Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы из ткани




 

Исследование предполагает определение природы волокна, способа плетения нитей, сохранности полотна, первоначального размера произведения и прочих данных. Помимо атрибуционных и историко-технологических целей изучение природы волокна и структуры ткани позволяет объяснить причины разрушения основы, вызываемые физико-химическими изменениями волокна, что помотает выбрать наиболее эффективные способы ее защиты и обеспечить долговечность произведения.

 

Существует несколько способов идентификации прядильных волокон. Основными среди них являются микроскопическое исследование внешнего вида и структуры волокна и микрохимический метод, основанный на микроскопическом наблюдении за поведением волокон под действием различных реагентов, для чего с краев холста берут две нити, идущие во взаимно перпендикулярном направлении. Нити должны иметь достаточную длину, быть без сломов, эластичными.

 

Освободив нити от клея, жира, воска и других пропитывающих составов, отдельно из каждой нити, расщепляя ее под микроскопом, готовят препараты, представляющие собой одну удлиненную клетку, имеющую в зависимости от природы волокна острые, закругленные или расщепленные концы. Эта операция не представляет большой сложности. Поперечный срез волокна обычно получают с помощью пластинки с отверстием, куда вводится такое количество волокна, которое бы плотно сидело в нем. После этого выступающие концы срезают острой бритвой на уровне поверхности пластины с обеих ее сторон. Слабые и хрупкие волокна обычно не выдерживают такой операции. В этом случае прибегают к изготовлению поперечного среза, предварительно помещая волокно в одну из наиболее подходящих в данном случае синтетических смол, применяемых на практике. Подготовленные к исследованию препараты изучают под микроскопом, пользуясь последовательно 150-, 300- и 400-кратным увеличением. Большие возможности при идентификации растительных волокон дает исследование препаратов в поляризованном свете. Для ботанического определения необходимо знать отличительные признаки, присущие элементарному волокну. Так элементарное волокно льна имеет веретенообразную форму, его длина 4 — 70 мм, ширина 10 — 30 мкм. Стенки волокна являются почти чистой клетчаткой. В поперечном сечении волокно имеет вид остроконечного — шестигранника с круглым, очень узким каналом, с зернистыми остатками протоплазмы. Конец волокна льна средней части стебля острый, в нижней части волокно имеет широкий канал с остатками протоплазмы, стенки тонкие. Элементарное волокно пеньки напоминает волокно комлевой части волокна льна, но гораздо грубее.

 

Концы его расщеплены надвое, иногда тупые, закругленные. На поперечном сечении пеньки виден канал с разветвлениями. Длина элементарного волокна 5 — 55 мм, ширина 15 — 30 мкм.

 

Хлопковое волокно имеет под микроскопом вид плоской ленты длиной 10 — 50 мм при ширине 12 — 45 мкм. Один конец волокна тупой, другой оборван, около семени. Волокно обычно скручено относительно своей продольной оси, в поперечнике имеет вид сплюснутого эллипса. Стенки — почти чистая клетчатка.

 

Определение волокна по внешнему виду не всегда дает положительный результат. Поэтому дополнительно прибегают к микрохимическому анализу, когда определение проводят под микроскопом при помощи цветных реакций (колористический метод) или делают пробу на растворимость. В первом случае волокно обрабатывают реактивом или красителем, под действием которого каждый вид волокна приобретает специфическую окраску, облегчающую суждение о его природе.

 

Наиболее распространен йодный метод. Под действием хлор-цинк-йода — реактива на клетчатку (основную часть растительного волокна) волокно хлопка окрашивается в зависимости от концентрации раствора в красно-фиолетовый или голубовато-фиолетовый цвет, волокно пеньки — в красно-коричневый, а волокно льна — в фиолетовый. Если концентрацию раствора уменьшить, то окраска волокна льна бледнеет и исчезает.

 

Для приготовления реактива 1,5 — 3 г йодистого калия растворяют в 100 мл дистиллированной воды и добавляют несколько кристаллов йода до получения темно-коричневого цвета. В раствор добавляют химически чистый хлористый цинк в количестве, необходимом для получения перенасыщенного раствора. Так как реактив разлагается на свету, предварительно приготовленный, просушенный препарат сразу же рассматривают под микроскопом.

