КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы из дерева
Исследование основы Основы из дерева | Основы из ткани | Основы из металла | Основы из бумаги
Исследование предусматривает определение вида древесины, ее сохранности, характера обработки досок, конструктивных особенностей, а в ряде случаев — возраста.
Ствол дерева состоит из неоднородной массы, структура которой хорошо различима с помощью лупы даже при небольшом увеличении. Благодаря этому по характеру крупных сосудов и форме клеток нетрудно определить вид дерева из числа наиболее распространенных. В более сложных случаях прибегают к исследованию под микроскопом среза дерева.
Обычно при ботаническом определении дерева срезы делают в трех направлениях: поперечном (или торцовом), перпендикулярном к оси ствола, тангенциальном, проходящем вдоль волокон касательно к окружности годичных колец, и радиальном, проходящем вдоль волокон через центр ствола и перерезающем годичные кольца по радиусу. В зависимости от того, из какой части ствола вырезаны доски основы, их оборотные стороны представляют собой радиальный или тангенциальный срез. Поэтому пробу для исследования дерева берут, срезая его слой с оборотной стороны доски. Взятая проба должна быть достаточной толщины, чтобы, перерезав ее в направлении, перпендикулярном волокнам, получить поперечный срез. Образец поперечного среза можно взять и с торца доски. Этих двух срезов достаточно, чтобы квалифицированный специалист мог определить по ним вид дерева (рис. 1).
А б в
Г д е
ж з 1. Микрофотографии срезов древесины, использовавшейся в качестве основы для живописи: слева вверху -сосна обыкновенная (а - поперечный срез, 70х; б - тангенциальный, 90х); ниже - ель обыкновенная (в - поперечный срез, 70х; г - тангенциальный, 90х); слева внизу - липа мелколистная (д - поперечный срез, 70 х; е - тангенциальный, 70х); справа внизу - дуб (ж - поперечный срез, 25х, з - тангенциальный, 90х).
Большое значение при идентификации древесины имеет ее сохранность. Сильно разрушенное дерево, зараженное грибом, изъеденное насекомыми, обработанное каким-либо укрепляющим составом и утратившее в результате характерные признаки своего строения, почти не поддается определению. Поэтому при взятии образца необходимо выбирать наиболее целые и здоровые участки доски.
Значительно большую сложность представляет определение времени изготовления основы. Излишне говорить, насколько такие сведения важны для атрибуции произведения. За последние годы было предложено несколько методов датирования археологических объектов, среди которых для определения возраста древесины применяются метод радиоактивного углерода (или метод С14) и метод дендрохронологии.
Радиоуглеродный метод датирования основан на количественном определении радиоактивного изотопа углерода С14, содержащегося в растениях в концентрации, находящейся в прямой связи с их возрастом, что позволяет определить период времени, когда в данном объекте прекратилась жизнь. Точность радиоуглеродных датировок зависит от количества исследуемого вещества и времени, прошедшего с момента прекращения жизни организма. Метод требует сложного оборудования и осуществим лишь в специальных лабораториях.
В основе дендрохронологии, или метода датирования древесины по годичным кольцам, лежит их изучение на поперечном срезе неизвестного дерева. Годичные кольца древесины отличаются неравномерностью, связанной определенной закономерностью с климатическими условиями: при благоприятных температурных и влажностных условиях вырастает широкое годичное кольцо, а при неблагоприятных — узкое. Сопоставляя годичные кольца исследуемого объекта с абсолютной хронологической шкалой, составленной для конкретного географического региона, можно с точностью до года датировать неизвестный срез дерева. Дендрохронология, широко применяемая в археологии и в других смежных областях, используется и для датирования деревянных основ живописи. Ограничение возможностей этого метода определяется в данном случае двумя моментами: тем, что на досках основы обычно отсутствуют самые молодые слои древесины — заболонь — и видом дерева. Наиболее четко годичные кольца различимы у хвойных деревьев, а у лиственных годичные кольца заметны несколько хуже.
