КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Извлечения из Семейного кодекса РФ) 2 страница
1) игровую 2) трудовую 3) производственную 4) научную Ответ: 1 Комментарий:
41. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество и природа вместе составляют единый мир. Б. Общество – это способ организации государственной власти. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 1 Комментарий: В широком смысле, общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.
42. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (A)Человек отличается от других живых существ способностью сознательно преобразовывать самого себя и окружающий мир. (Б)Наверное, мы не найдем ни одного, даже самого примитивного, человеческого общества, не создавшего свою культуру. (В)Не зря уровень развития культуры является одним из критериев общественного прогресса. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. Ответ: 121 Комментарий:
43. Верны ли следующие суждения о связи природы и общества? А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей. Б. Природа не только кладовая ресурсов, но и источник творческого вдохновения человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий:
44. Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) посещение курсов иностранного языка 1) учение Б) приготовление обеда 2) труд В) выполнение домашнего задания Г) уборка квартиры Д) участие в городской олимпиаде по физике Запишите в таблицу выбранные цифры. Ответ: 12121 Комментарий:
45. Глобальные проблемы современности 1) связаны только с развитыми странами 2) могут решаться автономно друг от друга 3) затрагивают все человечество 4) возникли одновременно с появлением человека и общества Ответ: 3 Комментарий:
46. Совокупность социально значимых свойств, черт человека, которые он реализует в общественной жизни, обозначают понятием 1) личность 2) гражданин 3) индивид 4) работник Ответ: 121 Комментарий:
47. Влияние природы на развитие общества иллюстрирует 1) закрытие завода, загрязняющего реку 2) посадка кустарника на обочинах автодорог 3) строительство домов на сваях в районах разлива рек 4) законодательное запрещение сбора ландышей в лесу Ответ: 3 Комментарий:
48. Значимое отличие человека от любого другого живого существа – это 1) инстинкты 2) сознание 3) рефлексы 4) адаптация Ответ: 2 Комментарий: Основные отличия человека от животного: ü Человек обладает мышлением и членораздельной речью ü Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности. ü Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. ü Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. ü Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
49. Ученики с родителями расчистили от мусора пустырь за школой и посадили там деревья и кустарники. Данный пример иллюстрирует в первую очередь деятельность 1) игровую 2) трудовую 3) учебную 4) познавательную Ответ: 2 Комментарий:
50. Верны ли следующие суждения об обществе и природе? А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует. Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий:
51. Понятия: «авторитарный режим», «республика», «федерация» – относятся к характеристике сферы общества 1) экономической 2) политической 3) социальной 4) духовной Ответ: 2 Комментарий:
52. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в 1) отдыхе и сне 2) питании 3) самосохранении 4) самопознании Ответ: 4 Комментарий:
53. У Михаила много друзей, он трудится менеджером в компании по производству пластиковых окон. В свободное от работы время он играет в любительской футбольной команде. Всё это характеризует Михаила как 1) гражданина 2) индивида 3) личность 4) работника Ответ: 3 Комментарий:
54. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Природные условия оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей. Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий:
55. В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы. «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Все опрошенные не ощущают влияния глобальных проблем на свою повседневную жизнь. 2) Доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь. 3) Менее трети опрошенных обеих групп сталкиваются с проявлением глобальных проблем ежедневно. 4) Пятая часть опрошенных каждой группы считает, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь. 5) Тех, кто ежедневно ощущают проявления глобальных проблем в своей жизни, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь. Ответ: 45 Комментарий:
56. В стране Z учёные провели опрос на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы.
Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экологические проблемы не волнуют людей. 2) Люди имеют разные точки зрения относительно влияния глобальных проблем на их жизнь. 3) Некоторые люди считают, что глобальные проблемы их не коснутся. 4) В стране Z популярны экологические движения. 5) В стране Z сложная экологическая ситуация. Ответ: 23 Комментарий:
57. В процессе социальной жизни человек усваивает культуру данного общества и становится 1) индивидом 2) производителем 3) личностью 4) индивидуальностью
Ответ: 3 Комментарий:
58. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? 1) обнаружение ранее неизвестной древней летописи 2) дебаты кандидатов в президенты страны 3) захоронение радиоактивных отходов 4) создание песни о столице государства Ответ:3 Комментарий:
59. Верны ли следующие суждения о деятельности? А. Деятельность человека носит преимущественно инстинктивный характер. Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ:2 Комментарий:
60. Учитель с утра провёл уроки, а вечером у него запланирована встреча с друзьями. Сравните две формы межличностных отношений, упомянутые в условии задания, – официальные и неофициальные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) обмен информацией между людьми 2) способ взаимодействия людей 3) соблюдение формальных правил в общении 4) личная привязанность, симпатия – основа возникновения общения Ответ:1234 Комментарий:
61. Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы. Видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества. Одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит. В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу. (По материалам интернет-издания)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. План 1. Противоречивость воздействия общества на природу. 2. Сопротивление природы воздействию человека 3. Результаты материальной деятельности человека в ХХ в
2. Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте? ü Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. ü Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт.
3. С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества? ü Для удовлетворения своих растущих потребностей. ü По мнению автора, в нарастании сопротивления природы кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.
4. Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры в преодолении этих барьеров. ü Два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. ü Примеры: должна быть мера в вырубке леса, ловля рыбы, может привести к исчезновению определенных видов фауны и флоры.
5. Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора. ü Масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу, усугубили экологическую ситуацию. ü Связывает с научно-технической революцией. ü С приходом НТР человек начал потреблять всё больше и больше природных ресурсов. Начали интенсивно вырубаться леса, что приводит к уничтожению животного мира. Человек вытесняет животных со своих мест обитания, всё больше и больше попадает их в «красную книгу». Увеличивается добыча нефти, природного газа, железной руды, каменного угля, что приводит к истощению природных ресурсов на земле. Так при добыче нефти происходят утечки, которые губительно сказываются на флору и фауну, а из за пустот, которые образуются при добыче, происходит движение земной коры, в следствии чего происходят землетрясения. 6. Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения. ü Человечество должно отказаться от практики хищнического, несогласованного использования богатств природы ü Перейти к практике возобновления и сохранения природных ресурсов: сажать леса, строить водоемы, обустраивать туристические маршруты, лечить больные деревья, убирать мусор, участвовать в очистке водоемов. ü Разработка государственных мер по охране окружающей среды.
62. К политической сфере жизни общества непосредственно относится 1) проведение фестиваля народной музыки 2) увеличение доли молодёжи в структуре населения страны 3) переход предприятий из рук государства в частные 4) принятие поправок к Закону о выборах депутатов парламента Ответ:4 Комментарий:
63. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение? 1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ. 2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения. 3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились. 4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга. Ответ: 3 Комментарий: 64. Леонид – сотрудник правоохранительных органов. Он – честный и порядочный человек, у него много друзей. В свободное от работы время он тренирует дворовую детскую футбольную команду. Всё это характеризует Леонида как 1) товарища 2) индивида 3) личность 4) работника Ответ: 3 Комментарий:
65. Социальные условия жизни влияют на формирование у человека 1) внешней индивидуальности 2) качеств личности 3) наследственной предрасположенности 4) особенностей темперамента Ответ: 2 Комментарий:
66. Засушливое жаркое лето в регионе Z стало причиной лесных пожаров. Жители многих населённых пунктов были эвакуированы. Этот пример иллюстрирует прежде всего 1) нарушение правил поведения в лесу 2) влияние природы на жизнь общества 3) неустойчивость общественного развития 4) влияние культуры на жизнь общества Ответ: 2 Комментарий:
