и неосознанное в индивидуальной и социальной психике стало равноправным объектом научного исследования, и сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как сознательное и бессознательное, как личностное и коллективное.

Структура ментальности непременно включает образы времени, пространства, смерти, абсолюта; отношение к детству, старости, гендерные установки и образец источника истины. Говоря о ментальности как о мировидении, составленном из представлений и установок, он выделяет как важные, первостепенные такие ее представления:

Восприятие пространства и времени.

Отношения мира земного с миром потусторонним.

Восприятие и переживание смерти.

Сверхъестественный и естественный миры.

Кроме этого А.Я. Гуревич, выделяет различные виды установок:

а) на старость;

б) на детство;

в) на болезни;

г) на семью;

д) на секс;

е) на женщину.

Кроме этого через ментальность проясняется:

- отношение к природе;

- оценка общества и его компонентов;

- понимание соотношения части и целого, индивида и коллектива, степени выделенности личности в социуме (или его поглощенности).

Выявляются так же: отношение к труду, собственности и богатству, бедности; отношение к различным видам богатства и к разным сферам деятельности; выделяются установки на новое, на традицию; дается оценка правилам и обычаям, их роли в жизни общества; выделяется особое понимание власти, государства и подчинения; интерпретируются различные виды свободы; описывается степень доступности к различным видам источников и средств хранения и распространения информации, выделяются и описываются культуры письменной и устной речи.

И это все, вместе взятое, и многое другое, что будет затронуто исследователями в будущем, создает систему, т.е. картину Мира, своего рода широкую панораму культуры. А последняя, по Гуревичу А.Я., тождественна социальной сущности человека, взятой вместе со способом освоения этого мира[48]. Таковы темы исследовательских интересов, сферы приложения метода ментального рассмотрения мира, компоненты самой картины мира. И все это создает единый ментальный взгляд на мир в целом.

В литературе можно найти большое количество рассуждений о структуре менталитета и его компонентах. При этом масштаб разработки проблемы достаточно широк: от общих рассуждений до попыток представить концептуально обоснованную структуру ментальности.

Ж. Ле Гофф отметил: «Ментальность разнородна. Возникшие вчера представления уживаются в ней с фрагментами древнего магического знания. Ведь инерционность свойственна духу больше, чем материи. Люди, создающие машины, непостижимым образом несут в себе сознание ремесленников, водители автомобилей недалеко ушли от тех, кто ездил верхом, а фабриканты XIX века сильно напоминают крестьян, которыми были их отцы и деды. История ментальностей есть история замедлений. Кардинальная задача – разгадать ту связь, скорее духовную, чем логическую, в которой находятся эти обломки ушедших миров. Другая проблема – понять, каким образом эта мешанина передается от поколения к поколению. Линейные концепции эволюции здесь, конечно, не годятся».[49]

Всеобъемлющую структуру ментальности предлагает В.Визгин: «Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное – все эти оппозиции «пересекаются» на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах».[50]

Среди работ, содержащих попытку развернутого описания структуры ментальности можно назвать статью П. Берка. Он называет три компонента менталитета: интересы, категории, метафоры. Интересы Берк трактует в духе марксизма. При этом он отмечает, что когда индивид переживает конфликт различных интересов, он может обнаружить свои бессознательные импульсы. А это позволяет выявить соотношение сознательного и бессознательного[51].

Ментальность по Берку, можно представить «не как единую систему, а как сумму или пересечение разных «сеток» (микропарадигм, стереотипов), которые не только взаимно увязаны, но и могут переходить в противоречие. Не исключено, что с помощью такого представления оказывается возможным теоретически объяснить трансформации ментальной сферы».[52]

Чаще всего, однако, в работах о ментальности речь идет об анализе ее отдельных элементов. Но при этом могут обсуждаться очень принципиальные вопросы.

Первый связан с заменой принципа организации классификационной схемы. Ж Ле Гофф и вслед за ним А.Я. Гуревич считают, что в XVII веке представления о чистилище изменило картину мира: понятие циклического времени трансформировалось в линейное. Изменилось также представление о прстранстве (между небом и адом появилось чистилище). Изменилась базовая структура этики: ушло резкое противопосталение добра и зла. Представление о чистилище способствовало развитию правовых отношений, оказало развитие общества.[53]

Пример чистилища показывает, что в структуре содержания ментальности есть такие элементы, которые занимают там базовое положение и играют решающую роль в трансформации содержания ментальности. Такого рода элементы иногда предлагается называть базовыми элементами содержания ментальности. Так, например, Ле Гофф считает, что наиболее характерной чертой феодального общества является представление о служении, а капиталистического – протестантская этика (представление о важности работы, о труде как долге).[54]

Шпрандель считает конституирующими элементами ментальности представление о человеке и представление о собственной группе.[55] К числу базовых элементов ментальности средневекового общества можно отнести представление о смерти, о загробном существовании.

Во многих работах ментальность связывают с бессознательным. Типичным в этом плане является высказывание Гуревича о том, что ментальность людей – это «потаенный пласт их сознания».[56] Существует точка зрения, что ментальность включает и сознательное и бессознательное.

Наконец, некоторые связывают ментальность лишь с осознаваемым, сознательным. Так, Динцельбохер связывает с ментальностью общезначимые для данной культуры базовые убеждения: идеологические, политические, религиозные, этические, эстетические и другие концепции в той степени, в которой они осознаваемы.

Естественно, нельзя отрицать роли сознательного в содержании ментальности. Но при изучении ментальности важно выявить, в каких формах в ее составе присутствуют различные элементы культуры. Кроме того, бессознательные комплексы, архетипы также имеют культурное происхождение. При отвержении бессознательных или неосознаваемых элементов возникает риск неполного изучения ментальности.

Таким образом, можно сделать вывод, что четкое представление о структуре ментальности в литературе пока отсутствует. Авторы специальных работ о ментальности чувствуют значительную неудовлетворенность в этом вопросе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-30; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.