Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование рисунка




Исследование и возможность выявления авторского рисунка определяются материалом, которым он выполнен, характером его нанесения, а также особенностями вышележащего красочного слоя и грунта, на который он нанесен.

В случае, когда рисунок сделан графьей, его легко обнаружить при боковом освещении произведения (рис. 14), а в станковой живописи и на рентгенограмме. Грунт в местах, где проведена графья, тоньше, чем на соседних участках, поэтому, если графья заполнена краской, поглощающей рентгеновские лучи меньше, чем грунт, графья будет видна в виде тонкой темной линии; когда же в графью попадают свинцовые белила или другая краска, поглощающая рентгеновские лучи сильнее, чем окружающий грунт, она, как это чаще встречается, видна на рентгенограмме в виде тонких светлых линий (рис. 12).

Фрагмент росписи ц.Чуда архангела Михаила в Московском Кремле. XV в. Рисунок выполнен графьей. Обычная фотография и фотография в скользящем свете.

12. Збраславская Мадонна. Чешский мастер XIV в. Рентгенограмма фрагмента, показывающая рисунок, выполненный графьей.

 

Могут встретиться случаи, когда линии графьи не согласуются с авторским красочным слоем, что можно иногда видеть на древнерусских стенописях и иконах. Такая графья, как правило, имеет более позднее происхождение и соответствует времени поновления живописи.

 

Рентгенограмма позволяет выявить и рисунок, сделанный киноварью. Киноварь принадлежит к числу «тяжелых» красок, сильно поглощающих рентгеновские лучи даже в очень тонком слое. Такой рисунок выглядит на рентгенограмме в виде четких светлых линий.

 

Рисунок произведений, выполненных на полупрозрачной основе (пергаменте или бумаге), может быть выявлен в проходящем видимом свете при визуальном осмотре или фотографировании на просвет (рис.13).

13. Евангелист Иоанн. Византийская миниатюра XIII в. Фотография и схематическое изображение фрагмента живописи XIII в. с выявленным первоначальным рисунком XII в.

 

Эффективное средство выявления рисунка — исследование живописи в инфракрасных лучах. Поверхностные загрязнения, потемневший лак, некоторые краски, непрозрачные для обычного, видимого света прозрачны для инфракрасных лучей. В то же время материалы грунта — гипс, мел, известь, различные белила обладают большим отражающим коэффициентом для этих лучей, а уголь, графит и сажа, содержащие практически чистый углерод и наиболее часто используемые как материал рисунка, их в сильной степени поглощают. Поэтому в тех случаях, когда инфракрасные лучи могут проникнуть сквозь красочный слой и дойти до грунта, который их в значительной степени отразит, а вещество, которым выполнен рисунок, их поглотит, возникают благоприятные условия для выявления рисунка.

 

На инфракрасной фотографии такой рисунок читается в виде четких черных линий на более светлом фоне. Наличие рисунка, выполненного (или усиленного) черным углеродосодержащим пигментом в сочетании с меловым или гипсовым грунтом и тонкослойной живописью, объясняет возможность его прочтения на многих произведениях западноевропейских и древнерусских мастеров.

И. Бейкелар. Рождество Христа. 1508 г. Фрагмент и его инфракрасная фотография, выявляющая авторский рисунок.

Ян Йост. Успение Марии. 1506 г. Фрагмент и его инфракрасная фотография, выявляющая авторский рисунок.

А. Бронзино. Святое семейство. 1540 г. Картина до реставрации и фотография фрагмента в инфракрасных лучах, показывающая изменение первоначальной композиции в процессе работы над картиной.

Архангел Михаил. Икона XIV в. Фотография фрагмента и его инфракрасная фотография, показывающая первоначальный рисунок.

Собор Богоматери. ХIV-начало XV в. Инфракрасная и обычная фотографии фрагмента иконы.

 

Сложнее выявить рисунок на произведениях масляной живописи начиная с XVII века. Не говоря уже о том, что рисунок, сделанный мелом, не может быть выявлен известными сегодня средствами, сквозь плотный слой масляных красок лишь в редких случаях удается выявить и рисунок, сделанный материалом, содержащим углерод. Вместе с тем по микрошлифам можно судить о материале, которым выполнен рисунок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.