67. Верны ли следующие суждения о человеке? А. Человек, в отличие от животных, способен действовать сознательно. Б. Человеку, как и животным, свойственны социальные потребности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 1 Комментарий:
68. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРИМЕРЫ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ А) защита от холода 1) биологические Б) общение с друзьями 2) социальные В) реализация своих способностей Г) самосохранение Д) достижение карьерного роста Запишите в таблицу выбранные цифры. Ответ:12212 Комментарий:
69. Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества 1) экономическую 2) социальную 3) политическую 4) духовную Ответ: 1 Комментарий:
70. Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием 1) познание 2) свобода 3) творчество 4) общение Ответ: 4 Комментарий:
71. После нескольких часов пути пассажиры поезда дальнего следования проголодались и решили пообедать. Они достали из сумок взятые в дорогу продукты и принесли горячий чай. Какие потребности реализовали пассажиры? 1) социальные 2) духовные 3) физиологические 4) престижные Ответ: 3 Комментарий:
72. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. В современном обществе внимание к проблемам охраны природы возрастает. Б. Разрушение природной среды ведёт к ухудшению здоровья людей, снижению качества их жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий:
73. Школьник Матвей готовится к контрольной работе по химии, а его отец – архитектор работает над новым проектом. Сравните две формы (вида) деятельности, упомянутые в условии задания, – учёбу и труд. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) создание материальных благ 2) использование необходимой информации 3) использование специальной технологии 4) возможность общения в процессе деятельности Ответ: 1324 Комментарий:
74. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании экономической сферы общества? 1) класс, страта 2) демократия, монархия 3) парламент, федерация 4) деньги, собственность Ответ: 4 Комментарий:
75. Социальные условия жизни влияют прежде всего на формирование у человека 1) типа нервной системы 2) черт характера 3) наследственной предрасположенности 4) особенностей темперамента Ответ: 2 Комментарий:
76. В свободное от учёбы время десятиклассник работает курьером. Данный пример иллюстрирует деятельность 1) учебную 2) трудовую 3) политическую 4) научную Ответ: 2 Комментарий:
77. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия влияют на развитие общества. Б. Потребительское отношение к природе привело к экологическому кризису. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий:
78. Есть люди, для которых соблюдение точного, сложного и многогранного режима – своего рода хобби. Они всегда знают, что им надлежит делать в следующий момент, у них всё расписано. Другие поступают так по необходимости, из-за большого числа разнообразных нагрузок. Но для подавляющего большинства такое чёткое расписание нереально – их жизнь слишком зависит от непредвидимых внешних обстоятельств. Поэтому главнейший принцип составления расписания – чем меньше предусмотрено в нём пунктов, тем лучше. Неожиданно зашедший в гости приятель, телефонный звонок или интересная телепередача легко могут разрушить даже самые благие намерения. При составлении режима необходимо прежде всего считаться с реальностью внешнего мира. Но не забудем ещё и реальность внутреннего. Люди различаются не только своим сознательным отношением к режиму, но и, если можно так выразиться, способностями к нему. Некоторым людям режим дня даётся почти без усилий, даже при неблагоприятных условиях, он будто сам собой вытекает из их натуры. Я называю таких людей «ритмиками». Не берусь утверждать, что главное в возникновении этого типа: рано и прочно выработанная привычка или прирожденная психофизиологическая скоординированность. Другой полюс – дизритмики. Мозг и организм этих людей не вписываются ни в какие режимные рамки: их внутренние ритмы слишком сложны, изменчивы, мало предсказуемы, плохо управляемы. Это два крайних полюса. Обычный человек находится где-то между тем и другим. Нечего и говорить, что в обычном режиме трудового дня ритмикам живётся хорошо, полуритмикам средне, а дизритмик оказывается в положении хронической катастрофы. Если он подчиняется ритмам среды, он плохо себя чувствует. Если не подчиняется – тоже плохо, ибо никто ему этого не прощает. Относительно жёсткого режима, принятого обществом, их внутренняя организация, конечно, неудачна, но это не значит, что они не представляют собой более совершенный тип по каким-то другим критериям. Если вы в течение ряда лет честно выдерживали режимы и перепробовали несколько вариантов с достаточной длительностью, но всё равно ничего не получалось, то вы, скорее всего, дизритмик. Не требуйте от себя высокой продуктивности в те часы и дни, когда организм её не даёт, подлавливайте хорошее время и полноценно выкладывайтесь. Возможно, изучив себя, вам удастся и в неправильных колебаниях вашего состояния уловить кое-какие закономерности. Кроме того, всё меняется: со временем, быть может, изменятся и ритмы вашего организма; возможно, они упростятся и скоординируются.
(По В. Леви) 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. План ü Особенности составления режима дня ü «Ритмики» и «дезритмики» ü Особенности режима дня «дезритмиков»
2. Что, по мнению автора, мешает составлению чёткого расписания? Какой главнейший принцип составления расписания предложил автор? ü Для подавляющего большинства такое чёткое расписание нереально – их жизнь слишком зависит от непредвидимых внешних обстоятельств. ü Поэтому главнейший принцип составления расписания – чем меньше предусмотрено в нём пунктов, тем лучше.
3. Какие типы людей по способности к соблюдению режима выделил автор? (Используя содержание текста, назовите три типа и дайте краткую характеристику двух типов.) ü «Ритмики» (режим дня даётся почти без усилий, даже при неблагоприятных условиях). ü «Дизритмики» (мозг и организм этих людей не вписываются ни в какие режимные рамки: их внутренние ритмы слишком сложны, изменчивы, мало предсказуемы, плохо управляемы). ü «Полуритмики» (где-то между «ритмиками» и «дизритмиками»)
4. Какую работу, сферу деятельности Вы могли бы рекомендовать представителю каждого из названных автором типов людей? Используя содержание текста и обществоведческие знания, кратко поясните каждую свою рекомендацию ü «Ритмики» - руководитель фирмы, предприятия (нужно чётко планировать свои дела, разнообразие встреч) ü «Полуритмики» - в основном люди рабочих специальностей, интеллигенция, офисные работники (соблюдают рабочий режим, в остальном живут не по расписанию) «Дизритмики» - творческая деятельность, например, художник, писатель (работают по вдохновению), работа на дому.
5. В Западной Европе сокращается сфера офисного труда. Всё больше людей получают возможность в удобное для себя время работать дома, в любом другом комфортном месте, лишь изредка собираясь в офисе для обсуждения планов. Какие преимущества даёт работникам такая форма организации труда? (Используя содержание текста и обществоведческие знания, укажите три преимущества.) ü Выбор объема. ü Выбор времени. ü Отсутствие жесткого контроля. труда. ü Полная самостоятельность. ü Много времени для домашних дел.
6. Объясните, зачем каждому человеку нужно изучать себя, выяснять особенности своей психофизической организации. (Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения.) ü Нужно знать особенности своего темперамента, чтобы жить с внутренней гармонией ü Зная особенности своей психофизической организации, можно с наименьшими ошибками определиться с профессиональной деятельностью.
79. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие 1) индивидуальность 2) индивид 3) личность 4) темперамент Ответ: 3 Комментарий:
80. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является частью природы. Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий:
81. Верны ли следующие суждения о личности? А. В понятие «личность», прежде всего, включают характеристики, обусловленные биологической сущностью человека. Б. Развитие личности продолжается в течение всей жизни человека. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 2 Комментарий:
82. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании социальной сферы общества? 1) образование, мораль 2) федерация, конфедерация 3) сословие, этнос 4) капитал, деньги Ответ: 3 Комментарий:
83. Марина готовится к экзамену по истории: читает школьный учебник, справочную литературу, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является 1) сборник тестов по истории 2) школьный учебник 3) справочная литература 4) отличная отметка Ответ: 4 Комментарий:
84. Н. учится в университете. Он общительный человек, увлекается музыкой и часто вместе с друзьями ходит на концерты. Всё это характеризует Н. прежде всего как 1) друга 2) личность 3) студента 4) потребителя Ответ: 2 Комментарий:
85. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Природные процессы влияют на развитие общества. Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Ответ: 3 Комментарий:
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 11022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |