Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.1 Экономическая эффективность архитектурно-проектных решений




Эффективность инновационной деятельности. Экономическая оценка внедрения новшеств. Основные показатели и оценка вариантов

Сущность инноваций и их классификация

 

В соответствии с Законом РБ «Об основах государственной научно-технической политики» инновации (нововведения) - это создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды товарной продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок. Важнейшим признаком инноваций выступает новизна их потребительских свойств.

Инновации тесно связаны с научно-техническим прогрессом (НТП), являясь его результатом. НТП – существенный фактор производства продукции, обеспечивающий повышение производительности труда за счет совершенствования средств производства и технологий на базе открытия наукой новых закономерностей, явлений и свойств окружающего мира.

Сущность объектного подхода заключается в том, что в качестве инновации выступает объект – результат НТП: новая техника, технология.

В рамках процессного подхода под инновацией понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей – товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д.

В рамках процессно-финансового подхода под инновацией пронимается процесс инвестиций в инновации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, т.е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Классификация новаций и инновационных процессов представлена на рисунке 1.43

 

По содержанию · технические; · организационные; · социальные; · экономические
По степени новизны · абсолютная; · относительная; · условная; · частная
По новационному признаку · радикальные; · комбинированные; · модифицированные;
По особенностям инновационного процесса · внутриорганизационные; · межорганизационные
классификационные признаки новаций и инновационных процессов
По этапам жизненного цикла, технологии, товара, организации
По длительности этапов инновационного процесса
По уровню разработки и распространению · государственные; · региональные; · отраслевые; · корпоративные; · фирменные
По сферам разработки и распространения · промышленная; · торгово-посредническая; · научно-педагогическая; · правовая

 

 


Рисунок 1.43 - Классификация новаций и инновационных процессов

 

Инновации принято классифицировать по ряду признаков. Классификация инноваций по степени новизны это распределение совокупности инноваций на однородные по уровню новизны группы с целью оценки их значимости. Понятие новизны инновации может относиться к продукту или технологическому процессу в целом в случае его абсолютной новизны либо только к некоторым его элементам, изменяющим функции и характеристики существующего продукта или процесса.

Так, по степени новизны (радикальности), их значимости в экономическом развитии инновации можно подразделить на: базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). За этим разделением стоит два различных инновационных процесса: пионерный и догоняющий.

Пионерный тип означает линию на достижение мирового первенства. Догоняющий - дешевле и может дать быстрый результат. На этом пути создаются так называемые приростные инновации, связанные с улучшением свойств существующих процессов производства и продуктов.

Базисные инновации относятся к принципиально новым продуктам. Улучшающие инновации касаются значительного усовершенствования существующих продуктов.

Псевдоинновации осуществляются в несущественные видоизменения продуктов и технологических процессов, под которыми подразумеваются эстетические (в цвете, декоре и т.п.), а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, производительность того или иного изделия; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов.

По направленности результатов инновации делятся на инновации как научный инструментарий, инновации – процессы и инновации – продукты:

продуктовые - применение новых материалов и полуфабрикатов, а также комплектующих, получение принципиально новых функций (принципиально новые продукты);

процессные - новая технология производства, более высокий уровень автоматизации, новые методы организации производства (применительно к новым технологиям) (рис. 2.3).

По типу новизны для рынка в составе инноваций выделяются следующие: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного инновационного процесса.

 

Выделяются также и другие квалификации инноваций в соответствии с той ролью, которую они играют в развитии экономической системы (табл. 2.1).

 

Таблица 1.16 - Классификация инноваций

Признаки классификации Значения признаков
Широта воздействия и масштабность Глобальное Отраслевое Локальное
Степень радикальности инноваций Базисная Улучшающая Псевдоинновации
Источник идеи Открытие Изобретение Рационализаторское предложение Прочие
Вид новшества Конструкция и устройство Технология Материал, - вещество Живые организмы
Способ замещения существующих аналогов Свободное замещение Системное замещение

 

Классификация позволяет различным образом группировать инновации по тем или иным признакам в зависимости от потребностей пользователя банка данных. То, что инновация имеет в качестве источника идеи изобретение, позволяет оценить возможности ее коммерческой реализации. Масштаб распространения инновации может зависеть от вида новшества.

 

 

Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутренних и зарубежных рынках.

Оценка эффективности использования инноваций осуществ­ляется с помощью следующей системы показателей:

1 Рентабельность затрат на инновацию3) - рассчитывает­ся по формуле

Р3 = (АП / Зи) • 100, (158)

где АП - прирост прибыли, полученный от инновации, р.;

Зи - затраты, связанные с осуществлением инновации, р.

Данный показатель используется для отражения финансо­вой результативности затрат, понесенных за определенный пе­риод предприятием (плановый или отчетный). Он позволяет оценивать результаты инновационной деятельности и измерять экономическую эффективность инновационных проектов.

2 Срок окупаемости инновации (Г) определяется по формуле

где Пс р - среднегодовая величина прибыли, полученная от ин­новации, р.

Показатель срока окупаемости, позволяет обобщенно показать приблизитель­ный период начала возврата вложенных в создание и внедре­ние инновации средств, т.е. через какой срок можно ожидать покрытия затрат на инновацию за счет принесенной ею при­были.

Экономический эффект от инноваций является обобща­ющим показателем экономической оценки реализации инно­вации и выражает величину прибыли или ущерба от иннова­ции. Если инновации реализуются в технологическом процес­се с целью достижения конкурентного преимущества по из­держкам (экономии себестоимости), то при определении их экономической эффективности используются:

• вариантный подход;

• методы сравнительной экономической эффективности.

Вариантный подход предполагает, что целевая уста­новка (экономия себестоимости) может быть достигнута и без инновации, но и в том случае требуются дополнительные затраты капитального характера (инвестиции, капитальные вложения).

При методе сравнительной экономической эффективности результат выражается в экономии себе­стоимости; затраты рассматриваются как единовременные.

Для определения эффективности рассчитывается коэффи­циент экономической эффективности инвестиций в иннова­циюи):

где СС1, СС2 - себестоимость (текущие затраты) годового объ­ема выпуска продукции по вариантам «с инновацией» и «без инноваций», р.;

К1, К2 — единовременные затраты (капиталь­ные вложения) по сравниваемым вариантам в осуществление инновации, р.

Соответственно рассчитывается срок окупаемости капи­тальных вложений в инновациюок), осуществляемых для реализации вариантов:

Поскольку при финансировании вариантов имеет место разновременность осуществления затрат и получаемого эф­фекта (текущих затрат) из системы методов сравнительной экономической эффективности для оценки результативности инноваций используют метод приведения к едино­му моменту времени {метод приведенных за­трат). Применение данного метода позволяет определить годовой экономический эффект в случае предпочтения внедре­ния варианта с инновацией (Эи):

где ПЗ1, П32 - соответственно приведенные затраты по рассмат­риваемым вариантам, р.;

ВП2 - объем выпуска продукции в год (в натуральных измерителях).

В случае, если предприятие в результате внедрения иннова­ции осуществляет выпуск нового продукта, то экономический эф­фектН.И..) от его производства можно определить по формуле

где Цпл - планируемая цена нового продукта (за вычетом на­логов, включаемых в цену в соответствии с законодательством), р.;

ССПЛ - планируемая себестоимость единицы нового про­дукта, р.;

ВПпл — планируемый объем выпуска нового продукта (в натуральных измерителях).

Поскольку инновационность производства выражается в изменении уровня его автоматизации и механизации, то для оценки эффективности дополнительно могут использоваться нижеследующие показатели.

Коэффициент автоматизации труда (Ка. т):

где ЧРа - численность работников, занятых на автоматизиро­ванных участках, чел.;

ЧРсп - среднесписочная численность работников, чел.

Коэффициент автоматизации производств (Кпр):

где ВПа - объем выпущенной продукции (выполненных работ) автоматизированным способом, р.;

ВПобщ — общий объем вы­пущенной продукции, р.

Повышение инновационного уровня производства отража­ется в структурных изменениях персонала предприятия (в частности, увеличивается доля высококвалифицированных работников), активной части основных фондов (возрастает доля производственных автоматов и полуавтоматов, оборудо­вания, основанных на новых электронных технологиях и т.д.).

 

Раздел 2 Экономика проектных решений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.