 

Существуют и другие методы, например метод двойного окрашивания, когда волокно последовательно окрашивают малахитовой зеленью, а затем красным конго. В результате такой обработки стенки волокна хлопка и льна приобретают розовый, а протоплазма зеленый цвет; волокна пеньки получают пеструю грязно-фиолетовую окраску, а протоплазма местами сохраняет зеленый цвет. Чтобы отличить хлопок, его волокна в течение нескольких минут окрашивают горячим водным раствором сафранина. После тщательной промывки в дистиллированной воде волокна приобретают красный цвет.

 

Метод, основанный на различной растворимости волокон в аммиачном растворе гидрата окиси меди (реактив Швейцера), состоит в следующем. Если в этот реактив поместить волокно хлопка, оно быстро раскручивается, набухает и, наконец, растворяется, оставляя лишь обрывки кутикулы (надкожницы). Волокна льна в этом реактиве, набухая, резко укорачиваются, наружный слой быстро растворяется; внутренняя часть растворяется медленнее. Волокна пеньки ведут себя примерно так же, как волокна льна, но этот процесс протекает значительно медленнее. Если для определения природы волокна необходимо брать пробу для анализа, то, чтобы изучить структуру ткани, достаточно внимательного осмотра оборотной стороны холста с помощью лупы небольшого увеличения. Структура ткани определяется тремя основными моментами: видом переплетения нитей, их толщиной и плотностью тканья.

 

Всякая ткань состоит из нитей основы, идущих вдоль полотна и переплетающихся с нитями утка, идущими поперек полотна. Хотя число вариантов такого переплетения не ограничено, все они могут быть сведены к трем основным видам. Простейшим является полотняное переплетение, при котором перекрещивание нитей повторяется после двух уточных прокидок. В саржевом (или диагональном) переплетении каждая нить основы перекрывается минимум двумя уточными нитями сверху и одной снизу, вследствие чего и возникают косые (диагональные) линии саржи. При атласном переплетении получается ткань, на лицевой стороне которой преобладает либо уток, либо основа.

 

Рисунок переплетения фиксируют на фотографии вместе с линейкой или схематически зарисовывают на миллиметровой бумаге. Плотность ткани определяется подсчетом числа нитей в основе и в утке на 1 см2.

 

Со временем в результате естественного старения, неблагоприятных условий хранения, механических и биологических повреждений ткань основы ветшает. Один из реставрационных методов укрепления тканой основы — дублирование холста, то есть наклейка его на дополнительную основу — обычно из холста, а иногда из картона, дерева или меди. В особо тяжелых случаях, когда обветшавшая основа не могла быть укреплена дублированием, ее удаляли, а красочный слой переводили на новую основу — на холст или реже на дерево.

 

Определить специфику авторского холста на дублированной картине, а также установить наличие и особенность паволоки в живописи на доске можно с помощью рентгенографии. Рентгеновское излучение, используемое при исследовании живописи, беспрепятственно проходит сквозь основу и дублировочный холст, частично поглощаясь слоем грунта. При этом в местах переплетения нитей, где образуются углубления и слой грунта толще, оно поглощается сильнее, а на выпуклости холста, где слой грунта тоньше — слабее. Так как рентгенограмма дает изображение предмета практически в натуральную величину, получают полное представление о характере плетения, плотности и зернистости авторского холста. Не только холст, но и основа из дерева не является препятствием для рентгенографии. Поэтому, даже если картина дублирована на дерево, структура холста все равно будет отчетливо видна на рентгенограмме. Именно поэтому на рентгеновском снимке легко получить и изображение паволоки, определить ее размеры, характер, место, где она положена.

 

Подобно тому как при боковом освещении красочного слоя удается иногда увидеть места стыков досок на картине, переведенной с дерева на холст, в тех же условиях можно увидеть рисунок авторского холста на картинах, переведенных на дерево или на другой холст. Если же при переводе живописи на новую основу авторский грунт не был удален, на рентгенограмме в ряде случаев удается получить изображение рисунка авторского холста. Причем он может быть выявлен как при переводе на дерево, так и на новый холст. В последнем случае об этом судят по разнице в рисунке холста, видимом на обороте картины, и на рентгенограмме.

 

Нередко при переводе картин на новое основание добиться таких результатов не удается. Это объясняется тем, что в процессе перевода между красочным слоем и новым холстом наносили плотный слой грунта, в состав которого входили свинцовые белила, сильно поглощающие рентгеновское излучение и нивелирующие на рентгенограмме светотеневую градацию не только от авторского грунта, но и от красочного слоя. В то же время рентгенография позволяет установить сам факт перевода живописи, если о нем нельзя судить по другим признакам (характеру основы, не соответствующей по времени живописи, по кромкам и прочее). В этом случае на рентгенограмме обычно бывает видно изображение тонкой, очень редкой ткани, использовавшейся, как правило, при переводе красочного слоя.

 

По рентгенограмме часто удается определить, в каком виде холст натягивался на подрамник. Если его натягивали не загрунтованным, то на рентгенограмме хорошо видна равномерная волнообразная деформация нитей по периметру холста; на холсте, натянутом в загрунтованном виде, эта деформация выражена слабее.

 

Важное место в изучении основы из холста занимает определение ее сохранности. Сюда, помимо выяснения физической целостности ткани, которое определяется визуально, а в случае дублировки произведения — по рентгенограмме, входит и определение ее первоначальных размеров.

 

В отличие от живописи на дереве, где в один щит соединялись, как правило, доски одного вида дерева, при наращивании холста этот принцип соблюдался не всегда. Несколько полотнищ сшивались в один холст прежде всего при выполнении крупноформатных произведений, поскольку ширина холста ограничивалась размером ткацкого станка. Иногда размеры картины увеличивались в процессе ее создания в связи с изменением замысла мастера. В этом случае надставленная часть могла отличаться от взятой первоначально. Такие добавления, являющиеся составной частью оригинала, следует отличать от наращивания холста, сделанного в последующее время с целью изменения формата произведения. В XVIII веке с распространением в живописи декоративизма возникает своеобразная эстетика развески картин в интерьере. Пишутся (или подгоняются) под специально отведенные им места в интерьере парные портреты, пейзажи, натюрморты, исторические картины. Получает распространение так называемая шпалерная развеска картин, при которой плотно пригнанные друг к другу произведения сплошным ковром покрывают стены. Естественно, что подобную экспозицию не всегда можно было осуществить из-за разных размеров картин. Поэтому зачастую по желанию владельца картины подрезали или наращивали.

 

О наращивании холста можно судить по оборотной стороне произведения, а на дублированной картине — по лицевой стороне или по рентгенограмме. В последнем случае следует иметь в виду следующее. Если характер плетения и плотность нитей надставки отличаются от основного холста, надставка тем не менее может иметь авторское происхождение. Однако если это сочетается с иной плотностью грунта, можно с большой долей вероятности предположить се более позднее происхождение. В последнем случае надо быть особенно внимательным при исследовании красочного слоя.

 

При определении первоначального формата картины важное значение имеют следы от гвоздей по кромкам холста и возникающие при его натяжке на подрамник, так называемые гирлянды напряжения — волнистые линии нитей, сильные по периметру картины и уменьшающиеся по направлению к центру. Отсутствие деформации нитей с какой-либо из сторон может дать основание предполагать, что с этой стороны картина обрезана. Определив величину деформации на целом участке, можно приблизительно установить величину срезанной части. Гирлянды напряжения на сдублированном полотне или на участке, скрытом подрамником, хорошо видны на рентгенограмме. Если гирляндам напряжения соответствует деформация изображения, значит они появились при перетяжке произведения и, следовательно, не могут служить признаком сохранения ее первоначального формата.

 

Возраст текстильной основы определяется пока лишь весьма относительно по структуре ткани, способу плетения (ручному или машинному) и прочим вторичным признакам. Трудность такого определения объясняется прежде всего отсутствием систематизированных данных. Накопление исторических сведений: изучение ткацкого производства прошлого, технологических особенностей изготовления холста (материал, характер переплетения, узор и т. д.) — в разных странах и в разные эпохи, несомненно, облегчило бы датирование основы.

 

Поскольку холст представляет собой материал органического происхождения, для определения его возраста можно было бы применить метод радиоуглеродного датирования. Однако, несмотря на то, что такие попытки имели место при определении возраста коптских тканей, датируемых Х-ХШ веками, и дали в отдельных случаях интересные результаты, метод этот не может пока считаться достаточно разработанным в интересующем нас аспекте.

 

Так же как и при изучении основ из других материалов, в процессе исследования картин на холсте необходимо тщательно фиксировать все надписи на обороте картины или на подрамнике. Часто такие тексты оказываются трудночитаемыми — полустертыми или сознательно искаженными. В этом случае необходимо прибегнуть к специальной фотографии в лучах различных участков спектра (рис. 9).

 

9. Оборотная сторона картины и фрагмент с надписью, выявленной в инфракрасных лучах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.