Часто в литературе можно встретить указания на то, что в прошлом прежде чем использовать дерево, его выдерживали в течение двадцати-двадцати пяти лет. В действительности, как показало изучение древесины европейских картин, период между валкой леса, выделкой досок для живописи и временем написания картины был значительно короче и вряд ли составлял больше пяти лет.
Важным моментом в изучении основы является определение ее сохранности. Часто в руки историка искусства или реставратора попадают картины на дереве, сильно, пораженном древоточцем. Основы итальянских картин, выполненные из мягких пород дерева, почти без исключения сильно пострадали от личинок этого насекомого. Поэтому одни картины итальянских мастеров в XVIII-XIX веках были переведены с дерева на холст, а доски других были значительно утоньшены. Последнее обстоятельство объясняет незначительную толщину многих досок ранних произведений итальянской живописи. Напротив, основы произведений, выполненные из дуба, содержащего танин, и из хвойных пород, богатых смолой, меньше подвержены действию насекомых и сохраняются обычно без изменений. Поэтому, прежде чем высказать предположение о происхождении картины, пораженной насекомыми, следует внимательно изучить характер повреждений. Пораженная личинками древоточца, но не подвергавшаяся последующей механической обработке доска имеет на поверхности круглые или овальные отверстия, через которые насекомые выходят наружу после завершения ими цикла биологического развития внутри доски. В том случае, если на доске кроме таких отверстий видны продольные сечения ходов насекомых, не может быть сомнения в том, что перед нами обработанная доска. Если следы такой обработки видны с оборота доски, это говорит о том, что ее сделали тоньше, если на боковых или торцевых сторонах — размер картины уменьшен.
Кроме того, нужно помнить, что использование старых, изъеденных досок — один из наиболее давних приемов фальсификации. Не трогая тыльной стороны, на которой сохранились естественные летные отверстия насекомых, старые печати, инвентарные номера галерей и прочие атрибуты, подтверждающие древность произведения, доску, убрав с нее остатки старой живописи, с лицевой стороны покрывали грунтом, а затем писали новое произведение, выдаваемое за старую живопись. Такого рода манипуляции распознаются средствами рентгенологического исследования. В местах, где на поверхности доски имеются ходы личинок, масса грунта заполняет пустоты; грунт в этих местах становится толще, сильнее поглощает рентгеновское излучение и дает четкое изображение ходов личинок на рентгенограмме в виде светлых линий с закругленными краями и кружочков, соответствующих по ширине (или диаметру) ходу личинки и четко вырисовывающихся на более темном фоне дерева. Аналогичным образом выглядят на рентгенограмме восстановленные участки живописи на местах выпадов красочного слоя и грунта у подлинных произведений (рис. 2).
2. Рентгенограмма фрагмента картины Б.Пассароти (см. рис.61).
Отличить такие произведения от подделок помогает выявление записей на местах утрат красочного слоя. Рентгенография основы проводится также для определения поражения ее насекомыми. В местах, где личинки проделали ходы и, разрушив дерево, образовали в нем пустоты, рентгеновское излучение сильнее засвечивает рентгеновскую пленку, благодаря чему ходы личинок передаются на ней более темными на общем фоне основы. Сами же личинки, благодаря концентрации в их ткани минеральных солей, извлекаемых ими из древесины, сильнее поглощают рентгеновское излучение, имеют на рентгенограмме четкие границы и хорошо видны на темном фоне проделанных ими ходов; погибшие организмы не имеют на рентгенограмме четких контуров. Если на рентгенограмме обнаружены личинки древоточца, через один-два месяца делают новую рентгенограмму и сличают полученные результаты. Если положение личинок или проделанных ими ходов изменилось, идет активное разрушение основы. В этом случае необходимо принять меры по дезинсекции произведения.
С помощью рентгенографии могут быть получены также важные сведения о структуре древесины и конструкции основы. Поскольку древесина неоднородна по составу и имеет определенную структуру, последняя обычно хорошо видна на рентгенограмме. Поэтому при двусторонней живописи на доске, закрашенной с оборота, заклеенной холстом или дублированной на другую доску, анатомическое строение древесины основы может быть выявлено рентгенографически. При этом четкость изображения помимо ряда побочных факторов (плотности красочного слоя и грунта, наличия паволоки) зависит от вида дерева и характера разделки ствола. Доски тангенциального распила дают на снимке более сложную картину, чем радиального, когда годичные кольца находятся в плоскости, перпендикулярной рентгенограмме (рис. 3 и 4).
3. Леонардо да Винчи. Джоконда. 1503 г. Рентгенограмма картины, написанной на тополевой доске. 4. Рембрандт. Портрет Корнелии Пронк. 1639 г. Рен тгенограмма картины, написанной на дубовой доске.
Трудно судить о конструкции основы и при двусторонней живописи, особенно когда такие произведения помещены в специальные рамы, скрывающие торцы и боковые стороны доски. Большую помощь во всех этих случаях оказывает рентгенография (рис. 5).
5. Каневская Богоматерь. Двусторонняя выносная икона XVI в. с изображением Спаса на обороте. Обычные фотографии сторон и их послойно-контактные рентгенограммы. Сучки благодаря более плотной древесине выглядят на рентгенограмме более светлыми. Если же на месте выпада сучка или удаленной смолы положена шпаклевка, она видна на рентгенограмме как светлое пятно, в случае если в ее состав входит большое количество мела или свинцовые белила, или как темное пятно, если она приготовлена на основе опилок. Как уже говорилось, для соединения досок в щит использовались врезные шипы, бабочки и другие добавочные элементы, не всегда различимые с оборотной стороны или с торца доски. В ряде случаев ослабевшие стыки таких досок позже усиливали накладными планками или врезными шпонками, которые легко принять за первоначальные; известны случаи, когда поврежденную основу состругивали и дублировали на другую доску (рис. 6, 7).
6. Г.Мульчер. Голова монаха. XV в. Лицевая и оборотная стороны. Картина сдублирована на новую основу.
7. Рентгенограмма, показывающая надставку авторской основы в правой и левой частях картины, и произведение после реставрации.
С ее помощью можно обнаружить и другие конструктивные особенности основы — клеевые соединения досок, вставки из дерева, надставку досок, что очень важно для определения первоначального размера картины, пустоты от старых шипов, старых вставок, способ крепления обрамления основной доски и прочие элементы, существенные для выяснения истории создания картины и ее реставрации.
Хорошо виден на рентгенограмме благодаря контрастирующим своитвам грунта характер обработки древесины. В зависимости от применявшегося инструмента, которым обрабатывалась доска, на ее лицевой стороне остаются характерные следы в виде различной формы неровностей, заполненных грунтом, дающим на рентгенограмме их довольно четкое изображение; на гладко обработанной доске грунт лежит ровным слоем, создавая однородную по плотности почернения картину.
Следует также обращать внимание на изображение остатков гвоздей, которыми крепился оклад на иконах, а также на различные металлические крепления основы или их следы (гвозди, шурупы, скобы — рис. 8). 8. Рентгенограмма фрагмента выносной иконы «Знамение». XII в. Хорошо видны паволока, сетка кракелюра, остатки гвоздей, крепящих оклад, и гвозди крепления древка.
Под воздействием влаги металл со временем корродирует, и элементы коррозии, проникая в древесину, начинают разрушать ее. Эти очаги поражения видны на рентгенограмме в виде светлых пятен и полос, расходящихся по сторонам от металлического предмета. Часто по этим следам можно судить о способе крепления досок, когда металлические детали не сохранились.
Что касается перевода живописи с деревянной основы на холст, то в этом случае на рентгенограмме может обнаружиться изображение остатков древесины, следов крепления деревянной основы, разрывов красочного слоя и авторского грунта в местах стыка досок, а главное — характер кракелюра, типичного для произведений, написанных на деревянной основе.
При исследовании основы следует обращать особое внимание на сохранившиеся на ней различные надписи, печати галерей и наклейки, проливающие свет на историю создания и последующую жизнь произведения. Если надписи плохо читаются, следует прибегнуть к специальным видам исследования с помощью ультрафиолетового и инфракрасного излучений.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |